ТЕНДЕНЦИИ | Корпоративные сайты 4 сентября 2008 г.

Территория общения

Автор: Владимир Опанасенко, журнал "Комп&ньоН" (№33-34, август 2008)

Территория общения Компании используют свои корпоративные сайты для осуществления коммуникаций как с заинтересованными сторонами их бизнеса, так и с потребителями.

В нынешнем году Украина во второй раз попала в веб-рейтинг шведской компании Hallvarsson & Halvarsson. Она ежегодно проводит исследование развития интернет-ресурсов в странах Европы, оценивая качество корпоративных сайтов. Пока Украина с показателем в 23,71 пункта находится в хвосте рейтинга, обходя в Европе лишь маленькую Латвию (23,56). Лидирующие места занимают Финляндия (62,43), Германия (58,29) и Швеция (54,67), а Россия с показателем 33,96 опережает страны восточноевропейского региона. По словам исследователя Hallvarsson & Halvarsson Робина Олениуса украинские компании все еще отстают в онлайн-коммуникациях. «Многие компании до сих пор не показывают ключевую информацию, требуемую европейским рынком капитала», — утверждает он.

Разностороннее массмедиа

Корпоративные сайты сегодня стали общепризнанными источниками информации о деятельности компании и считаются ключевым средством ее связи с миром. «Рынок онлайн-коммуникаций становится все более согласованным, и новые компании следуют установившимся нормам корпоративных связей для взаимодействия с большей аудиторией, имеющей интерес к бизнесу этих компаний», — говорит Маркус Эрикссон, глава H&H Webranking.

Публичный тип ведения бизнеса, соответствующий западным стандартам, заставляет все активнее вовлекаться в этот процесс. Инициаторами развития веб-коммуникаций становятся различные стейкхолдеры, среди которых владельцы акций или обязательств компании, общественные организации по исследованию социальной корпоративной ответственности и влияния на окружающую среду. Субъектами коммуникационного процесса также выступают различные отраслевые эксперты, журналисты и в некоторой мере клиенты компании.

Растущее влияние этих групп аудиторий на бизнес привело к созданию правил взаимодействия. Несколько лет назад была создана Всемирная инициатива по отчетности (Global report initiative, GRI), организация, призванная унифицировать стандарты внешних корпоративных коммуникаций. В 2006 г. ею был опубликован свод правил и стандартов отчетности по устойчивости бизнеса G3. Более 1,5 тыс. компаний уже заявили о принятии этих правил.

В консалтинговой компании Jungle Rating, специализирующейся на исследовании интернет-коммуникаций, считают, что качество корпоративного портала определяется такими свойствами, как доступность информации, интерактивность, использование мультимедийных инструментов и персонализация. Корпоративный сайт должен содержать информацию о профиле и продуктах компании, ее отчетности, по крайней мере за последний год, происходящих в событиях и ее истории. Помимо этого, следует освещать вклад компании в общественность, окружающую среду и экономику. Наконец пользователь сайта должен иметь доступ к информации о ее стратегии и видении топ-менеджментом дальнейших перспектив.

Рейтинг украинских корпоративных сайтов

По мнению исследователей, подход компаний к организации веб-коммуникаций меняется. Если еще недавно корпоративные сайты можно было сравнить с информационной доской, то сейчас фирмы через них начинают налаживать связи со своими аудиториями. Причем подход к данному вопросу становится систематичным, а не ситуационным, как ранее. В частности, на своих интернет-страничках предприятия начали обсуждать наиболее резонансные вопросы. Так, BP поднимает вопрос о загрязнении окружающей среды и поиске альтернативных источников энергии, а Barclays пытается обосновать предполагаемое слияние с ABN AMRO. С каждым днем компании все смелее экспериментируют с графической информацией (анимированная история компании Microsoft, схема производства и упаковки продукции для Wal-Mart) и новыми технологиями для доставки и персонализации информации. Компании начинают использовать возможности Web 2.0 — общаться со своей аудиторией посредством чатов, блогов, онлайн-опросов и проч.

В Украине такие стандарты коммуникации с аудиторией начинают перенимать крупные и, как правило, публичные компании. Первые нуждаются в социальном признании и пытаются преподнести себя в хорошем свете перед общественностью, а вторые на своей практике осознают прямое соотношение между открытостью и своим благосостоянием. Кроме того, публичные компании и их сайты должны соответствовать многочисленным требованиям, предъявляемым рынками капитала.

Хронический неохват аудитории

Если развитие веб-коммуникаций украинских компаний со стейкхолдерами, прессой и экспертами стимулируется западными стандартами, то коммуникация с потребителем находится на зачаточной стадии. Значительных результатов по работе с потребителем в Сети добились лишь компании, предоставляющие информационные услуги, тогда как, например, финансовые компании и ритейлеры пока не очень заинтересованы в освоении Интернета. Так, среди сотни наиболее популярных веб-ресурсов в нашей стране, по данным Alexa.com, нет ни одной компании потребительского рынка.

В рейтингах западных стран представлены крупнейшие банки, торговые сети, не говоря уже о телекоммуникационных и IT-компаниях. Веб-пользователи в США уже привыкли оплачивать счета через Интернет, заказывать продукты или бронировать билеты в кино. В Украине подобные услуги пока не пользуются широким спросом. Впрочем, объяснить это несложно: индикатором развития интернет-рынка в стране выступает объем рекламы в Сети. Пока доходы от нее, по разным оценкам, в тысячу раз меньше, чем в США, бурного развития данного рынка ждать не приходится.

Имиджелогия в Сети

Наталья Емченко, директор по связям с общественностью и коммуникациям СКМ:

— В прошлом году мы запустили новый интернет-ресурс — сайт группы СКМ, коренным образом отличающийся от предыдущей версии. Различия не только в дизайне, но и в информационном охвате: если прежний сайт являлся интернет-страницей исключительно СКМ (управляющей компании группы), то новый предоставляет пользователю информацию обо всей группе. Посетители электронной страницы имеют возможность ознакомиться с планами нашего развития и проектами в сфере корпоративной социальной ответственности, благотворительности. Также сайт является полезным источником информации для СМИ, так как на нем размещены факт-листы основных активов группы, визуальные материалы, контакты пресс-служб отраслевых подразделений и отдельных активов.

В целом, мы считаем, что корпоративный сайт — это обязательный и очень эффективный инструмент для управления корпоративной репутацией. По мнению наших западных коллег, из существующих источников информации на текущий момент наибольшим доверием (более 30%) пользуются уважаемые сайты и печатные СМИ, 24% — потребительские блоги, 23% — сайты компаний. Наши внутренние исследования подтвердили справедливость этих выводов и для Украины. С каждым днем Интернет становится все более эффективным инструментом коммуникаций.

Фарватер компании

Алина Сигда, начальник отдела PR компании «Воля»:

— Мы возлагаем на корпоративный сайт следующие задачи: трансляцию имиджа компании; продвижение и продажу услуг; абонентскую поддержку; информирование о событиях, происходящих в компании; поиск новых сотрудников; обратную связь.

Одними из основных требований к сайту являются удобство управления, гибкость, возможность наращивания функциональности, максимальная автоматизация. В важности веб-страницы у нас сомнений не было никогда — мы же работаем в телекоммуникационном бизнесе. Сайт рос и развивался вместе с компанией: в первоначальный вариант мы инвестировали несколько тысяч долларов. С ростом компании и развитием новых сервисов будут повышаться требования и к корпоративному сайту.

Помимо сайта, мы постоянно совершенствуем «Портал абонента». Также в разработке находится еще один ресурс, который, мы уверены, будет очень интересен в равной степени и нашим абонентам, и пользователям Интернета в целом.

Универсальный рупор

Владимир Косенков, и. о. директора по корпоративным связям ОАО «САН ИнБев Украина»:

— Корпоративный сайт для тех, кто интересуется «САН ИнБев», является первоисточником новостей, изменений, информации о жизни компании, о направлениях ее деятельности и брендах — это свод официальных данных о ней. Целевую аудиторию мы делим на несколько категорий: потребители (на веб-странице содержится информация о наших брендах), бизнес-партнеры и СМИ. Для более оперативного донесения информации используем инструмент RSS. С его помощью все подписавшиеся могут в краткие сроки узнавать о тех или иных изменениях, происходящих в компании.

Сайт обязан быть, как говорится, user friendly: когда человек заходит на него, он не должен там заблудиться Вся необходимая пользователю информация должна быть легкодоступна. Помимо этого, на сайте должна содержаться и оперативно обновляться информация о компании и ее продуктах. Малейшие изменения необходимо отражать на корпоративной страничке, которая является нашим лицом в Интернете.

Периодически проходят незначительные изменения и в дизайне, соответствующие изменениям в корпоративном стиле.

Игра на публику

Дмитрий Васильев, директор по корпоративным коммуникациям компании «XXI Век»:

— Корпоративный сайт — это прежде всего эффективный инструмент коммуникации с нашими основными целевыми аудиториями, который способствует укреплению репутации компании, росту стоимости акций и их ликвидности. Его главная функция — информирование целевых аудиторий о деятельности и стратегии компании, ее позиции на рынке.

Корпоративный сайт чаще всего является тем местом, где для многих происходит первое знакомство с компанией. Сайт — это лицо компаний, и качество — его неотъемлемый элемент. С целью усовершенствования качества сайта мы постоянно проводим экспертные опросы и исследования, изучаем потребности инвесторов и аналитиков в информации о нас. Кроме того, сайт — это еще и инвестиции в будущее, поскольку все вложения (и финансовые, и человеческие) в его создание, сопровождение дают заметную отдачу для доходности и успешности компании.

Хороший корпоративный сайт публичной компании должен обеспечивать равный доступ ко всей актуальной информации. Достаточно много информации для инвесторов и аналитиков мы решили подавать на английском языке, поскольку эта часть наших целевых аудиторий берет информацию исключительно на нем. Но основная составляющая всех разделов дублируется на трех языках: русском, украинском и английском.

С пользой для абонента

Максим Параска, менеджер по интернет-проектам компании «МТС-Украина»:

— Сайт МТС служит для достижения трех целей: информирования абонентов и получения от них обратной связи, предоставления абонентам возможности управлять услугами и счетом, а также предоставления таких бесплатных услуг, как отправка sms, mms, mtc messenger и т. д. Основной целевой аудиторией являются существующие и потенциальные абоненты.

Корпоративный сайт должен быть достоверным, своевременным и качественным. Поскольку главная функция сайта, подобного нашему, не презентационная, а практическая, очень важно, чтобы он был простым и удобным в использовании, чтобы любой абонент мог быстро и эффективно получить интересующую его информацию или помощь. Известно, что пользователей Интернета трудно охватить другими видами медиа, поэтому сайт играет ключевую роль в коммуникации с ними. Кроме того, оперативность обновления информации, а также ее объем несравнимы с другими коммуникационными форматами и каналами, поэтому значение корпоративного портала трудно переоценить.

У нашего сайта, как и у других каналов коммуникации, есть свои показатели эффективности. Для нас важно количество операций, произведенных пользователями, а для внутренних баннеров наиболее важными показателями считаются количество показов и CTR (процентное соотношение числа нажатий на рекламное объявление с числом его показов). Примерно год назад мы запустили Web 2.0-портал, который себя полностью оправдал. Планируем оптимизировать сайт, предоставить более качественные сервисы, доработать старые. Будем и далее размещать баннерную и контекстную рекламу.






ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Строим доверие по методикам спецслужбСтроим доверие по методикам спецслужб
Высшая цель. Секрет, который поддерживает вас каждую минутуВысшая цель. Секрет, который поддерживает вас каждую минуту
Быстрая черепаха. Неделание как способ достичь целиБыстрая черепаха. Неделание как способ достичь цели

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)