ТЕНДЕНЦИИ | Карьера 1 июня 2010 г.

Лестница со сломанными ступенями

Автор: Дарья Карпенко
Источник: "Комп&ньоН" (№20, май 2010)

Лестница со сломанными ступенями По данным Бюро трудовой статистики США, люди послевоенного поколения (или бэби-бумеры) на протяжении жизни успевают сменить место работы в среднем десять раз. Хотя совершать поворот в карьере случалось практически каждому, это всегда нелегко. Переход связан с эмоциональным перенапряжением, поэтому на новом месте отдача сотрудника падает, причем на довольно длительный период времени. Любого — будь то футболист, меняющий клуб, или руководитель высшего звена, дебютирующий в новой компании, — подстерегают одни и те же трудности. И речь не только о необходимости освоить новые навыки. Смена места работы — это часто переворот в личной жизни, перераспределение домашнего бюджета, адаптация к незнакомым поведенческим канонам. Но насколько посильным окажется все это? Возможно, не стоит горячиться и постараться сохранить прежнюю должность?

Исследователи Гарвардской бизнес-школы опросили 400 консультантов по подбору персонала на топ-менеджерские позиции, руководителей отделов персонала из 15 международных корпораций и 500 топ-менеджеров из 40 стран, чтобы выделить главные «переходные» ловушки. Таковых респонденты назвали 738, но основная их масса сводится к пяти группам.

ПОЧТИ РОКОВЫЕ ОШИБКИ

Первая — поверхностность при изучении предложения. По мнению рекрутеров, соискатели обычно не уделяют должного внимания некоторым важным вопросам. Во-первых, они ленятся изучить текущий спрос на рынке труда в своей отрасли, а потому зачастую переоценивают спрос и размеры заработной платы на их позиции и размера заработной платы. Во-вторых, они не особо интересуются финансовым положением потенциального работодателя и его позицией на рынке. Случается, что компании вывешивают объявление о вакансии, зная, что через полгода их бизнес ждут серьезные трудности и что данная позиция вообще будет упразднена. В-третьих, соискатели склонны игнорировать вопрос культурного соответствия. А ведь, оказавшись в чуждой среде, пострадают именно они. Наконец, люди заблуждаются, полагая, что официальное название должности всегда отражает реальный круг обязанностей. Компании грешат тем, что стремятся «подсластить» свои объявления для привлечения наиболее талантливых кадров. Один из респондентов рассказал Harvard Business Review, как попался на такую уловку: он уволился из крупной компании, прельстившись позицией финансового директора в одной небольшой фирме, однако по приходу на него взвалили функции операционного директора. Конечно, все закончилось провалом. Вот почему во время собеседований важно прояснить все детали, включая то, каким образом будет измеряться ваша личная производительность.

Вторая — смена работы исключительно ради денег. Легко поддаться соблазну и принять финансово выгодное предложение. Консультанты по подбору персонала отмечают, что менеджеры размер зарплаты ставят четвертым или пятым в своем списке приоритетов. Однако когда доходит до дела, именно этим соображением они руководствуются в первую очередь. Типичная ловушка заключается в том, что обещание платить большие деньги — это словно пелена на глаза, не дающая соискателю увидеть все минусы позиции. Вот как вице-президент по талантам одной сети казино описывает свой неудачный опыт: «Я перешел на новое место работы, где за выполнение тех же функций получал на $10 тыс. больше. Но, оглядываясь в прошлое, я понимаю, что эти деньги не стоили потерянных связей и клиентов».

Третья — бегство от того, что есть. Нередко случается, что людям просто опостылела их нынешняя работа и они отчаянно бегут от нее. Вместо того чтобы тщательно спланировать свои дальнейшие карьерные шаги, они руководствуются надуманной срочностью и бросаются от одной компании к другой, не дожидаясь подходящего предложения. Руководствуясь девизом «лучше там, где нас нет», такие соискатели не только не изучают ситуацию на рынке труда, но и не пытаются отыскать возможности для роста внутри своей компании.

Четвертая — переоценка своих возможностей. По словам одного из рекрутеров, люди искренне верят в то, что их вклад в развитие бизнеса является исключительным. Исследование показало: оценка соискателями своих способностей, перспектив, а подчас и ответственности за промахи чересчур завышена. Нередко они не могут объективно оценить свою роль в корпоративных успехах и неудачах. «Служащие рассматривают свою компанию как проблему и не думают, что сами могут быть частью этой проблемы», — поясняет один из респондентов. Самонадеянность приводит к тому, что люди часто имеют завышенные ожидания относительно заработной платы и функций, которые они способны выполнять. Последнее особенно касается возможностей внедрять изменения в крупной организации. Финансовый директор международной софтверной корпорации в ходе опроса признался: «Я жалею, что согласился на эту работу. Компания слишком крупная, громоздкая и безликая. Что бы я не делал, ничего не меняется». Только занявшись самоанализом, можно обезопасить себя от оплошностей на карьерном пути.

Пятая — мышление краткосрочными категориями. Отсутствие долгосрочных планов на будущее можно рассматривать как часть каждой их перечисленных ошибок. Если вы переоцениваете себя, то наверняка полагаете, что заслуживаете награды сейчас, а не через пять лет. Решение о переходе на более денежное место также обычно принимается под влиянием порыва. «Сколько я мог бы сейчас зарабатывать? — задаются вопросом менеджеры. — И как убежать от этой нездоровой рабочей среды?»

ВВЕРХ, А НЕ В СТОРОНУ

Все эти пять ловушек неслучайны и являются результатом давления, которое мы постоянно на себе ощущаем. Прежде всего это психологическое давление. Чтобы сохранить ощущение личной безопасности, люди склонны формировать не в меру позитивное представление о самом себе, а также принимать только ту информацию, которая поддерживает их убеждения (психологи называют это «предрассудком подтверждения»). В этом-то и риск, ведь потенциальный работодатель всегда старается выставить себя в выгодном свете, и амбициозный соискатель может попасться на удочку. Чтобы не допустить этого, задайте себе пару простых вопросов: «А что если я ошибаюсь, так быстро соглашаясь на предложение? Где доказательства того, что новая организация как раз для меня?». Собирайте данные о компании так, как если бы вы решили стать ее инвестором. Разрабатывайте альтернативные сценарии. Поразмыслите, как бы вы себя чувствовали, если бы уволился ваш шеф или пришел новый клиент.

Не менее важно и социальное давление. Неловкие ситуации способны провоцировать инстинктивную реакцию «дерись или убегай», отодвигая на задний план логику и часто заставляя сотрудников бежать вон из компании. Вот что рассказывает топ-менеджер одного маркетингового агентства: «Хотя мне нравилась моя старая работа и у меня были отличные отношения с моим непосредственным начальником, я ни разу до своего увольнения не говорил с ним о том, что меня беспокоит. Теперь я осознаю, что этот человек мог бы поспособствовать моему продвижению внутри компании». Выход — отбросьте эмоции и ведите постоянный открытый диалог с руководством.

Не стоит сбрасывать со счетов и давление времени. Поспешное решение сменить работу, как правило, является лишь компромиссом. Действуя впопыхах, соискатели совершают предсказуемые ошибки: ограничиваются поверхностными данными, такими как зарплата и название должности, фокусируются на быстрых выгодах и т. д. Копайте глубже и мыслите на перспективу. Подумайте, к примеру, согласились бы вы принять предложение, если бы зарплата была такой же, как сейчас.

Итак, неверный карьерный шаг влечет за собой неудовлетворенность: надежды не сбылись, и как следствие —человек делает новые необдуманные шаги, которые приводят к еще большей неудаче. Так что же делать, если вы все-таки совершили промах? Опрошенные эксперты были однозначны: перестаньте топтаться на месте и двигайтесь дальше.

Помогите себе, и другие помогут вам

Гергана Андреева, региональный вице-президент по человеческим ресурсам Джей Ти Интернешнл (JTI СНГ, Адриатика и Румыния):

— Выбор ВУЗа, выбор партнёра по жизни и выбор профессии — это, наверное, три наиболее важных решения, которые человек принимает в своей жизни. Преимущество выбора профессии в том, что у нас всегда остается возможность ее изменить (правда, не без грусти то же самое можно сказать и о браке). Тем не менее прежде чем выбрать «простое» решение уволиться, потому что «моя организация меня не понимает», «меня не ценят за мой вклад в бизнес», стоит задать себе вопрос: сделали ли вы все необходимое для того, чтобы помочь организации понять свои потребности, чем вы можете быть максимально полезны ей?

В сегодняшнем динамичном мире лишь очень небольшое количество руководителей имеют врождённый талант распознавания людей и время для этого. Если вы поможете своему руководителю понять ваши способности и потребности, он с радостью поддержит вас. Помогите себе, и тогда другие тоже помогут вам. Этот совет применим и к межличностным отношениям. Вы идете на разговор с партнером, чтобы понять, взаимны ли ваши чувства. И если оказывается, что нет, вы дальше отправляетесь на поиск своей большой любви. Воспользуйтесь этим шансом, прежде, чем выпрыгивать из едущего поезда.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Убедили! Как заявить о своей компетентности и расположить к себе окружающихУбедили! Как заявить о своей компетентности и расположить к себе окружающих
Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивностиРаботай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности
Сделай это неправильно. Почему бунтари побеждают на работе и в жизниСделай это неправильно. Почему бунтари побеждают на работе и в жизни

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)