БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Истории из жизни 21 июня 2011 г.

Тренерские байки

Автор: Питер Хани (Peter Honey)
Источник: Тренинги в Украине

Истории из жизни — один из лучших способов передачи жизненного опыта. В своей статье доктор Питер Хани рассказывает о использовании метода кейс-стади в обучении.

Опыт — это не то, что происходит
с человеком, а то, что делает человек
с тем, что с ним происходит.

Олдос Хаксли

Питер Хани (Peter Honey)
Питер Хани
(Peter Honey)
Мне всегда нравились истории из жизни. Мне кажется, что благодаря возможности взглянуть на прошлое с высоты настоящего эти байки о памятных случаях превращаются в повествования, имеющие глубокий смысл. Я до сих пор прекрасно помню историю, рассказанную мне мужчиной, перенесшим пересадку сердца, о нескольких неделях, проведенных им в больнице перед операцией в ожидании подходящего донорского органа. Его «конкурентами» на новое сердце были два других пациента; все трое стали друзьями перед лицом общего несчастья. После череды смешных и трагических событий посчастливилось именно моему знакомому. Два его друга умерли в ожидании донора.

С радостью могу признаться, что у меня не было трансплантации сердца, поэтому по сравнению с этим рассказом мои истории блекнут и теряются. Или, может, я неправ? Я полагаю, что все истории из жизни обеспечивают исходный материал для процесса обучения, подобно ситуациям при использовании метода кейсов. В конце концов, истории из жизни — это мини-ситуации для обучения с помощью кейсов, полученные из самого лучшего из существующих источников — жизненного опыта. Кому нужна ситуация для кейс-стади, сочиненная профессором Гарварда, если мы сами постоянно являемся источником собственных подобных ситуаций?

Вооружившись этим убеждением, я экспериментировал с использованием историй в работе. Основополагающая идея проста — рассказать об определенном событии из личного опыта, а затем вместе обсудить его и обменяться мнениями. Позвольте мне привести пример (вы же, наверное, почувствовали, что вам сейчас расскажут историю из жизни, правда ведь?).

Важно не просто рассказывать истории из жизни, но и извлекать из них полезные уроки

Однажды меня наняла некая организация, заинтересованная в проведении ряда семинаров, которые позволили бы ее руководителям более эффективно проводить собрания. Я попросил разрешения посетить несколько собраний и лично понаблюдать за их проведением. Мне разрешили присутствовать на трех разных собраниях, проведенных тремя разными руководителями в трех разных местах. Поскольку у меня не было возможности встретиться с руководителями заранее, я всегда приходил в соответствующее место заблаговременно, чтобы проинформировать их о моем проекте и заверить их в том, что буду вести себя скромно и незаметно и что, несмотря на первое впечатление об обратном, я на самом деле совершенно безобиден.

Все шло по плану до третьего собрания. Председателем на нем был директор, который спустя полчаса после начала собрания взял один из множества карандашей, лежащих у него на столе, и с силой затолкал его в электрическую точилку. Точилка зажужжала, и директор держал в ней карандаш до тех пор, пока тот не исчез. Через три минуты (я засек время) директор вскочил на ноги и начал рвать и метать. Участники собрания, явно привыкшие к такому поведению, сидели тихо, опустив головы, в ожидании момента, когда буря уляжется. В конце концов, к директору вернулось самообладание, и собрание продолжилось, как будто бы ничего и не произошло.

Подобная последовательность действий повторилась еще пару раз до тех пор, пока не был объявлен перерыв на обед. Я пообедал с несколькими участниками собрания, которые немедленно начали потчевать меня историями о директоре — о том, что под его руководством невозможно работать, что он легко поддается переменам настроения, что он совершенно непредсказуем. Я отвечал уклончиво, но позволил себе усомниться в том, что мои собеседники были правы в своем утверждении о непредсказуемости директора. Я привел как «доказательство» тот факт, что когда директор начинает точить карандаш, это предупреждение о том, что через три минуты он разразится гневом.

Истории из жизни — это мини-ситуации для обучения, полученные из самого лучшего из существующих источников — жизненного опыта

Затем собрание было возобновлено. Спустя приблизительно 15 минут директор схватил карандаш и затолкал его в точилку. Сотрудники, обедавшие со мной, многозначительно посмотрели на меня, а один из них даже подмигнул мне. Директор это заметил и потребовал объяснения, хотя еще трех минут не прошло. Чувствуя себя невероятно глупо, я признался, что за обедом высказал предположение о том, что для него заточка карандашей — это внешний признак нарастающего гнева. Директор побагровел от злости (у всех остальных, включая меня, кровь отхлынула от лица) и приказал мне остаться после собрания. После того, как все ушли, директор закрыл дверь и попросил меня предоставить более подробный отклик. В течение часа он жадно впитывал мои комментарии, причем ни разу не попытался занять оборонительную или агрессивную позицию.

Я рассказывал эту историю нескольким группам и предлагал им изучить ее на предмет возможных полезных выводов. Из нее можно извлечь множество выводов:

  • О целесообразности личных наблюдений, позволяющих определить потребности в обучении;
  • О неблагоразумии сговоров за спиной клиента;
  • О значении, которое имеют конкретные поведенческие данные;
  • О влиянии своевременно предоставленной обратной связи;
  • О том, что большинство людей (включая, безусловно, агрессоров наподобие этого директора) очень сильно нуждаются в обратной связи;
  • Об отсутствии возможности проследить дальнейший ход событий, и так далее.

У меня множество историй, подобных описанной выше (как и у всех из нас, наверное). Важно не просто рассказывать истории из жизни, но и извлекать из них полезные уроки.

Оригинал статьи: "Learning from anecdotes", TrainingZone.co.uk.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
25 февраля 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Управление финансами для руководителей (Игорь Немировский, Инна Старожукова)
27 февраля 2017
Киев, kmbs
Топ-команда: как настроить взаимодействие внутри? (Ярослава Лоянич)
6 марта 2017
Днепр, Культурно-деловой центр "Менора"
Маркетинг без бюджета (Игорь Манн)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Связи — не главное. На чем держится прочный бизнесСвязи — не главное. На чем держится прочный бизнес
Разговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своегоРазговор по существу. Искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего
Сила звички. Чому ми діємо так, а не iнакше в життi та бiзнесiСила звички. Чому ми діємо так, а не iнакше в життi та бiзнесi
Креативное мышление в бизнесеКреативное мышление в бизнесе
Скорость доверия. То, что меняет всеСкорость доверия. То, что меняет все


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)