БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Дистанционное обучение 22 июня 2016 г.

Семь шагов по внедрению e-learning в компании

Автор: Алексей Корольков
Источник: E-xecutive

От чего зависит успешная реализация корпоративного проекта в области дистанционного обучения?

Семь шагов по внедрению e-learning в компании Каждая компания заинтересована в том, чтобы ее сотрудники были квалифицированными и эффективно работали. Обратная сторона медали в том, что в достаточно крупной компании непросто сформировать штат специалистов одного уровня подготовки. Бывает и так, что нет смысла изначально брать профильного специалиста, так как целесообразнее подготовить его на этапе стажировки и адаптации. А что делать, если сотрудники, которые нуждаются в обучении, работают в различных подразделениях, разбросанных по всей стране? Часто именно такие ситуации приводят компании к поиску инструментов для дистанционного обучения и развития специалистов. В идеале, это должны быть такие инструменты, которые можно эффективно сочетать с очными тренингами и семинарами, выстраивая целостную систему корпоративного обучения. В этой статье мы рассмотрим основные шаги для внедрения системы управления обучением, Learning Management System (LMS), или e-learning.

Шаг 1. Понять, когда и зачем нужно e-learning

Можно назвать несколько наиболее весомых факторов, которые приводят к тому, что в компании решают внедрить e-learning, а именно:

  • Территориальная распределенность подразделений компании
  • Большая численность персонала, который нужно обучить
  • Часто меняющиеся процессы и технологии работы, которые нужно быстро донести до сотрудников
  • Сжатые сроки на проведение массовых учебных мероприятий
  • Большая доля стандартизованного обучения
  • Ограниченный бюджет
  • Невозможность покрыть имеющиеся потребности в обучении только за счет очных форматов
  • Отсутствие удобного инструмента для управления проводимыми в компании обучающими мероприятиями.

Итак, вы обнаружили несколько факторов, сигнализирующих о необходимости внедрения в компании e-learning. Что делать дальше, если вы ранее никогда не сталкивались с дистанционными инструментами обучения и развития сотрудников?

Шаг 2. Проанализировать, какие инструменты e-learning нужны

Часто первыми инструментами, к которым обращаются компании, становятся так называемые офлайн-инструменты:

  1. для обучения: электронные курсы и тесты;
  2. для общения: форумы, блоги, социальные сети.

В тоже время, не стоит забывать о том, что благодаря e-learning можно организовать дистанционное обучение в режиме реального времени с помощью видеоконференций, вебинаров, Skype. Еще одним важным преимуществом внедрения e-learning становится формирование в компании не просто электронной библиотеки, а полноценной базы знаний.

Шаг 3. Выбрать LMS, подходящую под цели и задачи компании

Рассмотрим, каковы критерии выбора системы, на основании которой в компании можно построить учебный портал — основной инструмент корпоративного e-learning.

Во-первых, это тщательный анализ возможностей LMS и провайдера, который ее поставляет. Отвечает ли функционал системы запросу компании? Есть ли у провайдера опыт внедрения проектов в ситуации, подобной вашей? Есть ли возможность модульного формирования системы с последующей доукомплектацией? Как организована техническая поддержка? Обращайте внимание на такие детали, как наличие у провайдера методологии и инструментов для быстрого внедрения и адаптации системы, возможности быстрой настройки «коробочного» решения и его открытость, расширяемость системы до полноценного решения для управления талантами, и, конечно, цена и ценовая политика.

Во-вторых, это выбор конкретного функционала для начального этапа внедрения. Больше функций — не всегда лучше. Для старта оптимально будет освоить те модули, для которых уже в компании существуют поставленные задачи. Например, если стоит задача дистанционного обучения больших групп сотрудников стандартным процедурам, то при выборе конкретных модулей LMS стоит обратить внимание на инструменты для работы с электронными курсами и тестами, а также инструменты для общения учащихся в режиме офлайн: форумы, блоги, опросы, социальная сеть. Особенно при переходе от очных форматов к дистанционным стоит помнить о большом значении коммуникаций и не оставлять сотрудника один на один с электронным курсом, не давая возможности обсудить его с другими участниками обучения.

В-третьих, необходимо посмотреть на функционал LMS с точки зрения перспективы развития e-learning в компании. Насколько вам подходит модуль аналитики в предлагаемой системе, есть ли возможность настраивать самостоятельные отчеты? Можно ли из каталога курсов и других учебных материалов построить удобную библиотеку и базу знаний на портале? Есть ли веб-комната и какие у нее возможности (если планируется проведение вебинаров)? Удобно ли формировать программы смешанного обучения (курсы + тесты + тренинги + вебинары)? Поможет ли учебный портал в планировании и анализе результатов тренинговых мероприятий?

Шаг 4. Спланировать внедрение e-learning

  • Назначить менеджера проекта (у учебного портала должен быть владелец, как правило, HR-менеджер).
  • Сформировать команду проекта и распределить функции, ведь успех e-learning проекта на 80% зависит от его команды.
  • Заручиться поддержкой топ-менеджеров и руководителей ключевых подразделений, заинтересованных в обучении их сотрудников (этот момент критичен).
  • Помнить о том, что e-learning — это инструмент для решения задач бизнеса, а не игрушка для HR-отдела.
  • Рассчитать необходимые IT-ресурсы и заручиться поддержкой руководителя данного направления, иначе e-learning будет медленно внедряться и слабо развиваться.

LMS позволит не только решить поставленные единичные задачи обучения, но и систематизировать все обучающие мероприятия, как очные, так и дистанционные. Возможности современного учебного портала позволяют выполнять множество различных задач, например:

  • Создавать комплексные программы смешанного обучения в зависимости от функционала сотрудников, стажа работы, результатов предыдущего обучения.
  • Планировать проведение различных учебных мероприятий, формировать группы по необходимым признакам.
  • Получать широкие аналитические данные для подведения результатов обучения и принятия решений как HR-направлением, так и руководителем сотрудника.
  • Оказывать быструю, реальную и эффективную поддержку в решении поставленных бизнес-задач.
  • Способствовать развитию в компании культуры обучения и самообучения.
  • Привлекать к участию в организации системы обучения специалистов различного уровня.

Эксперту следует предоставить возможность создания и сопровождения курсов на учебном портале, а также результаты тестирования. Руководителю важно дать инструменты для назначения курсов и просмотра результатов обучения по подразделению. Топ-менеджеру целесообразно предоставить dashboard для оценки комплексных данных по компании в целом.

Шаг 5. Приступить к внедрению e-learning

Это очень важный момент. До его наступления обязательно нужно пройти все предыдущие этапы, провести тщательный анализ ситуации с обучением в компании и возможностей LMS и провайдера, выработать стратегию внедрения. Проверьте, все ли пункты вы выполнили:

  • Определены цели внедрения,
  • Определены перспективы развития проекта,
  • Определены выделяемые ресурсы,
  • Выбраны партнеры и поставщики,
  • Сформирована команда проекта,
  • Выполнен проект по методологии поставщика.

Также определите заранее, как и кому разрабатывать курсы.

Электронные курсы на учебном портале можно условно разделить на несколько типов: адаптационные, продуктовые, курсы по работе в ПК, курсы по стандартам и бизнес-процессам, курсы на знание законодательства и нормативов (охрана труда, юридические темы, финансовый мониторинг), курсы soft skills (продажи, переговоры, работа в команде).

Можно купить готовые курсы на рынке, заказать разработку «под ключ», отдать исполнителю оформление материала, разработать курс силами корпоративного учебного центра или привлечь к разработке внутренних экспертов. Выбор зависит от поставленных задач, сроков, целевой аудитории и особенностей курса. К примеру, если это обучение универсальным навыкам продаж, то такой курс можно купить, заказать или разработать силами квалифицированных тренеров корпоративного учебного центра. Подобный курс часто разрабатывается один раз и надолго, изменения в него вносятся редко, сроки разработки тут не сжаты. Есть смысл сделать его действительно качественным и увлекательным, приложив максимум усилий. Такие курсы становятся визитной карточкой учебного портала, о них говорят, их рекомендуют, они охватывают большую целевую аудиторию учащихся.

Если же, к примеру, стоит задача быстро информировать сотрудников об изменении какого-то конкретного продукта компании или процесса, то оптимально обратиться к внутреннему эксперту или просто хорошо оформить текстовый материал. В такие курсы часто вносятся коррективы, так как продукты и процессы в компании меняются, к тому же сроки разработки тут сжаты, так как информацию надо донести быстро.

Шаг 6. Продвигать идеи дистанционного обучения в компании

Как любому новому проекту, системе обучения необходима рекламная поддержка. Если про e-learning не говорят, а на учебный портал заходят только по приказу, то можно считать, что внедрение провалилось. Что же сделать для успешного развития e-learning?

  • Провести пилотный проект для сотрудников ключевого подразделения.
  • Подключиться к критически важному для компании проекту, это может быть бизнес-задача или общекорпоративная.
  • Заняться привлечением и мотивацией внутренних экспертов, «носителей знаний» в компании.
  • Предоставить руководителям удобные инструменты для управления процессами обучения подчиненных и анализа их результатов.
  • Не забывайте про внутренний PR: новости, анонсы, трейлеры курсов, видеоприветствия, награды, рейтинги, поздравления.

Шаг 7. Оценить эффективность внедрения e-learning

Если у вас нет понимания того, эффективно ли работает e-learning, нет измеримых результатов проекта, то вряд ли можно говорить об успешной системе обучения сотрудников в компании.

Измерить эффективность e-learning можно в нескольких направлениях:

  • Считать экономию средств (бюджет, затраты времени, IT-ресурсы, человеческие ресурсы).
  • Оценить расширение аудитории и новые возможности обучения.
  • Оценить ускорение обучения при внедрении новых идей и технологий.
  • Собирать и анализировать обратную связь от обучаемых и руководителей.
  • Оценивать знания и изменения рабочего поведения сотрудников.
  • Оценивать влияние на эффективность рабочих процессов.

У вас хороший LMS-проект, если он помогает решать реальные задачи бизнеса, ускоряет процессы обучения, позволяет оперативно получить доступ к необходимой информации (в идеале мобилен), оперативно обновляется и соответствует текущим потребностям компании, а также интересен пользователям и сокращает затраты на обучение.

Об авторе:

    Алексей Корольков, генеральный директор компании Websoft. Создатель системы дистанционного обучения Webtutor. Выступает в качестве спикера на конференциях и выставках в сфере HR, обучения, автоматизации бизнес-процессов. Автор популярного блога Технологии E-leaning.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Все хреново. Книга о надеждеВсе хреново. Книга о надежде
Осознанное неподчинение. Как реагировать на спорные распоряженияОсознанное неподчинение. Как реагировать на спорные распоряжения
Разговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своегоРазговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)