Автор:
Дата: 16.05.24 06:54
Здравствуйте, коллеги!
Спасибо всем за участие в моей теме!
С момента её создания прошло более двух лет. За это время многое произошло в жизни каждого участника. Многое повлияло и на лично моё отношение к бизнес-образованию. Оно стало жёстче.
Комментирую и отвечаю на ваши сообщения.
Уважаемая Ирина (Prishva), действительно, только с целью оправданного вложения денег, времени и сил стоит проводить оценку бизнес-тренинга ДО его проведения. Например, необходимо изучить маркетинг. Стоимость 3000 грн. Продолжительность от 8 часов. Вопрос: что я куплю за 3000 грн. и на что потрачу 8 часов? Провокационные вопросы: вы уверены что за 3000 грн. не сможете купить более полезных книг? вы уверены что 8 часов будут потрачены на саморазвитие, а не на развлечение? С позиции руководителя фирмы эти вопросы ещё жёстче. Ведь если мне нужно обучить, например продажам 12 человек (по 1500 грн.), то нужно заплатить 18000 грн. (!). Не проще ли на 3000 грн. накупить новых книг, раздать их персоналу вместе с заданием через неделю сделать доклад по прочитанной книге. За лучший доклад премия 2000 грн.
В своё время, именно конкурентная борьба заставляла меня задумываться над эффективностью собственных программ обучения. И поэтому был разработан (Вы правы в своём мнении) пошаговый алгоритм оценки тренинга ДО его проведения.
Уважаемые Tasha Jallois и Sergiy, спор о пользе психологии в бизнесе ещё долго будет продолжаться между представителями психологии и теми, кто "обжёгся" на нерадивых психологах. Не забывайте, "и на святой земле растут сорняки". Но психология в разных проявлениях давно вплелась в бизнес. Эргономика подсказывает нам какие товары удобнее (психологический критерий) для покупателя. В рекламе используют психологическое воздействие формами, цветом и звуком. В управлении персоналом используют психологические тесты и критерии оценки. Везде, где мы работаем с человеком психология присутствует по умолчанию.
Другое дело, что психология МОЛОДА как наука и мало инструментальная. Но и у этой науки ЕСТЬ проверенные и очень инструментальные способы воздействия. Прочтите этот абзац ещё раз, наблюдая за своим чтением, и вы заметите как непроизвольно сделали акцент на словах молода, мало, есть, очень. Это пример банально простых "психологических" способов воздействия. Если нужно, могу объяснить их с научной точки зрения. А вот небанальные примеры: чтобы без слов показать покупатели свою заинтересованность достаточно слегка наклонить голову набок. А что бы привлечь его внимание к какой-то группе товара, запретите ему смотреть на него - "В этой части зала ничего интересного, там отложенный товар для VIP-клиентов".
Задача психолога вплести в Ваш бизнес проверенные инструменты психологического воздействия на персонал, партнёров, клиентов. Конечно, отвратительно, когда предлагаемые инструменты НЕпроверны через практику и НЕ вплетаются в бизнес, а сваливаются макулатурой к Вам на рабочий стол. И чтобы этого не произошло полезно оценить работу психолога-тренера ДО начала работы с ним.
Уважаемые YGrom, Sergiy и Ekaterina, моя позиция достаточно жёстка в вопросе опыта практической работы тренера. Тренер ОБЯЗАН быть практиком. О чём можно говорить, когда тренером по личностному развитию является женщина, страдающая от избыточного веса. Личностное развитие - это комплексная, системная работа над собой, а не только развитие навыков оратора. Личностное развитие вырабатывает в человеку и силу воли, и трезвость взгляда на себя со стороны, и выносливость, и много других качеств. Но если тренеру не хватает смелости сказать себе - "Я толстый!", и не хватает силы воли говорить "НЕТ" сладостям, мучному, и говорить "ДА" активным занятиям, то, простите - это не тренер, а актёр. Тогда нас приглашают не на тренинг, а на в "театр одного актёра", где с каким-то мастерством человек старается передать образ, но не суть. Чему научитесь? Претворяться, играть образы, дурить публику. Но этому куда лучше учат голливудские фильмы и за меньшие деньги, и с большим для нас удовольствием.
Сегодня тренер ОБЯЗАН быть практиком, так как только через личную практику он сможет проверить эффективность предлагаемых "средств" из ещё молодой и мало инструментальной науки психологии.
Уважаемый qsm, спасибо за оценку идеи и за вопросы. Вначале мой общий взгляд. Максимально объективным критерием оценки успешности бизнес-тренера, является успешность его учеников. И, исходя из этого, отвечаю на твои вопросы:
а) параметры качества - уровень успешности учеников;
б) способ измерения численного значения этого параметра - оценка до и после;
в) численное значение, позволяющее отделить "качественное" от "некачественного" - процентное соотношение или количество набранных баллов.
Уважаемая vasudeva, как старый еврей из анекдота и соглашусь с Вами и не соглашусь. Согласен с тем, что личность тренера важна до того момента, пока нет качественной методики (если хотите, технологии) обучения. Аналогия, личность проводника была важна до тех пор, пока не появились GPS-навигаторы. Не согласен с Вами в том, что без тренера нет передачи знаний и умений. Многие из нас самоучки и получали знания из книг, а умения нарабатывали путём собственных ошибок. Хотя конечно, лучше не так. Но задумайтесь, если тренер не сумел разработать технологию передачи своего опыта ученикам (читай, обучения), то что на выходе получат ученики? Восхищение личностью тренера? Оценка тренинга ДО начала его проведения в том числе позволяет оценить, насколько инструментально будет обучение.
Может показаться, что я выступил тут в роли третейского судьи. Не ставил такой цели. Просто для удобства группировал свои ответы и комментарии.
Субъективно или объективно, оценить тренинг ДО его проведения можно. Доказываем это на практике постоянно. Ещё раз спасибо за ваши сообщения.
С уважением.
|
|