Автор:
Дата: 01.11.24 02:16
Музыкальная мотивация
Российские компании увлеклись сочинением гимнов
Иван Голунов, "Ведомости"
Увлекшись японскими методами управления, российские предприятия начинают перенимать корпоративные ритуалы. Но появление гимнов в российских компаниях временами приводит к совершенно неожиданным результатам.
В последние пять лет российский бизнес захватило новое увлечение — создание корпоративных гимнов. Их заказывают к торжественным мероприятиям, например к юбилею компании. “Наибольший пик заказов случился в 2002-2003 гг. С помощью собственного гимна руководители хотят укрепить корпоративную культуру. Это отражается и на текстах, которые, как правило, пересказывают основные моменты истории компании, ее миссию и принципы работы”, — говорит Олег Гутовой, композитор, специализирующийся на корпоративной музыке. Неплохо известен гимн компании “Пятерочка”, который каждое утро, за 5 минут до открытия магазинов, исполняет весь персонал компании. “И к цели мы с тобою дойдем любой ценою! Сияй, зари восход! Вперед, "Пятерочка", вперед, страна нас ждет!” — поют каждое утро продавцы, кассиры и грузчики. “Это ежедневное мероприятие призвано сформировать из разнородных людей единую команду, а сплоченность коллектива никогда не бывает лишней”, — заявил сотрудник отдела развития персонала компании, который просил не называть его имени.
Но специалисты считают, что каждодневное использование гимна, когда он становится заменой гудка в честь начала рабочего дня, может привести к его обесцениванию. “Гимны должны вызывать определенные чувства у слушателей. В зависимости от задачи различаются их ритм и настроение”, — считает ведущий специалист ЦКТ “PRопаганда” Илья Стернин.
На петербургском Кировском заводе вместе с принятием гимна появилось “Положение о гимне предприятия”, которое определяет порядок его использования и наказания за его нарушения. Например, при исполнении гимна работники должны встать и снять головные уборы. За нарушения правил и “надругательство” над гимном предусмотрен штраф.
Демонстрация лояльности
Основная задача, которую пытаются решить с помощью гимна компании, — пробудить у работников корпоративный патриотизм. “Эта практика заимствована из японской системы менеджмента, где царит дух семейных компаний. У них считается нормальным, что человек неразрывно связывает свою жизнь с компанией. Для того чтобы укрепить связь наемного работника и работодателя, используются специальные ритуалы, в число которых входит и корпоративный гимн, — говорит консультант компании "Экопси Консалтинг" Инна Чугунова. — Российские традиции отличаются от японских. Российская среда более прозападная, более динамичная, поэтому корпоративные гимны у нас в стране должны преследовать другие цели”. “Если в Японии этот ритуал служит подтверждением лояльности компании, у нас это в большей степени ее демонстрация”, — добавляет Стернин.
Даже самый торжественный гимн может быть забыт работниками уже через полгода. Несколько лет назад кузбасская угольная компания “Соколовская” включала корпоративный гимн по городской системе звукового оповещения Киселевска при добыче каждой миллионной тонны угля на шахтах предприятия. В последние годы эта традиция утеряна, в прошлом году на празднике в честь добычи 150 млн т кузбасского угля прозвучал только гимн России и региона, говорит Иван Слепцов, пресс-секретарь компании СУЭК, которая с 2004 г. управляет шахтами “Соколовской”. “В жизни гимна есть этап, когда он активно эксплуатируется, потом интерес к этому угасает. Он становится своеобразным фоном. Вплетается, как нитка в общий ковер”, — считает Илья Стернин.
Навязанный гимн не может сплотить несколько десятков тысяч сотрудников из разных регионов, поэтому компании занимаются их постепенным внедрением в коллективы и наблюдают за их реакцией. В прошлом году ко дню рождения “Норильский никель” заказал известным музыкантам три песни о компании. Сейчас они исполняются на различных торжественных мероприятиях, но ни одна из этих песен пока не стала официальной. “Утверждение гимна — это очень ответственное мероприятие, и мы не хотели бы спешить, — говорит начальник управления персонала компании Анатолий Харламов. — Мы посмотрим, какая из этих песен станет наиболее популярной, та и будет утверждена в качестве гимна”.
Эксперты считают малоэффективным заказ гимна профессиональным музыкантам. “Они получаются слишком помпезными и напыщенными, — говорит Инна Чугунова. — Текст должен звучать максимально искренне, и написать его могут только работники. Их музыка и текст получатся более корявыми, чем у профессионалов, но будут родными”.
В верхних строчках чартов
На Златоустовском металлургическом комбинате (ЗМК) гимн предприятия сочиняли в рамках антикризисной программы после смены владельца. Решив все проблемы по зарплате и работе комбината, необходимо было убедить коллектив в том, что новые собственники пришли надолго. “Мы предложили всем заинтересованным лицам собраться и придумать гимн завода, который будет исполнен в День металлурга, — рассказывает начальник пресс-службы ЗМК Юлия Бобылева. — Все разбились по группам и придумали по куплету. Процесс сочинения затянулся, но получился очень эмоциональный гимн, который трогает работников и особенно ветеранов”.
По наблюдениям Инны Чугуновой, успешно приживаются в российских компаниях не помпезные, немного мрачные произведения, которые вызывают не очень хорошие ассоциации с советским прошлым, а веселые, немного ироничные тексты с легкой энергичной музыкой, которая несет позитивный, а не патетический заряд. Гимн компании “Нидан-Фудс” появился из песни, заказанной местной поп-группе для вечера, посвященного двухлетию сока “Чемпион”. “Веселая песенка "Гимн Чемпионов" так всем понравилась, что потом ее не только исполняли на Новый год, но и напевали рабочие в коридорах”, — рассказывает директор новосибирского филиала Людмила Ковалева.
Корпоративные песни с некоторых пор используют и ряд российских авиакомпаний. Стюардессы “КрасЭйр” и “Трансаэро” исполняют свои гимны в салонах самолета перед взлетом и после посадки. Помимо создания эмоционального настроя у членов экипажа и пассажиров исполнение гимна преследует и рекламные цели.
Гимн Красноярского комбайнового завода, написанный к 60-летию предприятия, популярен не только у его рабочих. После окончания праздника гимн попросили несколько местных радиостанций, которые бесплатно ротировали его несколько недель. По словам пресс-секретаря завода Василия Рябинко, сейчас гимн используется только на официальных мероприятиях и на местной АТС для звонков в “режиме ожидания”. “За два года мы уже по просьбе наших партнеров записали несколько десятков дисков. А на прошлой неделе один из местных операторов мобильного контента попросил разрешения сделать на базе гимна мелодию для мобильных телефонов”, — рассказал он.
Если гимн получился особенно удачным, он может начать жить своей собственной жизнью. Руководители IBM и немецкого офиса McKinsey, разместившие свои гимны на сайтах в Интернете, были удивлены, что за несколько лет их скачало несколько десятков тысяч пользователей, рассказывает Инна Чугунова. Всех удивила история небольшой японской компании Nihon Break Kogyo, специализирующейся на проведении взрывных работ. Компания написала гимн и сняла на его основе любительский видеоклип, в котором сотрудники компании, одетые в спецодежду и защитные шлемы, взрывают здания, при этом весело напевая и играя на гитаре. Клип попал в первые строчки музыкальных чартов, и неожиданное увеличение количества заказов вывело Nihon Break Kogyo в тройку лидеров отрасли.
|
|