Менеджмент.com.ua - главная страница Мастер-класс Радислава Гандапаса по личной эффективности «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы»
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


Третье измерение баланса

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Михайло Колиснык, kmbs, журнал "&.СТРАТЕГИИ" (№4, 2006)
размещено: 07.08.2006
обращений: 14072
отзывов: 5

В наше более чем современное время атомной энергетики, программ МВА, компьютеров и клиринговых расчетов существуют отрасли знаний, которые по-прежнему продолжают находиться не просто в трехмерном, но даже в двухмерном пространстве. Бухгалтерский учет — одна из таких отраслей, которая только относительно недавно начала постепенно изменяться.
Гарри Гаррисон. «Ты нужен стальной крысе»
«Слушайте меня внимательно. Приказ на сегодня. Стартуем через пятнадцать минут.
Затем направляемся к точке в космосе, определенной космической «пиявкой».
Мы выйдем из искривленного пространства ровно на одну и пять десятых секунды,
чтобы произвести необходимые замеры. Затем автоматически вернемся на прежнее место и
проанализируем полученные данные. Дальнейшие действия определим позже. Понятно?».

Гарри Гаррисон. «Ты нужен стальной крысе»

Корабли уходят в подпространство

Звучат отрывистые слова команды, пересыпанные непонятными терминами, значение которых, возможно, когда-то будут знать наши далекие потомки. Мы на космическом корабле много-много тысяч лет тому… вперед. Мы в будущем и при том в настолько далеком и необозримом будущем, что где-то далеко, в прошлом, на планете Земля целые тысячелетия кажутся одним мгновением. С такого далекого пункта обозрения неизвестные строители первой астрономической обсерватории, Стоунхенджа, и авторы первых путешествий в космос кажутся практически современниками.

Наверное, космонавты будущего будут только посмеиваться над простыми и достаточно наивными формулами Альберта Эйнштейна, где скорость света являлась известным пределом. По-видимому, точно такими же казались самому Эйнштейну законы сэра Исаака Ньютона.

Уже сейчас современные фантасты, зная, что расстояние между звездами и тем более между галактиками измеряется сотнями, если не тысячами лет, понимают, что своим ходом —на обычной ракетной тяге — туда нам никогда не добраться, даже достигнув предела скорости света. И хотя формулы Эйнштейна, кажется, на самом деле в корне истребляют мечту о межзвездных приключениях, мечту не остановить, как не остановить мечтателей-фантастов. Практически все они в своих произведениях, подобно широко известному Гарри Гаррисону, описывают некое подпространство, дополнительное пятое измерение, которое поможет космическим странникам будущего беспрепятственно преодолеть ограничения, накладываемые предыдущими четырьмя измерениями. Фантасты и математики уже давно плотно освоили многомерные миры. Понятно, что пока только мысленно. Они настолько хорошо чувствуют себя там, что порой кажется, будто перейти в некое подпространство для них не труднее, чем зайти выпить пива в ближайшем ирландском пабе.

То, что людской капитал поставлен на баланс, совсем не означает, что опять наступила эра рабовладения
Правда, даже в наше куда уж более чем современное время, время атомной энергетики и программ МВА, компьютеров и клиринговых расчетов, существуют отрасли знаний, которые по-прежнему продолжают находиться не просто в трехмерном, но даже в двухмерном пространстве.

Одной из отраслей человеческих знаний, десятилетиями находившейся в плену стереотипов и только относительно недавно начавшей с опозданием, но все-таки несколько изменятся, является бухгалтерский учет. Что ж, и впрямь можно подумать, что монах-математик Лука Пачолли и разработчики современных стандартов бухгалтерии — современники.

Третье измерение тени

Теперь, уважаемый читатель, поговорим о жрецах «современной бухгалтерской религии». Особенно тех, что представляют самую консервативную и фундаментальную ее «конфессию». Как вы уже догадались, речь пойдет не просто о налоговых бухгалтерах, а той их разновидности, которая исповедует главенство налогового учета и не признает никакого иного вида учета, кроме налогового. В последний раз, всего четыре месяца тому назад, в ходе небольшого консалтингового проекта одна из особо рьяных представительниц данной «конфессии» достаточно активно пыталась обратить вашего покорного слугу в свою веру.

Практика показывает, что именно данный вид бухгалтеров обычно находится в тени. Они, словно серые кардиналы, опутывают фирму незримыми проводами проводок, сковывают менеджмент при помощи пунктов, параграфов и регистрационных номеров писем-разъяснений налоговой администрации.

На некоторых отечественных предприятиях среднего размера они давно перешли к управлению фирмой в целом. Так, один из моих знакомых, описывая деятельность совсем небольшой компании, отметил, что в ней работают аж тринадцать налоговых бухгалтеров, «предводитель» которых, фактически управляя фирмой вместо директора, лоббирует запреты на покупку компьютерного оборудования, объясняя это некой невозможностью его потом списать. Он также лоббирует запрет на проведение компьютерных сетей в офисе фирмы, мотивируя тем, что помещение офиса компания арендует. Подобно тени, именно такие представители бухгалтерии формируют мрачный стереотип, приклеив его к трудолюбивой, жизнерадостной, интеллектуальной финансовой элите, именующей себя финансовыми бухгалтерами, эккаунтерами, контролерами.

Я не зря заговорил о самых мрачных представителях профессии бухгалтеров, поскольку то, что будет предложено мною в дальнейшем в этой статье, с консервативно-фундаментальных позиций можно прямо назвать бухгалтерской ересью. Поэтому, уважаемый читатель, если вы принадлежите к их классу, ни в коем случае не читайте дальше. Там вы не найдете ничего интересного для вас. Более того, все, что представлено дальше, в значительной мере не соответствует ни одному из известных на сегодняшний день стандартов бухгалтерского учета. Кроме того, на всякий случай должен предупредить, что я не несу ответственности за применение предложенной мной модели, в случае если последняя используется вместо существующих и установленных официальными стандартами бухгалтерских либо налоговых моделей. В связи с чем расценивайте предложенную мною ниже модель трехмерного баланса скорее как один из возможных вариантов отчетности, созданной исключительно для управленческой потребности. А теперь поговорим немного о том, как ваш покорный слуга докатился до такой жизни.

О чем не говорит двухмерный баланс

Всем известны общепринятые недостатки современных бухгалтерских балансов, потому что на них указывают различные гуру менеджмента, их обсуждают на программе МВА, а финансовые аналитики и некоторые радикально настроенные финансисты наперебой предлагают различные альтернативы стандартному балансу. На всякий случай перечислим некоторые из недостатков современного баланса (рис. 1):

  • баланс являет собой отображение состояния компании на определенный момент времени, и реальное состояние компании в промежутках между датами составления баланса может кардинально отличаться от указанного в балансе;
  • бухгалтера и финансисты могут, не нарушая стандарты финансового учета, несколько приукрасить свой баланс, рассчитавшись с ключевыми кредиторами до даты выведения баланса и вновь залезть в долги после нее;
  • баланс делает акцент на исторической стоимости активов, в то время как их рыночная стоимость может существенно отличаться. Только сравнительно недавно принятые нормативные директивы в области международных стандартов финансовой отчетности и репортинга призваны относительно несколько исправить сложившуюся ситуацию. Отметим, что, будучи сконцентрированным на исторической стоимости, бухгалтерский учет постепенно сдает позиции, переходя от исторической стоимости к чистой реализационной стоимости. Вспомните, что обычно всюду, где используем контрарные счета (создаем резервы, начисляем износ и т. д.), мы делаем фактическое ударение на чистой реализационной стоимости;
  • те элементы нашей модели бизнеса, которые действительно создают дополнительную стоимость, в современных условиях обычно в бухгалтерской трактовке таковыми не являются. Они, как правило, либо не могут быть оценены достоверно с позиции бухгалтерского учета, как, например стоимость бренда компании, либо не считаются активами по стандартам бухучета (к примеру, стоимость людей, работающих в компании, стоимость совокупности постоянных лояльных клиентов компании и т. п.). Всех этих элементов в балансе нет, как нет и стоимости их обучения и развития.

Двухмерная модель баланса

Изложенные выше недостатки тривиального стандартного баланса особенно сильно видны при его составлении для сервисных организаций (консалтинговых и аудиторских компаний и др.). Даже для обычных производственных компаний баланс не отображает всей стоимости, созданной менеджментом, ведь недаром при покупке либо продаже бизнеса его приходится оценивать, и баланс в этой процедуре может помочь лишь частично. В таком случае составляют отдельный баланс, его изображение приведено на схеме (рис. 2).

Рис. 2. Стоимость компании (бизнеса) по балансовому методу (в новом окне) >>

Итак, в стандартном балансе нет достоверно отображенных стоимости бренда, стоимости лояльных клиентов, стоимости сплоченного и великолепно подготовленного персонала. А ведь для менеджмента немаловажно иметь указанную информацию — не в разрозненном виде, а в виде отчета о состоянии активов фирмы. Более того, сервисные компании вполне могут столкнуться с ситуацией, когда при создании стандартного балансового учета в активы записать практически нечего.

Противостояние неточности и нерепрезентативности

На то, что и другие компании сталкивались с подобной ситуацией, прямо указывает ряд публикаций отечественных и зарубежных специалистов. В частности, Ричардом Болтоном, Барри Либертом, Стивом Самеком (Richard E. S. Bolton, Barry D. Libert, Steve M.Samek Cracking The Value Code. — Arthur Andersen, Harper Business, 2000) указывается на необходимость считать активами не только материальные либо финансовые активы. В их понимании активами может считаться организация в целом, люди, в ней работающие, а также клиенты. В соответствии с разработанной данными исследователями моделью создание добавочной ценности может происходить с ударением на одной или нескольких сферах деятельности компании. В модели для этого выделено пять главных таких сфер, которые могут выступать в качестве основных ресурсов образования добавочной ценности, а, следовательно, и активами. Это сфера организации бизнеса, сфера материальных активов, сфера клиентов компании, сфера работников и поставщиков и сфера финансов.

Активы исследователями трактуются более широко, в частности, касательно активов ими выдвинуты следующие нижеизложенные постулаты:

  • активы — материальные и нематериальные;
  • активы трактуются более широко, чем ресурсы для создания будущей уникальной ценности;
  • учитываются все активы, независимо от того, владеем мы ими или нет, контролируем мы их или нет;
  • активы каждой категории продуцируют определенный необходимый результат;
  • активы имеют разный жизненный цикл (в этом случае к активам причисляют и людей);
  • активами нужно управлять, для того чтобы они создавали, а не уничтожали дополнительную ценность.

Свой посильный вклад внесли также одни из наиболее влиятельных исследователей в мире бизнеса — К. Прахалад и В. Рамасвами (C. K. Prahalad, Venkat Ramaswamy. The Future of Competition: Co-creating Unique Value with Customers. Harvard Business School Press. Boston, Massachusets, 2005). По их мнению, традиционный учет не может отображать потребность в постоянном переконфигурировании ресурсов (а с ними и бюджетных категорий), например, распределении редчайших капиталов (учитывая талант, не внесенный в балансовый отчет).

Впрочем, в качестве еще одного критика существующей системы финансового учета можно привести уже упоминаемого мною в более ранних публикациях Р. Хоуэлла (Robert A. Howell Accounting Gets Radical Fortune Monday, April 16, 2001 By Thomas A. Stewart).

В соответствии с теорией доктора Роберта Хоуэлла, директора консалтинговой фирмы Howell Group, бухгалтера постепенно расширяют собственные функции от простого исполнителя отображения процессов на фирме до функций обслуживания стратегического развития в целом. Хоуэллом создан баланс, который в отличие от стандартного, делящегося на активы, сопоставляемые с собственным капиталом и обязательствами, делится на три части. Кроме того, Хоуэлл предлагает в балансе учитывать людские активы. Более детально об этом мы уже говорили в наших предыдущих публикациях («Загадки финансового Стоунхенджа: тренды финансовой эволюции», &.Стратегии, июль, 2003).

Традиционный учет не может отображать потребность в постоянном распределении редчайших капиталов
По мнению создателя этого баланса, такое распределение концентрирует внимание на финансировании стратегических мероприятий, а разделение данного финансирования на вторичное и первичное в эпоху повышения эффективности финансовых рынков являет собой второстепенную задачу для финансового менеджера. В любом случае следует отметить гораздо большую стратегическую направленность предложенного баланса по сравнению с теми, что были приведены раньше. Хотя, конечно, вся система учета, предложенная Хоуэллом, еще далека от идеальной и не готова пока что к использованию вместо официально признанной. Правда, уже само ее существование и разработка показывают возможные направления реформирования и даже пересмотра бухучета.

Еще ряд исследователей, включая знаменитого Питера Друкера, указывали на несоответствие сущности экономических показателей, генерируемых бухучетом, экономическим потребностям современного бизнеса. Последний, в частности, показывал, что вместо обычной прибыли более предпочтительной величиной является величина экономически добавленной стоимости, предложенная Джоелом Штерном та Беннетом Стюартом (Stern Stewart & Co.)

В качестве итога к данному разделу отметим всевозрастающее противостояние между финансистами — приверженцами традиционных канонов и стандартов бухгалтерского учета и теми, кто говорит о его радикальном изменении. В качестве аргументов первые говорят о:

  • невозможности точного исчисления стоимости бренда;
  • отсутствии юридического факта принадлежности рабочей силы конкретному собственнику;
  • неопределенности рыночной стоимости активов на данный момент, а также неточности и субъективности методов их оценки.

В качестве главного принципа в этом случае используется ударение на точность отображения стоимости активов. Их противники, пользуясь аргументами, уже приведенными ими выше, указывают на нерепрезентативность баланса, составленного в соответствии со стандартами, и его неадекватность для принятия решений. Вот и получается диалектическое противостояние неточности и нерепрезентативности. Что лучше? Сказать тяжело, хотя для целей управленческого учета можно составить баланс, призванный помирить обе стороны.

Баланс для управленческого учета

Пытаясь учесть аргументы, возникающие со стороны приверженцев точности и репрезентативности, автор этих строк попробовал составить собственный вариант баланса, который учитывал бы недостатки существующего классического баланса. Поскольку такой баланс не совсем соответствует требованиям стандарта, рекомендую ограничить его применение исключительно областью управленческого учета, не используя во внешнем репортинге.

При этом в отличие от попыток предшественников, пытающихся в корне реформировать существующее положение вещей и предложить свои варианты бухгалтерских балансов вместо(!) существующих общепринятых моделей, предложенный баланс (табл. 1, 2; файл с электронными таблицами в MS Excel, использующимися в статье, можно найти на сайте www.strategy.com.ua) органично включает в себя уже существующий стандартный баланс, принятый нами в неизменном виде. Чтобы еще более продемонстрировать это, в качестве основы мною использован баланс, составленный в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета НСБУ. Отметим, что использование любых международных стандартов на самом деле только упростило бы мою задачу. Более того, нумерация строк такого баланса в части, где воссоздается баланс по НСБУ полностью, совпадает с последним.

Трехмерная модель баланса

Предложенный баланс в полной мере можно назвать трехмерным, так как в отличие от упора на исторической стоимости, что характерно для стандартного баланса, в нем сделан упор на рыночную стоимость, которая как бы является третьим измерением стандартного баланса (рис. 3). Впрочем, независимо от размерности баланс придется отображать на плоскости, то есть в двух измерениях. Следовательно, для этого можно воспользоваться известной из технического черчения технологией развертки или проекций (рис. 4).

Рис. 4. Развертка трехмерного баланса (в новом окне) >>

Пример баланса приведен в виде действующей модели в MS Excel. При этом, как и в предыдущих разработках, в ячейки желтого цвета вносятся исходные данные, а результаты вычислений отражены в ячейках других цветов. Кроме того, все дополнения к стандартному балансу отображены на сером фоне коричневым цветом. Итак, рассмотрим данный баланс более детально.

Сколько стоят активы

Активы трехмерного баланса состоят в отличие от стандартного не из трех, а из шести частей. Помимо трех первых стандартных частей, добавлены еще три части, которые не учитываются в классическом балансе. Это:

  • необоротные активы (стандартная часть с вложенной рыночной дооценкой активов);
  • оборотные активы (также стандартная часть с вложенной рыночной дооценкой активов);
  • расходы будущих периодов (также стандартная часть с вложенной рыночной дооценкой активов);
  • потенциальные (внебалансовые) людские активы. Отображают балансовую и рыночную стоимость людских ресурсов, имеющихся на фирме;
  • потенциальные (внебалансовые) клиентские активы. Отображает балансовую и рыночную стоимость совокупности лояльных клиентов компании;
  • другие потенциальные активы. Отображают балансовую и рыночную стоимость других выше неучтенных активов.

В качестве результата в каждой части подведены два итога: балансовая стоимость активов и их рыночная стоимость. Следовательно, пользователь баланса имеет возможность ориентироваться как на ту, так и на другую. Кроме того, он теперь может увидеть в активах баланса и стоимость персонала компании, и стоимость клиентов. Впрочем, баланс составлен так, что в нем содержится также оценочная стоимость бренда компании.

В большинство активов заложена следующая схема отображения их различных стоимостей:

    историческая стоимость - резервы = чистая реализационная стоимость +/- дооценка до рыночной стоимости = оценочная рыночная стоимость активов.

Таким образом будет учтена как чистая реализационная стоимость, так и рыночная стоимость.

Сколько стоят обязательства и собственный капитал

Очевидно, что увеличенная стоимость активов должна с чем-то корреспондироваться в части обязательств и собственного капитала компании. Для этого структура обязательств и собственного капитала состоит также из шести частей, из которых первая является дополнением к стандартному балансу. Это такие части:

  • потенциальный собственный капитал, показывающий возможное потенциальное, но на данный момент нереализованное богатство собственника, которое создано компанией в части:
    • созданная стоимость бренда — показывает потенциальную нереализованную стоимость созданного компанией бренда, корреспондирует в активах с разделом «Нематериальные активы: дооценка до рыночной стоимости»;
    • капитал за счет изменения рыночной стоимости других необоротных активов — показывает потенциальную нереализованную стоимость, созданную за счет изменения рыночной стоимости фиксированных активов по сравнению с их балансовой стоимостью. Так как в зарубежных стандартах пересмотрены определенные процедуры коррекции отображения долгосрочных инвестиций в соответствии с рыночной стоимостью, то это следует учитывать при отображении данного капитала правильно. Нельзя допустить дублирование в оценке рыночной стоимости. Корреспонденцию данного раздела с активами можно увидеть из модели в электронных таблицах;
    • капитал за счет изменения рыночной стоимости оборотных активов и затрат будущих периодов — показывает потенциальную нереализованную стоимость, созданную за счет изменения рыночной стоимости оборотных активов по сравнению с их балансовой стоимостью. Корреспонденцию данного раздела с активами можно увидеть из модели в электронных таблицах;
    • потенциальная стоимость клиентского капитала — раздел, где отображена стоимость клиентского капитала, используемого на фирме. Корреспондирует в активах с разделом «Потенциальные (внебалансовые) клиентские активы»;
    • другой потенциальный капитал — показывает другой неучтенный в предыдущих разделах ранее потенциальный капитал. Кроме того, поскольку расходы на обучение персонала и издержки, связанные с его привлечением, предлагается амортизировать в отличие от официальных стандартов, где мы их списываем на затраты периода, то разницу в экономическом результате по официальным стандартам и по предложенному варианту управленческого учета рекомендуется также отобразить в этой части. Если такие разницы будут появляться и по другим статьям, то, возможно, будет необходимо организовать отдельную статью под названием «Нереализованный (фиктивный) капитал за счет отклонений от официальных стандартов». Эту статью рекомендуем расположить непосредственно ниже статьи «Другой потенциальный капитал». Пока что наша модель указанной статьи не содержит:
      • собственный капитал — стандартная часть, без изменений;
      • обеспечение последующих расходов и платежей — также стандартная часть, без изменений;
      • долгосрочные обязательства — стандартная часть, без изменений;
      • текущие обязательства — стандартная часть, без изменений;
      • доходы будущих периодов — стандартная часть, без изменений.

Эра рабовладения?.. Опять?

Теперь еще несколько слов о людском капитале. Конечно, то, что последний поставлен на баланс, совсем не означает, что опять наступила эра рабовладения и люди являются собственностью компании (хотя, вспоминая японскую систему пожизненного найма, начинаешь в этом сомневаться).

Тем не менее, поскольку люди часто составляют действительную и неоспоримую ценность — капитал компании, отображать их в балансе может представится целесообразным. Например, футболисты вне всяких сомнений являют собой наиценнейший капитал футбольного клуба. Вполне логично увидеть их стоимость в балансе.

Итак, для учета людей используем уже ранее приведенную формулу (1), отображая в качестве людских активов такие позиции:

  • первоначальная стоимость привлечения и развития персонала;
  • амортизация издержек на привлечение и развитие персонала;
  • чистая реализационная стоимость, рассчитываемая как разница двух предыдущих статей;
  • дооценка до рыночной стоимости — разница значений следующего и предыдущего разделов;
  • оценочная рыночная стоимость — стоимость людского капитала работников фирмы, оцененная при помощи метода дисконтированных потоков платежей.

Используя аналогичный подход, можно оценить также и стоимость клиентских активов.

* * *

Конечно, предложенный выше баланс может вызвать критику, особенно со стороны приверженцев официальных стандартов финансового учета, но при этом следует учитывать нашу рекомендацию применять его исключительно для управленческих целей. В любом случае он — попытка вырваться за переделы двух традиционных измерений финансового учета.



РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Как управлять компанией с помощью бюджетов? Получите финансовую модель прогнозирования для постановки целей компании и сотрудникам на семинаре «Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью».

ДЕТАЛЬНЕЕ ►

Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.

система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ПО ТЕМЕ
Разумный инвестор. Полное руководство по стоимостному инвестированиюРазумный инвестор. Полное руководство по стоимостному инвестированию
Деньги других людейДеньги других людей
Финансовые услуги: перезагрузка. Вызовы будущего для потребительского рынка банковских и страховых услугФинансовые услуги: перезагрузка. Вызовы будущего для потребительского рынка банковских и страховых услуг
Финансовое моделирование с использованием Excel (+ CD-ROM)Финансовое моделирование с использованием Excel (+ CD-ROM)
Социальное предпринимательство. Миссия — сделать мир лучшеСоциальное предпринимательство. Миссия — сделать мир лучше

Отзывы

Роман, Ceasor@yandex.ru
Коротко о статье: Попытка расшатать устои "Гроссбуха" или эволюционное звено между традиционным БУ и BSC. Автор хочет все свести к деньгам (и прямо сейчас). Его наверняка в свое время очень напугали комплесные числа...
2006-08-10 15:42:35
Ответить

Михайло Колиснык, Kolisnyk@kmbs.com.ua
За эволюционную попытку, спасибо. А вот с комплексными числами - прикольная идея, отображать ось рыночной стоимости в формате *SQRT(-1). Вот только интересно, сколько бухгалтеров это поймут. Кстати о ВSC, конечно финансами другие функционалы не заменить, но если не попробовать это сделать, то как же их (финансы) тогда развивать.
М.К.
2006-12-07 20:29:53
Ответить

Галина Соколова, galinakuftyreva@mail.ru
Классик говорит: "Все гениальное просто", но ознакомившись с материалом,я бы сказала,что труд далек от гениальности,остаюсь приверженцем баланса советского периода,где всё читаемо,точно,достоверно,прозрачно и двухсторонне,и понятно откуда деньги пришли и куда ушли,при условии что руководитель и главный бухгалтер честны.
2008-10-29 16:24:07
Ответить

Андрей Гончаренко, vegab@mail.ru
Баланс советского периода и предлагаемый отличаются по предназначению. Возьмите баланс ВУЗа с устаревшей литературой, компьютерами, преклонными кандидатами и докторами - на бумаге он может выглядеть очень и очень... Проблемой же всех модифицированных балансов есть измерение их наполнения.
2011-12-27 12:41:32
Ответить

Андрей Гончаренко, vegab@mail.ru
Кстати, Михайло, доступа к файлам xls нет. А хотелось бы полюбопытствовать. Сможете сбросить на email?
2011-12-27 12:51:51
Ответить


Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)