ТЕНДЕНЦИИ | Развитие лидерства 13 октября 2016 г.

Новые исследования в сфере развития лидерского потенциала

SKOLKOVO BE in Trend рассказывает от трех недавних публикациях Harvard Business Publishing, в которых приводятся актуальные данные исследований о программах развития лидерского потенциала в Европе и США.

Новые исследования в сфере развития лидерского потенциала

Программы развития лидерского потенциала

Программы развития лидерского потенциала занимают важное место в деятельности крупных компаний. Отдел корпоративного обучения Harvard Business Publishing провел новое исследование The State of Leadership Development («Ситуация в сфере развития лидерского потенциала»). В процессе было опрошено 700 сотрудников компаний с общей численностью персонала свыше 1000 человек. Данное исследование показало, что в 90% компаний существут программа развития лидерского потенциала в том или ином виде, причем две трети из них вкладывают средства в регулярные систематизированные программы. В то же время исследования показывают, что, несмотря на повсеместное использование таких программ, лишь 7% из них признаны «лучшими в своем роде» и еще 47% характеризуются как «перспективные, с отдельными элементами, демонстрирующими максимальную эффективность». Наиболее успешные программы встречаются в крупных компаниях с численностью персонала свыше 10 000 человек и прежде всего в отраслях, связанных с аэрокосмической и фармацевтической промышленностью и товарами широкого потребления. 12% наименее успешных программ приходятся на долю небольших компаний в сфере профессиональных услуг и розничной торговли.

Кроме того, выяснилось, что сотрудники функциональных отделов, связанных с основными видами деятельности компаний (56% респондентов), и отделов, занимающихся обучением и повышением квалификации (44% респондентов), по-разному воспринимают реализуемые программы. Сотрудники отделов обучения и повышения квалификации гораздо более позитивно оценивают стратегическое влияние подобных программ (определяемое главным образом по отзывам участников), а также качество руководящей деятельности генерального директора и его вклад в управление кадровым потенциалом. В отличие от них, лишь 19% менеджеров функциональных отделов однозначно согласны с тем, что данные программы способствуют решению важнейших задач, заключающихся в улучшении рыночной позиции и результатов деятельности компании. Отчасти это связано с проблемами сбора данных. Даже в тех случаях, когда речь идет о «лучших в своем роде» программах, респонденты распределены равномерно в зависимости от их способности оценивать влияние программы на финансовый успех и конкурентную позицию компании.

В докладе определены характеристики наиболее успешных программ:

  • Они влияют на результаты деятельности организации и рассматриваются как стратегические приоритеты.
  • Поддержка со стороны генерального директора и высшего руководства компании повышает успешность их реализации.
  • Программы рассчитаны не только на высшее руководство, но разрабатываются для всех уровней. Фактически наличие различных уровней для руководителей различного ранга характерно для 90% «лучших в своем роде» программ, тогда как по отношению к общему количеству программ этот показатель составляет 35%.
  • Они предусматривают наличие значительного внутреннего кадрового резерва, что создает возможность для продвижения по службе действующих сотрудников компании.

В качестве успешного примера можно привести группу компаний Emirates NBD, которая следовала этим принципам, сделав развитие лидерского потенциала одним из ключевых элементов своей стратегии развития финансовых услуг в ближневосточном регионе. Спустя год после завершения программы компания обеспечила продвижение по службе 40% ее участников и в четыре раза превысила расчетный уровень окупаемости капиталовложений, затраченных на ее реализацию.

Адаптация программы развития

Нередко, столкнувшись с необходимостью решения сложных задач, компании ищут возможность реализации программ развития лидерского потенциала, адаптированных с учетом их особенностей. Однако, как предупреждает профессор бизнес-школы INSEAD Джанпьеро Петрильери в статье How to Really Customize Leadership Development («Как адаптировать процесс развития лидерского потенциала»), для самой организации и ее сотрудников смысл адаптации может быть различным. Организации заинтересованы в том, чтобы программы развития лидерского потенциала учитывали их потребности в сфере стратегии и корпоративной культуры.

Петрильери поясняет: «Стратегическая контекстуализация предполагает согласование целей, содержания и результатов инициативы со стратегическим замыслом организации. Это касается, в том числе выбора тем, которые связаны со стоящими перед компанией задачами. Культурная контекстуализация предполагает обеспечение соответствия инициативы языку и нормам, принятым в организации».

В то же время сотрудники организации более заинтересованы в персонализации, которая позволила бы им более эффективно справляться со своими функциональными обязанностями, а также, что принципиально важно, приобрести инструменты и навыки, способствующие их карьерному росту.

Это несоответствие в целях представляет для разработчиков программ серьезную проблему. Высшее руководство часто предпочитает концентрировать внимание сотрудников на деятельности предприимчивых руководителей внутри самой компании, предлагая учиться на их примере. В свою очередь, сотрудники стремятся отойти от передового корпоративного опыта, чтобы познакомиться с новыми инструментами и идеями. Ни один из этих подходов не является достаточным сам по себе.

Петрильери отмечает: «Некоторые программы, в которых потребностям компании уделяется больше внимания, чем потребностям руководителей, представляют собой не более чем плохо замаскированные попытки внушения нужных идей. Другие, которые главным образом помогают руководителям исследовать свое призвание и расширять сети, чтобы найти собственные цели и обеспечить их достижение, по сути просто предоставляют личные привилегии».

Задача заключается в том, чтобы найти точку равновесия и дать участникам программы возможность осуществлять руководящие функции в рамках системы, которая отражает культуру компании, но не является чрезмерно директивной.

Модель программы развития лидерского потенциала

С тех пор как Александр Остервальдер (Alexander Osterwalde) разработал канву бизнес-модели — инструмент для описания сложной модели бизнеса на одной странице, — другие эксперты занимаются поиском собственных вариантов канвы, позволяющих наглядно объяснить сложные бизнес-процессы. Центр креативного лидерства недавно опубликовал концепцию The Leadership Development Canvas («Канва развития лидерского потенциала»), с помощью которой можно схематически выделить элементы, используемые в разработке эффективной программы развития лидерского потенциала. К числу таких элементов относятся факторы, связанные с заинтересованными сторонами, опытом, организационными и логистическими условиями, которые необходимо объединить.

В основе этой модели лежат затраты времени и денег, необходимые для создания программы, и добавленная стоимость, которую компания получит в обмен на эти инвестиции (существенное значение также имеет то, каким образом она будет измеряться). Кроме того, авторы предусмотрели определенный маршрут продвижения в рамках данной модели, т. е. порядок обращения к различным ее элементам, обеспечивающий наибольшую эффективность.

Иллюстрация: Talent Management Blog.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Отступить, чтобы победить. Умей сказать себе «стоп»Отступить, чтобы победить. Умей сказать себе «стоп»
Формула. Универсальные законы успехаФормула. Универсальные законы успеха
Ицхак Адизес. Лучшее. Пища для размышленийИцхак Адизес. Лучшее. Пища для размышлений

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2025, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)