БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Дистанционное обучение 7 сентября 2017 г.

MOOC не заменят бизнес-школы, но будут способствовать диверсификации

Источник: MBA Strategy

Популярность массовых открытых онлайн-курсов (massive open online course, MOOC) растет с каждым годом. Очень большой процент студентов — граждане развивающихся стран.

MOOC не заменят бизнес-школы, но будут способствовать диверсификации В последнее время администраторы бизнес-школ — и других высших учебных заведений — все больше тревожатся, что им не удастся успешно конкурировать с массовыми открытыми дистанционными курсами из-за существенной разницы в стоимости обучения.

Как сообщает издание Harvard Business Review, многие элитные бизнес-школы стали предлагать собственные курсы на базе таких платформ, как Coursera. При желании, можно бесплатно изучить все предметы, входящие в программу МВА. Некоторые специалисты полагают, что МВА для высшего руководства не выдержат конкуренции, поскольку многие компании отдадут предпочтение MOOC, чтобы сэкономить. Такие программы служат важнейшим источником дохода для бизнес-школ. К примеру, 20% ежегодной прибыли Wharton составляет плата за обучение руководителей высшего звена. В Harvard Business School этот показатель составляет 26%, а в IESE — почти 50%.

МВА для высшего руководства не выдержат конкуренции?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто записывается на MOOC. Если дистанционные курсы привлекают студентов, которые обычно поступают на традиционные программы и Executive MBA, то бизнес-школы действительно под угрозой. "Наши исследования свидетельствуют, что дела обстоят иначе". — заявляет HBR. По крайней мере, на данный момент MOOC элитных бизнес-школ не угрожают существующим программам, но привлекают студентов, которые не могли себе позволить учиться по традиционным программам.

Был проведен ряд исследований студентов MOOC в Гарварде, Массачусетском технологическом институте и Пенсильванском университете, но ни одно из них не было посвящено исключительно тем, кто изучает бизнес. HBR проанализировало информацию о свыше 875 000 студентов девяти MOOC бизнес-школы Wharton при Пенсильванском университете. Также, они провели демографическое обследование на основе данных, предоставленных 65 тысячами респондентов. На вышеупомянутых девяти курсах преподают основы МВА (бухгалтерия, финансы, маркетинг и управление производством), а также геймификацию и спорт как международный бизнес. Эти MOOC не угрожают существующим программам МВА, но являются крайне привлекательными для, как минимум, трех новых и весьма популярных категорий студентов.

Согласно данным, полученным в Wharton, 78% лиц, записавшихся на дистанционные бизнес-курсы, не являются гражданами США. Для сравнения, в 2012 году программы Executive MBA привлекли в среднем 14% студентов-иностранцев. От 10 до 32% иностранцев (в зависимости от вида программы) предпочли учиться заочно или по гибкому графику. Даже стационарные двухгодичные программы МВА, привлекшие 45% студентов-иностранцев, существенно отстают от дистанционных бизнес-курсов по этому показателю.

MOOC не имеют географических ограничений

Очевидно, что ни одна традиционная программа бизнес-образования не сравнится с MOOC по широте географического охвата. Это достижение особенно поражает, учитывая, что бизнес-школы оперируют в значительно более крупных масштабах.

Соответственно, MOOC предоставляют бизнес-школам уникальную возможность выйти на доселе неосвоенные рынки. Почти половина студентов-иностранцев, записавшихся на MOOC в Wharton, — граждане развивающихся стран.

В развивающихся странах у предпринимателей практически нет возможности получить высококачественное бизнес-образование. Во всей Африке южнее Сахары есть только пять бизнес-школ, получивших аккредитацию — AACSB, AMBA или EQUIS — и все они находятся в ЮАР. MOOC — единственный доступный источник качественной подготовки для граждан этих стран.

Существенные отличия между студентами MOOC и традиционных бизнес-школ наблюдаются даже в категории граждан США. Во-первых, на дистанционные курсы записывается значительно больше образованных американцев, родившихся за границей. Количество американцев иностранного происхождения, обучающихся на дистанционных курсах Wharton, составляет 35%, причем 54% из них имеют высшее образование. Только 12,9% населения США родились за границей. Хотя среди студентов MOOC в принципе много людей с высшим образованием, студенты с высшими научными степенями преобладают среди американцев иностранного происхождения.

При этом 17% или каждый шестой образованный гражданин США иностранного происхождения, обучающийся на MOOC, является нетрудоустроенным. Количество безработных среди студентов MOOC, которые являются гражданами США и родились в США, составляет 13%. Из этих данных можно сделать вывод, что открытые дистанционные курсы привлекают тех, кто не может себе позволить учиться в элитной бизнес-школе. Что касается безработных, то обучение на MOOC позволит им получить сертификат и навыки, способствующие дальнейшему трудоустройству.

MOOC в основном ценится иностранцами

Наконец, среди студентов MOOC достаточно много представителей меньшинств. Среди студентов-американцев, обучающихся на открытых дистанционных бизнес-курсах Wharton, количество представителей меньшинств составляет 19%, тогда как в девяти ведущих американских бизнес-школах этот показатель не превышает 11%. Если перевести эти проценты в конкретные цифры, различие становится еще более явным. Так, 11% в вышеупомянутых девяти ведущих бизнес-школах соответствуют всего 315 студентам, тогда как 19% на онлайн-курсах Wharton — 166 552 представителям меньшинств.

Бизнес-школы стараются привлечь студентов этих трех категорий: иностранцев, прежде всего граждан развивающихся стран, американцев иностранного происхождения и представителей меньшинств США. Согласно опросу, проведенному в 2012 году Graduate Management Admission Council, бизнес-школы уделяют особое внимание именно этим категориям студентов, но открытые дистанционные бизнес-курсы пользуются среди них значительно большим спросом. Таким образом, MOOC могут оказаться весьма эффективным инструментом привлечения студентов на стационарные программы МВА и Executive MBA.

Примечательно, что среди женщин MOOC пользуются меньшей популярностью, чем традиционные бизнес-школы. Сегодня свыше 40% поступающих на МВА — женщины, тогда как среди записавшихся на MOOC количество женщин составляет всего 32%. В странах БРИКС этот показатель еще ниже — 23%. В развивающихся странах женщинам намного сложнее получить бизнес-образование, чем мужчинам. Эффективная реклама поможет бизнес-школам привлечь эту обширную категорию студентов.

Чтобы использовать MOOC как инструмент привлечения представителей всех этих разных категорий, бизнес-школы должны разобраться в мотивации студентов. Например, предыдущие дискуссии вокруг MOOC были в основном посвящены тому факту, что студенты относительно редко прослушивают весь курс до конца. Действительно, из всех студентов, которые записались на курсы в Wharton, только каждый двенадцатый продолжал слушать лекции через восемь недель с момента начала обучения. Только 5% студентов обработали все учебные материалы и выполнили все задания (среди слушателей других курсов, не посвященных бизнесу, этот показатель составляет 3%). Причем оказывается, что курсы до конца прослушивают преимущественно образованные и трудоустроенные мужчины из стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Среди американцев такие студенты, как правило, белые.

Бизнес-школы должны корректировать свою бизнес-модель под нужды студентов

На первый взгляд, результаты исследования свидетельствуют о том, что MOOC не способствуют диверсификации студенческого коллектива бизнес-школ. Однако следует принять во внимание, что окончание курса не является приоритетом для многих студентов. По результатам опроса, проведенного перед началом бизнес- и других курсов в Пенсильванском университете, только 43% респондентов заявили, что получение сертификата об успешном окончании курсов для них «крайне важно» или «очень важно». По данным edX, всего лишь 27% придают большое значение получению сертификата.

Бизнес-школам следует учесть эту особенность и отказаться от своей нынешней бизнес-модели, в которой студенты должны платить за сертификат. В бизнес-курсы нужно внести изменения, чтобы они отвечали целям учащихся, какими бы они ни были. Возможно, стоит ввести абонентскую плату или условно бесплатную модель доступа к курсам, а может, придется полностью пересмотреть структуру онлайн-курса как такового.

На основе представленных данных можно сделать вывод, что MOOC не угрожают бизнес-школам и не используют их бизнес-модели. На данный момент они, наоборот, помогают более широкому кругу студентов получить образование. Находясь на начальной стадии развития, курсы в Wharton уже привлекают категории студентов, к которым пытаются «достучаться» многие бизнес-школы: трудоустроенных профессионалов-иностранцев, граждан США, родившихся за границей, а также представителей меньшинств в США.

Появление MOOC не могло не отобразиться на высшем образовании. Бизнес-школы и другие высшие учебные заведения вынуждены адаптироваться к новым условиям. Тем не менее, дистанционные курсы могут оказаться вовсе не угрозой, а благоприятной возможностью для развития.

По материалам "MOOCs Won’t Replace Business Schools — They’ll Diversify Them", HBR.

Иллюстрация: Depositphotos.com



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
23-24 сентября 2017
Киев, БЦ «Кубик»
Власть. Управление. Лидерство (Александр Сударкин, Игорь Солодов)
28 сентября — 31 октября 2017
Киев, FRAT Social Club
СТРАТЕГИЯ ДЛЯ СТАРТАПА. Практический курс: как начать свой бизнес, используя свой опыт по максимуму и сведя риски к минимуму
2-3 октября 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Управление запасами на предприятии (Валентин Маевский)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Вообрази. Как работает креативностьВообрази. Как работает креативность
Как очаровывать людей. Искусство влиять на умы и поступкиКак очаровывать людей. Искусство влиять на умы и поступки
Высшая цель. Секрет, который поддерживает вас каждую минутуВысшая цель. Секрет, который поддерживает вас каждую минуту
Включайся! Жінки, робота й воля вести за собоюВключайся! Жінки, робота й воля вести за собою
50 великих книг об успехе50 великих книг об успехе


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)