Особенности оценки бизнеса

21.03.2018

На определённом этапе ведения бизнес-деятельности руководитель понимает, что настаёт время, когда своё дело можно выгодно продать. Естественно, при этом очень хочется не продешевить и не оставить себя без средств, которые можно направить на другие нужды. В таком случае очень пригодится оценка стоимости бизнеса, которая ныне проводится частными оценщиками и специальными компаниями.

Подходы, применяемые в оценке стоимости бизнеса

В ходе оценки могут применяться несколько подходов. Самым простым является доходный подход, по которому стоимость бизнеса оценивается по величине выгод, которые приносит бизнес. Также может быть обратный, затратный подход, когда стоимость оценивается по рыночной стоимости активов, которые задействованы в бизнесе. Объективностью отличается сравнительный подход, когда стоимость оценивается в сравнении с рыночной стоимостью компаний-конкурентов.

В рамках каждого из этих подходов используются свои методы оценки. Так, доходный метод требует применение методов капитализации и дисконтирования, затратный – чистых активов и ликвидационной стоимости, а оценка по сравнительному подходу производится с учётом данных о прецедентных сделок и рынка капиталов. Понятно, что каждый из подходов имеет свои достоинства и недостатки, которые в обязательном порядке учитываются оценщиками.

Некоторые советы для покупателей бизнеса

Тем, кто собирается купить бизнес и для этого заказывает услугу по оценке стоимости, стоит уяснить, что не стоит принимать всерьёз данные, взятые из предложения о продаже бизнеса. Дело в том, что сами продавцы грешат тем, что переоценивают собственность своего предприятия. С другой стороны это открывает широкие возможности для торга (в данном случае он может составлять до 50 процентов).

Вообще стоит отметить, что без оценки стоимости получить достоверную информацию о реальной цене предприятия практически невозможно. Данные, полученные от инсайдеров или даже СМИ, в скорости устаревают. Поэтому здесь определённо стоит воспользоваться услугами профессионалов, которые смогут предоставить объективные данные о стоимости бизнеса. Стоимость таких услуг не превышает средних значений, то есть она будет по карману абсолютно всем представителям делового мира.