Менеджмент.com.ua - главная страница Мастер-класс Радислава Гандапаса по личной эффективности «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы»
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Тенденции 29 ноября 2011 г.

Модели бизнес-образования придется перекраивать

Автор: Наталья Бокарева
Источник: BFM.ru

Две трети американских школ, предлагающих длительные очные программы бизнес-образования MBA, зафиксировали падение числа заявок в 2011 году, сообщает The Economist. Школы-«середнячки» институтских рейтингов озабочены своим будущим.

Модели бизнес-образования придется перекраивать В 2009 году, когда американская экономика переживала рецессию, интерес к программам бизнес-образования MBA достиг рекордного уровня. Никого это особенно не удивило: количество заявок в бизнес-школы часто растет в первые годы рецессии, поскольку многие ищут в них укрытия от финансового шторма. Поэтому, возможно, никто не удивится, что в последующие годы количество заявлений упало. Так бывает в случае затяжных экономических неурядиц, комментирует обозреватель The Economist.

И, тем не менее, некоторые бизнес-школы в частном порядке высказывают опасения, что двухлетнее снижение может быть связано не только с экономической ситуацией (когда количество заявлений от американских студентов ниже, чем в предшествующие годы). Они опасаются возможных трудностей для самой сложившейся модели бизнес-образования, если не для всех школ, то определенно для «середнячков» американских институтских рейтингов, предлагающих традиционное двухлетнее MBA-образование. Две трети школ, предлагающих длительные очные программы, зафиксировали падение числа заявок в 2011 году, сообщает The Economist.

Данные последнего анализа The Economist по очным MBA-программам показывают, что сейчас MBA в школе со средним рейтингом уже не является «хорошей инвестицией», как было когда-то. В 2010 году средняя стоимость обучения в американском учебном заведении из первой сотни, но за пределами top-15 составляла 81 911 долларов за два года. Средняя зарплата выпускников этих школ непосредственно после окончания программы составляла 81 178 долларов в год. Пять лет назад плата за обучение в той же самой группе школ была почти на 22 000 долларов ниже и составляла 60 247 долларов (при этом средняя зарплата почти не отличалась от сегодняшней: 78 442 доллара). Такая цена выставляется в период, когда число поступающих сокращается, для американских школ среднего эшелона за десятилетие спад достигает уже 20%, отмечает The Economist.

Дешевые и элитные школы по-прежнему популярны

Для сравнения: школы в крайних сегментах спектра выглядят более привлекательно. Менее популярные программы, которые не метят на международный уровень и не охвачены рейтингом The Economist, фиксируют рост числа заявок. Обучение в них обходится студентам дешевле, кроме того, часто предлагаются скидки для местного населения. Для тех, кто выбирает все более популярный заочный или онлайн-формат, нет необходимости даже отрываться от работы.

Элитные бизнес-школы по-прежнему выглядят очень убедительно. Студенты MBA из учебных заведений, занимающих 15 верхних строчек рейтинга, платят за учебу в среднем 92 262 доллара, но после окончания программы могут рассчитывать на базовую зарплату в 110 879 долларов. По данным аналитической компании Payscale, выпускники MBA-программ Гарвардского университета за 20 лет карьеры заработают 3,6 млн. долларов.

В первой пятерке рейтинга The Economist — школа Tuck Университета Дартмута, школа Booth Университета Чикаго, швейцарская IMD, школа бизнеса Darden Университета Вирджинии и программа MBA Гарвардского университета.

В таблице указана средняя зарплата выпускников после окончания курса, прирост относительно «домагистерской» ставки, процент трудоустройства в первые три месяца, средний возраст учащихся, процент преподавателей с докторской степенью (PhD), стоимость обучения, длительность программы.

Мало кто ожидает, что MBA-диплом Гарвардского, Уортонского или Стэнфордского университета может потерять престиж. Число бизнес-школ растет, по данным AACSB (она аккредитует 633 бизнес-школы в более чем 40 странах): сейчас по всему миру насчитывается 13670 учебных заведений, предлагающих программы бизнес-образования. И способность как-то выделиться в данном случае приобретает все большее значение.

Для менее именитых школ все сложнее. С одной стороны, зарплата преподавателей становится для них большой статьей расходов. По данным исследования AACSB, проведенного по данным 503 американских бизнес-школ, ставки преподавателей составляют от 169 000 долларов. В школе среднего эшелона — от 250 000 долларов, и это за девять месяцев работы, так что хватает времени на книги, консалтинг и гостевые лекции в периоды летних каникул.

Сегодня многие американские учебные заведения привлекают студентов из развивающихся стран. В 2000 году азиатов было около 15% от общего числа тех, кто сдавал GMAT — фактически вступительный экзамен на программы MBA. К 2011 году их доля уже превышает треть от общего числа экзаменуемых. Но освоение этого рынка само по себе может нести в себе издержки для школ, так как отправлять в Азию рекрутеров и представителей приемных комиссий дорого. Кроме того, приток азиатских студентов в Америку может иссякнуть.

Второй фронт

Китай и Индия активно инвестируют в собственные программы бизнес-образования, в Азии запускают образовательные проекты такие известные учебные заведения, как INSEAD и MIT. В INSEAD полагают, что западные школы будут иметь преимущество еще до 20 лет. Азиатским школам еще предстоит долгий путь роста. Пока в сотне The Economist их всего восемь, но это только верхушка айсберга. По данным AACSB, только в Индии может насчитываться 1500 бизнес-школ, по другим оценкам — 2500. Но, возможно, лишь 20 из них могут рассчитывать на конкурентоспособность на международном уровне.

В Китае, где на 184 программах MBA, имеющих госаккредитацию, обучаются более 30 000 студентов, не хватает квалифицированных преподавателей. Многих привлекают с других специальностей, технических и научных, и мало кто обладает опытом в сфере реального бизнеса, комментирует The Economist.

Через какое-то время бизнес-школы азиатских и других развивающихся стран смогут атаковать традиционных лидеров рынка на втором фронте — в части образовательных программ, прогнозирует The Economist.

Что бы ни утверждалось, бизнес-образование пока далеко от глобальной практики. Например, Чикагский университет, организующий бизнес-программы в Чикаго, Лондоне и Сингапуре, везде предлагает одни и те же по содержанию курсы. А не должна ли здесь быть некоторая степень дифференциации, задается вопросом обозреватель издания.

Только 7% научных материалов, опубликованных в 20 ведущих журналах по менеджменту, касаются транснациональных проблем. Есть необходимость и в освоении нишевых сегментов.

Некоторые школы на развивающихся рынках уже увидели здесь новые возможности. В частности, The Economist выделяет московскую школу «Сколково». Ее программа MBA готовит студентов к превратностям бизнеса в непростых экономических системах в таких странах, как Россия, Китай и Индия.

На глобальном рынке конкуренция усиливается, и неэлитные американские школы сталкиваются с реальной угрозой. У них на выбор две альтернативы, каждая из которых потребует радикальной перестройки бизнес-модели.

Первое — сократить двухгодичный курс MBA. В Европе и многих других странах студенты проходят программу MBA быстрее, чем в Америке. В школе INSEAD продолжительность программы составляет всего десять месяцев. В большинстве самых престижных американских учебных заведений курсы двухгодичные. В то же время ясно, что один год обучения дешевле и для студентов, и для школ.

Вторая альтернатива — уходить от обобщенной программы MBA. Чтобы успешно конкурировать за привлечение студентов, некоторым школам необходима специализация. Один из способов на пути к этой цели — вкладывать финансовые ресурсы в нишевые исследовательские центры, например, в сфере возобновляемых источников энергии, так чтобы привлекать студентов, которые хотят строить карьеру в соответствующей отрасли.


I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой следСделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след
Ваша группа поддержки. Программа личного развития, дающая поразительные результатыВаша группа поддержки. Программа личного развития, дающая поразительные результаты
Креативное мышление в бизнесеКреативное мышление в бизнесе
Искусство возможности. Как сыграть свою лучшую партию в карьере и жизниИскусство возможности. Как сыграть свою лучшую партию в карьере и жизни
Как преуспеть в бизнесе, нарушая все правилаКак преуспеть в бизнесе, нарушая все правила

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)