БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ | Навыки 11 октября 2017 г.

Причины, по которым обладатели MBA проваливаются на собеседованиях

Автор: Людмила Макурина
Источник: Executive.ru

Какие навыки западные компании ищут в выпускниках бизнес-школ? И какие школы США преуспели в обучении самым ценным из них?

Причины, по которым обладатели MBA проваливаются на собеседованиях Согласно исследованию The Economist, опубликованному в 2016 году, выпускники программ MBA ожидают, что наличие бизнес-образования увеличит их доход на 79%. Но в реальности это происходит далеко не всегда. По данным международной организации Graduate Management Admission Council (GMAC), большинство работодателей США, Европы, Латинской Америки и стран АТР в 2017 году склонны нанимать выпускников MBA на позиции среднего (75%) или начального (56%) уровня. Что становится преградой для получения долгожданного оффера?

1. Отсутствие релевантного профессионального опыта

Во всем мире работодатели признают, что диплом MBA добавляет веса к резюме и является дополнительным преимуществом на собеседовании. Тем не менее, при выборе кандидата компании прежде всего смотрят на соответствие опыта и профессиональных компетенций заявленной вакансии. Это особенно характерно для компаний из определенных отраслей, где требуются специализированные знания. Например, нефтегазовый, энергетический, транспортный секторы, жилищно-гражданское строительство. По мнению рекрутеров, бизнес-школы не обучают необходимым для этих отраслей навыкам.

«Подобные компании скорее обращают внимание на то, есть ли у кандидата квалификация и знания отрасли, например, степень сертифицированного инженера», — отмечает Марк Баттер (Mark Butter), директор Blueprint Recruitment Solutions. Кроме того, во многих программах MBA кейсы построены на примерах крупных корпораций, чаще всего американских, которые не всегда применимы к практике небольших компаний с другими культурами.

2. Отставание лидерских качеств

Выпускники программ MBA на высоком уровне демонстрируют менеджерские навыки. Но в то же время многие работодатели обращают внимание на сложности с поиском кандидатов с развитыми лидерскими качествами. «Из обладателей MBA действительно получаются хорошие менеджеры. К сожалению, то же самое нельзя сказать о влиянии MBA на формирование лидерских качеств», — говорит Эван Синар (Evan Sinar), директор международной консалтинговой компании в области управления талантами Development Dimensions International. В течение девяти лет она проводила исследование, в котором приняли 15 тыс. лидеров из 300 компаний в 18 странах. Выводы, опубликованные в 2016 году, показывают, что выпускники MBA на высоком уровне демонстрируют такие качества как финансовая хватка, бизнес-чутье и умение стратегического принятия решений, но существенно отстают в навыках лидерского видения и коучинга, на недостаточно высоком уровне показывают ориентацию на результат.

Эта тема также не раз поднималась и в ежегодном исследовании Bloomberg — Job Skills Report. Так, в ходе опроса за 2016 год информационное агентство выяснило, что список наиболее популярных, но редко встречающихся навыков, отмеченных работодателями, возглавляет лидерство, стратегическое мышление, коммуникативные навыки и способности к креативному решению проблем.

3. Нехватка «гибких навыков»

Многочисленные опросы работодателей также показывают, что растет спрос на хороших коммуникаторов. По данным GMAC, если в 2015 году рекрутеры на первое место ставили способность кандидата демонстрировать результат, то сейчас список навыков уверенно возглавляет умение эффективно общаться в устной и письменной форме, умение слушать и презентовать свои идеи. Востребованность кандидатов с развитыми soft skills подтверждают и результаты исследования Financial Times, в котором в 2017 году приняли участие 48 крупнейших компаний-работодателей, чьи головные офисы расположены по всему миру. Пять самых важных навыков оказались отнюдь не из области основных предметов бизнес-школ, таких как финансы или маркетинг:

  • Умение работать с самыми разными людьми (указали 76% работодателей).
  • Способность эффективно управлять временем и определять приоритеты (72% работодателей).
  • Понимание влияния технологий на бизнес.
  • Способность выстраивать, поддерживать и расширять связи с людьми (нетворкинг).
  • Способность решать сложные проблемы.

Особенно сложно, по словам работодателей, найти среди выпускников бизнес-школ тех, у кого есть навык тайм-менеджмента. К редким качествам также относятся способность к нетворкингу и навыки сторителлинга для продвижения бренда компании.

4. Неготовность к инновациям и предпринимательству

Бизнес-школы учат принципам управления, которые были разработаны в период поздней индустриальной революции для решения проблем крупных компаний, но не проблем, связанных с внедрением инноваций и реагированием на новые вызовы рынка. В программах MBA большой упор по-прежнему делается на теоретические знания, а практические кейсы и техники, которые студенты проходят во время обучения, хорошо работают для таких вопросов, как, например, оптимизация процессов или координация исполнения конкретных решений. Но для вопросов, касающихся выведения нового продукта или идеи на рынок, полученные знания редко применимы, устаревают или просто не подходят.

Другими словами, выпускники MBA в большей степени сфокусированы на том, как получить максимальную прибыль от работы с клиентами, нежели о том, как создать новую ценность. Широко распространенную среди предпринимателей позицию выразил в одном из интервью основатель PayPal, SpaceX и Tesla Илон Маск (Elon Musk): «На курсах MBA учат совершенно не тому. Там не учат людей думать. Причем чем престижней курсы, тем хуже. Потому что там приучают людей к мысли, что они особенные, после чего те становятся неспособны воспринимать обратную связь и беспристрастно анализировать собственные ошибки».

Как бизнес-школы реагируют на новые вызовы

Бизнес-школы отвечают на критику и стремятся адаптироваться к меняющимся запросам компаний. Это касается как наполнения программ, так и фокуса на новых отраслях. Так, например, в бизнес-школе Chicago Booth, которая традиционно готовит выпускников для консалтинговых компаний и инвестиционных банков, работает целая команда из 22 человек, члены которой занимаются поиском новых секторов, заинтересованных в ее выпускниках. Часть команды работает над продвижением ценности бизнес-образования среди работодателей.

Исследуя потенциально интересные отрасли, в Booth также обратили внимание на растущий спрос среди рекрутеров на soft skills и в частности — на нетворкинг. «Многие компании, которые ранее не нанимали выпускников MBA, заинтересованы в навыках межличностного общения у кандидатов, таких как, например, способность выстраивать и налаживать новые связи», — отмечает заместитель декана Chicago Booth Джулия Мортон (Julie Morton).

С учетом этого важно убедить работодателя, что у выпускников нужные знания есть. Чтобы решить эту задачу, особое внимание в Booth уделяется компаниям, для которых кандидат с MBA не является целью. Эту стратегию можно назвать вполне обоснованной. Около 87% работодателей, принявших участие в опросе GMAC за 2017 год, по-прежнему предпочитают рекрутировать кандидатов напрямую из университетов и бизнес-школ, что наиболее характерно для США.

На основе ответов работодателей из конкретных отраслей Bloomberg в 2016 году составило рейтинг американских программ MBA, которые позволяют студентам развивать лидерские навыки. Неплохой гид для тех, кто взвешивает за и против, выбирая программу МВА за океаном.

Лучшие программы бизнес-школ США для развития soft skills

Отрасль

Школа

Навык

Консалтинг

USC (Marshall)

Коммуникация

UT Austin (McCombs)

Стратегическое мышление

UC Berkeley (Haas)

Креативность

Финансы

UNC (Kenan-Flagler)

Коммуникация, стратегическое мышление

Производство

Northwestern (Kellogg)

Лидерство

Harvard

Стратегическое мышление

Технологический сектор

Stanford

Коммуникация, стратегическое мышление, креативность

Потребительский сектор

Cornell (Johnson)

Лидерство

Harvard

Стратегическое мышление

Энергетика

UT Austin (McCombs)

Коммуникация

Michigan (Ross)

Лидерство

Duke (Fuqua)

Стратегическое мышление

Источник: Bloomberg Job Skills Report-2016

По материалам The Economist, GMAC, FT, DDI, APS Physics, Bloomberg, TopMBA.com

Иллюстрация: Depositphotos.com



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
24 октября 2017
Харьков, Premier Palace Hotel Kharkiv
SelfMadeMan: самоменеджмент и самомотивация (Радислав Гандапас)
25 октября 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Активные продажи: система гарантированного привлечения клиентов (Наталья Дегтярева)
25 октября 2017
Киев, Отель «Космополитъ»
Решили. Внедрили. Результат. IV международная конференция по методологии Адизеса

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Эмоциональный интеллект 2.0Эмоциональный интеллект 2.0
Здесь и сейчас. Как вырваться из плена целей и начать радоваться жизниЗдесь и сейчас. Как вырваться из плена целей и начать радоваться жизни
Искусство влияния. Убеждение без манипуляцийИскусство влияния. Убеждение без манипуляций
Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полусловаИскусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова
Великолепный нетворкинг. Что нужно знать, делать и говорить, чтобы построить блестящую сеть деловых контактовВеликолепный нетворкинг. Что нужно знать, делать и говорить, чтобы построить блестящую сеть деловых контактов


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)