БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Дистанционное обучение 7 сентября 2017 г.

MOOC не заменят бизнес-школы, но будут способствовать диверсификации

Источник: MBA Strategy

Популярность массовых открытых онлайн-курсов (massive open online course, MOOC) растет с каждым годом. Очень большой процент студентов — граждане развивающихся стран.

MOOC не заменят бизнес-школы, но будут способствовать диверсификации В последнее время администраторы бизнес-школ — и других высших учебных заведений — все больше тревожатся, что им не удастся успешно конкурировать с массовыми открытыми дистанционными курсами из-за существенной разницы в стоимости обучения.

Как сообщает издание Harvard Business Review, многие элитные бизнес-школы стали предлагать собственные курсы на базе таких платформ, как Coursera. При желании, можно бесплатно изучить все предметы, входящие в программу МВА. Некоторые специалисты полагают, что МВА для высшего руководства не выдержат конкуренции, поскольку многие компании отдадут предпочтение MOOC, чтобы сэкономить. Такие программы служат важнейшим источником дохода для бизнес-школ. К примеру, 20% ежегодной прибыли Wharton составляет плата за обучение руководителей высшего звена. В Harvard Business School этот показатель составляет 26%, а в IESE — почти 50%.

МВА для высшего руководства не выдержат конкуренции?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто записывается на MOOC. Если дистанционные курсы привлекают студентов, которые обычно поступают на традиционные программы и Executive MBA, то бизнес-школы действительно под угрозой. "Наши исследования свидетельствуют, что дела обстоят иначе". — заявляет HBR. По крайней мере, на данный момент MOOC элитных бизнес-школ не угрожают существующим программам, но привлекают студентов, которые не могли себе позволить учиться по традиционным программам.

Был проведен ряд исследований студентов MOOC в Гарварде, Массачусетском технологическом институте и Пенсильванском университете, но ни одно из них не было посвящено исключительно тем, кто изучает бизнес. HBR проанализировало информацию о свыше 875 000 студентов девяти MOOC бизнес-школы Wharton при Пенсильванском университете. Также, они провели демографическое обследование на основе данных, предоставленных 65 тысячами респондентов. На вышеупомянутых девяти курсах преподают основы МВА (бухгалтерия, финансы, маркетинг и управление производством), а также геймификацию и спорт как международный бизнес. Эти MOOC не угрожают существующим программам МВА, но являются крайне привлекательными для, как минимум, трех новых и весьма популярных категорий студентов.

Согласно данным, полученным в Wharton, 78% лиц, записавшихся на дистанционные бизнес-курсы, не являются гражданами США. Для сравнения, в 2012 году программы Executive MBA привлекли в среднем 14% студентов-иностранцев. От 10 до 32% иностранцев (в зависимости от вида программы) предпочли учиться заочно или по гибкому графику. Даже стационарные двухгодичные программы МВА, привлекшие 45% студентов-иностранцев, существенно отстают от дистанционных бизнес-курсов по этому показателю.

MOOC не имеют географических ограничений

Очевидно, что ни одна традиционная программа бизнес-образования не сравнится с MOOC по широте географического охвата. Это достижение особенно поражает, учитывая, что бизнес-школы оперируют в значительно более крупных масштабах.

Соответственно, MOOC предоставляют бизнес-школам уникальную возможность выйти на доселе неосвоенные рынки. Почти половина студентов-иностранцев, записавшихся на MOOC в Wharton, — граждане развивающихся стран.

В развивающихся странах у предпринимателей практически нет возможности получить высококачественное бизнес-образование. Во всей Африке южнее Сахары есть только пять бизнес-школ, получивших аккредитацию — AACSB, AMBA или EQUIS — и все они находятся в ЮАР. MOOC — единственный доступный источник качественной подготовки для граждан этих стран.

Существенные отличия между студентами MOOC и традиционных бизнес-школ наблюдаются даже в категории граждан США. Во-первых, на дистанционные курсы записывается значительно больше образованных американцев, родившихся за границей. Количество американцев иностранного происхождения, обучающихся на дистанционных курсах Wharton, составляет 35%, причем 54% из них имеют высшее образование. Только 12,9% населения США родились за границей. Хотя среди студентов MOOC в принципе много людей с высшим образованием, студенты с высшими научными степенями преобладают среди американцев иностранного происхождения.

При этом 17% или каждый шестой образованный гражданин США иностранного происхождения, обучающийся на MOOC, является нетрудоустроенным. Количество безработных среди студентов MOOC, которые являются гражданами США и родились в США, составляет 13%. Из этих данных можно сделать вывод, что открытые дистанционные курсы привлекают тех, кто не может себе позволить учиться в элитной бизнес-школе. Что касается безработных, то обучение на MOOC позволит им получить сертификат и навыки, способствующие дальнейшему трудоустройству.

MOOC в основном ценится иностранцами

Наконец, среди студентов MOOC достаточно много представителей меньшинств. Среди студентов-американцев, обучающихся на открытых дистанционных бизнес-курсах Wharton, количество представителей меньшинств составляет 19%, тогда как в девяти ведущих американских бизнес-школах этот показатель не превышает 11%. Если перевести эти проценты в конкретные цифры, различие становится еще более явным. Так, 11% в вышеупомянутых девяти ведущих бизнес-школах соответствуют всего 315 студентам, тогда как 19% на онлайн-курсах Wharton — 166 552 представителям меньшинств.

Бизнес-школы стараются привлечь студентов этих трех категорий: иностранцев, прежде всего граждан развивающихся стран, американцев иностранного происхождения и представителей меньшинств США. Согласно опросу, проведенному в 2012 году Graduate Management Admission Council, бизнес-школы уделяют особое внимание именно этим категориям студентов, но открытые дистанционные бизнес-курсы пользуются среди них значительно большим спросом. Таким образом, MOOC могут оказаться весьма эффективным инструментом привлечения студентов на стационарные программы МВА и Executive MBA.

Примечательно, что среди женщин MOOC пользуются меньшей популярностью, чем традиционные бизнес-школы. Сегодня свыше 40% поступающих на МВА — женщины, тогда как среди записавшихся на MOOC количество женщин составляет всего 32%. В странах БРИКС этот показатель еще ниже — 23%. В развивающихся странах женщинам намного сложнее получить бизнес-образование, чем мужчинам. Эффективная реклама поможет бизнес-школам привлечь эту обширную категорию студентов.

Чтобы использовать MOOC как инструмент привлечения представителей всех этих разных категорий, бизнес-школы должны разобраться в мотивации студентов. Например, предыдущие дискуссии вокруг MOOC были в основном посвящены тому факту, что студенты относительно редко прослушивают весь курс до конца. Действительно, из всех студентов, которые записались на курсы в Wharton, только каждый двенадцатый продолжал слушать лекции через восемь недель с момента начала обучения. Только 5% студентов обработали все учебные материалы и выполнили все задания (среди слушателей других курсов, не посвященных бизнесу, этот показатель составляет 3%). Причем оказывается, что курсы до конца прослушивают преимущественно образованные и трудоустроенные мужчины из стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Среди американцев такие студенты, как правило, белые.

Бизнес-школы должны корректировать свою бизнес-модель под нужды студентов

На первый взгляд, результаты исследования свидетельствуют о том, что MOOC не способствуют диверсификации студенческого коллектива бизнес-школ. Однако следует принять во внимание, что окончание курса не является приоритетом для многих студентов. По результатам опроса, проведенного перед началом бизнес- и других курсов в Пенсильванском университете, только 43% респондентов заявили, что получение сертификата об успешном окончании курсов для них «крайне важно» или «очень важно». По данным edX, всего лишь 27% придают большое значение получению сертификата.

Бизнес-школам следует учесть эту особенность и отказаться от своей нынешней бизнес-модели, в которой студенты должны платить за сертификат. В бизнес-курсы нужно внести изменения, чтобы они отвечали целям учащихся, какими бы они ни были. Возможно, стоит ввести абонентскую плату или условно бесплатную модель доступа к курсам, а может, придется полностью пересмотреть структуру онлайн-курса как такового.

На основе представленных данных можно сделать вывод, что MOOC не угрожают бизнес-школам и не используют их бизнес-модели. На данный момент они, наоборот, помогают более широкому кругу студентов получить образование. Находясь на начальной стадии развития, курсы в Wharton уже привлекают категории студентов, к которым пытаются «достучаться» многие бизнес-школы: трудоустроенных профессионалов-иностранцев, граждан США, родившихся за границей, а также представителей меньшинств в США.

Появление MOOC не могло не отобразиться на высшем образовании. Бизнес-школы и другие высшие учебные заведения вынуждены адаптироваться к новым условиям. Тем не менее, дистанционные курсы могут оказаться вовсе не угрозой, а благоприятной возможностью для развития.

По материалам "MOOCs Won’t Replace Business Schools — They’ll Diversify Them", HBR.

Иллюстрация: Depositphotos.com



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
26 февраля — 2 марта 2018
Киев
Специалист по персоналу — SpHR (Оксана Кондратенко)
27-28 февраля 2018
Киев
Мотивация. Оплата труда. Льготы. Компенсации (Оксана Кондратенко)
27-28 февраля 2018
Киев, Гостиница «Адрия»
Управленческий учет. Финансы. Бюджеты (Игорь Немировский, Инна Старожукова)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Работа твоей мечты. Как зарабатывать деньги, занимаясь любимым деломРабота твоей мечты. Как зарабатывать деньги, занимаясь любимым делом
Обрести уверенность в себе. Что означает быть ассертивнымОбрести уверенность в себе. Что означает быть ассертивным
Вообрази. Как работает креативностьВообрази. Как работает креативность
Большая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людейБольшая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людей
Покажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметилиПокажи свою работу! 10 способов сделать так, чтобы тебя заметили


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2018, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)