«Барса»: Красота спасет футбол

Раздел: Маркетинг и продажи
Автор(ы): Андрей Франко, журнал "&.СТРАТЕГИИ" (№3, 2011)
размещено: 05.01.2012
обращений: 7546

«Некоторые считают, что футбол — дело жизни и смерти. Они ошибаются: футбол гораздо важнее».
Билл Шенкли, шотландский футбольный тренер

«Барселона — это нация без государства, а «Барса» — ее армия».
Сэр Бобби Робсон, бывший тренер «Барселоны»

Игроки «Барселоны» и шесть трофеев клуба, завоеванные  в сезоне 2009-2010Предпоследний год XIХ столетия был довольно богат на дни рождения известных людей. Это Эрнест Хемингуэй, Альфред Хичкок, Вольф Мессинг, Владимир Набоков и грозный Аль Капоне. Именно в те времена приступил к производству автомобилей немецкий Opel и был основан футбольный клуб «Милан». Впрочем, тот год примечателен еще одним событием. Мало кто из жителей Барселоны обратил тогда внимание на объявление, размещенное в местной газете «Лос-Депортес» от 22 октября 1899 г. На него откликнулись всего 11 человек. А между тем на страницах газеты некий швейцарец по имени Ганс (Жоан) Гампер предлагал ее читателям ни много ни мало — навеки запечатлеть свои имена в истории мирового футбола. Тогда, конечно, вряд ли кто-то из этих 12 смельчаков думал об этом.

Пройдет лишь чуть больше месяца, и на свет появится один из самых дорогих ныне футбольных клубов. Этот клуб, обладающий самым дорогим брендом в мире, — символ свободы, красоты и независимости. Собрание, состоявшееся вечером 29 ноября 1899 г. в спортивном зале «Гимнасио Соле» под руководством автора объявления, провозгласило о создании нового футбольного клуба под названием «Барселона».

Так закалялась красота

Неизвестно, как сложилась бы судьба Гампера, если бы не то объявление. С одной стороны, он стал президентом одного из самых успешных футбольных клубов мира, с другой — именно ситуация вокруг любимой команды заставила его 30 июля 1930 г. покончить жизнь самоубийством. Формальной причиной такого поступка была депрессия, вызванная личными и финансовыми проблемами. Все началось пять лет до этого — 14 июня 1925 г., когда толпа болельщиков «Барселоны» в день матча провела спонтанный марш протеста против испанского диктатора Примо де Риверы. В ответ на это власти на три месяца закрыли стадион «Барсы», а Гампера вынудили отказаться от поста президента клуба.

Роль первого президента и основателя клуба сложно переоценить. «Барселона» довольно быстро стала главным клубом Каталонии и одним из ведущих в Испании. В 1902 г. она выиграла свой первый трофей — Кубок Макайя — и участвовала в первом в истории финале Королевского кубка. В 1908 г. Гампер стал президентом «Барселоны» (до этого делами клуба он занимался не так активно) и, по сути, вытащил ее с того света — на тот момент она оказалась на грани краха. После победы в чемпионате Каталонии в 1905 г. поклонников клуба ждали одни разочарования, а его финансовое положение резко ухудшилось. На заседании совета директоров ФК «Барселона» Гампер произнес речь, которая на веки вошла в историю клуба: «Футбольный клуб «Барселона» не может умереть. И не умрет. Если сейчас никто не пожелает заняться его делами, это сделаю я. Уверен, что меня поддержат те, кто во мне не сомневался даже тогда, когда футбол вообще казался ненормальным делом. С этого дня я хочу забыть несправедливость и обман, заставившие меня отойти от дел клуба. Я буду бороться за то, чтобы однажды мы все вместе вновь встали на ноги…». Ту дату, 2 декабря 1908 г., называют моментом перерождения «Барселоны».

Впоследствии Гампер пять раз переизбирался президентом клуба. Одним из главных достижений президента было то, что благодаря ему у «Барсы» появился свой стадион. Кроме того, Гампер начал кампанию по увеличению количества членов клуба, и к 1922 г. их число превысило 10 тыс.

После смерти Гампера, в 1930-х проблемы «Барсы» получили свое продолжение. В августе 1936-го солдаты армии Франсиско Франко арестовали и убили тогдашнего президента клуба Хосепа Суньоля. В марте 1938 г. фашисты подорвали социальный клуб «Барсы». А спустя несколько месяцев город Барселона был оккупирован, и клуб как символ каталонских националистов оказался на грани жизни и смерти — его численность сократилась до 3,5 тыс. человек.

Тем не менее «Барса», как и стремление всего каталонского народа к свободе и независимости, оказалась живучей, да к тому же еще и наглой. В 1943 г. игроки клуба подарили всей Каталонии настоящий праздник — в первом полуфинальном матче Кубка генералиссимуса команда разгромила ненавистный мадридский «Реал», символ диктатуры, со счетом 3:0. Впрочем, ради того чтобы продолжать радовать своих болельщиков, в Мадриде ей пришлось уступить — тот матч каталонцы сдали со счетом 11:1. Говорят, что между этими двумя поединками сотрудники органов безопасности напомнили руководству каталонского клуба, что он существует лишь благодаря милости режима.

Возможно, именно тот матч окончательно сформировал философию игры «Барсы». Ведь если нельзя обыграть ненавистный клуб, то его игроков и косвенно короля или генерала можно выставить дураками хотя бы на поле. Тогда после матча независимо от счета на табло всем станет ясно, кто есть кто. Миллионы фанов по всему миру любят игру «Барсы» за красоту. Мало кто решится поспорить с утверждением, что самый красивый футбол в мире демонстрирует именно «Барселона». Об этом говорят даже ее соперники и недоброжелатели. А это стоит многого. Филигранная техника, хитрые комбинации, контроль мяча, стремительные атаки и огромное количество забитых голов не оставят равнодушными даже самых ярых нелюбителей футбола. Все это прививается игрокам еще с детских секций и школы, а оттачивается уже в молодежных командах.

доходы футбольных топ-клубов за сезон 2009-2010

Структура доходов «Барселоны» за сезон 2009-2010

Доходы от продажи билетов — € 97,8 млн.
Коммерческая деятельность — € 122,2 млн.
Продажа телеправ — € 178,1 млн.

Вы сказали рекорд?

Красивая результативная игра и титулы команды поначалу приносили радость лишь каталонцам. Однако со временем слава о клубе распространилась далеко за пределы Испании. В игру команды влюбился весь мир.

За свою историю «Барса» трижды становилась триумфатором Кубка европейских чемпионов, четыре раза выигрывала Кубок кубков, 20 — чемпионат Испании, 25 — национальный кубок страны. И это не считая побед в других менее важных турнирах. Для поддержания заданного темпа, развития юношеских команд и инфраструктуры требуются немалые деньги. И чем известнее команда, чем лучше ее результаты, тем больше денег она может привлечь. В какой-то момент руководство клуба поняло, что красивая результативная игра — это бренд, с помощью которого можно пополнять копилку.

Доходы от продажи атрибутики, от партнерства, рекламы, членства в клубе, телетрансляций имели отнюдь не последнее значение в достижении «Барсой» неимоверных высот. Так, в 2009 г. она установила уникальный рекорд — стала единственным европейским клубом, выигравшим в течение года все возможные официальные турниры, в которых принимала участие (три национальных — чемпионат, Кубок и Суперкубок Испании, а также три международных — Лига чемпионов, Суперкубок УЕФА и клубный чемпионат мира). В результате подобных достижений «Барса» и ее главная звезда аргентинец Лионель Месси, по расчетам The University of Navarra’s Economics и Sport and Intangibles Research Group, стали самыми дорогими в мире футбольными брендами.

Символ клуба — Дедушка Барселоны, в честь которого даже установлена скульптура рядом с стадионом клуба «Камп Ноу».
Однако каким бы успешным ни был клуб на спортивной арене, его финансовое благополучие зависит исключительно от профессионализма топ-менеджмента. А с этим у футбольных клубов, и прежде всего это касается испанских команд, не все гладко. Достаточно вспомнить мадридский «Реал», разбрасывающийся налево и направо сотнями миллионов долларов. Не очень далеко ушла от своего извечного противника и каталонская «Барселона». На первый взгляд все очень хорошо: по итогам сезона 2009-2010 доходы клуба составили €445,5 млн., что является абсолютным мировым рекордом по доходности среди футбольных клубов. «Эта сумма рекордная не только для «Барселоны». Больше не заработал ни один спортивный проект за всю мировую историю, даже включая успешные баскетбольные и хоккейные клубы США, — говорит главный финансист клуба Хавьер Мартин. — Мы на 16% увеличили прибыль по сравниванию с прошлым годом и на 10% превысили доходную статью клубного бюджета. Заметьте, все это происходило на фоне продолжающегося мирового финансового кризиса».

Каталонское небо, оказывается, не такое уж безоблачное. В прошлом сезоне расходы клуба составили рекордные €429 млн. Формально клуб остался в плюсе, но только на бумаге. Члены «Барсы» решили подать в суд на бывшего президента клуба Хуана Лапорты. Причиной такого решения стал аудит, после которого обнаружился убыток в €79,6 млн. вместо обнародованной прибыли. Более того, долги клуба также исчисляются сотнями миллионов: по данным того же отчета, они составили €326 млн. Впрочем, это касается лишь текущей задолженности. Общая ее сумма, по сообщению независимых источников, на конец весны прошлого года превышала €500 млн. Собственный же капитал каталонцев немногим превышает €30 млн., и по этому показателю «Барса» не вошла бы даже в пятерку клубов английской Премьер-лиги. Дефицит оборотных средств привел к тому, что клуб начал испытывать проблемы с проведением текущих платежей. Дошло до того, что после задержки с выплатой июньской зарплаты новый президент клуба Сандро Росель был вынужден успокаивать болельщиков: «Члены клуба могут расслабиться. Клуб не стоит на грани банкротства». Но финансовые показатели «Барсы» говорили обратное.

Если красота спасет мир, то кто спасет «Барсу»?

В подобной ситуации очень кстати оказалась УЕФА со своими нововведениями. Напомним, что в мае 2010 г. ее исполнительный комитет утвердил устав клубного лицензирования и финансовой «фэйр-плей». Согласно этому документу с начала сезона 2013-2014 в отношении клубов, не соблюдающих основной пункт устава — «безубыточность», начнут применять соответствующие санкции. Так что головная боль президенту каталонского клуба гарантирована. Однако к чести нового руководства в «Барселоне» понимают всю серьезность ситуации. Президент заявил, что в клубе будет проводиться политика сокращения издержек: «Строгая экономия станет стержнем нашей ежедневной менеджерской политики», — объявил Сандро Росель. Первые шаги обнадеживают: каталонцы отказались от запланированной реконструкции своего стадиона стоимостью порядка $350 млн. Кроме того, «Барселона» впервые в своей истории согласилась разместить на лицевой стороне футболок коммерческую рекламу. И снова рекорд: организации Qatar Foundation это удовольствие обойдется в €33 млн. в год — почти €166 млн. за пять лет. Подобный контракт «Манчестер Юнайтед», рассчитанный на четыре года, принесет манкунианцам «скромные» €100 млн. Обнадеживает также ранее заключенный с телекомпанией «Медиапро» контракт на трансляцию матчей, по условиям которого за четыре года «Барса» получит €600 млн. Клуб заключил договоры еще с несколькими спонсорами и на этом останавливаться пока не собирается.

Главным финансовым козырем «Барселоны» является все та же популярность команды. По мнению большинства экспертов, основные составляющие стоимости клуба и генераторы дохода — аудитория и география его популярности. А с этим у «Барсы» все в порядке. Недаром ведь свои «каникулы» она, как и другие ведущие команды, проводит в поездках по Азии, Востоку и США. Именно за счет этих регионов клуб пополняют ряды своих поклонников. Да и сложно себе представить, что гордые каталонцы позволят «Барсе» умереть. Они скорее будут голодать, чем допустят гибель символа своей независимости, силы и красоты. Ну а раз так, то банкротство свободолюбивому клубу пока действительно не грозит.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Клиентоориентированность. Смена фокуса с продукта на клиентаКлиентоориентированность. Смена фокуса с продукта на клиента
Что делают великие компании, или Как отделить лучшее от прочегоЧто делают великие компании, или Как отделить лучшее от прочего
Продающие рассылки. Повышаем продажи, используя email-маркетингПродающие рассылки. Повышаем продажи, используя email-маркетинг



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)