Менеджмент.com.ua - головна сторінка Майстер-клас Радіслава Гандапаса з особистої ефективності «Професійний і особистий успіх: скрипти та алгоритми»
На головну
Зробити закладку
Мапа сайту
Розширений пошук
Зворотній зв'язок
Проекти MCUa
Розсилка оновлень порталу

Розділ:
Управління фінансами

В.В.Бурцев
Перейти: в Розділ :: на Головну

Ревизия финансовой системы предприятия

"Корпоративный менеджмент"
Журнал «Менеджмент в России и за рубежом»

Как известно, одним из наиболее важных участков управленческого учета и контроля на предприятии является ревизия финансовой системы. Причем, если обычно ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия за год (осуществляемая ревизионной комиссией) имеет основной целью либо подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общему собранию участников предприятия, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, либо выявление нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации [1], то ревизия финансовой системы или системы управления финансами предприятия имеет целью помощь исполнительному органу управления или совету директоров в осуществлении контроля эффективности различных звеньев финансовой системы. В этом случае ревизионная комиссия (ревизор) осуществляет проверки деятельности различных звеньев финансовой системы, предоставляет обоснованные предложения по устранению выявленных недостатков, дает рекомендации по повышению эффективности финансового управления.

В настоящей статье, прежде всего, будут рассмотрены наиболее общие аспекты ревизии системы управления финансами. Представленная ниже организационная модель ревизии имеет следующую структуру: 1) объект ревизии, 2) критерии эффективности состояния или функционирования объекта ревизии, 3) методика ревизии. Она схематична (все детали и нюансы опущены, затронуты лишь основные вопросы и действия ревизионной комиссии) в связи с тем, что информационная перенасыщенность может привести к затруднениям в практическом использовании. Например, в элементе «методика ревизии» указаны лишь главные или принципиальные технологические процедуры (шаги). Более детализированные методики разрабатываются отдельно по каждому вопросу (объекту) ревизии системы управления.

Следует отметить, что в целях самоконтроля или взаимного контроля финансовым менеджерам также необходимо периодически проводить оценку осуществляемой финансовой политики. В этом случае им полезно сравнить существующее положение дел с критериями эффективности (из предлагаемой модели).

Итак, представленная ниже оргмодель как наиболее общий регламент контроля финансовой политики:

  • может быть использована в практической работе как ревизоров, так и финансовых менеджеров (в целях самоконтроля);
  • может служить основой при разработке более детализированных методик.

Организационная модель внутренней ревизии финансовой системы

В первую очередь дадим характеристику структуры организационной модели ревизии.

Объектами ревизии [2] являются:

  • система безналичных расчетов;
  • системы бюджетирования и бизнес-планирования;
  • управление финансовыми рисками;
  • управление оборотными средствами;
  • управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом);
  • политика привлечения новых финансовых ресурсов;
  • управление структурой капитала предприятия;
  • уровень и динамика финансовых результатов деятельности предприятия.
  • имущественное и финансовое состояние предприятия;
  • деловая активность и эффективность деятельности предприятия.

Критерии эффективности сформулируем в соответствии с объектами ревизии.

Система безналичных расчетов:

  • система безналичных расчетов предприятия (формы, процедуры, сроки и т.д.) соответствует законодательству Российской Федерации, своевременно и в полной мере выполняются платежные обязательства предприятия перед кредиторами (иными организациями и их объединениями, включая финансово-кредитные институты) и собственными работниками, своевременно и в полной мере погашаются обязательства дебиторов и собственных работников перед предприятием.

Системы бюджетирования и бизнес-планирования:

  • вопросы рациональности систем бюджетирования [3] и бизнес-планирования [4] в общем и целом могут быть сведены в следующие три основных направления:
      а) оргструктура систем,
      б) регламентация систем,
      в) информация систем.
    Кроме этого, об эффективности данных систем следует судить по уровню достижения ряда параметров (оптимальная координация деятельности, управляемость и адаптивность предприятия к изменениям, оптимизация внутреннего контроля, высокая мотивация работы менеджеров и т.д.), указанных в самой методике (см. ниже).

Управление финансовыми рисками:

  • разрабатываются и применяются действенные механизмы минимизации финансовых рисков: страхование, передача риска через заключение контракта, лимитирование финансовых расходов, диверсификация вложений капитала, расширение видов деятельности и т.д.

Управление оборотными средствами:

  • эффективность управления оборотными средствами характеризуется показателями оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство и др., применением научно обоснованных методов расчета потребности в оборотном капитале, соблюдением установленных нормативов, увеличением долей активов с минимальным и малым риском вложения (денежные средства, дебиторская задолженность за вычетом сомнительной, производственные запасы за вычетом залежалых, остатки готовой продукции и товаров за вычетом непользующихся спросом).

Управление капиталом, вложенным в основные средства:

  • эффективность использования основных фондов характеризуется показателями фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда и др.

Политика привлечения новых финансовых ресурсов:

  • если есть возможность выбора, то финансирование за счет долгосрочных кредитов предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный риск (в то же время, стоимость долга не должна быть высокой);
  • долги предприятия должны погашаться в установленные сроки (следует учесть, что в отдельных случаях предприятие может применять метод финансирования текущей деятельности за счет откладывания выплат по обязательствам).

Управление структурой капитала предприятия:

  • структура капитала (соотношение между различными источниками средств) обеспечивает минимальную его цену (и, соответственно, максимальную цену предприятия), оптимальный для предприятия уровень финансового левереджа [5];
  • при принятии решений о структуре капитала (в частности, в плане оптимизации объема заемного финансирования) должны учитываться и иные критерии, например: способность предприятия обслуживать и погашать долги из суммы полученного дохода (достаточность полученной прибыли), величины и устойчивость прогнозируемых потоков денежных средств для обслуживания и погашения долгов, иные критерии. Идеальная структура капитала максимизирует общую стоимость предприятия и минимизирует общую стоимость его капитала. При принятии решений по структуре капитала также должны учитываться отраслевые, территориальные и оргструктурные особенности предприятия, его цели и стратегии, существующая структура капитала и планируемый темп роста. При определении же методов финансирования (выпуск акций, займы и т.д.), структуры заемного финансирования (оптимальная комбинация методов краткосрочного и долгосрочного финансирования) должны учитываться стоимость и риски альтернативных вариантов стратегии финансирования, будущие тенденции в конъюнктуре рынка и их влияние на наличие капиталов в будущем и будущие процентные ставки и т.д.

Уровень и динамика финансовых результатов деятельности предприятия:

  • уровень и динамика финансовых результатов позволяют судить об оптимизации деятельности предприятия (рост выручки и прибыли от реализации продукции, снижение затрат на производство продукции и др.);
  • высокая степень капитализации прибыли (условный показатель), т.е. доля прибыли, направленной на создание фондов накопления и доля нераспределенной прибыли в чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (свидетельствует о возможном производственном развитии предприятия и росте положительных финансовых результатов в будущем).

Кроме того, об оптимальной динамике финансовых результатов деятельности предприятия, в общем и целом, можно судить на основании роста:

  • доходности (рентабельности) капитала (или финансового роста);
  • доходности (рентабельности) собственного капитала (обеспечивается, в первую очередь, оптимальным уровнем финансового рычага, ростом общей суммы прибыли и т.д.).
  • скорости оборота капитала и др.

Имущественное положение и финансовое состояние предприятия, деловая активность и эффективность деятельности:

  • рост положительных качественных сдвигов в имущественном положении;
  • нормативные или оптимальные значения важнейших показателей финансового состояния предприятия, а также деловой активности и эффективности деятельности (установленные либо экспертным путем, либо официально) приведены в соответствующих нормативных актах и в многочисленной специальной литературе (по тематике корпоративных финансов) [6].

Методика ревизии включает в себя:

1. Выяснение (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т.д.):

  • целей и финансовых стратегий предприятия (общих и по структурным составляющим), финансовых программ развития;
  • внешних и внутренних факторов функционирования.

2. Анализ:

  • организационно-распорядительной документации предприятия, регламентирующей бухгалтерскую и финансовую деятельность (положения, инструкции, приказы и т.д.);
  • форм финансового и управленческого учета и отчетности (бухгалтерскую отчетность, бюджеты, платежные календари, бизнес-планы, отчеты о структуре затрат, отчеты об объемах продаж, отчеты о состоянии запасов, балансы оборотных средств, ведомости-расшифровки задолженности дебиторов и кредиторов и т.д.);
  • кредитных соглашений, договоров, кредитных заявок, гарантийных писем, залоговых свидетельств, реестров акционеров, эмиссионных документов, счетов-фактуры, платежной документации и иных документов, регулирующих финансовые отношения между предприятием и иными юридическими (физическими) лицами.

3. Процедура контроля финансовой политики предприятия в зависимости от объекта ревизии включает ряд направлений, описанных ниже.

Система безналичных расчетов:

  • Проанализировать и оценить используемую на предприятии систему безналичных расчетов, а именно:
    • структуру различных форм расчетов по договорам (включая: а) относительно факта совершения сделки: предоплата и т.д., б) с точки зрения условий оплаты: акцептная, аккредитивная и т.д., в) по используемым платежным средствам: без использования платежных средств, т.е. расчеты требованиями, поручениями и т.д., и с их использованием-векселя и т.д.);
    • уровень исполнения предприятием своих платежных обязательств, уровень исполнения платежных обязательств перед предприятием;
    • применяемые методы обеспечения платежных обязательств (залог, гарантии и т.д.);
    • своевременность и надлежащее оформление расчетно-платежной документации, своевременность рассмотрения причин отказа контрагентов выполнить свои платежные обязательства, результативность претензионной работы.
  • Проанализировать и оценить структуру дебиторской задолженности:
    • по срокам погашения;
    • по типам дебиторов (покупатели, заемщики и т.д.);
    • по удельному весу отдельных крупных дебиторов (предполагается ранжирование дебиторов по их значимости или суммам задолженности);
    • по уровням задолженности (перед предприятием, его структурными звеньями и т.п.);
    • по качеству (вероятность оплаты в срок и т.д.).
  • Проанализировать и оценить структуру кредиторской задолженности:
    • по срокам погашения;
    • по удельному весу отдельных крупных кредиторов;
    • по типам кредиторов (обязательства перед бюджетом должны быть рассмотрены по их структуре);
    • по качеству.
  • Установить и оценить причины несоблюдения платежной дисциплины (как предприятием, так и его контрагентами), возможные варианты ее нормализации (контроль финансового состояния контрагентов, меры по взысканию просроченной задолженности, взаимные сверки задолженности, отслеживание своевременности ее погашения, распределение платежей по приоритетности и т.д.), оптимизации расчетов (ранжирование контрагентов по категориям риска и более продуманная политика в отношении заключения договоров, составление графиков платежей, факторинг долгов предприятия, покупка в рассрочку, лизинг т.д.).
  • Проанализировать и оценить возможности:
    • погашения задолженности предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами (филиалы, дочерние и зависимые организации, счета в зарубежных банках и т.д.) [7];
    • проведения реструктуризации задолженности по платежам в бюджет;
    • ликвидации задолженности по оплате труда (при ее наличии);
    • снижения неденежных форм расчетов.

Системы бюджетирования и бизнес-планирования:

  • Проанализировать и оценить:
    • обоснованность принятых стратегий бюджетирования (дополнительное, нулевое бюджетирование и др.), используемых методов составления бюджетов или смет (форм плановых расчетов), методов расчета основных финансовых показателей бизнес-плана (объем реализации продукции, денежные поступления и отчисления, прибыли и убытки, показатели планового баланса активов и пассивов, точка безубыточности продаж), методов оптимизации прибыли как составной части бизнес-планирования (предельный анализ и оптимизация прибыли, издержек и объема производства, метод производственной функции Кобба-Дугласа, метод двойного бюджета и др.);
    • состав и виды бюджетов (бизнес-планов) предприятия и его структурных подразделений, их формы, структуры, отражаемые в них данные;
    • временные (год, квартал, месяц и т.д.) и пространственные (взаимосвязи подразделений) параметры бюджетов;
    • последовательность их постановки в соответствии с бизнес-процессами организации;
    • широту применения (по сферам деятельности, подразделениям, центрам ответственности и т.п.), структуру, уровень детализации и взаимосвязи различных бюджетов (смет);
    • процедуры формирования (включая согласование показателей, утверждение и контроля) бюджетов и бизнес-планов, ответственность за их формирование и исполнение;
    • процедуры контроля за правильностью заполнения бюджетных форм, соответствием значений бюджетных показателей утвержденным плановым лимитам (нормам), выполнением бюджетного регламента (в частности, на предмет: оперативности контроля, анализа отклонений и установления их причин);
    • принимаемые меры по отклонениям в бюджетах (в частности, на предмет: рациональности, действенности мер, оперативности представления информации по отклонениям об исполнении бюджетов руководству предприятия, корректировки бюджетов);
    • фактическое выполнение процедур (планирование, мониторинг, составление отчетов, контроль) бюджетирования (или бюджетного регламента) и бизнес-планирования, порядок ответственности по уровням управления (ответственность наиболее оптимально распределяется при использовании оперативно корректируемых или «гибких» смет).

    При этом особое внимание целесообразно уделить анализу и оценке системы управления денежными потоками [8] (основные аспекты анализа: структура, формы, регламенты, степень использования при принятии финансово-хозяйственных решений и их последующей оценке, методика расчета и анализа дисконтированных денежных потоков по видам деятельности, выбор коэффициентов дисконтирования).

  • Установить:
    • обеспечивают ли системы бюджетирования и бизнес-планирования лучшую координацию деятельности, повышение управляемости и адаптивности предприятия к изменениям во внутренней (оргструктура, ресурсы, потенциал и т.д.) и внешней среде (рыночной конъюнктуре);
    • создают ли они оптимальные условия для организации и контроля устойчивого движения (поступления и расходования) денежных средств;
    • соответствуют ли они принципу сквозного финансового планирования;
    • снижают ли они возможность злоупотреблений (например: сговор работников отдела сбыта с покупателями продукции предприятия и т.д.) и ошибок в управлении;
    • демонстрируют ли они взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности, формируют ли единое видение работы и возникающих проблем всеми ответственными работниками (что заставит их понимать проблемы не только своего отдела, но и других);
    • обеспечивают ли они более ответственный подход специалистов к принятию решений, лучшую мотивацию их деятельности и ее оценку.
  • При необходимости оценить надежность независимых финансовых консультантов, привлекаемых предприятием для разработки разделов бизнес-плана (в первую очередь, финансового).

Управление финансовыми рисками:

  • Проанализировать и оценить механизмы минимизации финансовых рисков.

Управление оборотными средствами:

  • Оценить эффективность использования оборотных средств по показателям оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство.
  • Проанализировать и оценить:
    • состав и структуру источников формирования оборотных средств;
    • используемые методы расчета потребности в оборотном капитале (в том числе оценить достаточность оборотных средств для нормального хода производственного процесса);
    • степень соблюдения установленных нормативов оборотных средств;
    • соотношение долей оборотных активов разных степеней риска;
    • мероприятия, направленные на ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Управление капиталом, вложенным в основные средства:

  • Проанализировать и оценить источники, размеры, динамику и структуру вложений капитала предприятия в основные средства, их соответствие главным функциональным особенностям производственной деятельности.
  • Проанализировать и оценить используемые методы оценки альтернативных вариантов финансирования приобретения производственного оборудования (лизинг, приобретение имущества).
  • Оценить эффективность использования основных фондов по показателям фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда.

Политика привлечения новых финансовых ресурсов:

  • Проанализировать и оценить используемые методы планирования финансовых потребностей.
  • Выяснить сроки заемного финансирования, проконтролировать своевременность погашения долгов.

Управление структурой капитала предприятия:

  • Проанализировать и оценить:
    • соотношение заемного и собственного капиталов, уровень финансового левереджа, зависимость уровня левереджа от структуры финансирования, размер и структуру заемного финансирования (краткосрочного, долгосрочного);
    • эффективность использования собственного и заемного капиталов;
    • рациональность процедур и оптимальность условий заемного финансирования (формы договоров, обеспечение их выполнения, стоимость и степени риска заемных источников и т.д.).
  • Рассчитать цену совокупного капитала и цену предприятия [9], коэффициент роста собственного капитала [10], выявить и оценить тенденции их изменения, оценить используемые методы оптимизации структуры капитала (расчет соотношения между собственными и заемными источниками средств, исходя из критерия минимума цены капитала, вышеуказанные критерии эффективности и др.).

Финансовые результаты деятельности предприятия, имущественное положение и финансовое состояние, деловая активность и эффективность деятельности:

Краткий финансовый обзор включает анализ и оценку таких обобщающих финансовых показателей, как:

  • технико-организационный уровень функционирования предприятия;
  • показатели эффективности использования производственных ресурсов: фондоотдача основных производственных средств, материалоемкость производства продукции, производительность труда, объем и качество продукции, затраты ресурсов на производство (выбранные методы калькулирования себестоимости продукции, влияние на уровень издержек амортизационной политики и т.д.), авансированные для хозяйственной деятельности основные и оборотные средства, оборачиваемость запасов и материалов;
  • результаты от основной и финансовой деятельности;
  • рентабельность продукции; оборачиваемость и рентабельность капитала; финансовое состояние и платежеспособность предприятия.

В целях финансового обзора деятельности предприятия также целесообразно осуществить анализ и оценку воздействия экстенсивности и интенсивности использования производственных ресурсов на отклонения в объеме продукции, а также оценку степени всесторонней интенсификации производства (роста объема производства при относительной экономии ресурсов и повышении качества продукции) [11].

Более детальный финансовый анализ предусматривает следующие блоки:

  • Анализ финансовых результатов деятельности предприятия, а именно:
    • выявление (расчет) критических и наиболее оптимальных их величин, сравнение их с фактическими значениями;
    • оценка изменений по каждому показателю за анализируемый период;
    • оценка структуры показателей и ее изменений;
    • оценка динамики показателей;
    • выявление факторов и причин изменений показателей.

    Показатели (основные): выручка, доходы, расходы, результаты (прибыль, убыток) по видам деятельности.

    Например, в рамках анализа прибыли необходимо выполнить следующие основные задачи:

    • анализ и оценку уровня и динамики показателей прибыли;
    • факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);
    • анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности;
    • анализ и оценку использования чистой прибыли;
    • анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;
    • анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств;
    • анализ и оценку влияния инфляции на финансовые результаты.

    Аналогично анализируются и другие показатели (в соответствии со своей спецификой).

    В рамках данного блока финансового анализа также необходимо проанализировать (в динамике за ряд периодов) и оценить:

    • уровень доходов и расходов предприятия, их состав, структуру, факторы формирования, используемую методику расчета;
    • соблюдение требований законодательства относительно формирования обязательных резервов;
    • структуру распределения и качество прибыли.

    Кроме того, для более комплексного представления о финансовых результатах целесообразно:

    • рассчитать и оценить «запас финансовой прочности» (разницу между фактическим и критическим объемом продаж [12]);
    • рассчитать производственный левередж (отношение результата от реализации после возмещения переменных затрат к прибыли), оценить данную величину на предмет адекватности политике предприятия в отношении продаж (высокое значение левереджа должно соответствовать только политике роста продаж) [13].

  • Анализ имущественного и финансового состояния предприятия:

    Показатели: сумма хозяйственных средств предприятия (обобщенная стоимостная оценка активов), доля активной части основных средств (машин, оборудования и транспортных средств), коэффициенты износа (доля стоимости основных средств, оставшаяся к списанию на затраты), выбытия и обновления, обеспеченность запасов источниками их формирования (обобщающий показатель финансовой устойчивости), общий показатель ликвидности (ликвидность баланса), коэффициент текущей ликвидности, коэффициент срочной ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент автономии (отношение собственного капитала к общей величине активов или итогу баланса), коэффициент маневренности (отношение текущих активов к собственному капиталу), коэффициент соотношения суммарных обязательств и общей величины активов, коэффициент соотношения суммарных обязательств и собственного капитала, коэффициент соотношения долгосрочных обязательств и общей величины активов, коэффициент соотношения долгосрочных обязательств и внеоборотных активов, коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов, стоимость чистых активов, коэффициент Z (пятифакторная Z-модель Альтмана, указывающая на вероятность банкротства) [14].

    Кроме оценки вышеуказанных показателей в целях более глубокого представления о текущей платежеспособности предприятия целесообразно проанализировать взаимосвязь полученного финансового результата и потока денежных средств, а также применяемые на предприятии меры по укреплению платежеспособности.

    В рамках анализа платежеспособности может быть построен баланс, включающий следующие показатели:

      1) величина неплатежей (по их видам);
      2) причины неплатежей;
      3) источники, ослабляющие финансовую напряженность (банковские кредиты на временное пополнение оборотных средств и т.д.).

    При этом итог по группе 2 должен равняться сумме итогов по группам 1 и 3.

    Система критериев, методика оценки неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, а также механизмы упреждения и защиты предприятий от банкротства изложены в соответствующих нормативных документах и специальной литературе по антикризисному управлению.

  • Анализ деловой (хозяйственной) активности и эффективности деятельности предприятия (использования капитала):
      Показатели: 1) оборачиваемость средств предприятия или их источников (общая оборачиваемость капитала, оборачиваемость собственного капитала, оборачиваемость различных видов оборотных активов, по дебиторской задолженности целесообразно также рассчитать средний срок оборота, фондоотдача основных средств и прочих внеоборотных активов, оборачиваемость и средний срок оборота кредиторской задолженности и т.д.), 2) рентабельность продаж, средств предприятия или их источников (рентабельность продаж, рентабельность предприятия, всего капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность производственных фондов и т.д.). Показатели рентабельности целесообразно рассчитать: а) на основе прибыли (для характеристики прибыльности продукции), б) на основе производственных активов (в зависимости от размера и характера авансированных средств (все производственные активы, инвестированный капитал, собственный капитал) анализируется степень использования финансовых рычагов для повышения доходности), в) на основе чистого притока наличных денежных средств (для представления о возможности предприятия выполнять обязательства перед кредиторами, заемщиками и акционерами наличными денежными средствами).

      Целесообразно выявить и сравнить тенденции изменения значений показателей рентабельности продаж и оборачиваемости активов, выявить возможные стратегии развития предприятия, обеспечивающие рост значений обоих показателей.

      Анализ уровня и динамики финансовых результатов деятельности, имущественного и финансового состояния, а также деловой активности и эффективности деятельности базируется на чтении аналитического баланса-нетто (или баланса в агрегированном виде) с использованием методов горизонтального и вертикального анализа.

      При этом необходимо сравнить текущие данные:

      • с данными предыдущих периодов;
      • с данными планов и прогнозов;
      • с нормативными (или оптимальными) значениями;
      • со средними отраслевыми данными;
      • а также сравнить вышеуказанные финансовые коэффициенты с нефинансовыми показателями деятельности предприятия.

Методы (или виды) финансового анализа достаточно подробно изложены в специальной литературе.

Кроме вышеуказанных процедур целесообразно оценить финансово-хозяйственные перспективы предприятия (включая вероятность возникновения проблем в финансовом состоянии предприятия в будущем).

Далее в соответствии с приведенной организационной моделью, рассмотрим вопросы внутренней ревизии некоторых важных элементов системы финансового управления на предприятии.

1. Политика коммерческого кредитования

Объект ревизии: коммерческое кредитование (здесь имеется в виду предоставление коммерческого кредита формы «открытый счет», предусматривающего погашение дебиторской задолженности покупателя частями в интервалы, обусловленные договором, или по истечении определенного срока после отгрузки отдельных партий продукции).

Критерии эффективности:

    формально определены и должным образом соблюдаются:

    • параметры (суммы, сроки) коммерческого кредитования для заказчиков разного типа (например, в соответствии с категориями риска заказчиков, определенными по разработанному алгоритму);
    • нормативы кредитоспособности заказчиков;
    • объемы кредитования, подлежащие санкционированию (принятие соответствующей резолюции после проведения детального анализа финансового состояния и деловой порядочности заказчика) на совете директоров (правлении, общем собрании руководителей организации);
    • предоставление коммерческого кредита санкционируется должностным лицом, независимым (в целях предотвращения злоупотреблений) от начальников отделов сбыта или маркетинга (например, начальником финансового отдела или, при превышении параметров кредитования конкретному заказчику, заместителем директора по экономическим вопросам либо на совете директоров).

Методика ревизии:

  1. Проанализировать организационно-нормативные документы, регламентирующие предоставление коммерческих кредитов заказчикам (покупателям).
  2. Установить уровень фактического исполнения предписанных регламентов, а именно:
    • наличие соответствующих санкций (виз) на документах;
    • наличие материалов, свидетельствующих об анализе финансового состояния (платежеспособности) и деловой порядочности заказчиков;
    • соответствие сумм и сроков предоставленных кредитов установленным группам риска заказчиков или нормативам кредитоспособности и т.д.

2. Инкассационная политика

Объект ревизии: методика погашения дебиторской задолженности покупателей.

Критерии эффективности:

    формально определены, целесообразны и реально выполняются следующие процедуры, направленные на своевременное и полное погашение дебиторской задолженности покупателей:

    • рассылка дебиторам напоминаний об оплате;
    • ежемесячные сверки дебиторской задолженности (направление покупателям актов сверки для подтверждения числящейся за ними задолженности и порядка ее погашения);
    • своевременное истребование задолженностей в полном соответствии с претензионным и судебным порядком урегулирования споров;
    • передача дел в организацию, специализирующуюся на взыскании долгов (при необходимости), факторинг и т.д.

Методика ревизии:

  1. Выяснить применяемые процедуры работы с дебиторами.
  2. Проанализировать организационно-нормативные документы, регламентирующие порядок погашения дебиторской задолженности покупателей.
  3. Пронаблюдать за исполнением утвержденных процедур соответствующими работниками (начальник финансового отдела, начальник расчетного бюро финансового отдела, начальник договорно-правового бюро отдела сбыта и др.).

3. Инвестиционная политика

Объект ревизии: варианты и процедуры управления инвестиционной деятельностью организации (инвестиционная политика).

Критерии эффективности:

    инвестиционная политика организации должна обеспечивать:

    • достижение экономического (получение прибыли на инвестируемый капитал), научно-технического, экологического и социального эффекта;
    • достижение устойчивого потока денежных средств, позволяющего поддерживать финансовую стабильность;
    • согласование проектов по объемам выделяемых ресурсов и срокам реализации исходя из критерия достижения максимального общего эффекта;
    • эффективное распоряжение средствами на осуществление бесприбыльных инвестиционных проектов;
    • соответствие законодательным и нормативным актам, регулирующим инвестиционную деятельность в Российской Федерации;
    • также следует учесть, что намечаемый объем инвестиций должен соотноситься с объемами активов и не может в случае неудач приводить к утрате прав собственности на предприятие.

Методика ревизии:

  1. Выяснить (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т.д.) цели и стратегии развития организации, ее внешние и внутренние факторы.
  2. Проанализировать документы, предоставляемые руководству для принятия решения об инвестициях (ТЭО, бизнес-планы, бюджеты для организации в целом и по центрам ответственности и т.п.), отчеты об инвестициях; оценить их соответствие установленным требованиям.
  3. Установить:
    • какие сферы (капитальное строительство, инновации, финансовый капитал) и объекты инвестиционной деятельности преобладают;
    • какие стоимостные границы инвестиций распределены по центрам ответственности (подразделениям);
    • какие источники (собственные, заемные, привлеченные и т.д.) и методы (акционирование, кредитование, лизинг и т.д.) инвестирования преобладают.
  4. Проанализировать и оценить процедуры принятия инвестиционных решений (методы оценки инвестиционных проектов, организационные процедуры их изучения и принятия решений, в том числе зависимость процедур их согласования от стоимостных границ критерии выбора воспроизводственных альтернатив, анализ рисков, участвующие в принятии решений должностных лиц, этапы процедуры принятия решений, информация для принятия решений, варианты оптимизации инвестиционных портфелей и т.д.) и контроля их выполнения.
  5. Проанализировать и оценить целесообразность принимаемых решений о приобретении новых активов (в целях: обновления имеющейся материально-технической базы, наращивания объемов производственной деятельности, освоения новых видов деятельности, рыночных сегментов и т.д.).
  6. Оценить:
    • экономическую, научно-техническую, экологическую и социальную эффективность отдельных инвестиционных проектов, их согласованность и общий эффект;
    • устойчивость потока денежных средств от инвестиционной деятельности;
    • эффективность распоряжения средствами на осуществление бесприбыльных инвестиционных проектов.
  7. Проконтролировать соответствие законодательным и нормативным актам, регулирующим инвестиционную деятельность в Российской Федерации.
  8. Определить степень соответствия основных направлений инвестиционной политики целям, стратегиям и возможностям организации (с точки зрения внешних и внутренних факторов ее функционирования), российскому законодательству об инвестициях.

4. Управление портфелем ценных бумаг

Объект ревизии: портфель ценных бумаг [15].

Критерии эффективности:

  • портфель считается эффективным, если он обеспечивает наилучшие соотношения параметров риск/доход [16] или, иными словами, обеспечивает максимальную ожидаемую доходность при некотором заданном уровне риска или минимальный риск при заданном уровне доходности. Следовательно, формирование портфеля должно быть направлено на максимизацию дохода при одновременном снижении уровня риска;
  • кроме того, необходимо учесть следующие требования: оптимальный портфель ценных бумаг-диверсифицированный, он должен обладать высокой степенью ликвидности (т.е. способности в кратчайшие сроки трансформироваться в денежные средства), расходы, связанные с его управлением, должны быть минимальны.

Методика ревизии:

  • Выяснить цели и финансовые стратегии предприятия, финансовые программы развития, направления долгосрочных финансовых вложений в ценные бумаги.
  • Проанализировать организационно-распорядительную и учетно-финансовую документацию по управлению ценными бумагами.
  1. Установить:
    • цели портфеля (сохранность и приращение капитала, доступ через ценные бумаги к имущественным и неимущественным правам, расширение сферы влияния, страхование от рисков и т.д.), оценить их адекватность целям и стратегиям;
    • тип портфеля (например, портфель роста, ориентированный на быстро растущие в курсовой стоимости акции, портфель дохода с ориентацией на получение высоких текущих доходов, портфель рискованного капитала,состоящий из акций молодых или «агрессивных» компаний, сбалансированный портфель и т.д.);
    • виды организации управления (самостоятельное управление, передача в доверительное управление), процедуры и операции по управлению портфелем, методы оптимизации портфеля, оценить достигнутые результаты;
  2. Оценить:
    • оптимальность принятых портфельных стратегий;
    • оптимальность сочетания различных ценных бумаг в портфеле (по вышеуказанным параметрам);
    • эффективность инвестирования средств предприятия в те или иные ценные бумаги, их инвестиционное качество [17].

5. Дивидендная политика

Объект ревизии: начисление и выплата дивидендов.

Критерии эффективности:

  • при оценке дивидендной политики следует учитывать следующее ключевое противоречие (дилемму):
      а) максимизация и стабильность выплаты дивидендов способствуют росту курсовой цены акций, повышению производительности труда (если акциями владеют работники);
      б) максимизация выплаты дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства. Следовательно, необходима оптимизация объемов и сроков дивидендных выплат в соответствии со стратегическими целями, задачами и программами развития предприятия (основные критерии при принятии соответствующих решений могут быть следующими: потребность средств для развития производства, ликвидность, стабильность дивидендов, возможности использования заемных средств, риск потери контроля в результате новой эмиссии, ограничения на выплату дивидендов со стороны заимодавцев и т.д.);
  • в полной мере должны соблюдаться законодательные ограничения, исполняться принятые решения по выплате дивидендов по акциям (процентов по облигациям) предприятия.

Методика ревизии:

  1. Выяснить (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т.д.) цели и финансовые стратегии предприятия, финансовые программы развития.
  2. Проанализировать:
    • документы, содержащие сведения об основании, учреждении организации и ее правовой форме;
    • документы, содержащие общие сведения об акционерах;
    • организационно-распорядительную и учетно-финансовую документацию, подтверждающую принятие решений и фактические выплаты дивидендов.
  3. Выяснить и оценить:
    • факторы, влияющие на дивидендную политику (темпы роста предприятия, доходность, стабильность доходов, стремление удержать контроль над деятельностью предприятия, степень финансирования за счет заемного капитала, возможность финансирования из внешних источников, репутация предприятия, рыночная цена акций и т.д.);
    • порядок принятия решениий по выплатам дивидендов (методики начисления, механизмы согласования сумм, уровня выплат и т.д.), порядок объявления о выплатах, степень соблюдения установленного порядка;
    • порядок (условия, временные параметры, очередность и т.д.) и форма (деньгами, имуществом) выплаты дивидендов, степень его соблюдения (фактические выплаты);
    • соблюдение законодательно установленных ограничений на выплату дивидендов (неоплата уставного капитала, невыкуп акций, признаки банкротства и др.);
    • мотивы выкупа акций (рост прибыли на акцию и др.);
    • цели и сроки облигационных займов, процентные ставки, формы выпуска, обеспеченность (залог имущества, поручительства и гарантии третьих лиц, без обеспечения), надежность (рейтинги), порядок (способы) выплаты доходов и погашения, степень его соблюдения (фактические выплаты).
  4. Установить и оценить причины невыплаты (или сокращения выплаты).

6. Система принятия финансовых решений

Объект ревизии:

  • процедуры принятия решений (финансового характера) и распределение полномочий управленческого персонала;
  • система информационного обеспечения принятия решений.

Критерии эффективности:

    процедуры принятия решений и распределение полномочий:
    • разделение полномочий менеджеров и процедуры принятия решений по финансовым вопросам соответствуют основным принципам внутреннего контроля, отвечают оргструктуре предприятия, принятым целям и стратегиям его развития и обеспечивают гибкое реагирование на быстро изменяющиеся внешние условия;
    • систему принятия решений можно признать эффективной (условно), если она привела, как минимум, к следующим результатам:
        а) устойчивому потоку доходов в долгосрочном периоде;
        б) росту (высоким ставкам) доходности активов, доходности собственного и совокупного (или инвестированного) капиталов;
        в) росту рыночной стоимости и доходности акций;
        г) росту рыночной стоимости собственного капитала;
        д) высоким социальным результатам в части, относящейся к работникам предприятия и членам их семей;
        е) достижению оптимальных (нормативных) значений специфических отраслевых социально-экономических показателей деятельности; система информационного обеспечения:
    • функционирует адекватная система контроля качества информационного обеспечения процесса принятия решений;
    • о качестве информации, предоставляемой системой, следует судить по следующим основным критериям:
    • необходимость — характеризуется содержательностью информации и степенью ее использования в непосредственных целях управления;
    • достаточность — характеризуется полнотой охвата, количественного и качественного описания явления, фактов, а также существенностью информации, зависящей от возможности ее практического применения в процессе обработки и представления для управления;
    • истинность — достоверность (доказательность и обоснованность) и надежность данных учета (определяется источником получения, качеством технических средств измерения и контроля, технологии получения, обработки и хранения управленческой информации);
    • своевременность получения информации — управленческая информация (в том числе об отклонениях) должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения, в максимально короткие сроки;
    • аналитичность — зависит от степени глубины, детальности и подробности отображения фактов хозяйственной деятельности (регламентируется в зависимости от управленческих запросов);
    • организованность — уровень технологии формирования информации, понятности и удобства ее представления (системная структурированность данных), правильности оформления; целесообразность применяемых учетных форм (здесь форма управленческого учета — это определенным образом выраженная система данных, включающая документы, материалы, файлы и системно построенные формуляры; формы учета информации должны быть формально утверждены руководством предприятия).

Методика ревизии:

  1. Изучить особенности организации, вытекающие из специфики отрасли, видов деятельности, перечня реализуемой продукции, рынков сбыта и т.д.
  2. Проанализировать:
    • документы, содержащие сведения об основании, учреждении организации и ее правовой форме;
    • документы, содержащие сведения об учредителях, акционерах, инвесторах;
    • важные договоры (договоры о совместной деятельности и т.д.);
    • протоколы заседаний совета директоров, правления и собраний акционеров;
    • регламенты (организационно-нормативные документы) и директивы управленческих звеньев организации и вышестоящих инстанций;
    • плановую и отчетную финансово-хозяйственную документацию;
    • схемы управления организацией (филиалы, производственные участки, торговые секции и т.д., организационные схемы управления, структуру исполнительного органа, порядок взаимосвязи и взаимозависимости основных подразделений).
  3. Изучить внутренние инструкции и положения по филиалам, службам, отделам, участкам, ключевым должностным лицам.
  4. Выделить области ответственности и полномочий управленческого персонала (администрации), области интересов и полномочий собственника-государства.
  5. Оценить рациональность процедур принятия решений. В целях этого:
    • определить сложившийся стиль принятия решений, оценить его логику;
    • проследить реальные механизмы подготовки и принятия решений (на примерах);
    • изучить систему оценки принятых решений с точки зрения их последствий, оправдавшихся ожиданий и т.д.;
    • проанализировать несколько решений (по крупным сделкам) с точки зрения процедур их принятия;
    • установить, насколько процедуры обоснованы, соответствуют схеме разделения обязазанностей и полномочий.

    Также необходимо выяснить:

    • как среди представителей высшего менеджмента распределены права и ответственность за решения по использованию активов и принятию стратегических планов;
    • какой стиль управления преобладает (авторитарный, кооперативный, смешанный);
    • как устроен процесс принятия решений: какие лица вовлечены в процесс подготовки и принятия решений, какие решения принимает высшее руководство (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежегодно, вне четкой периодизации), какие модели принятия решений существуют на каждом уровне управления (описательные, аналитические, имитационные и т.п.), рассматриваются ли альтернативы, по каким критериям и какими методами осуществляется выбор альтернативы, анализируются ли риски, прогнозируются ли результаты;
    • как достигается компромисс между «группами влияния», т.е. теми, кто инициирует и движет решение проблем (лидеры), и теми, кто тормозит их решения (оппоненты);
    • какие существуют механизмы согласования принимаемых решений;
    • насколько соответствуют формальные и реальные процедуры, какова доля интуитивных или импровизированных решений (т.е. принятия решений без их систематической подготовки);
    • проводится ли систематический контроль и анализ последствий принятых решений;
    • каким образом распределена ответственность и интерес (личные доходы и т.д.) среди руководителей;
    • какая информация и каким образом поступает к лицам, принимающим решения; как она готовится, контролируется, обрабатывается, используется; какие структуры обеспечивают руководство информацией;
    • существуют ли определенные требования к предоставляемой информации (жесткие или произвольные формы), зависит ли это от уровня управления (если «да», то чем это обосновано);
    • на каких показателях для каких уровней управления делается акцент;
    • всегда ли соблюдаются установленные требования к системе информационного обеспечения.
  6. Оценить:
    • значения экономических и социальных показателей эффективности управления акционерным капиталом (см. выше), специфических отраслевых показателей деятельности (сравнив их с нормативными/оптимальными).
    • Оценить качество системы информационного обеспечения принятия решений. В целях этого:
      • проанализировать основные информационные источники, процедуры сбора, обработки, контроля, передачи и хранения информации;
      • изучить действующую в организации нормативную документацию, регулирующую функционирование информационной системы и регламентирующую процессы принятия решений и контроля их выполнения.

7. Эмиссионная политика

Объект ревизии: эмиссия ценных бумаг.

Критерии эффективности:

    выполняются законодательно установленные требования к порядку и условиям эмиссии ценных бумаг предприятия (порядок регистрации, сертификаты акций для документарной формы, проспект эмиссии и т.д.), ведению реестров акционеров.

Методика ревизии:

  1. Выяснить цели и финансовые стратегии предприятия, финансовые программы развития.
  2. Проанализировать:
    • документы, содержащие сведения об основании, учреждении организации и ее правовой форме;
    • документы, содержащие общие сведения об учредителях, акционерах, инвесторах;
    • организационно-распорядительную и учетно-финансовую документацию, подтверждающую принятие решений и фактическую эмиссию ценных бумаг (отчеты о выпусках ценных бумаг и т.д.).
  3. Выяснить и оценить:
    • структуру и виды ценных бумаг (акций, облигаций и др.), выпущенных предприятием;
    • общий объем выпуска (по номинальной стоимости), количество размещенных ценных бумаг;
    • права владельцев ценных бумаг и степень их соблюдения;
    • порядок и условия выпуска акций и степень его соблюдения;
    • степень выполнения законодательно установленных требований к эмиссии ценных бумаг предприятия (порядок регистрации, сертификаты акций — для документарной формы, проспект эмиссии и т.д.), ведению реестров акционеров.

В заключение следует отметить, что каждая коммерческая организация имеет свои технологические, экономические и региональные особенности, что должно найти отражение в специфике ее ревизии. Поэтому следует отметить, что любая оргмодель или методика ревизии представляет собой абстракцию, т.е. шаблон, который необходимо конкретизировать, исходя из специфики ревизуемой организации.


  1. См.: «Об акционерных обществах» Закон РФ от 26.12.95 г. № 208-ФЗ; «Об обществах с ограниченной ответственностью» Закон РФ от 08.02.98 г. № 14-ФЗ; «О производственных кооперативах» Закон РФ от 08.05.96г. № 41-ФЗ.
  2. Система объектов контроля финансовой системы предприятия очень широка, в данной же статье приведены наиболее значительные вопросы.
  3. Бюджетирование — это система планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности по центрам ответственности или сегментам бизнеса; бюджеты включают плановые и отчетные (фактические) данные в стоимостном выражении.
  4. Бизнес-планирование — это определение целей и задач направлений бизнеса (направления деятельности предприятия, определенного инвестиционного или иного коммерческого проекта или организационного мероприятия: эмиссия, приватизация, реорганизация и т.п.), путей их достижения, а также детализация всего этого в специальном документе — бизнес-плане.
  5. Финансовый левередж-потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов. Его уровень измеряется отношением темпа прироста чистой прибыли к темпу прироста валового дохода. Чем выше значение левереджа, тем более нелинейный характер приобретает связь (чувствительность) между изменениями чистой прибыли и прибыли до выплаты налогов и процентов, а, следовательно, тем больший риск его неполучения. Уровень финансового левереджа возрастает с увеличением доли заемного капитала. Финансовым менеджерам необходимо отрегулировать соотношение собственного и заемного капиталов (а, соответственно, и эффект финансового левереджа) до оптимального.
  6. См. например: Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса: Утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12.08.1994 г. №31-р; Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия: Утверждены приказом Министерства экономики РФ от 01.10.1997г. №118 и др.
  7. В данной статье не рассматриваются аспекты контроля выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, так как эта чрезвычайно емкая тема достаточно подробно освещена в специальной литературе (например: Поролло Е.В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. — Ростов н/Д: Экспертное бюро, М.: Гардарика, 1996; Сологуб Н.М. Налоговые преступления: методика и тактика расследования. — М.: ИНФРА-М, 1998 и др.).
  8. Управление денежными потоками-важнейшее направление или часть системы бюджетирования, позволяющая контролировать синхронность поступлений и расходования денег в целях поддержания необходимого для исполнения платежных обязательств объема денежных средств. Кроме того, это позволяет более реально оценивать платежные возможности предприятия.
  9. Различные методики расчета цены капитала и цены предприятия достаточно подробно описаны в многочисленной специальной литературе, включая: Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. — М., ИНФРА-М, 1998, С. 38; Райан Б. Стратегический учет для руководителя. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998, С.269. и др.
  10. См.: Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. — М., ИНФРА-М, 1995, С.119.
  11. Показателями экстенсивности развития являются количественные показатели использования ресурсов (численность работающих, величина израсходованных предметов труда и т.д.), показатели интенсивности — качественные показатели использования ресурсов (производительность труда, материалоотдача, оборачиваемость оборотных средств и т.д.).
  12. О расчете критического объема продаж см.: Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. — М.: ИНФРА-М, 1998, С. 240.
  13. Величина производственного левереджа отражает политику в отношении постоянных затрат: высокая доля постоянных затрат способствует усилению левереджа, а, следовательно, более высокому риску потери прибыли в результате снижения выручки. Высокое значение левереджа может быть оправдано лишь долгосрочной перспективой повышения спроса.
  14. Приведены лишь некоторые показатели, в специальной литературе представлена более богатая их палитра.
  15. Вложения средств предприятия в ценные бумаги различных эмитентов, управляемые как единое целое, рассматриваются в качестве его портфеля ценных бумаг. Управление портфелем ценных бумаг — это планирование, формирование и регулирование его состава.
  16. Риск обусловлен колебаниями доходных поступлений, снижением ликвидности и потерей инвестированных средств. О видах и методах снижения рисков подробно описано в специальной литературе.
  17. Имеется в виду ликвидность, низкорискованность при стабильной курсовой стоимости, способность приносить проценты, превышающие или находящиеся на уровне среднерыночного процента.

Перейти: До верху :: в Розділ :: на Головну

Відгуки

Відгуків немає

Ваше ім'я:
E-mail:
Коментар: 
 

  
bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГІЯ: Стратегія, Маркетинг, Зміни, Фінанси, Персонал, Якість, IT
АКТУАЛЬНО: Новини, Події, Тенденції, Інтерв'ю, Бізнес-освіта, Коментарі, Рецензії, Консалтинг
СЕРВІСИ: Робота, Семінари, Книги, Форуми, Глосарій, Ресурси, Статті партнерів
ПРОЕКТИ: Блог, Відео, Візія, Візіонери, Бізнес-проза, Бізнес-гумор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методологія   RSS RSS Книги   RSS RSS Форуми   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Відео   RSS RSS Візіонери   RSS RSS Бізнес-проза   RSS RSS Бізнес-гумор

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал створено та підтримується STRATEGIC