БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | MBA 15 июня 2007 г.

МВА: знания бизнеса и бизнес на знаниях

Автор: Геннадий Казакевич, журнал "Генеральный директор" (№2, 2006)

МВА: знания бизнеса и бизнес на знаниях Учителем для своего упрямого сына отец Александра Македонского царь Филипп нанял философа Аристотеля. Именно он научил Александра ставить цель и достигать ее, правильно выбирать людей и грамотно распоряжаться ресурсами. Еще в древности считалось, что блестящий полководец обязан своими победами не столько собственному гению и мужеству преданных воинов, сколько наставлениям великого мудреца. Услуги Аристотеля обошлись недешево. Чтобы расплатиться, Филипп должен был восстановить им же самим разрушенный родной город философа и выкупить из рабства всех его жителей. Но оно того стоило…

С тех пор прошли тысячелетия, однако желающих возвыситься меньше не стало. Великие философы, похоже, перевелись, но научиться быть стратегом, управлять сложнейшим организмом современного бизнеса, подняться в своих познаниях на несколько ступеней выше все еще можно. Те, кто грезит о лаврах покорителя корпоративного мира, нередко связывают свои устремления с получением степени магистра бизнес-администрирования. До настоящего времени разнообразные программы МВА остаются самой популярной формой повышения квалификации для всех занятых в деловой сфере.

Мировой рынок МВА развивается стабильными темпами вот уже несколько десятилетий. Соответствующим образом растут и цены на программы — на 5-7% ежегодно. Сегодня практически невозможно найти котирующуюся на рынке двухгодичную программу MBA дешевле, чем за $20 тыс. Самые престижные бизнес-школы требуют за год обучения не менее $40 тыс. Демографический портрет студента MBA за последние лет десять также не претерпел значительных изменений. Как и раньше, бизнес-школы притягивают преимущественно молодых профессионалов в возрасте от 27 до 35 лет. По-прежнему среди студентов преобладают мужчины. Даже в США, где владельцами или совладельцами около половины всех частных компаний являются женщины, большинство бизнес-школ лишь на треть заполнены представительницами прекрасного пола.

Решение «остепениться» принимают все более опытные бизнесмены и сотрудники компаний. Количество студентов стационарных MBA-программ, имевших до поступления опыт от трех лет и более, с 2001 по 2003 год увеличилось на 4% и достигло 61%. На очно-заочных программах число таких студентов перевалило за 70%, и считается, что данная тенденция сохранится и в дальнейшем. Более реалистичными стали карьерные ожидания студентов МВА. В 2000 году 45% выпускников американских бизнес-школ предполагали, что получение MBA обеспечит им уровень доходов $70-100 тыс. в год. Сегодня аналогичные амбиции проявляют только 37%. Большинство же студентов ориентируются на заработки в пределах $70 тыс. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что все меньше людей рассматривают MBA как ключ к головокружительному карьерному скачку и все больше видят в бизнес-образовании необходимость для нормального профессионального развития.

Все меньше людей рассматривают MBA как ключ к головокружительному карьерному скачку и все больше видят в бизнес-образовании необходимость для нормального профессионального развития
Такой вывод подтверждает стабильно растущее количество выпускников МВА в развитых западных странах. По данным Департамента образования США, ряды магистров бизнес-администрирования только в этой стране ежегодно пополняются 120 тыс. выпускников бизнес-школ — вдвое больше, чем двадцать лет назад. Соответственно растет и количество самих школ: если в 1992 году их было 607, то в начале нового тысячелетия уже более 800.

Рейтинги: быть или не быть

Естественно, увеличение количества провайдеров бизнес-образования приводит к ужесточению конкуренции между ними, а значит, и к совершенствованию образовательного продукта. Желающему получить МВА с каждым годом становится все труднее определиться с выбором учебного заведения. До сих пор едва ли не единственным способом решения этой проблемы остается система ранжирования бизнес-школ.

Первыми рейтинги программ MBA начали составлять американские издания US News и World Report, однако довольно скоро их идею позаимствовали другие печатные СМИ. Сегодня свои «табели о рангах» предлагают едва ли не все ведущие деловые журналы, в том числе Financial Times, Forbes, BusinessWeek, Wall Street Journal. Их топ-листы учебных заведений делятся обычно на международные, отображающие положение бизнес-школ на мировом рынке, национальные и рейтинги по специализациям. Кроме наиболее популярных и авторитетных американских изданий, практически в каждой стране, где система MBA уже пустила корни, есть свои рейтинги, предлагаемые местной деловой прессой. Информация для ранжирования предоставляется самими школами. Она обычно содержит данные о количестве студентов и преподавателей, конкурсе, об отношении к выпускникам той или иной школы со стороны работодателей и т. п.

Система ранжирования значительно облегчает проблему выбора школы, однако все чаще в адрес составителей рейтингов звучат довольно резкие и зачастую вполне обоснованные упреки. Их обвиняют в отсутствии объективности, что, впрочем,и не удивительно. Универсальных критериев для подобного листинга не существует, поэтому каждое издание оценивает бизнес-школы исходя из собственных соображений. Многие учитывают такие субъективные критерии, как оценка качества образования руководителями других школ или знаменитыми людьми. Некоторые вообще не указывают критерии, на которых основаны их рейтинги. В результате позиции одних и тех же школ в разных топ-листах кардинально отличаются. К примеру, известнейшая школа Stanford недавно взяла пальму первенства по версии US News, а в рейтинге BusinessWeek оказалась во второй десятке.

Сами бизнес-школы неоднозначно относятся к рейтингам. Делясь информацией с журналами, они не устают критиковать их за субъективизм. Наиболее последовательными оказались Harvard и Wharton, которые вместе со школой Stanford составляют тройку признанных лидеров американского бизнес-образования.

Ищу человека!

Впрочем, отнюдь не рейтинги являются главной проблемой для учебных заведений, предлагающих MBA-программы. Наиболее серьезный вызов сегодня — сокращение количества студентов, наступившее после нескольких лет роста. После терактов 11 сентября 2001 года и во время американских корпоративных скандалов 2001-2002 годов сотрудники многих компаний стремились пересидеть наиболее сложные месяцы кризиса на школьной скамье — именно так объясняют причины резкого скачка популярности MBA аналитики BusinessWeek. Однако рецессия закончилась, и места за партами начали пустеть. Новая тенденция задела прежде всего стационарный (full-time) MBA и заметно меньше коснулась сокращенных, заочных и дистанционных курсов — executive-MBA, mini-MBA и др. По данным Graduate Management Admission Council, в прошлом году об уменьшении количества абитуриентов заявили две трети провайдеров full-time-программ, 43% провайдеров заочного MBA и только 32% executive-MBA.

Объяснения этому найти несложно. В условиях быстроменяющейся экономической среды далеко не каждый сотрудник может позволить себе уйти с фронта на 12-24 месяца и поучаствовать в занятиях общей продолжительностью от 600 до 1000 часов, не рискуя карьерой. О владельцах компаний и говорить нечего. Мало кому удавалось совмещать ведение бизнеса с обучением, которому приходится посвящать 12-16 часов в сутки, да зачастую еще и в другом городе или чужой стране.

Идя навстречу пожеланиям трудящихся, множество школ разработали сокращенные курсы MBA, рассчитанные в среднем на 180-240 часов. Наиболее урезанные (такие как mini-MBA) вообще не предусматривают изучение социально-экономических или факультативных предметов и являются, по сути, серией семинаров на актуальные финансовые, маркетинговые или управленческие темы. Еще одной альтернативой стала адаптация обычного курса МВА к заочно-модульной или дистанционной системе обучения. Несколько особняком стоит executive-MBA — как правило, заочная или вечерняя программа для работающих топ-менеджеров или владельцев компаний, которые обладают более серьезным опытом, чем другие студенты.

Такие разновидности MBA сейчас активно продвигаются на мировом рынке. Правда, работодатель не всегда в восторге от подобного образования. Об этом свидетельствует недавний опрос, проведенный Wall Street Journal и Harris Interactive среди рекрутеров американских компаний, попросивших оценить разные формы МВА. Около 30% из них не считают уровень executive-MBA соответствующим full-time программам, при этом более 34% отметили, что заочное обучение значительно уступает стационарному. До 80% рекрутеров забраковали дистанционную (online) форму, причем каждый второй из них категорически заявил, что эта форма обучения вообще никуда не годится.

Учитывая такие настроения в среде работодателей, следует ожидать, что уже в обозримом будущем популярность стационарного курса МВА опять возрастет. Между тем нехватка студентов — это только одна сторона проблемы бизнес-школ с человеческими ресурсами. Другая — нехватка преподавателей. Причем не практиков — в них-то как раз недостатка нет, — а именно преподавателей-теоретиков, прошедших хорошую академическую подготовку.

Нехватка студентов — это только одна сторона проблемы бизнес-школ с человеческими ресурсами. Другая — нехватка преподавателей
В США более 40% молодых специалистов в сфере финансов или управления, получив степень PhD (аналог нашего кандидата наук), уходят в коммерцию — спрос на их знания со стороны банков, компьютерных и технологических компаний постоянно растет. А в бизнес-школах количество вакантных мест достигает порой 14%. Даже деканов иногда не хватает. И это несмотря на заработки педагогов бизнес-школ, втрое превосходящие зарплаты университетских преподавателей!

Учимся налаживать связи

Последние годы довольно серьезно изменили облик учебных программ бизнес-администрирования. Среди бизнес-школ распространилась мода на учебные курсы, развивающие личностные характеристики студентов. К примеру, в Babcock Graduate School of Management и некоторых других американских школах был введен курс под названием Networking. Его цель — помочь студенту сформировать свой личный бренд, научиться завязывать нужные знакомства, правильно общаться с конкурентами, партнерами, работодателями. После корпоративных скандалов 2001 года в западных бизнес-школах более востребованной стала деловая этика.

Современным бизнес-школам приходится балансировать, обеспечивая своим студентам и широкий кругозор, и узкую специализацию. С одной стороны, год от года все меньше студентов соглашаются нахвататься всего по чуть-чуть. Большинство предпочитают выбирать профильные курсы — банковское дело, финансы, компьютерные технологии, маркетинг. Углубление специализации — ответ на вызов времени. Программы MBA давно уже упрекали в излишней обобщенности предоставляемых знаний. Дошло до того, что традиционные программы последипломного образования начали догонять по популярности элитный МВА. Постепенно выравниваются и цены. К примеру, двухлетний курс МВА в Carlson School of Management Университета Миннесоты всего на $400 дороже двухлетнего последипломного обучения по специальности «Управление службой здравоохранения».

Современным бизнес-школам приходится балансировать, обеспечивая своим студентам и широкий кругозор, и узкую специализацию
С другой стороны, продвинутые бизнес-школы все активнее внедряют междисциплинарные учебные курсы. Например, студенты Lally School of Management and Technology на первом году обучения изучают предмет под названием «Создание и управление предприятием», где им предлагается с нуля построить и организовать работу новой компании. На втором году их ждет курс «Интегративные продукты и услуги», в ходе которого нужно разбираться с проблемами, возникающими у предприятия на разных этапах его роста. Предполагается, что традиционные курсы по маркетингу, управлению человеческими ресурсами и другим дисциплинам заменят на кросс-функциональные потоки, обучение на которых будет совмещать несколько предметов.

Магистр для развивающегося капитализма

После падения «железного занавеса» программы МВА начали завоевывать популярность в странах Центральной и Восточной Европы, что и не удивительно — спрос на квалифицированных менеджеров в государствах с развивающейся рыночной экономикой огромен. К примеру, в одной только Польше сегодня насчитывается уже около 30 программ. МВА и практически все они созданы как совместные проекты польских вузов и западных бизнес-школ. Зарубежные партнеры поляков — в большинстве случаев молодые и не самые престижные европейские школы, которые не входят в первую десятку в рейтингах. Несмотря на это, польские программы MBA дают довольно пристойный уровень образования: обучение здесь ведется в основном на английском языке и по западным программам, значительная часть преподавателей приглашается из европейских стран, Канады и США. Выпускники получают не только «корочку» польской бизнес-школы, но и диплом партнерского учебного заведения — тем самым решается проблема признания местного образования иностранными компаниями.

В то же время польские бизнес-школы несколько отличаются от западных. Во-первых, они отдают предпочтение executive-MBA и другим заочным или сокращенным курсам. Стационар особенным спросом не пользуется, поскольку работодатель все еще не согласен отпускать сотрудника на более-менее продолжительный срок даже ради повышения его квалификации. Во-вторых, цены на образовательный продукт очень демократичные — от $5 тыс. за полный курс обучения. Кроме того, в польскую бизнес-школу значительно легче поступить. Конкурс там составляет обычно от двух до пяти человек на место.

Превалирование заочных, сокращенных и дистанционных программ, низкие цены, небольшой или вовсе отсутствующий конкурс — все это характерно и для программ МВА, действующих на постсоветском пространстве. Первые попытки внедрить эту форму образования были сделаны еще в начале девяностых годов. С тех пор только в России появилось до сотни учебных заведений, предлагающих те или иные программы МВА. По разным оценкам, диплом магистра бизнес-администрирования в России ежегодно получает от трех до 12 тыс. выпускников. Абсолютное большинство (до 80%) программ MBA сосредоточено в Москве, некоторое количество действует в Санкт-Петербурге и единицы — в регионах.

Ощутима нехватка case study — разбора практических примеров из деловой практики. В американских школах им уделяется 25-40% учебного времени
Далеко не все программы способны обеспечить качественный образовательный продукт. Доверие работодателей пока вызывают только дипломы бизнес-школ, созданных под эгидой брендовых еще с советских времен московских университетов и институтов.

Расценки российских бизнес-школ значительно ниже западных, но сопоставимы с централь-ноевропейскими. В среднем за двухгодичный курс обучения соискатель должен заплатить $6-12 тыс. Пока еще низкий спрос вынуждает бизнес-школы бороться за каждого платежеспособного студента, а отсутствие конкурса негативно влияет на качество образования.

Учеба в российской бизнес-школе существенно отличается от обучения в западной. Преподавание ведется в основном на русском языке педагогами российских вузов. Нанять даже посредственных англоязычных варягов по карману лишь некоторым. Главная проблема российских бизнес-школ — излишний академизм университетских профессоров и нехватка преподавателей-практиков, чей опыт связан не только с консалтингом, но и с самостоятельным ведением бизнеса. Ощутима нехватка case study — разбора практических примеров из деловой практики. В американских школах им уделяется 25-40% учебного времени, в России же кейсы — штучный товар. Обычно они заимствованы из программ западных школ и крайне редко из российской практики — сказывается закрытость местных компаний.

Нерешенной проблемой остается признание дипломов. Российский работодатель пока не готов доплачивать сотруднику за степень, западный же довольно скептически относится к российскому образованию. Это не удивительно, поскольку «МВА по-русски» на мировом рынке практически не котируется. До сего дня только Высшая школа бизнеса МГУ попала в рейтинг QS ТорМВА, который, правда, не входит в число наиболее авторитетных. Если не брать во внимание цены, единственное преимущество российских бизнес-школ перед западными — это адаптация образования к так называемой «специфике» российского бизнеса. Представление о ней усердно культивируется самими бизнес-школами, однако насколько такое преимущество является конкурентным по сравнению с зарубежными программами, судить сложно.

Проблемы российского рынка МВА во многом характерны и для Украины. Впрочем, поставить знак равенства между бизнес-школами этих двух стран было бы все же ошибкой. В Украине действует шесть авторитетных на отечественном рынке бизнес-школ, предлагающих программы MBA в основном в ипостаси executive. Это Международный институт менеджмента, Международный институт бизнеса, Киевская бизнес-школа, Киево-Могилянская бизнес-школа, IBR Institute of International Business Relations и бизнес-школа Львовского института менеджмента. Все они, за исключением последней, находятся в Киеве.

Почти все украинские программы МВА укладываются в ценовом диапазоне $6-12 тыс. Хотя и небольшой, но все-таки конкурс (1,5-2 человека на место) дает украинским школам определенную свободу маневра, что выгодно отличает их от российских. Отмечают и большую ориентированность украинских программ МВА на западные стандарты. Акцент на «украинскую специфику» также декларируется, однако отечественные школы более настойчиво продвигают англоязычное преподавание и активнее завязывают контакты с европейскими и канадскими партнерами. Пример тому — несколько совместных с западными бизнес-школами программ, стартовавших в последнее время. Подобные сигналы свидетельствуют о том, что в обозримом будущем украинские программы МВА смогут глубже интегрироваться в мировое образовательное пространство, а значит, их выпускники станут более востребованными на мировом рынке труда.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
24 октября 2017
Харьков, Premier Palace Hotel Kharkiv
SelfMadeMan: самоменеджмент и самомотивация (Радислав Гандапас)
25 октября 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Активные продажи: система гарантированного привлечения клиентов (Наталья Дегтярева)
25 октября 2017
Киев, Отель «Космополитъ»
Решили. Внедрили. Результат. IV международная конференция по методологии Адизеса

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Креативь! Поставь идеи на потокКреативь! Поставь идеи на поток
Большая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людейБольшая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людей
Зроби це зараз. 21 чудовий спосiб зробити бiльше за менший часЗроби це зараз. 21 чудовий спосiб зробити бiльше за менший час
Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджментуЛовушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту
Четыре правила успешного лидераЧетыре правила успешного лидера


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)