Менеджмент.com.ua - главная страница
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


Четыре этапа анализа отчета о прибылях и убытках

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Aлeвтинa Зoнoвa
Источник: Elitarium.ru
размещено: 26.06.2009
обращений: 17170
отзывов: 1

Умение читать отчетность, знание методов и методик анализа позволяют достаточно полно и объективно оценить многие направления финансового состояния организации, увидеть причины их изменения, сделать прогноз на перспективу и принять соответствующие управленческие решения. Условно анализ можно разбить на четыре этапа: анализ динамики и структуры отчета; факторный анализ чистой прибыли; анализ влияния бухгалтерской учетной политики на показатели отчета о прибылях и убытках; анализ рентабельности.
Бухгалтерская отчетность, представляющая собой итоговую систему данных об имущественном и финансовом состоянии предприятия и о результатах его финансово-хозяйственной деятельности, является одним из основных источников информации для проведения финансового анализа и соответственно базой для принятия управленческих решений. Менеджеры предприятия используют данные бухгалтерской отчетности наряду с внутренними источниками информации, в том числе учетного характера. Большая часть этой внутренней информации является конфиденциальной, а следовательно, недоступной для принятия управленческих решений в отношении организации внешними пользователями. Для последних бухгалтерская отчетность представляет собой порой единственный источник информации о конкретном предприятии. В этом смысле бухгалтерская финансовая отчетность выступает как средство коммуникации между различными субъектами рынка.

Объем и общий характер информации, содержащийся в бухгалтерской отчетности, ограничивает возможности анализа. Однако умение читать отчетность, знание методов и методик анализа позволяют достаточно полно и объективно оценить многие направления финансового состояния организации, увидеть причины их изменения, сделать прогноз на перспективу и принять соответствующие управленческие решения.

Направления, последовательность и методики анализа отчета о прибылях и убытках в целом аналогичны анализу финансовых результатов. Условно анализ можно разбить на четыре этапа:

  1. анализ динамики и структуры отчета;
  2. факторный анализ чистой прибыли;
  3. анализ влияния бухгалтерской учетной политики на показатели отчета о прибылях и убытках;
  4. анализ рентабельности.

I этап — анализ динамики и структуры отчета. Предполагает последовательное изучение всех статей отчета применительно к разным видам деятельности организации и тенденции их изменения.

По отношению к разным видам деятельности(источникам доходов и категориям расходов) показатели формы № 2 могут быть сгруппированы следующим образом:

  • Результаты от основной деятельности: Выручка от продаж (N); Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) (С); Валовая прибыль (ПВ); Коммерческие расходы (КР); Управленческие расходы (УР); Прибыль от продаж (ПП).
  • Результаты от финансовой деятельности: Проценты к получению (ПрП); Проценты к уплате (ПрУ); Доходы от участия в других организациях (ДДО).
  • Результаты от неосновной деятельности (кроме финансовой) и экстраординарных (чрезвычайных) событий: Прочие доходы (ПрД); Прочие расходы (ПрР).
  • Общая бухгалтерская прибыль: Прибыль до налогообложения (ПДН).
  • Увязка бухгалтерской прибыли с требованиями налогового учета: Отложенные налоговые активы (ОНА); Отложенные налоговые обязательства (ОНО).
  • Выполнение обязательств перед государством: Текущий налог на прибыль (ТНП); Экономические (налоговые) санкции (НС).
  • Финансовые результаты, используемые в интересах организации: Чистая прибыль (ПЧ); Дивиденды акционерам (доходы участникам, учредителям) (ДА); Нераспределенная прибыль (ПН).

Вертикальный анализ отчета (анализ структуры) имеет особенности, так как предметом оценки является неоднородная совокупность — доходы и расходы, прибыли и убытки. Возможны следующие методические подходы к анализу структуры отчета:

  1. за 100% принимается выручка от продаж;
  2. за 100% одновременно принимается общая сумма и доходов, и расходов организации. Отдельные статьи отчета оцениваются в доле к этим общим суммарным показателям: отдельные виды доходов и прибылей в процентах к суммарным доходам, отдельные виды расходов (и убытков) — соответственно к общей сумме расходов организации.

II этап — факторный анализ чистой прибыли. Одна из основных задач анализа отчета состоит в том, чтобы объяснить причины изменения конечного финансового результата — чистой прибыли. В соответствии с порядком формирования отчета о прибылях и убытках чистую прибыль (убыток) отчетного периода можно представить в виде модели аддитивного типа. Влияние факторов на результативный показатель в таких моделях определяется следующим образом:

∆ПЧ = ∆>N - ∆С - ∆КР - ∆УР + ∆ПрП - ∆ПрУ + ∆ДДО + ∆ПрД - ∆ПрР + ∆ОНА - ∆ОНО - ∆ТНП - ∆НС.

При расчете влияния факторов следует иметь в виду, что затраты (расходы) являются факторами обратного воздействия, т.е. их рост (снижение) влияет на изменение прибыли с противоположным знаком. В свою очередь, прибыль от продаж — основная составляющая бухгалтерской и чистой прибыли находится под непосредственным влиянием ряда факторов: объема и структуры продаж, цен реализации, себестоимости проданной продукции и других факторов последующих порядков.

III этап — анализ влияния бухгалтерской учетной политики на показатели отчета о прибылях и убытках. Этот вопрос является одним из направлений анализа качества финансовых результатов, но имеет и большое самостоятельное значение, так как позволяет оценить роль бухгалтерских методов в формировании показателей прибыли.

Рассмотрим как изменяются финансовые результаты и рентабельность при использовании различных вариантов учетной политики организации в отношении общехозяйственных расходов. Вариант 1 — списание общехозяйственных расходов на себестоимость продаж (Дт90 Кт26). Вариант 2 — списание общехозяйственных расходов на себестоимость производства (Дт20 Кт26). Расчет представлен в таблице 1.

Таблица 1.
ПоказательВариант 1Вариант 2
Выручка от продаж, тыс. руб.218315218315
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.166432206149
Валовая прибыль, тыс. руб.5188312166
Коммерческие расходы, тыс. руб.87328732
Управленческие (общехозяйственные) расходы, тыс. руб.40717-
Прибыль от продаж, тыс. руб.24343434
Прибыль до налогообложения, тыс. руб.8421842
Чистая прибыль, тыс. руб.6491437
Рентабельность продаж, %1,11,6
Рентабельность оборота, %:

- по прибыли до налогообложения



0,4


0,8
- по чистой прибыли0,30,65

В варианте 2 при списании общехозяйственных расходов часть их остается в составе затрат в незавершенном производстве и готовой продукции и только часть включается в расчет финансовых результатов (в составе себестоимости проданной продукции). Таким образом, выбирая тот или иной из альтернативных вариантов учетной политики, менеджмент организации может влиять на размеры учетной бухгалтерской прибыли. С точки зрения инвестиционной привлекательности и улучшения структуры капитала (роста собственного капитала), вариант 2 предпочтительнее, так как финансовые результаты и рентабельность выше. С позиции экономии на налоге на прибыль (как правило, один и тот же вариант выбирается как для бухгалтерского, так для налогового учета) более выгоден вариант 1 учетной политики.

IV этап — анализ рентабельности. В дополнение к показателям рентабельности продаж и произведенных затрат по данным бухгалтерской отчетности рекомендуется дать оценку показателям рентабельности активов и капитала.

Рентабельность совокупного капитала (совокупных активов):

kр.свк = ПДН (ПЧ) / СВК, где ПДН — прибыль до налогообложения; СВК — среднегодовая величина совокупного капитала. Показатель отражает эффективность использования совокупного капитала, или сколько прибыли приносит каждый рубль совокупного капитала (совокупных активов). Рассчитывается как по ПДН, так и по ПЧ.

Рентабельность собственного капитала:

kр.ск = ПДН (ПЧ) / СК, где СК — среднегодовая величина собственного капитала. Показатель характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля собственных средств организации. Показатель важен для собственников (акционеров), а также для кредиторов, так как косвенно отражает возможности организации по погашению задолженности. Показатель может быть рассчитан не только по балансовой, но и по рыночной стоимости собственного капитала.

Рентабельность текущих активов:

kр.оа = ПДН (ПЧ) / ОА, где ОА — среднегодовая величина оборотных активов. Показатель характеризует величину прибыли, полученной с каждого рубля активов, вложенных в текущую деятельность организации. На показатель в значительной степени влияет политика отражения активов в балансе. Занижение валюты баланса на отчетные даты приводит к завышению показателей, а «раздувание» баланса — к их занижению.

Рентабельность оборота:

kр.об = ПЧ / N, где N — выручка от продаж. Аналогичен показателю рентабельности продаж, но рассчитывается по конечному финансовому результату — чистой прибыли. Рассчитывается в виде коэффициентов либо в процентах. Характеризует чистую эффективность текущей деятельности.

Показатели рентабельности анализируются в динамике, в сравнении со среднеотраслевыми значениями и показателями конкурентов. В качестве критериев оценки могут быть выбраны значения тех или иных показателей рентабельности, устанавливаемые банками для лучших (первоклассных) заемщиков.

Об авторе:

    Aлeвтинa Вениаминовна Зoнoвa, доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики Вятского государственного гуманитарного университета, советник по экономическим вопросам Вятской торгово-промышленной палаты.


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Как управлять компанией с помощью бюджетов? Получите финансовую модель прогнозирования для постановки целей компании и сотрудникам на семинаре «Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью».

ДЕТАЛЬНЕЕ ►

Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.

система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ПО ТЕМЕ
МСФО: точка зрения КПМГ. Практическое руководство по международным стандартам финансовой отчетности (комплект из 2 книг)МСФО: точка зрения КПМГ. Практическое руководство по международным стандартам финансовой отчетности (комплект из 2 книг)
Как оценить и продать свой бизнесКак оценить и продать свой бизнес
Будущее глазами одного из самых влиятельных инвесторов в миреБудущее глазами одного из самых влиятельных инвесторов в мире
Фундаментальные идеи финансового мира. ЭволюцияФундаментальные идеи финансового мира. Эволюция
Тайный язык денег. Как принимать разумные финансовые решенияТайный язык денег. Как принимать разумные финансовые решения

Отзывы

Olga, Litvinovich_olga@mail.ru
Почитав статью, что-то не то. Хотелось бы уточнить у автора, по поводу III этапа, касаемо отнесения затрат. Вариант 1 — списание общехозяйственных расходов на себестоимость продаж (Дт90 Кт26). Вариант 2 — списание общехозяйственных расходов на себестоимость производства (Дт20 Кт26). Видно, что при отнесении общ.затрат на себестоимость, по 1 варианту, будет 207149, следовательно ошибка уже допушена во 2 варианте, по строке себестоимость, где указано 206149.
2010-09-22 14:15:37
Ответить


Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)