Менеджмент.com.ua - главная страница Мастер-класс Радислава Гандапаса по личной эффективности «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы»
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Истории из жизни 21 июня 2011 г.

Тренерские байки

Автор: Питер Хани (Peter Honey)
Источник: Тренинги в Украине

Истории из жизни — один из лучших способов передачи жизненного опыта. В своей статье доктор Питер Хани рассказывает о использовании метода кейс-стади в обучении.

Опыт — это не то, что происходит
с человеком, а то, что делает человек
с тем, что с ним происходит.

Олдос Хаксли

Питер Хани (Peter Honey)
Питер Хани
(Peter Honey)
Мне всегда нравились истории из жизни. Мне кажется, что благодаря возможности взглянуть на прошлое с высоты настоящего эти байки о памятных случаях превращаются в повествования, имеющие глубокий смысл. Я до сих пор прекрасно помню историю, рассказанную мне мужчиной, перенесшим пересадку сердца, о нескольких неделях, проведенных им в больнице перед операцией в ожидании подходящего донорского органа. Его «конкурентами» на новое сердце были два других пациента; все трое стали друзьями перед лицом общего несчастья. После череды смешных и трагических событий посчастливилось именно моему знакомому. Два его друга умерли в ожидании донора.

С радостью могу признаться, что у меня не было трансплантации сердца, поэтому по сравнению с этим рассказом мои истории блекнут и теряются. Или, может, я неправ? Я полагаю, что все истории из жизни обеспечивают исходный материал для процесса обучения, подобно ситуациям при использовании метода кейсов. В конце концов, истории из жизни — это мини-ситуации для обучения с помощью кейсов, полученные из самого лучшего из существующих источников — жизненного опыта. Кому нужна ситуация для кейс-стади, сочиненная профессором Гарварда, если мы сами постоянно являемся источником собственных подобных ситуаций?

Вооружившись этим убеждением, я экспериментировал с использованием историй в работе. Основополагающая идея проста — рассказать об определенном событии из личного опыта, а затем вместе обсудить его и обменяться мнениями. Позвольте мне привести пример (вы же, наверное, почувствовали, что вам сейчас расскажут историю из жизни, правда ведь?).

Важно не просто рассказывать истории из жизни, но и извлекать из них полезные уроки

Однажды меня наняла некая организация, заинтересованная в проведении ряда семинаров, которые позволили бы ее руководителям более эффективно проводить собрания. Я попросил разрешения посетить несколько собраний и лично понаблюдать за их проведением. Мне разрешили присутствовать на трех разных собраниях, проведенных тремя разными руководителями в трех разных местах. Поскольку у меня не было возможности встретиться с руководителями заранее, я всегда приходил в соответствующее место заблаговременно, чтобы проинформировать их о моем проекте и заверить их в том, что буду вести себя скромно и незаметно и что, несмотря на первое впечатление об обратном, я на самом деле совершенно безобиден.

Все шло по плану до третьего собрания. Председателем на нем был директор, который спустя полчаса после начала собрания взял один из множества карандашей, лежащих у него на столе, и с силой затолкал его в электрическую точилку. Точилка зажужжала, и директор держал в ней карандаш до тех пор, пока тот не исчез. Через три минуты (я засек время) директор вскочил на ноги и начал рвать и метать. Участники собрания, явно привыкшие к такому поведению, сидели тихо, опустив головы, в ожидании момента, когда буря уляжется. В конце концов, к директору вернулось самообладание, и собрание продолжилось, как будто бы ничего и не произошло.

Подобная последовательность действий повторилась еще пару раз до тех пор, пока не был объявлен перерыв на обед. Я пообедал с несколькими участниками собрания, которые немедленно начали потчевать меня историями о директоре — о том, что под его руководством невозможно работать, что он легко поддается переменам настроения, что он совершенно непредсказуем. Я отвечал уклончиво, но позволил себе усомниться в том, что мои собеседники были правы в своем утверждении о непредсказуемости директора. Я привел как «доказательство» тот факт, что когда директор начинает точить карандаш, это предупреждение о том, что через три минуты он разразится гневом.

Истории из жизни — это мини-ситуации для обучения, полученные из самого лучшего из существующих источников — жизненного опыта

Затем собрание было возобновлено. Спустя приблизительно 15 минут директор схватил карандаш и затолкал его в точилку. Сотрудники, обедавшие со мной, многозначительно посмотрели на меня, а один из них даже подмигнул мне. Директор это заметил и потребовал объяснения, хотя еще трех минут не прошло. Чувствуя себя невероятно глупо, я признался, что за обедом высказал предположение о том, что для него заточка карандашей — это внешний признак нарастающего гнева. Директор побагровел от злости (у всех остальных, включая меня, кровь отхлынула от лица) и приказал мне остаться после собрания. После того, как все ушли, директор закрыл дверь и попросил меня предоставить более подробный отклик. В течение часа он жадно впитывал мои комментарии, причем ни разу не попытался занять оборонительную или агрессивную позицию.

Я рассказывал эту историю нескольким группам и предлагал им изучить ее на предмет возможных полезных выводов. Из нее можно извлечь множество выводов:

  • О целесообразности личных наблюдений, позволяющих определить потребности в обучении;
  • О неблагоразумии сговоров за спиной клиента;
  • О значении, которое имеют конкретные поведенческие данные;
  • О влиянии своевременно предоставленной обратной связи;
  • О том, что большинство людей (включая, безусловно, агрессоров наподобие этого директора) очень сильно нуждаются в обратной связи;
  • Об отсутствии возможности проследить дальнейший ход событий, и так далее.

У меня множество историй, подобных описанной выше (как и у всех из нас, наверное). Важно не просто рассказывать истории из жизни, но и извлекать из них полезные уроки.

Оригинал статьи: "Learning from anecdotes", TrainingZone.co.uk.


I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Пробуй — получится! Когда вы в последний раз что-то делали впервые?Пробуй — получится! Когда вы в последний раз что-то делали впервые?
Самое важноеСамое важное
Работа как внутренняя игра. Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем местеРабота как внутренняя игра. Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте
Великолепные мероприятия. Технология и практика event managementВеликолепные мероприятия. Технология и практика event management
У них так принято. Как правильно пожимать руку, вовремя затыкаться, работать с м*даками и другие важные скиллы, которым вас никто никогда не училУ них так принято. Как правильно пожимать руку, вовремя затыкаться, работать с м*даками и другие важные скиллы, которым вас никто никогда не учил

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)