Как выбрать CRM-систему

29.10.2019

CRM-системы – это программы, позволяющие автоматизировать большинство бизнес-процессов. Такой софт преимущественно направлен на работу с клиентами. CRM-системы позволяют сэкономить ресурсы (время и деньги) и увеличить продажи всего за несколько месяцев. Программу можно заказать у разработчиков или выбрать одно из сотен готовых решений.

Профиль

CRM-системы оптимизируют процессы в сфере продаж, маркетинга, клиентского обслуживания. Выбор программы зависит, в первую очередь, от профиля бизнеса. Например, программа DentaPro используется во многих частных стоматологиях для ведения записи на прием, хранения баз данных с историями болезней и т.д.

Существуют универсальные CRM-программы, которые решают базовые задачи, присущие любому типу бизнеса:

  • Ведение клиентской базы;
  • Создание шаблонов документов;
  • Финансовая статистика и отчетность.

Для узкопрофильной фирмы, работающей в сфере услуг, потребуется специфический софт. В особенности это касается бизнеса в области образования, общественного питания, медицины.

Функционал

Стоимость программы зависит от количества доступных функций. Не каждое предприятие нуждается в сложной многопрофильной CRM-системе. Напротив, лишние операции осложнят работу. Для небольшого бизнеса в сфере продаж или услуг достаточно нескольких возможностей:

  • Хранение информации о клиентах и сделках;
  • История сотрудничества;
  • Прием и обработка заявок;
  • Статистика продаж;
  • Система напоминаний и уведомлений.

Этого функционала достаточно для начальной оптимизации работы отдела продаж и маркетинга. С ростом компании можно сменить CRM-систему (данные из старой программы можно выгрузить) или приобрести расширенную версию продукта.

Дополнительные функции, значительно облегчающие работу:

  • Встроенный мессенджер/локальный сервис электронной почты;
  • Совместное ведение проектов, задач;
  • Отслеживание этапов сделки;
  • Учет расходов и доходов;
  • Анализ эффективности сотрудников.

Пробная версия

Самые популярные CRM-системы позволяют протестировать возможности в течение 1-2 недель. За это время легко понять, соответствует ли функционал софта запросам фирмы. Чаще всего число пользователей в пробной версии ограничено, поэтому следует предоставить доступ ключевым сотрудникам.

Для того, чтобы максимально объективно оценить полезность программы, следует выполнить несколько шагов:

  • Проконсультироваться с представителем продукта посредством переписки или телефонного разговора. Менеджер выслушает требования и пожелания, и посоветует версию программы или подписки.
  • Собрать несколько сотрудников, отвечающих за самые важные задачи в фирме. Как правило, достаточно 3-4 людей, занимающихся работой с клиентами, маркетингом/рекламой, финансами.
  • Определить критерии, по которым будет оцениваться эффективность CRM-системы. Например, количество продаж за неделю или время, затрачиваемое на одну сделку/переговоры.
  • В течение пробного периода вести заметки/таблицы с показателями эффективности сотрудников, работающих с CRM-системой и без нее.

С правильно подобранным продуктом эффективность работы повышается минимум на 10-25%. Какие результаты дает использование CRM-системы:

  • Привлечение новых клиентов и увеличение лояльности уже имеющихся;
  • Увеличивается количество обработанных заявок;
  • Уменьшается время, требуемое на оформление и закрытие сделки;
  • Сотрудники легко и быстро ориентируются в базах данных, рабочие задачи решаются быстрее.

Внедрение CRM-системы делает работу проще и быстрее. Выбору продукта необходимо уделить несколько недель: оценить возможности, ознакомиться с отзывами, получить консультацию. В некоторых случаях программы, являющиеся лидерами рынка, могут уступать малоизвестным разработкам.