БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Рынок тренинговых услуг 14 октября 2011 г.

Наш айсберг тает

Автор: Виктор Крючков
Источник: HRM.ua

А давайте попробуем заглянуть в будущее. Что ожидает украинский рынок тренинговых услуг завтра?

Виктор Крючков
Виктор Крючков
Для ответа на этот вопрос вовсе не обязательно идти к гадалке. Хорошо известно влияние российского тренингового рынка на украинский. Тенденции и тренды российского рынка предсказуемо через какое-то время появляются на украинском — прежде с разницей в несколько лет, сегодня — в несколько месяцев.

И вот если сейчас внимательно посмотреть на то, что происходит в российском тренинговом бизнесе, можно сформулировать несколько пугающий вывод «господа, наш айсберг медленно, но уверенно тает». И еще можно предположить, что на украинском тренинговом рынке в ближайшие несколько месяцев с большой вероятностью произойдет вот что:

1. Кредит доверия к бизнес-тренерам будет снижаться и дальше. Из интервью, анонсов, результатов исследований прослеживается общее снижение пафоса по направлению к профессии «бизнес-тренер». Программ, направленных на обучение и развитие тренеров нет вообще. Можно даже предположить, что эта профессия или род деятельности утратил свою популярность. Российский рынок выделил несколько экспертов, которые маячат в различных конкурсах на лучшую обучающую компанию или лучший корпоративный университет. Эксперты — это люди, маячившие чаще всего, более того, есть ощущение, что и эксперты эти своего рода свадебные генералы. Очень хочется сказать фразу «обесценивание профессии».

2. HR-менеджеры перестанут нуждаться в большинстве услуг провайдеров. Известно, что и в России, и в Украине бюджеты на обучение вернулись. При этом, цифры в обзорах утверждают, что доля внутреннего обучения в разы превышает обучение внешнее. При этом нет ощущения, что отечественные провайдеры предлагают или могут предложить хоть что-то, что может заинтересовать HR, нет продукта, нет уникальной услуги. Едва не единственную инновацию, которую я встретил от российских провайдеров, звали «Learning surrounds» и она по описанию напоминала то, что мы делали еще три года назад под другим названием. HR отмечают разочарование в тренинговом формате, провайдеры вторят им и аргументировано предлагают… коучинг как новое средство.

3. На сцену выйдут HR-менеджеры. HR — это те, у которых сейчас что-то постоянно происходит. Я посмотрел архивы новостей — четыре года назад каждая вторая новость иллюстрировала происходящее у провайдеров. Например, мы тут сели втроем и провели внутренний круглый стол на предмет того, чем же является лидерство и вот вам новость про это. Сейчас ситуация прямо противоположная. В России новостей провайдеров кот наплакал (вообще не понятно, чем они занимаются — кто-то в женские тренинги ушел, кто-то стал эзотеричен, кто-то делает вид, что мир вокруг — это учебник Ицхака Адизеса и т.д.), зато, похоже, HR информирует рынок о любых новостях. Новости те еще: какой-то человек занял позицию HR в какой-то компании или HR открыли комнату для проведения тренингов и назвали ее корпоративный университет. В Украине ситуация не столь критичная. Провайдеры еще показывают свои достижения, делают нелепые видео-визитки, информируют о своих смешных новостях и т.д. И еще: если в России клубы, похоже, приказали долго жить, то в Украине еще есть место разным HR-тусовкам. Вопрос времени.

4. Тренинговые провайдеры проиграют HR позиционную борьбу. Обращает на себя внимание факт, что в России сегодня большую часть анонсируемых мероприятий в формате «мастер-класс» проводят именно HR-менеджеры. Было также удивительно заметить практическое отсутствие «классовой» борьбы между провайдерами и HR. Традиционных выпадов со стороны HR в сторону провайдеров с обвинениями в духе «вы не профессиональны, не можете предложить ничего нового, предлагаете глупых и недалеких тренеров» уже нет. Точно также пропала критика со стороны провайдеров по принципу «HR не системные, не знают организацию и не понимают бизнес». Два года назад каждый провайдер считал необходимым предъявить рынку какую-то свою штучку, инновацию или находку в области обучения. Сейчас, похоже, ничего из этого нет. Статьи с банальностями пишутся на сайты самих компаний, зато HR активно рассказывают о своих «находках».

5. HR будут жестко инструктировать провайдеров относительно «правил игры». Несколько раз я встречал упоминание того факта, что многие HR переделывают программы, которые провайдеры предлагают, под себя, свои задачи и свою модель компетенций. Время, когда провайдеры входили в организацию со своим тренинговым продуктом и давали его в таком виде, почти прошло. Многие HR открыто признают, что цель обучения — это уже больше удержание и мотивация, чем обучение и развитие, т.к. мол чему учить — все и так понятно. Программа тренинга перестает иметь значение.

6. Тренинговый рынок заметно поглупеет. Сегодня в российских новостях тренингового рынка много информации про обучение производственников, мелькают какие-то премии и награждения, объявляются достижения в области постройки корпоративной системы обучения и т.д. Мощных, сильных, проблематизирующих, смысловых публикаций, в которых как-то поднимался вопрос «кто мы и что вообще происходит с нами и рынком» нет в принципе. Это не «болото», «формальность» или что-то похожее — есть ощущение, что рынок уже просто случился — а подобные публикации, направленные на некое расшатывание, лишние. Все знают свое место — HR осваивают свою роль в управлении персоналом, провайдеры ждут редких запросов. В таком состоянии сложно думать и генерировать новые идеи, создавать новые форматы обучения — зачем? Закономерно можно ожидать снижение интеллектуальной составляющей в этом бизнесе.

7. Консалтинг не состоится. Прослеживается мнение, что в принципе, в среднем и крупном бизнесе сегодня HR-консультантам вроде бы и доверяют, но исключительно какие-то локальные задачи. По данным одного опроса, взаимодействие с провайдерами HR-услуг развивается главным образом в сфере поиска персонала, а также обучения. Крайне низки ожидания от провайдеров — большинство HR видит роль провайдера в решении конкретных поставленных задач (например, проведение отдельного тренинга). Частично готовы передавать на аутсорсинг те или иные HR задачи лишь торговые компании и банки. Но если консалтинговый рынок в России сам по себе ориентирован в первую очередь на крупный и очень крупный бизнес, то у нас работает ситуация «нет денег» или «у нас есть штаб-квартира». Консалтинг в Украине ограничен масштабом страны и поэтому — скорее всего, не состоится.

Во многом то, чем я с вами поделился, находится на стыке «рацио» (я общаюсь с коллегами по российскому рынку краткосрочного бизнес-образования, получаю множество рассылок российских тренинговых компаний, регулярно просматриваю аналитику) и «эмоцио» (что-то витает в воздухе и какие-то вещи просто возникают в качестве интуитивных догадок). Если у вас есть другие наблюдения или прогнозы — буду рад их услышать.

Об авторе:




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливоТонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо
Под давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенностиПод давлением. Как добиваться результатов в условиях жестких дедлайнов и неопределенности
Пять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгоранияПять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгорания

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)