Менеджмент.com.ua - главная страница Мастер-класс Радислава Гандапаса по личной эффективности «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы»
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


Учебник "Оценка эффективности инвестиционных проектов"

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): В.П.Савчук, директор ДЦППП
размещено: 12.11.2001
обращений: 194484
отзывов: 56

>> ОГЛАВЛЕНИЕ

8. Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли в процессе инвестиционного проектирования

8. 1. Общее понятие и назначение анализа безубыточности

Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли является неотъемлемой частью инвестиционного проектирования. Этот тип анализа показывает принципиальную выполнимость проекта и одновременно позволяет выяснить основные узкие места проекта в смысле достижения заданного значения прибыли, которая обеспечивает требуемую эффективность инвестиционного проекта.

Как показывает практика, наиболее эффективны те проекты, в соответствии с которыми производство функционируют на уровне близком к уровню полной мощности. Однако несмотря на это некоторые проекты приносят убытки в течение первых нескольких лет после их реализации — с годами ситуация улучшается, в то время, как другие продолжают работать с убытком достаточно долго. Причин для столь плохих результатов может быть очень много, например: задержки в реализации; дефекты в схеме проекта; дефицит основных элементов; плохое качество сырья; недостаточный объем рынка; плохое качество продукции; ценовая система и т. д.

Если проект функционирует на более низком уровне использования производственных мощностей, доходы не могут покрыть все издержки. Когда уровень использования производственных мощностей возрастает, то можно надеяться, что будет достигнута ситуация, когда общие доходы будут равны общим издержкам. В этой точке нет ни прибыли, ни убытков. Такая ситуация называется ситуацией безубыточности. Таким образом мы подходим к понятию безубыточности.

Анализ безубыточности или анализ издержек, прибыли и объема производства, как его иногда называютэто аналитический подход к изучению взаимосвязи между издержками и доходом при различных уровнях производства.

Анализ безубыточности используется не только для целей инвестиционного проектирования. Этот анализ полезен также для текущего управления, так как он обеспечивает информацией для принятия решения путем анализа влияния изменений в цене продукции, производстве и объемах продаж и издержках, а так же прогнозирования прибылей, убытков и потоков денежных средств.

В процессе проведения анализа безубыточности в его стандартном (классическом варианте) принимаются следующие допущения.

  1. Используется классификация издержек по характеру их поведения при изменении объема реализации готовой продукции. Издержки подразделяются на постоянные и переменные
  2. Предполагается, что вся произведенная продукция будет продана в течение планового периода времени.
  3. В качестве критерия для анализа принимается прибыль до выплаты налогов, а не чистая прибыль.

Все последующие вопросы анализа безубыточности будут рассматриваться в основном в рамках этих допущений.

8. 2. Классификация издержек

В рамках анализа безубыточности издержки подразделяют на два вида: фиксированные (постоянные) и переменные. Переменные издержки - это такие издержки, которые меняются (в целом) приблизительно прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема производства (в предположении, что издержки на единицу продукции остаются почти постоянными, стабильными). Фиксированные издержки — это такие издержки, которые не меняются, когда меняется уровень производства за какой-то определенный период времени (например, год). К переменным издержкам относятся затраты на сырье и материалы, энергию и коммунальные услуги (используемые в процессе производства), комиссионные с продаж (если они определяются объемом продаж), зарплата рабочим (при условии, что она может быть увеличена или уменьшена при увеличении или уменьшении объема производства). Примерами фиксированных издержек являются затраты на амортизацию зданий и оборудования, амортизацию предоперационных расходов, аренду и лизинг (которые не изменяются при изменении объема продаж и объема производства), проценты по кредитам, заработная плата служащих, управляющих, контролеров (которое по предположению не изменяется при изменении уровня производства), общие административные расходы.

Некоторые из этих издержек, например, заработная плата или общие административные расходы, могут изменяться не совсем прямо пропорционально объему и в то же время не быть постоянными. Они могут быть обозначены как смешанные (полупеременные). Такие издержки можно разбить на переменные и постоянные компоненты и рассматривать их отдельно. Следует также заметить, что в анализе безубыточности рассматриваются операции за определенный конкретный период времени, например, операции, которые ожидаются в следующем году или в определенном году в будущем. Они также могут быть и за месяц или за любой другой период времени. Так например, величина платы за аренду офиса или производственного помещения может быть фиксирована в течение одного или нескольких лет, но может изменяться в долгосрочной перспективе.

Рассмотрим классификацию издержек более подробно, придавая этому рассмотрению количественное содержание.

Переменные издержки (Variable Costs). Пусть предприятие планирует проект производства печей СВЧ, в каждой из которых присутствует временное устройство. Стоимость одной единицы этого устройства составляет $30. Будем изменять количество произведенных и проданных печей СВЧ. Тогда издержки предприятия будут изменяться в соответствии со следующей таблицей.

Таблица 8.1.

Затраты на единицу устройства

Количество произведенных печей

Общие издержки на производство

$30

1

$30

$30

10

$300

$30

100

$3,000

Из таблицы видно, что суммарные переменные издержки изменяются в пропорции с изменением объема производства или услуг, а издержки на единицу продукции остаются неизменными. По этой причине в качестве инварианта при анализе переменных издержек используются затраты, приходящиеся на единицу продукции v, которые не изменяются при изменении объема производства и реализации.

Постоянные издержки (Fixed Costs). Рассмотрим теперь характерный вид постоянных издержек — стоимость аренды производственного помещения в месяц. При изменении объема производства печей стоимостные показатели изменяются в соответствии с таблицей 8.2.

Таблица 8.2.

Стоимость аренды в месяц

Количество произведенных печей

Стоимость аренды на единицу продукции

$9,000

1

$9,000

$9,000

10

$900

$9,000

100

$90

Из таблицы видно, что при изменении объема производства и реализации продукции предприятия общие постоянные издержки остаются неизменными, а постоянные издержки, приходящиеся на единицу продукции, изменяются. Следовательно, в качестве инварианта при анализе постоянных издержек используются суммарные за период времени затраты предприятия F.

Следует отметить, что постоянные издержки могут меняться при существенном изменении объема производства. Причем это изменение носит, как правило, скачкообразный характер. Например, при увеличении объема производства может потребоваться аренда дополнительного производственного помещения и покупка нового оборудования, что приведет к увеличению постоянных издержек на сумму арендных платежей новых помещений, а также эксплуатационных и амортизационных издержек по новому оборудованию.

Смешанные издержки (Mixed Costs). В реальной практике оценки проектов часто встречаются издержки, содержащие в себе компоненты переменных и постоянных затрат. Классическим примером таких издержек является арендная плата, которая согласно договора между арендатором и арендодателем разделяется на две части: арендатор должен платить $10,000 в месяц и $0.5 за каждый час работы производственного оборудования, установленного на арендуемых площадях. Такие примеры смешанных издержек встречаются редко. На практике часто трудно или нецелесообразно выделять переменную и постоянную компоненты затрат, анализируя результирующие издержки по их отдельным элементам, число которых может достигать нескольких десятков. Более продуктивный подход заключается в анализе конкретных данных за несколько прошедших периодов (месяцев) и построении на этой основе зависимости суммарных затрат от объема реализации продукции.

Суть всех методов базируется на конечном представлении суммарных издержек, которое графически иллюстрируется на рисунке 8.1.

Рис. 8.1. Графическое представление издержек

Рис. 8.1. Графическое представление издержек

На основе конкретных данных строится прямая, которая аппроксимируя фактические данные, дает представление о зависимости суммарных издержек от объема реализации. Точка пересечения этой прямой с вертикальной осью является оценкой постоянных затрат.

Пусть, к примеру, необходимо проанализировать затраты, связанные с доставкой товара, которые, очевидно, являются смешанными. Фактические данные по этим затратам содержаться в таблице 8.3.

Таблица 8.3.

 

Кол-во прод.

Затраты на

Месяц

товаров

доставку

Январь

6,000

$66,000

Февраль

5,000

65,000

Март

7,000

70,000

Апрель

9,000

80,000

Май

8,000

76,000

Июнь

10,000

85,000

Июль

12,000

100,000

Август

11,000

87,000

Эти данные наносятся на график, подобно тому, как это сделано на рисунке 8.2.

Рис. 8.2. Образец фактических данных

Исходя из графической интерпретации, задача заключается в построении по этим данным прямой, изображенной на рисунке 8.1. Это можно сделать с помощью одного из трех методов:

  • метода верхней — нижней точки (High-Low Method),
  • графического метода (Scattergraph Method),
  • метода наименьших квадратов (Least Squares Method).

Рассмотрим эти методы более подробно. Согласно методу верхней-нижней точки из всех точек, приведенных на рис. 8.2, для оценки используются только две: первая (верхняя) соответствует наибольшему значению объема реализации товара, вторая (нижняя) соответствует наименьшему объему реализации. Данные, соответствующие этим точкам, сводим в отдельную таблицу.

Таблица 8.4.

 

Кол-во прод.

Затраты на

 

товаров

доставку

Верхняя точка активности

12,000

$100,000

Нижняя точка активности

5,000

65,000

Изменение

7,000

$35,000

По этим данным определяем коэффициент переменных затрат

Затем, основываясь на данных, соответствующих верхней точке, определяем долю постоянных затрат:

Доля постоянных затрат = Суммарные затраты — Переменные затраты =

= $100,000 — {12,000 единиц х $5/(на единицу)} = $40,000.

В результате оказывается, что постоянные издержки составляют за месяц $40,000, а переменные издержки на единицу продукции равны $5. Эти данные используются в дальнейшем для анализа безубыточности.

Графический метод заключается в простой подгонке прямой линии с помощью линейки, которая накладывается на точки рис. 8.2 таким образом, чтобы наилучшим образом аппроксимировать все множество точек. Точка пересечения этой линии с вертикальной осью оценивает постоянные издержки.

Метод наименьших квадратов является наиболее точным. Подбор прямой линии суммарных издержек производится с помощью стандартных приемов регрессионного анализа и на практике сводится к использованию стандартной компьютерной программы, которая в качестве входных данных потребляет данные таблицы 8.3, а результатом являются суммарные постоянные издержки и переменные издержки на единицу продукции.

8. 3. Формат отчета о прибыли на основе вложенного дохода

Традиционный формат отчета о прибыли следует классификации издержек на производственные (прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки) и непроизводственные (административные и издержки, связанные с продажей). Эти издержки последовательно вычитаются из выручки, в результате чего получается чистая (до налогов) прибыль. Формат этого отчета представлен следующим образом.

Выручка от продажи

 

$12,000

Минус производственные издержки

 

6,000

Валовый доход

 

6,000

Минус непроизводственные издержки:

   

Реализационные

$3,100

 

Административные

1,900

5,000

Чистая прибыль (до налогов)

 

$1,000

Следует отметить, что использованные выше издержки включают как переменную, так и постоянную компоненты. Данный формат не может быть использован для целей планирования, поскольку не позволяет проследит изменение издержек в связи с изменением объема реализации товара.

Для целей планирования используется так называемый формат отчета о прибыли на основе "вложенного дохода" (Contribution Format), который имеет следующий вид:

Выручка от продажи

 

$12,000

Минус переменные издержки:

   

производственные

$2,000

 

реализационные

600

 

административные

400

3,000

Вложенный доход

 

9,000

Минус постоянные издержки:

   

производственные

4,000

 

реализационные

2,500

 

административные

1,500

8,000

Чистая прибыль

 

$1,000

Конечный результат получился закономерно таким же, как и в предыдущем случае. Но теперь у нас появляется возможность планировать величину прибыли, так как с изменением объема реализации изменяются только переменные издержки, в то время как фиксированные остаются неизменными. В данном формате появился новый элемент — вложенный доход (Contribution Margin). По смыслу этой характеристики вложенный доход должен покрыть все постоянные издержки и обеспечить заданное значение прибыли.

Для целей более детального анализа используется более подробный формат следующего вида:

 

Всего

На единицу продукции

Процент

Выручка (500 единиц продукции)

$250,000

$500

100 %

Минус переменные издержки

150,000

300

60 %

Вложенный доход

100,000

$200

40 %

Минус постоянные издержки

80,000

   

Чистая прибыль

$20,000

   

Здесь появляется новый элемент для анализа — вложенный доход на единицу продукции, который остается постоянным, пока не изменится цена единицы продукции и переменные затраты на единицу продукции.

Если объем реализации составляет 400 единиц продукции, отчет о прибыли на основе вложенного дохода имеет следующий вид:

 

Всего

На штуку

Процент

Выручка (400 штук)

$200,000

$500

100 %

Минус переменные издержки

120,000

300

60 %

Вложенный доход

80,000

$200

40 %

Минус постоянные издержки

80,000

   

Чистая прибыль (убыток)

$ -0-

   

Из приведенных численных данных следует, что если компания продает 400 единиц товара, она получит нулевую прибыль (ни прибыли, ни убытков).

Точка безубыточности [break-even point] может быть определена как

  • объем продаж, при котором выручка равна суммарным издержкам, или
  • объем продаж, при котором вложенный доход равен постоянным издержкам.

Как только достигнута точка безубыточности, каждая дополнительно проданная единица продукции приносит дополнительную прибыль, равную вложенному доходу на единицу продукции.

8. 4. Расчет точки безубыточности

Для расчета точки безубыточности используются простые соотношения, основанные на балансе выручки:

Выручка = Переменные издержки + Постоянные издержки + Прибыль.

Пусть для примера исходные данные имеют следующий вид:

 

На ед. прод.

Процент

Цена единицы продукции

$500

100 %

Переменные издержки

300

60 %

Единичный вложенный доход

$200

40 %

Постоянные издержки составляют $80,000 в месяц.

Если X — точка безубыточности в единицах продукции, то с помощью основного уравнения, получим

$500X = $300X + $80,000 + $0,

откуда X = 400 единиц продукции (или в долларах: $500 x 400 = $200,000). Более общая схема рассуждения имеет следующий вид. Пусть p — цена единицы продукции, а N — объем производства за некоторый промежуток времени. Запишем основное уравнение модели, символизирующее тот факт, что прибыль до выплаты налогов NI определяется суммарной выручкой за вычетом всех постоянных и переменных издержек

где F — величина постоянных издержек за период времени, а v — величина переменных издержек на единицу продукции.

Точка безубыточности по определению соответствует условию NI = 0, откуда

.

Таким образом, для того, чтобы рассчитать точку безубыточности необходимо величину постоянных издержек разделить на разницу между ценой продаж продукции и величиной переменных издержек на единицу продукции. Последняя носит название единичного вложенного дохода (unit contribution margin).

Если задача заключается в определении целевого объема продаж NT, т.е. такого значения объема продаж, которое соответствует заданному значению прибыли NIT, то используем аналогичное соотношение

откуда

.

Важной характеристикой успешной работы предприятия является величина запаса безопасности (Safety Margin), которая в относительной форме определяется в виде разности между запланированным объемом реализации и точкой безубыточности

.

Чем выше этот показатель, тем безопаснее себя чувствует предприятие перед угрозой негативных изменений (уменьшении выручки или увеличения издержек).

8. 5. Графическое представление анализа безубыточности

Сущность анализа безубыточности полностью раскрывается на графике безубыточности (см. рис. 8.3). Этот график показывает объем произведенной продукции в натуральном выражении на горизонтальной оси и величину дохода или издержек в стоимостном выражении на вертикальной оси. Можно было бы построить аналогичный график, откладывая по горизонтальной оси объем выпуска в процентах к полной мощности.

Рис. 8.3 Графическое представление точки безубыточности

Рис. 8.3 Графическое представление точки безубыточности

АС — линия совокупных издержек; ОD — линия дохода

Линия АВ, показывающая постоянные издержки, которые не меняются в зависимости от объема, проходит параллельно оси Х. Вертикальное расстояние между линией АВ и линией АС при любом определенном объеме характеризует совокупные переменные издержки производства данного объема продукции, а вертикальное расстояние между ОА и АС при любом определенном объеме производства характеризует совокупные издержки производства данного объема. Когда продукция не реализуется совокупные издержки не равны нулю, а равны ОА. Когда объем выпуска равен Х, совокупные издержки представлены линией СХ, которая равна = ХВ + ВС (ХВ — фиксированные элементы издержек (то же, что ОА) и ВС — переменные элементы издержек).

Для каждой конкретной цены продажи единицы конечного продукта, линия ОD, будет показывать величину доходов при различных объемах продаж. Пересечение линии совокупного дохода с линией совокупных издержек определяет точку безубыточности (ТБ) "N", точку в которой совокупный доход равен совокупным издержкам (переменным и постоянным). Любая разность по вертикали между линией совокупного дохода и совокупных издержек справа от ТБ показывает прибыль при данном объеме производства, в то время как убытки будут показываться на графике слева от ТБ, потому как в этом случае совокупные издержки превышают совокупный доход.

В качестве примера попробуем построить график безубыточности для следующего случая:

Цена реализации за единицу — $ 2.00
Переменные издержки на единицу — $ 1.50
Фиксированные издержки за год — $ 20,000
Объем выпуска за год — 100,000

Рис. 8.4. Графическое представление точки безубыточности для расчетного примера

Рис. 8.4. Графическое представление точки безубыточности для расчетного примера

Из графика видно, что предприятие должно производить, как минимум, 40,000 единиц продукции в год, чтобы покрыть все затраты. Когда объем производства только 20,000 единиц продукции, издержки будут составлять $50,000, в то время как доходы лишь $40,000. Таким образом, предприятие теряет $10,000, (вертикальная линия EF). Аналогично можно видеть, что когда предприятие производит 60,000 единиц продукции, оно будет иметь прибыль $10,000, что на графике представлено линией GH.

Существует еще один способ графического представления анализа безубыточности, который носит название "обратного графика безубыточности". На первый взгляд может показаться, что он отличается от того, который мы рассмотрели выше, хотя в основе своей они совершенно одинаковы.

Рис. 8.5 Альтернативный вариант графического представления анализа безубыточности

Рис. 8.5 Альтернативный вариант графического представления анализа безубыточности

АС — линия совокупных издержек; ОD — линия дохода

Единственная разница состоит в том, что переменные издержки показаны снизу, а фиксированные — сверху. Здесь переменные издержки представлены в виде расстояния по вертикали между осью ОХ и линией ОВ, начинающейся в начале О. Фиксированные издержки добавляются по вертикали, оставаясь постоянными, в результате чего линия совокупных издержек АС проходит параллельно ОВ на расстоянии, равном АО = ВС, что соответствует фиксированным издержкам.

8. 6. Рабочий формат для анализа безубыточности и целевого планирования прибыли

Для проведения практических расчетов по анализу безубыточности рекомендуется специальный рабочий формат. В этом формате все издержки разделены на переменные и постоянные. Предусматривается проведение двух вариантов расчета: первый соответствует существующему состоянию производства, второй — новому, который ожидается получить после внедрения инвестиционного проекта.

Рассмотрим процедуру использования данного формата на конкретном примере, который помещен ниже. Исходное состояние предприятия соответствует первой числовой колонке рабочего формата. В результате реализации инвестиционного проекта предприятие планирует следующие изменения. Приобретение нового оборудования общей стоимостью 16.8 млн. грн. со сроком эксплуатации 10 лет и планируемой ликвидационной стоимостью 0.8 млн. грн. Предполагается, что старое оборудование будет полностью выведено из эксплуатации и предприятие планирует продать его. Внедрение нового оборудования приводит к следующим последствиям:

  • затраты на электроэнергию уменьшаются на 16 процентов,
  • стоимость сырья увеличивается на 22 процента,
  • потери на брак уменьшаются на 50 процентов,
  • постоянные затраты на оплату труда вместе с отчислением на соцстрах увеличиваются на 14 процентов, в то время как затраты прямого труда на единицу продукции уменьшаются на 40 процентов,
  • общецеховые расходы также увеличиваются на 12 процентов.

Внедрение нового оборудования за счет улучшения качества выпускаемой продукции по оценкам отдела сбыта позволит продавать продукцию по более высокой цене (на 12 процентов) и объем реализации планируется также увеличить на 15 процентов.

Таблица 8.5

Рабочий формат анализа безубыточности

Переменные издержки на единицу продукции

   
 

Существующий

Предлагаемый

Сырье

30.49

 

37.19

 

Пар

11.96

 

11.96

 

Электроэнергия

4.34

 

3.65

 

Прямой труд

1.23

 

0.74

 

Потери от брака

0.19

 

0.10

 

Прочие

0.08

 

0.08

 
         

Всего

48.28

 

53.71

 
         

Постоянные издержки за 1 год

       

Непрямой труд

114,456

 

130,480

 

Отчисления на соцстрах

77,811

 

88,705

 

Амортизация

824,609

 

1,600,000

 

Общецеховые расходы

138,127

 

154,702

 

Общезаводские и

административные расходы

1,584,579

 

1,426,121

 

Прочие расходы

12,056.00

 

12,056.00

 
         

Всего

2,751,638

 

3,412,064

 
         

Цена единицы продукции

88.71

100.00%

99.36

100.00%

Минус переменные расходы

48.28

54.43%

53.71

54.06%

Вложенный доход

40.43

45.57%

45.65

45.94%

Точка безубыточности

68,061

ед. прод.

74,746

ед. прод.

 

6,037,691

 

7,426,420

 

Оценка прибыли

       

План продажи

94,500

ед. прод.

108,675

ед. прод.

Доход

8,383,095

 

10,797,426

 

Минус переменные издержки

4,562,555

 

5,836,556

 

Минус постоянные издержки

2,751,638

 

3,412,064

 

Прибыль

1,068,903

 

1,548,807

 

Запас безопасности

2,345,404

 

3,371,006

 

Запас безопасности (%)

27.98%

 

31.22%

 

В колонке, соответствующей планируемому состоянию предприятия, последовательно заносятся все изменения, которые являются следствием инвестиционного проекта. В частности, поскольку предприятие продает старое оборудование, амортизация рассчитывается исходя из стоимостных показателей капитальных издержек.

Сопоставляя данные обоих вариантов расчета, можно сделать вывод о том, что инвестиционный проект приводит к следующим изменениям состояния предприятия с точки зрения его безубыточности: точка безубыточности увеличилась с 68,061 единиц продукции до 74,746. Этот факт сам по себе квалифицируется как негативное изменение. В то же время, за счет планируемого увеличения объема продаж величина прибыли до налогов увеличивается с 1,068,903 грн. до 1,548,807. Как конечный результат запас безопасности увеличивается.

Следует заметить, что это положительное изменение еще не говорит о том, что инвестиционный проект следует принять. Улучшение прибыльности предприятия является лишь необходимым условием эффективности инвестиционного проекта, но не достаточным.

8. 7. Анализ безубыточности для многономенклатурной продукции

Особенностью анализа безубыточности для нескольких видов продукции является совмещенность постоянных издержек в составе единого формата безубыточности, как это представлено ниже.

 

Продукция A

Продукция B

Всего

Выручка

$100,000

100%

$300,000

100%

$400,000

100.0%

Минус перем. издержки

70,000

70%

120,000

40%

190,000

47,5%

Вложенный доход

$30,000

30%

$180,000

60%

210,000

52.5%

Минус пост. издержки

       

141,750

 

Чистая прибыль

       

$ 68,250

 

По расчетам получаем:

Общая точка безубыточности = .

С изменением структуры производства и продаж общий относительный вложенный доход и точка безубыточности изменяется.

 

Продукция A

Продукция B

Всего

Выручка

$300,000

100%

$100,000

100%

$400,000

100.0%

Минус перем. издержки

210,000

70%

40,000

40%

250,000

62,5%

Вложенный доход

$90,000

30%

$ 60,000

60%

150,000

37.5%

Минус пост. издержки

       

141,750

 

Чистая прибыль

       

$ 8,250

 

Изменяется также точка безубыточности: BEP =.

С помощью этого формата можно анализировать структуру производства и продаж предприятия и добиваться наиболее эффективной, приняв в качестве критерия минимум значения точки безубыточности.

На практике, особенно при большой номенклатуре производства, обычно прибегают к раздельному анализу безубыточности различных видов продукции. Постоянные издержки при этом условно распределяют по видам продукции пропорционально объемам реализации продукции в денежном выражении. Последняя таблица согласно этому приему будет иметь следующий вид:

 

Продукция A

Продукция B

Выручка

$300,000

100%

$100,000

100%

Минус перем. издержки

210,000

70%

40,000

40%

Вложенный доход

$90,000

30%

$ 60,000

60%

Минус пост. издержки

$106,312

 

$35,438

 

Чистая прибыль

($16,312)

 

$24,562

 

Из таблицы видно, что при данной структуре производства и продаж, первая продукция является для предприятия убыточной, а суммарная прибыль достигается за счет второго вида продукции.

8. 8. Влияние вложенного дохода и анализ операционного рычага

Помимо стандартной техники проведения анализа безубыточности очень важное значение в процессе инвестиционного проектирования имеет анализ показателей проекта на его финансовое благополучие при реализации. В частности, интересно проанализировать, как относительный вложенный доход влияет на точку безубыточности и запас безопасности.

Рассмотрим пример сравнительного анализа двух предприятий с существенно различной структурой издержек. Компания X имеет 70 % переменных издержек, а компания Y — всего 20 %. Прочие "выходные" показатели (объем выручки и прибыль) у обеих компаний одинаковы. В табл. 8.6. представлен сравнительный анализ безубыточности этих компаний.

Из анализа результатов расчета видно, что компания X, относительный вложенный доход которой составляет 30 %, имеет преимущества перед компанией Y, у которой вложенный доход соответствует 80 % от выручки. Это преимущество прежде всего отражает риск компаний. В самом деле, компания Y рискует более, так как при уменьшении объема продаж она, имея более высокое значение точки безубыточности и меньший запас безопасности, в большей степени подвержена опасности получить более существенное снижение прибыли по сравнению с компанией X.

Таблица 8.6
Сравнительный анализ безубыточности двух компаний

 

Компания X

Компания Y

Выручка

$500,000

100%

$500,000

100%

Минус переменные издержки

350,000

70%

100,000

20%

Вложенный доход

150,000

30%

400,000

80%

Минус постоянные издержки

90,000

 

340,000

 

Чистая прибыль (убыток)

60,000

 

$ 60,000

 
         

Точка безубыточности ($):

       

$90,000/0.30

$300,000

     

$340,000/0.80

   

$425,000

 
         

Запас безопасности ($):

       

$500,000 — $300,000

$200,000

     

$500,000 — $425,000

   

$75,000

 
         

Запас безопасности (%):

       

$200,000/$500,000

40%

     

$75,000/$500,000

   

15%

 

Более обстоятельный анализ риска в рамках анализа безубыточности можно провести с помощью так называемого операционного рычага.

Операционный рычаг (Operating Leverage) показывает во сколько раз изменяется прибыль при увеличении выручки, так что

Относительное изменение прибыли = Операционный рычаг x Относительное изменение выручки.

Для вычисления операционного рычага используется следующая простая формула:

Операционный рычаг = Вложенный доход / Чистая прибыль.

Рассмотрим следующий пример, иллюстрирующий влияние операционного рычага на изменение прибыли в связи с изменение объема продаж. Приняв за основу те же исходные данные, что и предыдущем примере вычислим операционный рычаг каждого из предприятий.

 

Компания X

Компания Y

Выручка

$500,000

100%

$500,000

100%

Минус переменные издержки

350,000

70%

100,000

20%

Вложенный доход

150,000

30%

400,000

80%

Минус постоянные издержки

90,000

 

340,000

 

Чистая прибыль (убыток)

$ 60,000

 

$ 60,000

 

Операционный рычаг

2.5

 

6.7

 

Исходя из определения операционного рычага получаем, что 10-ти процентное увеличение объема продаж приводит в случае компании X к увеличению прибыли на 25 %, а в случае компании Y — на 67 %.

Это легко проверить с помощью простых расчетов, предусмотрев 10 — ти процентное увеличение выручки в формате отчете о прибыли:

 

Компания X

Компания Y

Выручка

$550,000

100%

$550,000

100%

Минус переменные издержки

385,000

70%

110,000

20%

Вложенный доход

165,000

30%

440,000

80%

Минус постоянные издержки

90,000

 

340,000

 

Чистая прибыль (убыток)

$ 75,000

 

$100,000

 
         

Увеличение чистой прибыли

25%

 

67%

 

Рассмотрение этого примера вызывает естественный вопрос: какую выбрать структуру затрат:

  • с преобладанием переменных расходов (малый рычаг и невысокое значение ОВД) или
  • с преобладанием постоянных расходов (большой рычаг и высокое значение ОВД) ?

Изучим этот вопрос на сравнительном примере. Рассмотрим две компании с различной структурой затрат

 

Компания X

Компания Y

Выручка

$100,000

100%

$100,000

100%

Минус переменные издержки

60,000

60%

30,000

30%

Вложенный доход

40,000

40%

70,000

70%

Минус постоянные издержки

30,000

 

60,000

 

Чистая прибыль

$ 10,000

 

$10,000

 

Пусть в будущем ожидается улучшение состояния на рынке, что в конечном итоге приведет к увеличению объема продаж на 10 процентов. Тогда отчеты о прибыли будут выглядеть следующим образом:

 

Компания X

Компания Y

Выручка

$110,000

100%

$110,000

100%

Минус переменные издержки

66,000

60%

33,000

30%

Вложенный доход

44,000

40%

77,000

70%

Минус постоянные издержки

30,000

 

60,000

 

Чистая прибыль

$ 14,000

 

$17,000

 

Очевиден вывод: компания Y находится в лучшем положении, т.к. ее прибыль увеличилась на $7,000 по сравнению с $4,000 у компании X .

Пусть в будущем ожидается ухудшение состояния на рынке, что в конечном итоге приведет к уменьшению объема продаж на 10 процентов.

 

Компания X

Компания Y

Выручка

$90,000

100%

$90,000

100%

Минус переменные издержки

54,000

60%

27,000

30%

Вложенный доход

36,000

40%

63,000

70%

Минус постоянные издержки

30,000

 

60,000

 

Чистая прибыль

$ 6,000

 

$3,000

 

В этом случае мы приходим к выводу о том, что компания Х находится в лучшем положении, т.к. ее прибыль уменьшилась на $4,000 по сравнению с $7,000 у компании Y.

Общие вывод таков:

  • предприятие с большей величиной операционного риска больше рискует в случае ухудшения рыночной конъюнктуры и в то же время оно имеет преимущества в случае ее улучшения,
  • предприятие должно ориентироваться в рыночной ситуации и регулировать структуру издержек соответствующим образом.

Контрольные вопросы и задания

  1. Обоснуйте необходимость анализа безубыточности для разработки инвестиционных проектов.
  2. Как Вы понимаете соотношение необходимых и достаточных условий эффективности инвестиционного проекта и какова роль анализа безубыточности в этом соотношении?
  3. Что такое вложенный доход?
  4. Опишите формат отчета о прибыли на основе вложенного дохода. В чем его отличие от традиционного формата?
  5. Почему отчет о прибыли на основе вложенного дохода позволяет производить планирование?
  6. В чем сущность анализа "затраты-объем-прибыль" (CVP-анализа)?
  7. Как подразделяются издержки в рамках CVP-анализа?
  8. Что является инвариантом для переменных и постоянных издержек в рамках CVP-анализа?
  9. Действительно ли постоянные издержки всегда остаются неизменными при изменении объема продаж компании?
  10. Какие Вы знаете методы для выделения переменной и постоянной компонент в смешанных издержках?
  11. Какой из методов выделения переменной и постоянной компонент в смешанных издержках является наиболее точным? Обоснуйте почему.
  12. В чем особенность метода "верхней-нижней" точки?
  13. Дайте определение точки безубыточности.
  14. Какие Вы знаете подходы для расчета точки безубыточности?
  15. Правильно ли считать, что финансовый менеджер должен стремиться к по возможности большему значению точки безубыточности? Обоснуйте свой ответ.
  16. Что такое относительный вложенный доход и как особенности конкретного производства влияют на относительный вложенный доход?
  17. Как тенденции состояния рынка продаваемого товара влияют на целевое значение относительного вложенного дохода?
  18. Как произвести расчет точки безубыточности для многономенклатурной продукции?
  19. Дайте определение операционного риска фирмы?
  20. Что такое операционный рычаг и почему его значение может служить мерой операционного риска?
  21. Как с помощью операционного рычага предсказать изменение доналоговой прибыли, имея прогнозное значение изменения объема продаж?
  22. Какие Вам известны графические способы анализа безубыточности?
  23. Как упорядочить CVP-анализ с помощью рабочего листка по анализу безубыточности?
  24. Что такое запас безопасности и как его рассчитать в рамках CVP-анализа?
  25. Чем должна руководствоваться компания при выборе желаемой величины операционного рычага?

Задания

1. Анализ безубыточности при открытии малого предприятия. Госп. Нечаев планирует открыть малое предприятие по производству и продаже футбольных мячей. Произведя обстоятельный маркетинг и изучив затратную часть этого бизнеса, он собрал следующие данные.

  • Рыночная цена одного мяча в упаковке $20.
  • Цена упаковки составляет $1.00 на один мяч.
  • Он может купить необходимое оборудование за $12,000, срок службы которого составляет 5 лет с остаточной стоимостью $2,000.
  • Полная производительность оборудования 4 мяча в час (160 в неделю),
  • Изготовление одного мяча предполагает использование сырья стоимостью $10.00 на один мяч,
  • Ему необходимо нанять одного рабочего за $200 в неделю по контракту на один год ( 52 недели),
  • Госп. Нечаев планирует исполнять обязанности директора фирмы с функциями бухгалтера за $1,000 в месяц,
  • Поскольку предприятие малое госп. Нечаев не планирует открывать свой магазин, а собирается продавать свою продукцию на комиссионной основе, платя 10 процентов комиссионных за один проданный мяч.
  • Для производства мячей он арендует помещение с арендной платой $300 в месяц.
  • Существенным вопросом является обслуживание оборудования; согласно контракту он оплачивает $200 за каждый цикл работы оборудования (один цикл составляет 100 часов работы оборудования).

Необходимо помочь госп. Нечаеву оценить точку безубыточности и определить объем прибыли, если согласно рыночным условиям он может продавать 5,000 мячей в год.

Госп. Нечаева также очень беспокоит, сможет ли он дополнительно нанять секретаря, выплачивая ей $500 в месяц.

Решая задачу, используйте рабочий листок по анализу безубыточности.

2. Компания ААА производит и продает один вид продукции как правило в диапазоне от 10,000 до 30,000 штук в год. Ниже приведен частично заполненная таблица издержек.

Продукция, произведенная и проданная

 

10,000

20,000

30,000

Общие издержки:

     

Переменные издержки

$10,000

   

Постоянные издержки

$60,000

   

Всего общих издержек

$70,000

   

Издержки на единицу продукции:

     

Переменные издержки

     

Постоянные издержки

     

Всего общих издержек

     

2.1. Заполните недостающие значения.

2.2. Предположим, что компания продает 15,000 штук в год. Цена единицы продукции составляет $4.00. Приготовьте отчет о прибыли на базе формата, использующего вложенный доход.

3. Компания производит и продает один вид продукции. Выручка и затраты компании в последнем месяце составили

 

Всего

На ед. прод.

Выручка

Г400,000

Г40

Минус перем. издержки

Г280,000

Г28

Вложенный доход

Г120,000

Г12

Минус пост. Издержки

Г90,000

 

Чистая прибыль

Г30,000

 

3.1. Рассчитайте точку безубыточности в штуках гривнях.

3.2. Без дополнительных расчетов определите величину вложенного дохода в точке безубыточности.

3.3. Вычислите объем продаж для того, чтобы обеспечить минимальную прибыль Г12,000. Подтвердите правильность расчета с помощью составления отчета о прибыли.

2.4. Используя данные таблицы, оцените запас прочности компании в гривнях и процентах.

4. Компания производит и продает телефонный автоответчик. В прошлом году ее отчет о прибыли составил

 

Всего

На ед. прод.

Выручка

$1,200,000

$60

Минус переменные издержки

$900,000

$45

Вложенный доход

$300,000

$15

Минус постоянные издержки

$240,000

 

Чистая прибыль

$60,000

 

Необходимо улучшить положение компании, последовательно рассматривая следующие вопросы.

  1. Чему равен относительный вложенный доход компании?
  2. Определите точку безубыточности производства телефонных ответчиков в единицах продукции и в долларах.
  3. Предположив увеличение объема продаж в следующем году на $400,0000, определите на сколько увеличится прибыль. Используйте значение относительного вложенного дохода.
  4. Руководство компании требует увеличение прибыли как минимум на $30,000. Какого объема продаж должна достичь компания?
  5. Определите запас прочности (в долларах и в процентах) компании, достигнутый в прошлом году.
  6. Вычислите операционный рычаг компании. Если маркетинговая служба предприятия будет в состоянии увеличить объем продаж на 8 процентов, на сколько процентов можно ожидать увеличение прибыли компании? Сделайте оценку с помощью операционного рычага и подтвердите ее путем составления прогнозного отчета о прибыли.
  7. Стремясь увеличить объем продаж и прибыль, менеджеры компании собираются использовать при изготовлении устройства более качественный спикер, который увеличит переменные издержки на $3 на единицу продукции. Но в этом случае можно будет сократить одного инженера по контролю качества, заработная плата которого составляет $30,000 в год. Маркетинговая служба компании ожидает, что внедрение этого усовершенствования приведет к увеличению годового объема продаж на 20 процентов. Сделайте анализ безубыточности этого случая:
    • спрогнозировав отчет о прибыли,
    • определив точку безубыточности и запас финансовой прочности предприятия.

    Следует ли реализовывать описанное усовершенствование?

5. Заданы следующие показатели издержек производства печей СВЧ.

 

На штуку

Процент

Цена за 1 печь СВЧ

$250

100%

Минус переменные издержки

150

60%

Вложенный доход

$100

40%

Постоянные издержки равны $35,000 в месяц, план продаж составляет 400 шт. в месяц.

Рассмотрите следующие варианты изменения независимо один от другого.

5.1. Изменение постоянных издержек и объема продаж. Предприятие планирует увеличение расходов на рекламу на $10,000, предполагая увеличить объем продаж на $30,000. Стоит это делать ?

5.2. Изменение в переменных издержках и объеме продаж. Предприятие предполагает улучшение качества продукции за счет увеличения переменных затрат на $10 на единицу продукции. Улучшение качества позволит увеличить объем продаж при неизменной цене до 480 печей СВЧ в месяц. Стоит это делать?

5.3. Изменение постоянных издержек, цены единицы продукции и объема продажи. Для увеличения объема продажи предприятие предполагает уменьшить цену продукции на $20 за штуку и увеличить затраты на рекламу на $15,000. По прогнозам маркетолога это приведет к увеличению реализации на 50 процентов. Стоит это делать?

5.4. Изменение в постоянных и переменных издержках и объеме продаж. Вместо фиксированной заработной платы продавцу $6,000 за месяц планируется комиссия $15 за каждую проданную печь. По прогнозам маркетолога это приведет к увеличению реализации на 15 процентов. Стоит это делать?

ПРОДОЛЖЕНИЕ >>





Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)