Альпина Паблишер
Фрагмент книги любезно предоставлен издательством "Альпина Паблишер"

Почему финтех — это модно?

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Ребекка Мена (Rébecca Menat), директор по коммуникациям, The Assets
Источник: Фрагмент книги "Финтех. Путеводитель по новейшим финансовым технологиям"
размещено: 11.05.2017
обращений: 11719

Финтех. Путеводитель по новейшим финансовым технологиям (Янош Барберис, Сюзан Чишти)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Банки уже не в моде, финтех — да. Почему же нас должен волновать мировой финтех?

Справка для новичков: финтех — сокращение от «финансовых технологий». Отрасль была запущена новой волной компаний, движимых целью изменить концепцию платежей, кредитования и инвестирования. Наиболее прорывным сектором считается отрасль платежей и денежных переводов. Наверняка вам знакомы такие названия и понятия, как TransferWise (мобильные денежные переводы), Square (мобильные платежи), краудфандинг (Kickstarter, Crowdcube, Smart Angels и др.) и равноправное кредитование (LendingClub, Zopa, Pret d'Union). Уверена, что большинство читателей уже активно пользуются этими технологиями в домашнем обиходе. Так где же творят подобные чудеса? Лондон, несомненно, мировой лидер финтеха, на пятки ему наступает Нью-Йорк и другие города: Париж, Гонконг, Сингапур, Тель-Авив и т. д. К сведению, объем инвестиций в финтех составил $22 млрд. (включая $4 млрд. страховой премии) в 2015 г. В будущем ожидается значительный рост инвестиций, так что новичкам есть к чему стремиться!

Как все начиналось

Своим рождением и становлением финтех обязан финансовому кризису и связанному с ним подрыву доверия. В условиях общественного недовольства банковской системой популярность финансовых инноваций росла как на дрожжах. Момент был как нельзя более подходящим, потому что цифровые аборигены, миллениалы, уже достаточно постарели, чтобы потерять охоту выступать в качестве клиентов. Они предпочитали пользоваться понятными и доступными мобильными приложениями, чего нельзя было сказать о банковских услугах. На этом благоприятном фоне возникли финтех-провайдеры со свежими и недорогими услугами, которые отлично работали на платформе мобильных приложений. По большому счету, финтех — это прозрачные технологии, которым можно доверять. Такие компании вызывают доверие, предлагая технологичные сервисы с простым интерфейсом. На фоне кризиса доверия к банкам стартапы способны предлагать прозрачные услуги по более низкой стоимости. Клиент всегда прав, и кто, как не молодой дерзкий стартап, знает, что именно нужно клиенту? Ведь они выросли в одно время!

Это не просто суета, а перспективное направление

Суть финтеха содержится в двух простых словах: «управляю сам». Возьмем в качестве примера денежные переводы, разработанные стартапами. Пользователь видит, что происходит с его деньгами, он не должен оплачивать комиссию посредника — чем вам не самостоятельное управление собственными средствами? Люди видят, сколько они тратят, и, что удивительно, тратят меньше, чем раньше. На самом деле это весьма социально значимая инновация, особенно в свете существования узконаправленных стартапов, занимающихся такими платежами, как римесса (особый вид денежных переводов, отправляемых иностранными сотрудниками на родину). Сервисы WorldRemit и Remitly сейчас в центре внимания, они собрали инвестиций на сумму $100 млн. и $12,5 млн. соответственно. Это не удивительно, поскольку обороты рынка денежных переводов составляют более $600 млрд. в год.

Наличие денег в жизни человека также способствует укреплению его самооценки. На фоне финансового кризиса банки не только исчерпали кредит доверия, но и усложнили процедуру получения кредита. Схема равноправного кредитования нацелена на то, чтобы сделать кредит более доступным, оперативным и прозрачным. Этот способ займа работает по принципу дезинтермедиации (отказа от посредников), сделки между покупателем и продавцом проходят на специальных торговых площадках. Бесспорным лидером этого направления является компания Lending Club, собравшая почти $900 млн. в одном из крупнейших IPO 2014 г.

Финтех может расширять инвестиционные возможности с помощью такого инструмента, как краудфандинг. Не стоит забывать, что покупка акций когда-то была прерогативой богатых. Но сегодня любой может стать акционером! Даже при небольшом вложении вы можете повлиять на судьбу проекта и впоследствии извлечь определенную выгоду. На Kickstarter, Indiegogo, Crowdcube очень много проектов… просто листайте и выбирайте.

Мы уже настолько привыкли к этой технологии, что забыли, насколько она революционна. Роботы-консультанты также встряхнули мир инвестиций, протягивая руку финансовой помощи тем, кто в ней нуждается. Согласно отчету консалтинговой компании А. Т. Kearney, оборачиваемость услуг робоинвесторов составит около $2 трлн. в США к 2020 г., или 5,6% инвестиционных активов США1.

Подводя итог, должна признаться, что это самая масштабная революция из всех, что я знаю. Финтех дает знания, которые раньше были доступны только избранным, все больше и больше простых граждан становятся финансово подкованными. В наш век «информационной экономики» это существенный шаг навстречу демократии.

Финтех в развивающихся странах: все только начинается

Джон Чаплин, ветеран финансовой отрасли, провел встречу с рядом экспертов, чтобы получить полное представление о текущем состоянии финтех-индустрии: резюме встречи можно прочитать в докладе The Payments Innovation Jury Report2. «Какой из регионов окажется под наибольшим влиянием инноваций в ближайшие два года?» — таков был один из вопросов, на который эксперты пытались ответить. Вердикт: лидером финтех-разработок станет Азия, следом идут Африка, Северная Америка, Латинская Америка и, наконец, Европа.

Это чисто интуитивное суждение: отсутствие инфраструктуры в развивающихся странах освобождает место для инноваций, которые никогда не пробьются в западную экономику, в которой уже «окопались» орды банкиров. Один из авторов доклада подвел справедливый итог, «развивающиеся страны не ограничены привычными нам бизнес-моделями и типологиями клиента, поэтому они способны предложить свежее решение, выходящее за рамки стандартных бизнес-моделей»3.

Следует добавить, что в развитых странах финтех-разработки в первую очередь направлены на развитие онлайн-сервисов, тогда как стартапы развивающихся стран работают на более широкий рынок пользователей сотовых телефонов. По оценке Международного союза телекоммуникаций 95,5% населения мира пользуются мобильным телефоном — в этом плане службы СМС более эффективны, чем Интернет. Мобильные сервисы по переводу денег, такие как M-Pesa, серьезно повлияли на изменение экономической ситуации в Бангладеш и Кении в условиях дефицита банковских учреждений. В Бангладеш действует точная копия платежки M-Pesa — сервис bKash, который ориентирован на массового потребителя мобильных финансовых услуг. Поскольку в Бангладеш сильно развита отрасль микрофинансов (малый кредит без залога), сервис bKash позволяет быстро и легко переводить деньги получателям4.

В 2013 г. Международная финансовая корпорация (IFC), член Группы Всемирного банка, вступила в долевое партнерство с компанией bKash. В 2014 г. Фонд Билла и Мелинды Гейтс также вложился в систему bKash, чтобы малоимущие слои населения Бангладеш могли пользоваться широким спектром финансовых услуг5.

Анализ деятельности финтеха в Африке показал, что в 16 странах насчитывается больше мобильных денежных счетов, чем банковских счетов.

Таким образом, финтех-компании в развивающихся странах не только заботятся об удобстве предоставляемых услуг: они создают новую инфраструктуру, в которой миллионы людей смогут пользоваться преимуществами реальной экономики. Размеры связанных с ней рынков колоссальны и сулят большие прибыли. Теперь можно смело утверждать, что финтех меняет мир к лучшему.

Банки, берегитесь!

В финтех-индустрии произошло уже столько прорывов — а сколько еще произойдет! Хватит ли места всем инноваторам и традиционным банкам? Чего конкретно могут опасаться последние?

Как заявила во время конференции IBM InterConnect 2015 Хизер Кокс, эксперт по работе с клиентами и специалист по цифровому маркетингу в Citi: «Людям нужен банкинг, но не банки».

Появляются новые, более удобные для клиента сервисы, которые меняют ландшафт на глазах, чтобы соответствовать все более требовательным клиентам.

Ни один банк не станет отрицать, что развитие на рынке провайдеров нишевых услуг усложняет жизнь традиционным банкам, которым приходится прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить клиента. Прошло то время, когда банки могли «втюхивать» клиенту комплекс ненужных услуг по непонятной схеме и после этого рассчитывать на полную лояльность клиента. Следует признать, что данный феномен присущ конкретному поколению в конкретных областях, и большинство моих коллег-миллениалов до сих пор проводят финансовые операции с помощью банка. Это еще не конечная остановка. Возможно, это только начало того, что прогнозисты называют финансовой революцией.

В своем ежегодном обращении к акционерам в апреле 2015 г. генеральный директор JP Morgan Джейми Даймон выразил озабоченность по поводу складывающейся ситуации: «Сотни стартапов с хорошими мозгами и большими деньгами работают над технологиями, способными заменить весь традиционный спектр банковских услуг». Несмотря на очевидную гегемонию крупных финансовых институтов, угроза со стороны инноваторов становится все более отчетливой. Будет ли разумно попытаться остановить их? Ясно одно: способность конкурировать заложена в стартапах самой природой. Их неоспоримые преимущества — компактность, аккуратность, технологические ноу-хау, талантливый персонал.

Цифровой натиск или реинкарнация

Существует поговорка: «Не можешь бороться, тогда возглавь». Многие банки осознали, что сотрудничество — более разумное решение, чем борьба. Они начали запускать инкубаторы (Barclays' accelerator) и специальные венчурные фонды (Santander's Innoventures), создавать партнерства (Metro Bank и Zopa) и, наконец, выкупать стартапы. Стратегии разные, но цель одна: выжить и даже заработать на прорыве цифровых технологий.

Разумеется, «крупной рыбе» придется в какой-то мере играть по правилам стартапов, что на самом деле может оказаться весьма кстати. По-моему, это просто здорово, когда есть талантливый изобретатель, который творит вещи прямо на глазах, а вам только остается подойти и купить. Банкам выпал уникальный шанс приобрести продвинутые мощности и модернизировать застарелую инфраструктуру, не развивая ничего самостоятельно. Другими словами, для успешной игры от банков потребуется только моральная готовность принять инновации.

Последствия могут быть разными. В докладе компании Accenture «Будущее финтеха и традиционного банкинга: цифровой натиск или реинкарнация»6 описываются наиболее вероятные сценарии развития событий. Сценарий 1: банки продолжают полагаться на непобедимость своей бизнес-модели, оказываются неспособны к адаптации и терпят неудачу в конкурентной борьбе. Сценарий 2: банки осознают важность качества клиентского обслуживания, применяют инновации в рамках своей бизнес-модели и сотрудничают с новыми игроками. На сегодня второй вариант кажется более вероятным, поскольку банки насторожились и выкладывают карты на стол. Будем надеяться, что подобное сотрудничество приведет к многообразию ситуаций взаимовыгодных для сектора финансовых услуг и для его клиентов по всему миру.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Оцифрованный менеджмент: Business Intelligence для ТОПовОцифрованный менеджмент: Business Intelligence для ТОПов
Принципы корпоративных финансов. Базовый курсПринципы корпоративных финансов. Базовый курс
Несправедливое преимуществоНесправедливое преимущество



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)