Рынок аренды мебели: украинские реалии

25.02.2018

Услуга «аренда мебели» стала популярна лишь 10-12 лет назад, когда начала актуализироваться сфера деловых и развлекательных мероприятий: выставки, фестивали, конференции, презентации и т.д. За сформировавшимся спросом последовало предложение, что в свою очередь дало толчок развитию рынку аренды мебели в Украине. однако на сегодня этот рынок находится на той стадии, когда говорить о полной цивилизованности еще рано. По своему масштабу он больше локальный, чем национальный, т.е. услуги в основном широко представлены в Киеве, очень узко — в таких крупных городах как Одесса, Львов, Харьков, Днепр, и практически отсутствуют в других городах и областных центрах. На рынке Киева имеется несколько крупных игроков, диктующих правила игры, остальные — мелкие, деятельность которых ориентирована на розничного потребителя.

Согласно классических экономических постулатов рынок аренды мебели по своей структуре является в большей мере олигополистическим, но со своими особенностями. Прежде всего из-за отсутствия единой модели ценообразования и необходимости согласования правил игры с соперниками. Связи между фирмами настолько переплетены, что изменения в деятельности одной из них вызывают ответную реакцию других. Наличие олигопольной конкуренции приводит к тому, что между арендодателями заключается устная сделка о правилах поведения на рынке, нужном уровне цен, недопустимости переманивания клиентов и пр. Как видим, имеет место чистой воды сговор.

Немаловажным фактором является отсутствие товарной дифференциации. Большинство фирм предлагают идентичный товар (аренда стульев ISO, Аскона, Зета, Латина, аренда диванов Магнат и Сафари и таких примеров много) и лишь в отдельных случаях ассортиментные позиции разнятся. Следовательно, покупатель лишен возможности выбирать нужный товар, поэтому ориентируется исключительно на цену. В противовес приведем пример гигантов автопрома США — «General Motors», «Ford» и «Chrysler», которые совокупно производят более 90% всей продукции и являются чистыми олигополистами. Компании производят будто бы одно и то же — автомобили, — но дизайн их разный, опции у каждого разные, цены тоже не одинаковы, хотя и варьируют в определенных рамках (сговор ведь никто не отменял!). Поэтому и вывод о том, что рынок аренды мебели в Украине на локальном уровне являет собой новую структуру — нецивилизованную форму олигопольной конкуренции.

В идеале на чисто олигопольном рынке борьба должна идти на основе высокого качества предоставляемого в аренду товара, более совершенных методов сбыта, использования комплекса маркетинга, условий оплаты и других приемов. Но реальный рынок аренды мебели далек от совершенства, а неценовые методы практически позабыты. Арендатор часто получает неухоженную, а порой и сломанную мебель; все больше слышишь о недопоставках или несвоевременных поставках оборудования на локацию. Когда аргументов для удержания клиента мало, тогда включаются механизмы договорной привязки клиента, акций по типу «принеси смету конкурента и получи скидку» и прочие.

О неразвитости украинского рынка аренды мебели свидетельствует отсутствие полноценной долгосрочной аренды. Не смотря на то, что некоторые фирмы пытаются внедрить такие услуги, они все еще далеки от совершенства. Если посмотреть на опыт зарубежных стран, то там численность фирм, сдающих мебель и оборудование для всевозможного рода ивентов, ничтожно мала по сравнению с теми, которые занимаются долгосрочными контрактами. Большей частью такие тенденции обусловлены мобильностью населения, менталитетом. Украинский обыватель, если и переезжает с места на место, то обязательно тащит за собой все нажитое за многие годы. Сознание иностранца построено по-другому: зачем покупать на съемную квартиру мебель, если ее можно просто взять в аренду; тем более, если сулит очередной переезд спустя пару месяцев.

Весь цивилизованный мир признал рыночную конкуренцию самой здоровой и прогрессивной экономической структурой. Правила должны диктовать потребители услуг, а никак не игроки. Но чтобы в этой среде нормально выживать, фирмы должны руководствоваться основными постулатами: инновационность, сервис, контроль накладных расходов. Исповедуя эти истины, рынок аренды мебели имеет все шансы стать совершенным.