ФОРУМИ: Відгуки на статті: Відгук на 'Кризис роста: что предпринять?' (читати)



 Відгук на 'Кризис роста: что предпринять?' (читати)
Автор: Георгий Солуянов
Дата:   2008-03-27 11:56:12

Опыт – штука не заменимая, если приводит к правильным выводам. Но еще 3000 лет назад в Китае мудрецы призывали не принимать видимое за сущее. И теория систем и системного анализа требует анализа недостатков системы, а не видимых проявлений воздействия на систему различных факторов. Так зачем же сваливать в кучу все подряд, выдавая некую спонтанную закономерность за явление? Рост компании, как закономерный этап развития социотехнической системы, хорошо описан в науке менеджмента и наглядно представлен S-образной кривой. И не предусмотрено на ней никаких кризисов.
Безграмотный менеджмент – это не кризис роста, и тем более, не кризис системы. Это скорей кризис системы образования, когда наличие диплома не гарантирует качества самого образования. Поэтому, все перечисленные в статье «типовые» признаки являются просто негативными эффектами, причина которых вовсе не в росте компании, а в несоответствии некоторых менеджеров этому росту.
То, что структура компании (в совокупности и административная, и функциональная, и организационная, и процессная) является инструментом реализации стратегий по достижению поставленных целей – очевидно. И если эта структура не способна выполнить свое предназначение, спрашивается, что делал менеджер после разработки стратегии? А номы управляемости разве проявляются только при росте компании?
Развитие организации предприятия, его эволюционные этапы ни для кого не секрет. Сначала сильный лидер, как правило, собственник предприятия всем управляет и все решает. Затем функциональная специализация, административная ориентация, децентрализация, расширение полномочий элементов бизнеса, вплоть до образования самостоятельных хозяйственных единиц, после чего наступает этап корпоративного управления. В конце каждого этапа у руководителя есть выбор – либо «смерть» предприятия, либо переход на новый уровень. Если не желаешь переходить, то агония будет растянута во времени и описывается второй, как правило, скрытой половинкой S-образной кривой. Так разве это кризис системы?
Причем, если действительно рассматривать компанию, как систему, то надо признать и справедливость закона неравномерного развития элементов системы. А то, что состояние систем изменяются скачкообразно, показано еще Эйлером и Мопертюи. Да и пресловутый переход количества в качество, как известно, всегда сопровождается скачкообразным изменением структуры.
А финансовый признак? Как правило, финансовые кризисы являются проявлением никудышней организации планирования. Но это, опять таки, не кризис системы. И тем более не роста компании. Мало ли автор в своей практике сталкивался с ситуацией, когда даже успешные предприятия не имеют элементарного экономического анализа с оценкой ликвидности, анализом оборачиваемости активов, пассивов и пр., что составляет основу диагностики любого предприятия? А что говорить об управленческом учете, когда его подменяют бухгалтерией и не желают даже разделить фиксированные и переменные издержки?
А вот конфликты между акционерами, так же, как и желание руководителя «запустить руку в кассу» являются проявлением негативного эффекта совсем другого системного явления – экономики нашего государства, где неопределенности в политике предопределяют только подобный способ выживания. Это в США, если обанкротился, то возникнут проблемы с открытием нового бизнеса. А у нас – это у многих стратегия. Так что, рост компании только стимулирует подсознательное желание увести от удара средства, а не является причиной этого.
И уж совсем непонятно, как это компания может расти при немотивированности персонала. Это противоречит закону развития и эволюции персонала, как ресурса деятельности. Если руководитель предприятия относится к сотрудникам, как к холопам, то рост предприятия обеспечивается только за счет количества инвестированного капитала, который будет очень не эффективно расходоваться, что однозначно приведет в будущем к проигрышу на конкурентном рынке. Но причина, опять таки, не в росте, а в менеджере, его подготовке, его видении, политике.
И боже упаси следовать совету «специалиста» и поручить сотруднику самому написать себе должностную инструкцию. Получается, что сотрудник сам определяет свои функции, т.е. действия по изменению состояния какого-то объекта? А характеристики и параметры изменения тоже сам задает? И Ресурсы сам себе определяет? И с кем взаимодействовать, и кому, когда, какую и в каком виде информацию передавать? И ответственность сам себе определяет? И критерии оценки выполнения своих функций задает? Остается только назначить себе зарплату, не ниже, чем у президента, установить рабочее время, не более часа и определить место работы – Багамские острова. И возникнет вопрос – а зачем ему руководитель? Основная рутинная работа топ-менеджеров – это регламентация деятельности всех элементов организационной структуры. Не можешь или не хочешь сам – нанимай специалиста, если ресурсы позволяют.
Проблемы быстрорастущих компаний - в подготовленности менеджеров. Если компания управляема, то все параметры роста спрогнозированы и определены заранее, еще при разработке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов. И мониторинг по показателям предусмотрен, и реакции на изменения определены. Для этого и разрабатываются и формализуются концепции сбыта, маркетинга, управления. Это и есть основные функции топ-менеджеров. А если этого нет, то компанию «несет» и потеря управляемости приводит не только к перечисленным проблемам, но и к краху.


МЕТОДОЛОГІЯ: Стратегія, Маркетинг, Зміни, Фінанси, Персонал, Якість, IT
АКТУАЛЬНО: Новини, Події, Тренди, Інсайти, Інтерв'ю, Рецензії, Бізнес-навчання, Консалтинг
СЕРВІСИ: Бізнес-книги, Робота, Форуми, Глосарій, Цитати, Рейтинги, Статті партнерів
ПРОЄКТИ: Блог, Відео, Візія, Візіонери, Бізнес-проза, Бізнес-гумор

Сторінка Management.com.ua у Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управлінців    Management Digest у LinkedIn    Відслідковувати нас у Twitter    Підписатися на RSS    Поштова розсилка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua