ТЕНДЕНЦИИ | Устойчивое развитие 27 марта 2013 г.

«Made in Germany», или как немцы придают устойчивость бизнесу и стабильность себе

Автор: Александр Михальчук

» НАЧАЛО — ЧАСТЬ 1. «Made in Ukraine», или как придать устойчивость бизнесу и стабильность себе

«Made in Germany», или как немцы придают устойчивость бизнесу и стабильность себе

«Made in Germany»

В продолжение начатого разговора, хочу отметить, что в странах, осознающих, что корпоративная социальная ответственность (КСО) становится ничем иным, как еще одним конкурентным преимуществом, принимают национальные стратегии и стратегии устойчивого развития городов. И это служит сигналом для компаний по внедрению принципов КСО в своих разрабатываемых бизнес-стратегиях. Примером может послужить национальная стратегия устойчивого развития Германии, приводимая частично в данной статье.

Первое на себя обращает внимание при чтении документа то, что в стратегии используется известное всем словосочетание "made in Germany" в следующем контексте:

    "Немецкая экономика занимается социальной ответственностью со всей серьезностью — не только дома, в Германии, но и во всем мире. Инвестируя в новые и развивающиеся страны, в компании, создающие рабочие места и способствующие росту социального и технического прогресса. Хорошая репутация "made in Germany" объясняется не только высоким качеством продукта, но и достойным, уважаемым поведением немецких компаний".
    (из стратегии устойчивого развития Германии)

В документе отмечается, что «Национальная стратегия устойчивого развития определяет ценности для Германии и критерии ее деятельности на национальном, европейском и международном уровне в любой политической сфере, и является руководящим принципом». Заметьте, в любой политической сфере… А еще очень важно, что документ определяет ценности. Да, именно те ценности, которые должны создаваться, формироваться всем обществом, в том числе и бизнесом. И прав Эд Фриман, когда говорил, что «бизнес должен производить ценности для своих стейкхолдеров».

Немцы в своей национальной стратегии, со всей своей пресловутой прагматичностью, выделили четыре направления: «равноправие поколений», «качество жизни», «социальная сплоченность» и «международная ответственность». И для того, чтобы это было не просто декларацией, а инструментом, по каждому направлению определили индикаторы и их целевые значения на определенный год — для мониторинга и контроля. Для них стратегия устойчивого развития преобразовывается в «двигатель» общественного и политического прогресса. А словосочетание «made in Germany» стало опознавательным знаком устойчивого развития и всей германской политики. А не так, как у нас — по политическим векторам.

Ознакомившись с документом, осознаешь, что стратегия изложена настолько доступно, что не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять ее. Стиль изложения, по всей видимости, предполагает, что с данным документом должен быть ознакомлен каждый гражданин. Во-вторых, стратегия не является чем-то аморфным, без четких видимых ориентиров. Наоборот, в стратегии кроме 10-ти руководящих правил, четко обозначены 38 количественных целей в 21 социальных областях. По всей видимости, это является необходимым условием для мониторинга и контроля результатов деятельности — любым гражданином Германии.

Из 10-ти правил указанных в документе, есть одно главенствующее, остальные дополняют принцип устойчивого развития для отдельных сфер деятельности, которое гласит:

    "Каждое поколение должно само решать свои задачи, а не перекладывать их на плечи последующих поколений. В то же время оно обязано заранее принимать превентивные меры ввиду предвидимых нагрузок".

Всего три строки, а как емко... нам есть чему поучиться.

Остальные правила относятся к: долгосрочному использованию природных ресурсов с темпами их регенерации, рискам здоровья для человека, выбросам и сбросам веществ, разрыву связей между потреблением энергии и ресурсами, устойчивому сельскому хозяйству, равноправию госбюджета для поколений, социальной сплоченности. И сложно пока воспринимаемое для нас определению, которое звучит так: «чтобы жители всех стран могли вести достойную жизнь сообразно своим представлениям и в гармонии с природной средой своего региона, а также участвовать в экономическом развитии». Далее идет расшифровка, но на данном этапе ознакомления со стратегией, по всей видимости, это преждевременно.

Стоит отметить, что стратегия не определена до какого-то определенного года. Индикаторы определены как на 2010, 2020 год, так и на 2050 год. Но для актуализации и корректировки каждые четыре года правительственными органами предоставляется отчетность о реализации стратегии и достижению целей. Обсуждение реализации стратегии обеспечивается широким участием общественности. Ответственность же за национальную стратегию устойчивого развития несет Ведомство Федерального канцлера.

К сожалению, формат статьи не позволяет раскрыть все 38 показателей, безусловно заслуживающих внимания для рассмотрения, но ряд интересных все же приведу. К примеру, в направлении «Социальная сплоченность», немцев волнует уровень занятости населения. И они планируют повысить его для лиц с возрастом 15-64 лет до 73% к 2010 г. и до 75% к 2020 г. А для создания «лучших перспектив семьям» немцы улучшают возможности совмещения с их профессиональной деятельностью. Да..., есть у них такой показатель. С этой целью они планируют увеличить количество учреждений продленного дня для детей в возрасте 3-5 лет от 30% в 2010 г. до 60% к 2020 г. Забегая несколько вперед, в 3-ю часть статьи, в анализе стратегий украинских городов при планировании делается ставка на уровень безработицы, а не на занятость. А уровень занятости у нас дается, как мы знаем, в виде статистики по всей Украине, а не виде целей и мероприятий по достижению определенного уровня. И это полностью соответствует излюбленной фразы Леонида Кучмы — «Маємо те, що маємо». И еще одной проблемой из этой группы, которой немцы занимаются — гендерное равноправие. К 2020 году они планируют сократить разницу в заработке между женщинами и мужчинами до 10%.

В направлении «Качество жизни» в немецкой стратегии определены несколько индикаторов, из которых в статье упомянуты только некоторые: «Здравоохранение и продовольствие», «Преступность». К примеру, в разделе «Здравоохранение и продовольствие» (Жить дольше и здоровее) немцы поставили цель — преждевременную смертность мужчин (случаи смерти на 100 000 жителей моложе 65 лет) снизить до 190 случаев на 100 000 жителей к 2015 г. Кроме того, определены индикаторы для женщин, курильщиков, и людей страдающих ожирением.

В разделе «Преступность» (дальнейшее повышение личной безопасности) немцы хотят количество преступлений к 2020 г. сократить до количества 7 000 случаев зарегистрированных преступлений на 100 000 жителей. Для сравнения, согласно статистике Украины, уровень преступности за 2012 год в среднем по нашей стране составил порядка 82 преступления на 10 тыс. жителей, а в Германии на сегодняшний день — приблизительно 730 преступлений на 10 тыс. чел., а планируют снизить до 700 случаев. Т.е. исходя из этого понимаешь, что либо немцы в 9 раз более криминальны чем мы, либо у нас далеко не все регистрируется... Ну как всегда.

Все 38 показателей, определенные в стратегии, имеют числовые значения. Это дает возможность немецкому народу контролировать достигнутые результаты правительства или иного государственного ведомства, отвечающего за реализацию целей. А действующая национальная стратегия устойчивого развития уже много лет является руководящим принципом политики Федерального правительства Германии, превратившая словосочетание «made in Germany» в синоним качества и надежности.

"Made in Ukraine" — национальная стратегия

Приведенная выше стратегия отражает устойчивый путь развития Германии. У нас, к огромному сожалению, на данный момент нет принятой национальной стратегии устойчивого развития Украины. Но при этом есть компании, которые не стали дожидаться этого события, а начали действовать, присоединившись к Глобальному договору ООН и соблюдающие 10 принципов корпоративной социальной ответственности. Так, на февраль 2013 г., по данным ООН, в Украине зарегистрировано 59 компаний (из 188 всего зарегистрированных), из которых только 40 являются активными членами, т.е. подают отчетность о КСО. В Германии активных членов в 5 раз больше — 199 компаний. Всего в мире организаций, присоединившихся к Глобальному договору ООН, составляет порядка 6,5 тыс.

Таблица 1. Количество организаций, присоединившихся
к Глобальному договору ООН

Количество организаций, присоединившихся к Глобальному договору ООН

Можно заметить интересную закономерность, что организаций, присоединившихся к Глобальному договору ООН из стран бывшего Советского Союза — больше некоммерческих. В Европе — наоборот. В США — почти одинаково. Такое условное деление в первую очередь зависит от действующего в стране законодательства по КСО, или не действующего, как у нас. Подмечен следующий факт, что от количества компаний, по-настоящему берущих на себя социальную ответственность перед обществом, зависит уровень жизни в стране. Это подтверждается экспертами ООН и группой независимых международных экспертов, ежегодно рассчитывающих индекс человеческого развития потенциала (ИЧРП) для каждой страны, состоящий из показателей уровней жизни, грамотности, образованности и долголетия.

Украина, согласно индексу человеческого развития потенциала, в 2011 г. заняла 76-е место, США — 4-е, Германия — 9-е, Швейцария — 11-е, Великобритания — 28-е, Россия — 66-е.

Другим «альтернативным» индикатором, измеряющим уровень жизни в стране, может служить индекс процветания стран мира института Legatum. Он определяет достижения стран мира с точки зрения их благополучия и процветания. В 2012 году среди 142 стран Украина заняла 71-е место, Швейцария — 9-е, Великобритания — 13-е, Германия — 14-е, Россия — 66-е. Как мы видим, и здесь Украина не впереди планеты всей.

Таблица 2. Индекс процветания стран мира

Индекс процветания стран мира

Места по составляющим: 1) Экономика, 2) Предпринимательство, 3) Управление, 4) Образование, 5) Здравоохранение, 6) Безопасность, 7) Личные свободы, 8) Социальный капитал.

Причины такому положению дел могут быть разные, но вывод, напрашивается сам собою — и государственные структуры, и бизнес в настоящий момент недооценивают всей силы КСО, и не учитывают его в планах стратегического развития, что негативно сказывается на будущем нашей страны.

Продолжение следует...

Об авторе:

    Александр Михальчук, консультант по стратегическому и процессному управлению. Бизнес-тренер.


comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
28-29 августа 2017
Киев
Специалист по обучению и развитию — SpTD (Оксана Кондратенко)
6-7 сентября 2017
Киев, Конференц-центр
Эффективная закупка от А до Я (Виктория Березина)
6 сентября 2017
Одесса, Atlantic Garden Resort
Топ-менеджер номер 1 (Игорь Манн)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Директора и дилеммыДиректора и дилеммы
Креативь! Поставь идеи на потокКреативь! Поставь идеи на поток
Хватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работуХватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работу
Как очаровывать людей. Искусство влиять на умы и поступкиКак очаровывать людей. Искусство влиять на умы и поступки
Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивностиРаботай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)