eTOMомания

Большой ажиотаж в среде российской Telco-индустрии вокруг eTOM, COBIT, etc сильно напоминает аналогичную ситуацию конца прошлого века с “лучшими практиками”, заложенными в отраслевые референтные модели крупных разработчиков ПО для рынка ERP-систем.

В то время многим заказчикам казалось очевидным, что если программный продукт уже содержит в себе современную функциональную структуру отраслевых бизнес-процессов, то сразу после внедрения организация, как по мановению волшебной палочки, будет обладать лучшими отраслевыми практиками. В этом руководителей убеждали и вендоры, старательно обходя “опасные” термины “реорганизация” и “реинжиниринг”, при том, что сами чаще всего понимали, что прежде чем внедрять автоматизированную систему (суть настраивать программное обеспечение под целевую структуру информационных потоков), необходимо внедрить новые бизнес-процессы и эта задача значительно сложнее развертывания любого программного решения.

Сами отраслевые практики, заложенные в библиотеку референтных моделей, если пытаться их внедрять AS IS, чаще всего конфликтуют с существующей системой управления на предприятии, как на уровне стратегии, так и с точки зрения требований и ресурсов действующей операционной инфраструктуры.

Поэтому очень не хотелось бы, чтобы наши операторы связи начали наступать на те же грабли и проваливать проекты, изначально затеянные из самых лучших побуждений. Тот же eTOM использовать необходимо, но, в первую очередь, как аналитический инструмент и прекрасную базу знаний для внедрения эффективных изменений в собственные бизнес-процессы. Не верьте вендору, если он убеждает Вас в том, что после внедрения его программного продукта, функциональная структура вашего предприятия будет соответствовать стандартам TMF, так не бывает. Начинать как всегда нужно со стратегии и процессов, приблизительно в следующей последовательности:

  • Формирование стратегии/стратегических инициатив.
  • Выделение ключевых бизнес-процессов.
  • Разработка моделей выделенных бизнес-процессов (AS IS).
  • Анализ соответствия моделей бизнес-процессов требованиям со стороны:
    • Стратегии/стратегических инициатив.
    • Лучших отраслевых практик (eTOM).
    • Других ограничений и стандартов(SOX, COBIT, etc.)

  • Принятие решений по внесению изменений в бизнес-процессы/внедрение новых бизнес-процессов.
  • Разработка моделей перспективных бизнес-процессов (TO BE) по ключевым бизнес-процессам.
  • Разработка реляционных моделей информационных потоков, соответствующих новой модели бизнес-процессов и определение структуры единого информационного поля.
  • Разработка модели трансформации системы и плана потоков работ по управлению изменениями.
  • Управление изменениями и стабилизация.

Слишком глобально, чересчур долго? Впрочем, здесь тоже можно найти вполне эффективные компромиссы.