Доброкачественность — врата в будущее


Ты спросишь:
– Что такое качество?
Как объяснить тебе попроще?
Послушай соловья чудачество,
Когда взахлёб поёт он в роще,
Воды холодной вкус испробуй-ка,
В жару испив из речки горной,
И полюбуйся, как над облаком
Орлы парят легко и гордо,
Пьянящий аромат сирени
Вдохни в саду весною ранней...
Вот лишь отдельные примеры
Его неисчислимых граней.
 
Качество — ключ к возрождению отечественных предприятий и улучшению жизни людей в стране. Что необходимо для того, чтобы быть лучшими? Мыслями на эту тему делится основатель общественного движения за качество в Украине, президент Украинской ассоциации качества, президент Международной гильдии профессионалов качества, член Генеральной ассамблеи Европейской организации по качеству (ЕОК), вице-президент Всемирного совета качества, один из ведущих ученых по системному управлению качеством, Человек качества года'99 на планете Петр Калита.

Что послужило поводом для создания Украинской ассоциации качества?

10 лет назад в Институте кибернетики Академии наук Украины были получены уникальные результаты в области системного управления качеством, которые были отмечены Почетным дипломом ЕОК. Вместе с тем, мы столкнулись с проблемой распространения этих результатов, организации их применения в отечественной промышленности. Для того, чтобы решить эту проблему и была учреждена Украинская ассоциация качества (УАК), главной целью которой определено формирование позитивного общественного мнения и политики в области качества. Еще тогда мы предвидели, что качество должно стать важнейшим фактором повышения конкурентоспособности отечественной промышленности и экономики и эффективнейшим средством улучшения жизни граждан Украины.

Матеріали надані
UDC
Українським дисконтним клубом
 

И в канун третьего тысячелетия, когда одной из главных стратегических задач нашего государства стало возрождение товаропроизводителей, качество продукции, услуг, управления вышло на передний план и не без помощи УАК стало объектом повышенного внимания передовых руководителей отечественной промышленности.

Сегодня УАК объединяет около 400 предприятий из всех регионов Украины, а также больше 1000 известных организаторов производства и специалистов по качеству из многих стран; ее ряды продолжают быстро пополняться. За 10 лет УАК стала международно-признанной профессиональной организацией, которая отвечает всем требованиям, предъявляемым в Европе и мире к национальным организациям по качеству. Мне приятно сообщить читателям ПУ, что в последние дни уходящего второго тысячелетия Кабинет Министров Украины наградил Украинскую ассоциацию качества Почетной грамотой и памятным знаком "За весомый вклад в общественное движение за качество, повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий, формирование позитивного международного имиджа Украины в сфере качества".

Какие основные услуги оказывает УАК, чтобы помочь отечественным предприятиям повысить конкурентоспособность?

Это и информационное обеспечение, и обучение персонала в области качества, и методическая помощь по совершенствованию систем управления качеством на основе стандартов ИСО 9000 и принципов всеобщего управления качеством (ТQМ), и сертификация систем качества, и многое другое.

Как вы оцениваете деятельность по стандартизации и сертификации в нашей стране?

Сегодня много делается для улучшения ситуации в области стандартизации, аккредитации и сертификации в Украине. Проводится работа по совершенствованию отечественных систем, гармонизации их с международной практикой и, прежде всего, европейской. С этой целью Госстандарт с участием ряда государственных и общественных организаций (в том числе УАК и УСПП) разработал три проекта Законов Украины: "Про стандартизацию", "Про аккредитацию органов по оценке соответствия" и "Про подтверждение соответствия". Эти проекты Законов уже приняты в первом чтении Верховной Радой Украины. Приятно отметить, что налаживается конструктивное сотрудничество между Госстандартом Украины и ведущими всеукраинскими профессиональными общественными объединениями, такими как УСПП, УАК и Украинская ассоциация потребителей. Представители этих организаций введены в состав Коллегии Госстандарта.

Возможно ли решить все проблемы качества на основе стандартизации и сертификации? Или нужны еще другие методы?

Стандартизация и сертификация — это весьма важные международно-признанные средства регулирования и "подтягивания" качества, обеспечения безопасности продукции и услуг. Вместе с тем, кроме них в мировой практике широко используется еще целый арсенал методов и средств обеспечения и улучшения качества, среди которых особое место занимают системы управления качеством. В мире очень широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, устанавливающие международные требования к системам качества, а также философия и принципы всеобщего управления качеством. К сожалению Украина в этой области пока еще не занимает подобающих ей лидирующих позиций: порой не достает знаний и специалистов, во многих случаях еще не достигнута психологическая перестройка руководителей и коллективов предприятий и организаций. И, конечно же, действующая в стране экономическая система сегодня еще не очень стимулирует к внедрению современных систем управления качеством, повышению делового совершенства и улучшению качества.

Международные стандарты ИСО серии 9000 — это дань моде или реальная необходимость для украинских предприятий?

Безусловно, это реальная необходимость и я бы даже сказал необходимое условие для выживания отечественных товаропроизводителей в нынешних условиях. С одной стороны, это эффективное средство для лучшей организации всех производственных процессов и обеспечения стабильного выполнения требований при сокращении непроизводительных затрат. А с другой — это общепринятое убедительное доказательство для потребителей и регулирующих органов того, что предприятие как поставщик способно выполнять свои обещания. И это особенно важно для обеспечения реализации продукции (услуг) именно для украинских предприятий, у которых пока что не весьма высокий имидж в части качества.

А что это такое — философия и принципы ТQМ?

В последнем веке второго тысячелетия множество фирм попадали в кризисное состояние. Это когда не удается продавать продукцию по объемам и ценам достаточным для воспроизводства. При этом, большинство фирм исчезали, но были и такие, которые выживали и начинали развиваться за счет конкурентов. Исследования показали, что каждая из этих фирм находила свой путь выхода из кризиса, но оказалось, что все пути проходили через одни ворота — ворота качества. Только найдя неординарные решения по совершенствованию системы управления качеством, фирма могла получить новые положительные эффекты, стать более привлекательной для потребителей, выжить и продолжать развиваться. Обобщив то общее, что было присуще фирмам, вышедшим из кризиса победителями, ученые сформулировали философию и принципы всеобщего управления качеством. Среди основных принципов ТQМ: ориентация на результат; концентрация внимания на потребителях; лидерство и соответствие целям; управление, которое базируется на процессах и фактах; развитие персонала и вовлечение его в совершенствование; постоянное обучение, инновации и совершенствование; развитие партнерства; ответственность перед обществом. Следуя этим принципам многие фирмы и сегодня выходят из кризиса и становятся самыми лучшими в своем классе.

Уже пять лет в нашей стране проводится Украинский национальный конкурс качества. Что это за конкурс?

Этот конкурс проводится с 1996 года. Его организаторами являются УАК и УСПП. Конкурс проводится при поддержке ЕОК и ЕФУК в рамках европейского проекта "Европейские награды по качеству". Он занесен в реестр "Национальные награды по качеству европейских стран".

Для украинских предприятий участие в Конкурсе — это возможность овладеть самыми современными и эффективными методами ведения бизнеса, повысить свое деловое совершенство и конкурентоспособность. Лучшие из них становятся обладателями Украинской национальной награды по качеству, что значительно повышает позитивный имидж и узнаваемость предприятия, как в Украине, так и за рубежом. Однако получить награду не легко, нужно очень сильно потрудиться всему коллективу предприятия, от рабочих до первого руководителя. Украинский национальный конкурс качества проводится ежегодно на основе Европейской модели совершенства в трех номинациях: большие предприятия, средние предприятия (до 250 сотрудников) и малые предприятия (до 50 сотрудников). Предприятия-победители Украинского национального конкурса качества уже сегодня достигают очень высокого европейского уровня. Они платят достойную зарплату своим сотрудникам, отчисляют значительные суммы в госбюджет, уверенно конкурируют на внутреннем и зарубежном рынках. На протяжении четырех лет эти предприятия представляют Украину в борьбе за самую престижную Европейскую награду за качество. И впервые в истории СНГ украинское предприятие "Броварское дорожно-строительное управление 50" в 1999 и 2000 годах завоевывает титул финалиста этой награды в номинации "Малые и средние предприятия" (численностью до 250 сотрудников). Это историческое событие для Украины, которое демонстрирует пока что не востребованные возможности отечественной промышленности.

Недавно закончился 5-й Украинский национальный конкурс качества. Его победители получили приветствие от Президента Украины. Пять наших предприятий включились в борьбу за Европейскую награду по качеству 2001 года. А в Украине стартовал очередной 6-й Конкурс; его итоги будут подведены в ноябре этого года во время празднования Всемирного дня качества.

Что собой представляет Европейская модель совершенства?

Европейская модель совершенства базируется на принципах ТQМ и на сегодня является одним из самых современных инструментом для оценки и анализа эффективности функционирования предприятия (организации). В соответствии с Моделью предприятие оценивается по девяти критериям: лидерство; политика и стратегия; управление ресурсами; управление персоналом; управление процессами; удовлетворенность потребителей; удовлетворенность персонала; влияние на общество; деловые результаты. Освоение Модели и методики самооценки позволяет руководству разрабатывать и систематически актуализировать программу самосовершенствования. Реализовывая мероприятия программы, предприятие шаг за шагом становится эффективнее и повышает свою конкурентоспособность.

Какое место отводится качеству в Европе?

В Европе много внимания уделяют содействию предприятиям в их стремлении совершенствоваться и улучшать качество продукции и услуг. В Европейском Союзе, развитых европейских странах считают, что главная задача различных непроизводственных структур, в том числе государственных, — помогать предприятиям производить продукцию только высокого качества. А последнее обеспечивается непрерывным совершенствованием систем управления качеством организаций и предприятий.

В ЕС действует Европейская политика содействия качеству. В то же время и международными стандартами ИСО 9000 предусмотрено, что каждое предприятие, приступая к разработке системы качества, прежде всего должно разработать и принять свою политику в области качества. При этом политику должен подписать непосредственно первый руководитель предприятия, утверждая таким образом, что предприятие берёт на себя обязательства в области качества, которые будет выполнять с применением системы управления качеством.

Что нужно сделать на государственном уровне, чтобы ускорить решение комплекса проблем качества в нашей стране?

Прежде всего разработать, принять и провозгласить Национальную политику содействия качеству. Цели и принципы такой политики были разработаны УАК еще в 1992 году; они одобрены первым и последующими международными форумами "Дни качества в Киеве", которые ежегодно посвящаются Всемирному дню качества. На основе Национальной политики необходимо разработать Национальную программу создания механизмов и условий, способствующих улучшению качества и повышению конкурентоспособности отечественных предприятий и экономики в целом. Эти и другие вопросы рассмотрены и отражены в Резолюциях Первого Всеукраинского съезда качества, который состоялся в Киеве в мае 1999 года. Вместе с тем, не могу не отметить, что в 2000 году ощущается рост внимания к проблемам качества как со стороны предприятий, так и в правительстве Украины. Да и само движение за качество начинает получать все больше поддержки высшего руководства страны. И это вселяет надежду.

Мы находимся на историческом рубеже — на пороге Третьего Тысячелетия. Какое, по Вашему мнению, место займет качество в предстоящем 21-м веке?

В свое время еще Николай Рерих предсказал, что доброкачественность — это врата в будущее. Уже почти два десятилетия на всей планете под эгидой ООН во второй четверг ноября проводится Всемирный день качества, девиз которого — "Качество — во имя лучшей жизни". И сегодня все больше специалистов из многих стран утверждают, что именно качество будет главной всемирной идеей 21-го века. А вообще, я бы сказал, что Качество — это целый мир со своей особой философией, верой, культурой. Но этот мир в нашем собственном доме, в нашей родной Украине мы можем создать только сами. И никто другой за нас этого не сделает. Эту мысль я попытался изложить в поэтическом виде, а что из этого получилось, вам судить.

      Есть в мире множество миров:
      Есть мир друзей и мир врагов,
      Есть злобы мир и мир добра...
      Жизнь — это сложная игра.
      Но есть один особый мир,
      В котором Качество — кумир.
      В нем Мастера без суеты
      Творят во имя Красоты.
      Нет ничего ценнее тут,
      Чем Вдохновение и Труд,
      И нет важнее здесь идей,
      Чем делать лучшей жизнь Людей.
      ...Мы сами строим те миры,
      Где проживаем, до поры,
      И только сами изменить
      Мы сможем мир, где будем жить.


Відгук

Екатерина, eka1@ukr.net
Прекрасные стихи! Очень красиво!
2004-06-03 16:30:58
Відповісти

Сергей, pimenov-s@foxtrot.kiev.ua
Хорошо написано, не согласен только с кумирством качества
2006-03-11 14:54:05
Відповісти

Якщо Ви бажаєте подискутувати із конкретним читачем, то це можливо робити безпосередньо в нашому форумі.

Ваше ім'я:
E-mail:
Коментарі: 
 

  
bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГІЯ: Стратегія, Маркетинг, Зміни, Фінанси, Персонал, Якість, IT
АКТУАЛЬНО: Новини, Події, Тренди, Інсайти, Інтерв'ю, Рецензії, Бізнес-навчання, Консалтинг
СЕРВІСИ: Бізнес-книги, Робота, Форуми, Глосарій, Цитати, Рейтинги, Статті партнерів
ПРОЄКТИ: Блог, Відео, Візія, Візіонери, Бізнес-проза, Бізнес-гумор

Сторінка Management.com.ua у Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управлінців    Management Digest у LinkedIn    Відслідковувати нас у Twitter    Підписатися на RSS    Поштова розсилка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua