Централизация и децентрализация бизнеса – за и против

Централизация и децентрализация бизнеса - за и противМентальность наших бизнесменов и менеджеров формировалась в основном в застойные советсткие времена или под влиянием тех времен. Последствия – стремление к “дивизионной” и жесткой структуре бизнеса. Кто от этого страдает, а кто выигрывает? Можно ли дать однозначную оценку централизации или децентрализации? Считаю, что истина находится как всегда посредине. Каждый выбирает свое – по деньгам, по целям и по…

Удивительное дело наша украинская бизнес-реальность. Весьма отличается от симпатичных прилизанных статей и книг по управлению и менеджменту. Вот пример: вчера был клиент – крупный сельхозпроизводитель из “новых”. Земли много, денег нормально, персонал в основном районного маштаба, а запросы и пожелания как у серьезного европейского предпринимателя. Он, в смысле европеец, и является собственником. И вот вся дискуссия об организации бизнеса свелась к организации автоматизированного бухучета.

Оказалось, что европеец-хозяин и фин.дир-украинец хотят буквально тотального контоля за каждым движением денег и товаров внутри обширного хозяйства. Однако такие случаи известны мне как консультанту, успехов очень мало и я поначалу активно возражал.

MUST READ:  Рецепт Coca-Cola доступний кожній домогосподарці?

В чем была суть их аргументов?

Во-первых, “верить нельзя никому, особенно в Украине, особенно в селе” – что скажешь? Правда.

Во-вторых, “для управления чем-то надо это что-то достоверно и своевременно измерить и знать где оно лежит” – не совсем согласен. Насколько точно измерять будем? Во что обойдется ответ на вопрос “Скока будем вешать в граммах?”. Дальше… Надо ли знать географическую точку нахождения товара или мы ищем материально ответственное лицо? Ответы на эти вопросы смутили моих визави. При разбросе точек учета на 35-100 км. друг от друга и невысокой квалификации персонала информация онлайн не будет надежной и достоверной. Это они поняли, но желание “хочу все знать” пока осталось.

Третий аргумент – “необходимо считать реальную себестоимость, а не опираться на сказки бухгалтеров и экономистов”; я спросил – “А кто будет считать?”, а потом еще – “А что вы конкретно понимаете под себестоимостью? До налогов или после? Включая общехозяйственные или нет? С админами или без?”. Мои вопросы повисли в воздухе и дискуссия фактически закончилась.

MUST READ:  Действительно ли клиенты говорят вам правду?

Однако я остался очень доволен, так же как и мои клиенты. Чем? Тем, что все поняли над чем необходимо работать. Клиенты осознали, что в понятие “стратегия” вкладываются не только и не столько фразы про “миссию”, а конкретные цели из которых, как следствие, вытекает тактика управления. И если ради достижения цели необходимо посчитать гвозди в штуках – значит надо их посчитать! С другой стороны, при других целях можно просто считать многие параметры и показатели на глазок, примерно, не тратя денег на подробный учет. Я, как консультант, был доволен прогрессом клиента и тем, что узнал то, чего не знал – как выстраивать полувоенную систему учета в сельском хозяйстве.

Однако сам конфликт неисчерпаем – в идее централизации и децентрализации бизнеса есть много сторон и оттенков.

Вот такой получилась моя дебютная запись в блоге; по идее – это дневник. Стиль я не оттачивал – писал как думал. Жду коментариев с нетерпением!