РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 1 ноября 2018 г.

Шесть принципов создания голубого океана

Источник: Blog.kniga.biz.ua

«Переход к голубому океану» (Blue Ocean Shift) — продолжение международного бестселлера «Стратегия голубого океана» от профессора Чан Кима (Chan Kim) и директора Института стратегии голубого океана INSEAD Рене Моборн (Renée Mauborgne). Как организации могут перейти от борьбы за клиентов на переполненных рынках («красных океанах, полных акул») к созданию собственных рынков («голубых океанов») и рассказано в новинке.

Переход к голубому океану. За пределами конкуренции (Чан Ким, Рене Моборн)

О чем книга «Переход к голубому океану»?

"Если вы хотите уйти от постоянного давления и повысить покупательную способность, забыть о погоне за покупателями и увидеть, как клиенты сами ищут вас, и почувствовать быстрый рост — «Переход к голубому океану» то, что вам нужно". — Чан Ким (Chan Kim)

Почему некоторым компаниям удается создать новые ниши на рынке, в то время как другие становятся банкротами и исчезают? Это вопрос, который изучают MBA по всему миру. Успешный ответ принесет выигрыш, неудачный — приведет к тому, что остаток карьеры вы будете каждый день участвовать в соревновании за сокращающийся объем прибыли.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, авторы книги провели масштабное исследование деятельности 150 успешных компаний из 30 стран вместе с не такими удачливыми фирмами. И они нашли объединяющую черту: большинство компаний сосредоточились на том, чтобы преодолеть конкуренцию на существующих рынках. Чан Ким и Рене Моборн описывают эту ситуацию как «красный океан», постоянно переполненный, со снижающейся прибылью и ограничителями роста.

При этом оказалось, что объем прибыли значительно увеличивается при создании новых рынков, которые могут появиться в любой индустрии — «голубые океаны». Поэтому в новой книге «Переход к голубому океану» исследованы и описаны паттерны (шаблоны), которые отделяют успешные стратегические движения в сторону голубых океанов от стратегий по конкуренции на рынке.

Так что же, лучший способ конкуренции — перестать конкурировать? И да, и нет. Сама по себе концепция голубых океанов не отрицает роль привычной конкурентной среды. Но когда в какой-то отрасли предложение начинает превышать спрос, действий, направленных на борьбу с конкурентами уже недостаточно для полноценного роста бизнеса. Для дальнейшего развития компаниям необходимо нацелиться на создание голубых океанов.

На основе результатов десятка новых исследований Ким и Моборн показывают, как избегать конкуренции, вдохновлять людей и растить свой потенциал — шаг за шагом, от агрессивного красного океана к неисследованному голубому океану.

6 принципов создания голубого океана

"«Переход к голубому океану» берет потрясающие принципы оригинальной книги и предлагает толковый систематический план помощи любой организации для перехода от конкуренции на существующих рынках в сторону создания новых". — Дэниел Пинк, автор бестселлеров «Драйв. Что на самом деле мотивирует?» и «Человеку свойственно продавать»

Принцип №1. Пересмотр границ существующего рынка

Для того чтобы выйти за пределы ограничений конкурентной среды, авторы предлагают использовать несколько путей:

  1. Альтернативные отрасли. На стыке альтернативных отраслей можно обнаружить не занятый никем рынок. Пример альтернативных отраслей — рестораны и кинотеатры. Это разные отрасли, но с точки зрения приятного времяпрепровождения для клиента они представляют из себя альтернативы. Ключ к поиску подходящей альтернативы — увидеть и понять факторы, которые заставляют покупателей выбирать между альтернативными отраслями.

  2. Стратегические группы. Рассмотрите компании и отрасли, которые имеют похожие стратегии. Например, в автомобилестроении есть стратегическая группа люксовых автомобилей и стратегическая группа дешевых. Конкуренция идет внутри этих групп: люксовые и дешевые автомобили конкурируют только между компаниями своих категорий. Ключ к созданию голубого океана в таких условиях — выяснить, чем руководствуются клиенты, выбирающие между той или иной группой.

  3. Цепочка покупателей. В определенных отраслях компании нацелены на определенные сегменты покупателей — кто­то сосредоточен на крупных продажах, а кто-то на индивидуальных. Зачастую покупатель и пользователь — это разные лица, что дает возможность взять на прицел ту группу покупателей, с которой конкуренты не работают. Так, датский производитель инсулина компания Novo Nordisk благодаря своему продукту NovoPen (инсулиновый шприц-ручка) смогла напрямую работать с диабетиками в обход привычной схемы реализации продукции через врачей.

  4. Введение дополнительных продуктов или услуг. Например, крупные книжные магазины Borders и Barnes&Noble сделали посещение своего магазина более приятным процессом, оборудовав свои залы диванами и креслами и открыв кафе-бары.

  5. Анализ функциональной и эмоциональной привлекательности товара для покупателей. Возможность создания здесь голубого океана появляется за счет нарушения привычных путей конкуренции, которые обращаются либо к цене и функциям (функциональная привлекательность), либо к чувствам и эмоциям покупателя (эмоциональная привлекательность).

  6. Попытка заглянуть в будущее. Проанализируйте, каким образом имеющаяся новая тенденция изменит рынок в будущем и как она может повлиять на бизнес-модель компании и ценность ее предложения для клиентов.

Принцип №2. Фокус на целостной картине, а не на цифрах

После определения подходящего пути, следующим шагом будет фокусирование на общей картине, а не на цифрах. Это непросто сделать, так как схема построения стратегии большинства компаний прочно связана с алыми океанами уже имеющихся рынков.

Принцип №3. Выход за пределы существующего спроса вместо того чтобы стремиться к удовлетворению всех возможных запросов имеющихся клиентов

Надо найти нечто общее, что могли бы оценить те, кто не относится в настоящий момент к клиентам отрасли.

Принцип №4. Правильная стратегическая последовательность

Нужно проверить коммерческую жизнеспособность идеи голубого океана и определение того, является ли ваше предложение не просто инновацией, а инновацией ценности для покупателя.

Принцип №5. Преодоление организационных противоречий

Реализации любой стратегии сопутствуют значительные сложности, а реализация стратегии голубого океана сопряжена с еще большими трудностями, так как предполагает изменение привычного подхода к преобразованиям. Естественно, что в таких случаях компаниям, помимо всего прочего, приходится сталкиваться с внутренним сопротивлением нововведениям.

Принцип №6. Встраивание процесса воплощения в стратегию

Без поддержки сотрудников компании любая стратегия обречена на неудачу. Стандартные методы позитивной и негативной мотивации могут и не помочь. Авторы книги предлагают альтернативу — принцип трёх «Е»:

  • вовлеченность (Engagement) — сотрудники участвуют в принятии стратегических решений;
  • объяснение (Explanation) — все заинтересованные сотрудники компании должны понять причины внедрения новой стратегии;
  • ясность ожиданий (Expectation) — сотрудники должны четко понимать возникающие в связи с внедрением новой стратегии свои цели, обязанности и ответственность за их выполнение.

Неважно, кто вы — успешный стартап или огромная стабильная компания, некоммерческая или государственная — стратегию голубого океана можно применить практически в любой индустрии. Как пишут сами авторы:

"Истина такова: отрасли никогда не стоят на месте. Они постоянно развиваются. Работа их улучшается, рынки растут, а игроки приходят и уходят. Из уроков истории становится ясно, что у нас имеется серьезно недооцениваемая возможность создания новых отраслей и воссоздания заново уже имеющихся".



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Ваше предназначение. Практическое руководство для тех, кто хочет реализовать свой потенциалВаше предназначение. Практическое руководство для тех, кто хочет реализовать свой потенциал
Гид HBR. Как стать продуктивнееГид HBR. Как стать продуктивнее
Проект «Средний палец». Радикальное решение для тех, кто задолбалсяПроект «Средний палец». Радикальное решение для тех, кто задолбался

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2025, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)