Менеджмент.com.ua - главная страница Мастер-класс Радислава Гандапаса по личной эффективности «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы»
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


Информационная алхимия

Раздел: Информационные технологии
Автор(ы): Сергей Черемушкин
размещено: 14.09.2005
обращений: 11574
отзывов: 0

Рассказами о несметных богатствах, скрытых в информации, сейчас никого не удивишь. В наши дни уже нет сомнения в том, что будущие за информационными технологиями и что информационная политика является неотъемлемой частью любого бизнеса. Однако об инструментах реального использования информационных запасов компании известно пока немного. Большинство разговоров специалистов от консалтинга напоминают увещевания лисы Алисы и кота Базилио, приведших Буратино на поле чудес. В результате предприятия осуществляют масштабные инвестиции в ИТ, а эффект получается минимальным — информационные залежи лежат мертвым грузом. Основная задача экономических исследований информации как раз в том и состоит, чтобы научиться превращать информацию в денежные средства. Какие же магические заклинания требуются для того, чтобы выпустить информационного джина, исполняющего любые желания?

Как посчитать интеллект?

Развитие информационной экономической теории оказало существенное влияние на теорию управления и теорию современной корпорации и привели к развитию концепции интеллектуального капитала. Пионеры в изучении этого явления Л. Эдвинссон и М. Мэлоун для объяснения сущности этой концепции пользуются следующей метафорой: «Если сравнивать компанию с живым организмом — скажем, с деревом, — то схему организационной структуры, годовые и квартальные отчеты, рекламные проспекты и другие документы можно уподобить стволу, ветвям и листьям. Опытный инвестор тщательно осматривает это дерево в поисках зреющих плодов, урожай которых он сможет собрать, вложив капитал... Хотя аромат плодов и цвет листьев свидетельствуют о здоровье растения в настоящий момент, только по состоянию его корней можно с наибольшей степенью достоверности судить о том, сохранится ли оно в последующие годы… Интеллектуальный капитал — это корни компании, скрытые условия развития, таящиеся за видимым фасадом ее зданий и товарного ассортимента. В этом и заключается особое значение интеллектуального капитала».

Однако концепция интеллектуального капитала не лишена внутренних противоречий. Прежде всего, остается нерешенным вопрос идентификации внутренних элементов интеллектуального капитала и механизм их влияния на бизнес. Кроме того, вызывает некоторые сомнения способ выражения капитала знаний и интеллектуального капитала разницей между рыночной капитализацией предприятия и текущей стоимостью его основных фондов. Такой подход базируется на гипотезе эффективности финансовых рынков. Однако игнорируется информационная асимметрия и то обстоятельство, что значительная часть наиболее важной с точки зрения генерирования будущих денежных потоков информации охраняется режимом коммерческой тайны, а соответственно не может восприниматься рынком. В любом случае рынок — это совокупность продавцов и покупателей, играющих друг против друга, выбирая наиболее выгодные для себя условия заключения сделок. Их оценки основываются не только и не столько на точной информации, сколько на догадках, предположениях, подозрениях, интуиции и вряд ли такой механизм можно считать абсолютным и непогрешимым мерилом информационного потенциала компании.

Однако экономисты новой формации считают для себя очень удобным оценивать нематериальные явления на фондовых биржах. При этом упускается из виду, что сторонние для предприятия рыночные силы при формировании цен на акции оценивают скорее степень доверия или недоверия к фирме инвесторов, которые формулируют свои ожидания относительно успеха или неуспеха предприятия в настоящем и будущем, который, прежде всего, зависит от внешних факторов, прежде всего макроэкономических. Таким образом, капитализация предприятия отвечает скорее за то, насколько удачно оно «вписывается» в рыночную конъюнктуру, и в меньшей степени за его интеллектуальный потенциал. Рыночная стоимость на фондовых биржах изменяется в течение нескольких секунд. Значит ли это, что так же нестабилен ее информационный капитал? Более обоснованно было бы отнести это на счет спекулятивной природы фондового рынка и побуждений его участников, что связано с рисками биржевой игры и многообразными финансовыми факторами, меняющими психологию и ожидания трейдеров. На основании изложенного можно сделать вывод о том, что исчисление неосязаемых активов необходимо проводить на основе внутреннего анализа их составляющих. Тем более что их оценка предназначена в первую очередь именно для внутреннего потребления.

Технологии в сторону

Фокус на компьютерные технологии не всегда обоснован. Информационная система может существовать и без компьютеров. Нужно вообще на время забыть о компьютерах и сосредоточиться на информации как таковой. Не компьютеры, а именно информация является производительной силой. Конечно, возможности обработки информации человека и компьютера несопоставимы. Но не всегда в пользу компьютера. Человек может то, что не в состоянии сделать компьютер. Компьютеру доступно то, что не под силу человеку (в основном это касается вычислительных способностей).

Информацию можно измерять количеством единиц хранения (байты, документы, книги, дела), смысловым содержанием (количество сообщений), степенью новизны (количество патентов). Информационные потоки можно оценить по величине, скорости, длине, времени, количеству пользователей, значимости в бизнес-процессах, вкладу в стоимость бизнеса и т.п.

Информационный поток очень напоминает золотоносную руду. Для того чтобы получить грамм золота может потребоваться обработать сотни килограммов руды. Информация бесконечно неоднородна (по сути, если углубиться в философию, это описание многообразия мира, помноженное на бесконечность времени и бесконечность пространства). Никогда заранее не известно, какая информация может оказаться крайне необходимой, а какая может вовсе не пригодиться. Тем не менее, в ходе эволюции фирмы выработали определенные стандарты, которые определяют перечень необходимой информации (он постоянно дополняется) и форматы ее представления. Такими информационными инструментами являются бухгалтерский баланс, внутренняя документация, которая позволяет восстановить историю развития компании за несколько лет и получить из наблюдаемых сделок и операций ненаблюдаемые агрегированные суммы, незаменимые для определения результативности бизнеса и определения верного курса. Совокупность таких информационных инструментов выполняет функции компаса и одновременно медицинского градусника, позволяющего вовремя определить финансовые недуги. Такие приспособления являются необходимыми, но явно недостаточными для безоблачного существования.

Однако важно учесть, что характеристики информационного потока могут определяться самой компанией. Взглянем на рисунок 1.

Информационный процесс

Информация в представленной цепочке выступает как основа осознанного поведения. Но нужно учитывать и ограничения в мышлении. В широком смысле, для предприятия мышление — это не только интеллектуальные способности сотрудников, но и система учета, планирования, анализа информации и принятые критерии принятия решений, т.е. искусственные мыслительные приспособления, реализованные на бумаге или в компьютерной программе, в виде инструкций и процедур, методик и отчетов. Ее несовершенство приводит к понижению КПД информационной системы управления, неадекватным, ошибочным решениям.

Следует учитывать, что предприятия не просто реагируют на информационные сигналы рынка, а активно ориентируются в поле своего информационного окружения, используют информацию и даже осуществляют целенаправленные информационные воздействия (реклама, запросы, приглашение к сделке, объявление аукционов, направление оферты, опубликование инвестиционного меморандума и пр.).

Важную роль в информационной системе управления выполняет обучение. Качество информации и информационный капитал зависят от уровня знаний сотрудников, получающих информацию и преобразующих ее в управленческие решения. Кроме того, следует обратить внимание на то, что персонал организации самостоятельно осуществляет поиск и отбор необходимой для выполнения деятельности информации. Уровень знаний и подготовки сотрудников, стиль и парадигма мышления, способность ориентироваться в информационных потоках самым непосредственным образом влияют на работу с информацией и накладывают ограничения на систему управления. Даже в условиях полной и совершенной информации сотрудники по-разному отбирают и интерпретируют информацию, принимают несовершенные управленческие решения вследствие несовершенства их образования и мыслительного процесса.

Информационный потенциал определяется самым слабым звеном в представленной цепочке. По нашему мнению следует обратить внимание на потери при продвижении информации. Качество управления зачастую страдает не столько от несовершенства технологий и технического обеспечения, сколько от косности мышления.

Не столько важна возможность получать шаблонные ответы, сколько способность задавать правильные вопросы и искать на них адекватные ответы.

В этой связи уместно вспомнить известную индийскую сказку. Напомним вкратце ее суть.

Молодой махараджа устроил испытание для своего нового советника, которого он был вынужден назначить вместо унаследованного от отца старого сановника, вняв уговорам придворных. Правитель оставил свою любимую собаку в загородном саду и спустя некоторое время дал вновь назначенному советнику поручение съездить и узнать о ее состоянии. Совершив поездку, советник доложил, что собака принесла щенков, но на вопрос, сколько было щенков, ответить не смог. Тогда махараджа попросил его съездить еще раз, а потом еще и еще. Махараджа интересовался, сколько было кобельков и сколько самочек, сколько щенков обещает стать хорошими охотничьими собаками, хорошо ли их кормят, нет ли среди щенков хоть одного бурой масти, а, узнав, что нет, захотел узнать какой масти каждый из щенков. Советнику пришлось съездить 7 раз, чтобы ответить на каждый из этих вопросов. Когда такое же задание было поручено старому заслуженному советнику, ему хватило всего одной поездки. Он лично осмотрел собаку и щенков, заглянул в миску с кормом, а, вдобавок, разузнал про сад и садовника; все что узнал, для памяти себе записал и с тем предстал перед махараджей.

Понятно, что информационная производительность в таком случае зависит от скорости перемещения и способности предугадать информационные потребности тех, кто будет использовать информацию.

Осознание значения информации в делах бизнеса и государства и важности применения информационных технологий на прикладном уровне существовало с незапамятных времен.

Действительно, в древности информационные системы правительств выстраивались на основе доступных в то время технологий, что особенно отчетливо проявляется в государственной деятельности:

  • непосредственные контакты правителей
  • обмен через послов или гонцов и прочих государевых посланцев
  • обмен грамотами (технология письма)
  • распространение указов среди поданных сначала через глашатаев, а затем с помощью книгопечатания
  • съезды (княжеские снемы на Руси времен феодальной раздробленности или «майские поля» в империи Карла Великого)

Многие старые технологии информационного обмена не исчезли. У них есть свои преимущества. Но они испытывают возрастающую конкуренцию со стороны цифровых технологий.

Вплоть до XX века это были технологии личных контактов и доставки корреспонденции. Гости заморские, могли получать информацию о конъюнктуре рынков либо расспрашивая калик перехожих, либо выезжая на место собственноручно.

Информационный прогресс XX века отчетливо проявляется именно на этом фоне. Сейчас уже трудно оценить преимущества новых технологий. К ним настолько привыкли, что просто не замечают. Однако эти удобства могут исчезать. Достаточно отключить электричество и вся работа компании оказывается парализованной. Хакерские атаки также способны принести заметный урон. В этом уязвимость цифровой экономики. Однако ее преимущества неоспоримы. Вряд ли возможен отказ от завоеваний информационных революций.

Можно представить насколько дешевле в наши дни обходится использование такой информационной технологии как телефонная связь, если учесть что до этого требовалось для получения короткого сообщения гонять послов за тысячи километров и несколько месяцев ждать пока это сообщение дойдет до соседнего правителя, а затем еще столько же дожидаться ответа.

Возможности Интернет вообще трудно переоценить, в особенности для организаций с географически распределенными филиалами. Раньше для обмена документацией требовалось использовать технологию использования курьеров или командировок специалистов. В рамках ТНК использование телефонной связи не позволяет решать многие проблемы. Трудно, например, представить передачу индивидуальной отчетности дочерних компаний материнской для составления консолидированной отчетности по телефону. Дочерние компании фактически находились вне текущего контроля Главной компании. Интернет позволяет передать всю необходимую информацию в нужном формате. Компьютерные технологии уже не требуют повторного ввода этой информации. Провести консолидацию при наличии элементарной электронной таблицы можно в автоматическом режиме. Конечно, в ручном режиме все равно потребуется вносить коррективы, но объемы рутинной работы сокращаются в сотни раз. Другое дело, подход к организации труда в новом компьютерном пространстве. Выгоды от использования компьютерной техники и программного обеспечения чаще всего значительно ниже ее действительного потенциала именно вследствие ненадлежащей организации труда. Самое уязвимое место компьютерных систем — человеческий фактор. Парадокс, однако, заключается еще и в том, что человеческий фактор это и самое сильное звено компьютерных систем. Очень важно для повышения производительности информационных систем развивать взаимодействие «человек — компьютер».

Нужно ли это России?

В российской практике оценка информационных активов пока еще не получила широкого распространения. Связано это не только с экзотичностью концепции информационного капитала. Теперь без компьютеров бизнес уже не мыслим. Для предприятий, котирующихся на биржах, вполне пригодны разработанные западные методики.

Но как быть большинству предприятий, акции которых не котируются или неликвидны? Разве интеллектуальный и информационный капитал отсутствует у организаций неакционерных форм? Как в таких случаях оценивать информационные возможности и их вклад в перспективное развитие организации?

Это можно сделать только внутренними способами. Исчисление неосязаемых активов необходимо проводить на основе внутреннего анализа их составляющих. Тем более что их оценка предназначена в первую очередь именно для внутреннего потребления. Кроме того, знание общей величины интеллектуальных и информационных активов ничего не дает для управления ими. Требуется в деталях определить, какими информационными активами владеет предприятие, как они работают и какой вклад вносят в функционирование и конечные результаты.

Информационные процессы очень плотно встроены в бизнес-процессы и нередко предопределяет производительность последних. Бумажная волокита пожирает немалую часть рабочего времени. Время, которое может использоваться с пользой для дела теряется в ожидании нескольких секунд, которые требуются для получения заветной подписи, от которой зависит возможность движения дел. Вообще бумажные процедуры очень напоминают дорожные шлагбаумы, которые отнюдь не всегда расставляют в тех местах, где от них можно получить реальную пользу.

Подумайте только, насколько можно повысить производительность труда, если устранить все препятствия в виде многочасовых ожиданий должностных лиц, вся роль которых сводится к проставлению подписей и печатей на документах. Результатом большинства привычных организационных процедур являются: задержки в делах на несколько дней (а, если речь идет о государственных органах, то месяцев и лет).

Конечно, нет сомнений в том, что контрольные механизмы выполняют важную роль, но они, как правило, сопровождаются плохой организацией труда и рассогласованностью действий. Перестройка этой сферы может принести очень заметный эффект. Например, если ответственные за оформление документов будут заранее распространять правильные шаблоны, число ошибок при подготовке документов может сократиться до бесконечно малой величины и тем самым будет сэкономлено время десятков человек, которое в обычной ситуации уходит на несколько неудачных заходов. Описанная ситуация наблюдается повсеместно и очень уж напоминает профессиональную болезнь. Характерно, что ее очень болезненно переживают «ходоки по инстанциям» и совершенно не замечают своих промахов мастера ручки и печати. Результатом сложившейся системы являются также взаимные претензии «обивщиков порогов» и «бюрократов».

Эффективность эксплуатации нематериального капитала

В отечественных условиях для оценки эффективности информационных ресурсов и определения на практике вклада информации в формирование доходов компании требуется использовать более простые и понятные методы. В частности, наиболее удобным способом измерения расходов на информационные технологии может быть упрощенная методика Совокупной стоимости владения, которую каждое предприятие может адаптировать для своих нужд. При этом необходимо сопоставлять информационные затраты с возможностью получения информационных выгод и связанными с этим рисками. Риски могут действовать в двух направлениях. Первое — провал проекта, вследствие которого ожидаемые доходы оказываются неполученными. Результат — «эффект белого слона». Предприятие приобрело дорогостоящую вещь, от которой нет никакого прока. Второе — самовозрастание расходов на информацию, «компьютерное обжорство».

Для управление информационными проектами необходимо применять так называемый ИТ-бюджет. Однако и это полумера. Большая часть информационных издержек относится к категории пользовательских и оказывается распределенной по всей компании, тогда как на ИТ-отдел обычно приходится не более 20% информационных затрат.

Поэтому ИТ-бюджет должен охватывать различные подразделения, что усложняет управление им. Тем не менее, практика составления и контроля ИТ-бюджета позволяет удерживать инвестиции и прочие расходы в рамках установленных нормативов, удерживать баланс от увеличения расходов и доходов от информации.

Информационные доходы — это наименее идентифицируемая область корпоративной деятельности и мы пока отложим ее рассмотрение.

Начнем с изучения затрат

Термин «информационные затраты» в последние годы употребляется все чаще. В связи с этим возникает вопрос: что же это за затраты такие? Он вполне закономерен, ведь экономические и бухгалтерские классификации расходов уже включают все виды затрат, которые связаны с уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации (не считая перераспределений в пользу акционеров). Как известно, инвестиции, приобретение оборудования не являются расходами, поскольку выбытие активов (денежных средств), связанных с ними одновременно компенсируется появлением долгосрочных активов той же стоимости. Поэтому информационные затраты также следует с общеэкономических позиций подразделить на две категории: информационные расходы и приобретение или создание информационных активов.

Компания осуществляет свою деятельность, потребляя обширные потоки информации и используя информационную инфраструктуру, информационные институты и информационные технологии. При этом возникают многочисленные виды материальных затрат, среди которых затраты на компьютерную технику, расходные материалы, обучение сотрудников, рекламную деятельность. Это те затраты, которые с уверенностью можно отнести к информационным. Однако нужно сделать поправку: «информационные затраты» — это всего лишь метафора, характеризующая связь тех или иных затрат с информационной деятельность. Многие «информационные по природе» затраты могут быть связаны даже с производственным процессом, например, связанные с оформлением документов, учетом, контролем, наблюдением за работой оборудования. Вся управленческая деятельность и деятельность по управлению трансакционными издержками, по определению, является информационной по характеру. Все затраты на информационные процессы связаны с оплатой труда, приобретением канцелярских принадлежностей, компьютерной и организационной техники и т.д. Собственно прямыми затратами на информацию можно считать только приобретение информации в чистом виде у поставщиков информационных услуг. В большинстве случаев информационные затраты не существуют самостоятельно и спрятаны в самых различных видах издержек. Они не должны подвергаться двойному счету. Суть исчисления информационных затрат состоит в том, чтобы создать условия для более эффективного управления информационной деятельностью. Т.е. это еще одна классификация всех видов затрат с точки зрения их предназначения для материальной или информационной деятельности. Необходимость такого рассмотрения связана с пониманием того, что современное производство — это преимущественно воздействие на продукт и услуги со стороны инженеров, конструкторов, дизайнеров, бухгалтеров, специалистов по персоналу, сбыту и маркетингу, чья работа носит информационный характер. Однако нужно учитывать, что в термин «информационные затраты» может вкладываться различное смысловое содержание, что нередко приводит к путанице.

В таком случае, для того, чтобы уточнить содержание терминов, необходимо различать собственно расходы на информацию и информационные технологии и в целом на информационную деятельность. Последнее понятие значительно шире и предполагает все виды деятельности, не связанные с овеществлением труда (производство) и материальными видами услуг (транспортировка). В первом случае подсчитываются информационные по природе затраты, в т.ч., служащие организации производственного процесса. Такой подход более точен и связан с определением нематериальных ресурсов и активов. Во втором случае речь идет о затратах на информационную деятельность по назначению, т.е. различные виды затрат (здания заводоуправления, их обогрев, канцтовары, офисное оборудование и оргтехника, оплата труда интеллектуальных работников), которые в конечном итоге прямо или косвенно связаны с выполнением информационной функции предприятия, посредством ее осуществления, организации или поддержки. Второй подход имеет смысл, но при этом утрачиваются различия между материальными и нематериальными формами. Затраты на информационные технологии и инфраструктуру легко поддаются идентификации и учету, а потому информационные инвестиции в основном связываются с ними.

Затраты в нематериальные информационные элементы могут носить скрытый характер. Многие из них учитываются в виде затрат на оплату труда, оплату приобретаемых услуг, консультаций, обучение сотрудников, организацию встреч, семинаров, деловых мероприятий, выставок, рекламных компаний и пр. Во избежание двойного счета нет необходимости включать их в традиционные бухгалтерские формы. Но их необходимо собирать вместе в рамках самостоятельной группировки в документах по информационной политике, чтобы получить представление о масштабах непосредственно информационной деятельности. Связанные с ней материальные затраты (на компьютерную технику, канцелярские принадлежности, содержание зданий) должны оцениваться отдельно и в совокупности с «нематериальными» затратами они помогут наиболее полно отразить непроизводственные, информационные издержки. Таким образом, можно составлять новую форму в пакете документов управленческого учета, которую можно назвать, например, «Отчет об информационных затратах и результатах». В принципе можно составлять информационный бюджет предприятия, который должен состоять из информационных смет подразделений. Это первый шаг к полноценному измерению информационных ресурсов предприятия.

Пакет информационной отчетности

Все финансовые затраты на информационную деятельность уже фиксируются бухгалтерией предприятия. Это затраты на компьютерную технику, оплату труда ИТ-специалистов, пользователей, оплата услуг ИТ-консалтинга и многое другое. Таким образом, вопрос не в существовании дополнительных затрат, а в их классификации, которая отражает предназначение этих затрат, что помогает управлять ими с целью достижения наибольшей их продуктивности.

Какие же виды расходов могут войти в пакет управленческой отчетности?

Информационные затраты могут быть капитальными и текущими.

Капитальные информационные затраты. Очевидно, к капитальным можно отнести затраты на исследования и разработки, перспективный маркетинговый анализ, разработку стратегии развития компании, внедрение систем измерения результативности и пр. мероприятия, выгоды от которых будут извлекаться в течение нескольких лет после осуществления указанных затрат.

Текущие информационные затраты. Текущие информационные затраты относятся к повторяющимся и предназначены для осуществления текущих операций. Их можно сравнить с информационным сырьем. Они возникают, например, при обработке документов, ведении переговоров и осуществлении контактов с поставщиками, потребителями. Ряд контактов с экономической точки зрения можно отнести к стратегическим и отнести к капитальным статьям. Текущие статьи затрат обычно не приносят долгосрочной экономической выгоды и переносят свою стоимость на продукцию, услуги в том периоде, когда они были понесены.

Это затраты на подготовку и составление отчетности, координацию, доведение команд и обратную связь между руководством и работниками организации. Большая часть таких затрат связана с трансакционными (накладными) издержками. Эти затраты желательно минимизировать. Собственно предназначение информационных технологий в этом и состоит.

Метод совокупной стоимости владения, поэтому является наиболее корректным для определения информационных затрат, поскольку позволяет отследить всю цепочку издержек, вызванную внедрением информационных систем, как технических, так и организационных. Это особенно полезно в период обдумывания перед принятием решений об информационных инвестициях.

Какими могут быть формы информационной отчетности? Пока я еще не готов дать полноценный ответ на этот вопрос. Ясно одно, главное — правильно провести реклассификацию затрат, выделив наиболее существенные элементы и объединив их в однородные группы. Предварительная попытка сформировать самое общее представления о способах учета информационных затрат нашла отражение в следующих таблицах.

Классификация информационных издержек
(по природе затрат)

Информационные инвестиции

НИОКР

 

Экономические исследования стратегического характера

 

Информационные инициативы

 

Реструктуризация содержательного наполнения информационных систем (освоение новых методов бухгалтерского, управленческого учета)

 

Инвестиции в знания, человеческий капитал

 

Текущие информационные затраты

Оплата информационного труда

 

Учет

 

Подготовка отчетности

 

Оформление документов

 

Изучение ситуации, исследования

 

Устный информационный обмен

 

Принятие текущих решений

 

Контрольные мероприятия

 

Телефонные переговоры

 

Деловые поездки, встречи, командировки

 

Плата за уровень знаний

 

Внешние информационные услуги (информационный аутсорсинг)

 

Консалтинг

 

Обучение на рабочем месте и самообучение

 

Оплата телефонных переговоров

 

Внутренние расходы информационного характера

 

Затраты на деловые поездки, встречи, командировки

 

Информационные мероприятия (конференции, брифинги, слушания, коллегии, совещания и пр., ярмарки, выставки и пр.)

 

Затраты, вызванные информационным несовершенством реального мира (издержки на enforcement, наблюдение за работниками, контрагентами, содержание служб безопасности, проходных и пр.)

 

Трансакционные издержки (ведение переговоров и т.д.)

 

Потери информационного характера

 

Потери от информационной асимметрии (это могут быть скрытые издержки)

 

Ущерб от ложной, неверной информации

 

Обратите внимание, многие капитальные статьи признаются в современном бухгалтерском учете в качестве расходов. Однако с экономической точки зрения они являются инвестициями, хотя это и не всегда может быть очевидным. Инвестиции в человеческий капитал, например, отчетливо различимы в японских компаниях, использующих сю:синкоё:сей — систему пожизненного найма.

В первой таблице представлены статьи затрат, результаты которых можно считать нематериальными, а, значит, информационными. Например, затраты на оплату труда информационных работников носят всецело информационный характер. Эти работники не занимаются физическим трудом и не создают материальной стоимости. Такими работниками являются бухгалтеры, контролеры, менеджеры и т.п. Такое деление давно известно и широко применяется. Руководители, секретари, инженеры и пр. работники именуются непроизводственными. Продукт их труда — информация (решения, документы, чертежи). Однако в их категорию могут попасть и создающие физический продукт, или осуществляющие иные физические действия, например, уборщицы заводоуправления, водители и пр. Затраты на содержание управленческого аппарата лишь частично носят нематериальный характер. Например, обогрев помещений, сами помещения явно облечены в материальную форму. Эти затраты обслуживают информационную функцию (деятельность администраторов, инженеров, специалистов), поэтому они включаются в функциональную классификацию, приведенную ниже. Однако из натуральной классификации издержек их следует исключить. По некоторым статьям обе классификации пересекаются.

Затраты на информационную деятельность
(классификация по функциональному назначению)

Капитальные информационные затраты

Административно-управленческие инвестиции

 

Административные здания и сооружения

 

НИОКР

 

Нематериальные активы (патенты, товарные знаки и т.п.)

 

Информационные инвестиции (см. табл. 1)

 

Информационно-технологическая инфраструктура

 

Вычислительная техника и оборудование

 

Сетевое оборудование

 

Программное обеспечение

 

Текущие информационные затраты

Непосредственная информационная деятельность

 

Затраты на техническую обработку информации

 

Затраты на оплату труда (человеческая обработка информации)

 

Администраторов

 

Пользователей

 

Бумажной работы

 

Получение информационных услуг

 

Затраты на обучение сотрудников

 

Оплата телефонных разговоров, услуг Интернет

 

Информационные услуги между компаниями группы и подразделениями

 

Обеспечение информационной деятельности

 

Амортизация административных зданий и сооружений

 

Тепло- и электроэнергия на информационные цели (потребляемые офисом)

 

Содержание зданий и сооружений (например, уборка), ремонт

 

Расходы на канцелярские принадлежности, офисную мебель

 

Расходные материалы (бумага, картриджи, краска)

 

Сторонние информационные услуги

 

Аутсорсинг информационных технологий

 

Аутсорсинг программных комплексов

 

Аутстаффинг специалистов и экспертов

 

Затраты на консалтинг

 

Подписка на газеты, журналы, статистические сборники и т.п.

 

Самый простой способ определения общей величины затрат на выполнение информационной функции компании — сложить общие и административные расходы (G&A), маркетинговые и коммерческие затраты (Commercial Costs), затраты на исследования и разработки (R&D), суммы, потраченные на PR. Все эти данные могут быть получены из бухгалтерского баланса и обобщают в себе статьи различной природы, в том числе и затраты на информационные технологии. Их объединяет одно — они не создают материальной стоимости. Результат работ по указанным направлениям — принятие управленческих решений, установление контактов, рекламное воздействие на потребителей, перенесение на продукт знаний (инженерной мысли, коммерческой хитрости и т.п.).

К сожалению, бухгалтерский учет не вполне адекватно учитывает информационные затраты. Многие капитальные статьи (например, НИОКР) он рассматривает в качестве расходов. И это правильно. Бухгалтерский учет придерживается собственных критериев, рассматривая финансовые основы бизнеса.

Однако для управления компанией в новой экономике требуется выйти за рамки традиционных представлений. Это не значит, что бухгалтерский учет устарел и его нужно коренным образом менять. Лучше его не трогать. Опасно. Просто следует рассмотреть бизнес с иных позиций. Старые показатели не дают полной картины? Но ведь новые, сырые, экспериментальные показатели могут ввести в заблуждение. Старый друг лучше новых двух. Две точки обзора лучше одной.

В состав нематериальных активов (не с бухгалтерских, а с чисто экономических позиций) могут войти только те информационные затраты, которые попадают в группу капитальных статей, либо тесно с ними связаны и потому могут капитализироваться. Признание капитальных затрат основано на критерии генерирования будущих экономических выгод.

Вопросу определения информационных выгод посвящена другая моя работа. Однако все же следует обратить внимание на то, что с экономической точки зрения в качестве выгоды может быть признано только изменение стоимостного характера или изменение денежных потоков компании. Иными словами экономические выгоды — это деньги, которыми можно расплатиться в магазине. Выгодами также следует считать приобретение активов по бартеру, погашение обязательств компании, бесплатное или льготное потребление услуг и т.д. С другой стороны выгоды могут быть выражены и потребительской стоимостью, которая определяется качественными характеристиками и возможностями товара. Так называемые «неосязаемые» выгоды относятся в большей степени к категории потребительской стоимости, оцениваются работниками и руководством компании в соответствии с их субъективной функцией полезности по отношению к информации и информационным технологиям и лишь в незначительной степени влияют на объективные процессы и генерирование прибыли компании.

Пример

Предположим, у вас есть компьютер на базе процессора Celeron. Однако вы знаете, что к настоящему времени он уже «безнадежно» устарел. Вы покупаете новый компьютер Pentium IV с тактовой частотой процессора ГГц, а свой старый компьютер ставите в угол. Каковы результаты этой операции? Безусловно, вы получаете кучу неосязаемых выгод, получаете новые возможности (играть в новейшие компьютерные игры). Выбор был чисто потребительским и основывался на ваших предпочтениях. Новый компьютер для целей бизнеса не имеет особых преимуществ перед старым. На прибылях это, однако, отразится, поскольку старый компьютер будет амортизироваться, пылясь в вашем углу (не принося экономических выгод, хоть он и числится на балансе).

В принципе фирма не понесла расходов. Затраты на покупку нового компьютера — это обмен активами: свои денежные средства вы поменяли на компьютер. В принципе на прибыли это никак не отразится, по крайней мере, до тех пор, пока вы не начнете начислять амортизацию. Однако денежные средства и компьютер — это активы с разными рисками. Деньги боятся только инфляции. А компьютер подвержен физическому и моральному износу. Известно, что компьютерная техника дешевеет очень высокими темпами.

В данном примере нематериальные выгоды трактуются несколько произвольно. Предполагается, что новый компьютер приносит материальных выгод ровно столько же сколько и старый. Поэтому, разница в стоимости новой и старой техники относится не столько на физическое, сколько на моральное, а, значит, неосязаемое состояние. Такой подход позволяет оценить стоимостную величину нематериальных выгод. В состав нематериальных выгод могут входить такие составляющие как социальный престиж собственности, имидж, признание. Например, сама по себе покупка дорогостоящей высокотехнологичной техники известных торговых марок воспринимается позитивно общественностью, акционерами, кредиторами. Эти нематериальные выгоды часто закладываются в стоимость продукции. Например, телефоны Nokia обычно стоят дороже телефонов других производителей, даже с более солидной технической начинкой. В данном случае оценивается престиж Nokia. В большинстве случаев наблюдается смешение материальных и неосязаемых выгод.

Тем не менее, неосязаемые выгоды могут быть весьма значимыми. Так, если вы приобретаете жидкокристаллический монитор, даже когда вы располагаете еще неамортизированными вполне работоспособными ЭЛТ-мониторами, это может иметь вполне определенные последствия. Жидкокристаллические мониторы наносят меньше вреда зрению работников, они получают меньше облучения (это осязаемая выгода, но не для компании, а для работников). Компания от этого не приобретает прямых выгод, но их получают работники. В конечном итоге здоровье работников имеет значение и для будущего организации (сохранение их высокой производительности).

Любые «доходные» выгоды должны измеряться конкретными, осязаемыми величинами. Такой величиной в коммерческом секторе может быть только прибыль, но не только та, которая записана в бухгалтерском балансе. Информация тесно связана с понятиями риска и неопределенности. Поэтому оценивать следует не только реально полученную, но и потенциальную прибыль, которой можно добиться при данном информационном профиле компании и информационной конъюнктуре рынков. Вероятно, для повышения прибыли может потребоваться улучшить транспарентность компании, либо напротив использовать преимущества информационной монополии. Кроме того, информационные мероприятия инвестиционного характера способны создать возможность получения отдаленной прибыли. Поэтому в качестве потенциальных доходов следует признать все денежные потоки в обозримом периоде времени (если он не превышает период существования самой компании). Корпоративная информация относится к неликвидным товарам. Ее стоимость после ликвидации склонна исчезать. В принципе информация — это опцион. Как и обычный опцион, она имеет срок действия (иногда его трудно определить, он может иметь разрывы и т.д.), стоимость и цену исполнения. Однако это не просто опцион — это целая серия реальных опционов, точная оценка которых не всегда возможна. Речь об этом пойдет в одной из моих следующих работ.

Можно выделить также нефинансовые (неосязаемые) издержки, к которым правомерно отнести «затраты» морального характера, повышение интенсивности работы, временные неудобства и пр., которые не приводят к расходам денежных ресурсов. Понятие неосязаемых выгод уже стало привычным. Под ним подразумевают различные преимущества нефинансового характера, связанные с улучшениями организационной деятельности, повышением качества принятия решений.

Выгоды и затраты нефинансового характера могут оказывать косвенное влияние на финансовые выгоды и затраты. Для того чтобы учесть это влияние требуется проанализировать несколько уровней взаимосвязей.

Для того, чтобы оценить общую величину нефинансовых затрат и выгод, их требуется сделать сопоставимыми. Можно использовать единую шкалу и единицу измерений, хотя это очень непросто реализовать. Предположим, мы измеряем полезность и вред от внедрения информационных технологий посредством анкетных опросов. Полученную таким образом информацию можно обработать статистическими методами. Будем считать, что нам удалось выработать единую меру оценки. Пусть это будет, к примеру, ютиль.

Некоторые нефинансовые показатели можно попытаться перевести в стоимостную форму. Для этого необходимо оценить финансовый ущерб от неудобств и финансовые выгоды от преимуществ. Кроме того, если считать, что денежные средства также имеют свою полезность, можно попробовать определить курсовое соотношение ютилей и денежных единиц. Это соотношение может означать, что определенный уровень нефинансовых выгод в компании может до определенного предела цениться больше, чем упущенные вследствие этого финансовые выгоды. Например, если ради прогресса организации следует отказаться от традиционных устоев своей корпоративной культуры, она несет высокие моральные издержки. Руководство может считать, что изменения обходятся слишком дорого с точки зрения нефинансовых потерь и, следовательно, оценит выгоды текущего положения, измеряемые в ютилях, выше убытков в виде недополученной прибыли. Почти в каждой организации существуют свои табу. В конце концов, не все измеряется деньгами. Проблема заключается в том, что перевод в денежные единицы всегда будет осуществляться по индивидуальным меркам. Иногда это допустимо, поскольку инсайдеры субъективно воспринимают преимущества и неудобства информационных технологий. Но все же лучше воздерживаться от подобного произвола и раздельно соотносить финансовые и нефинансовые итоги.

 

Затраты

Выгоды

Баланс

Финансовые

 

 

 

 

- 300

200

- 100

Нефинансовые

 

 

 

 

-150

300

150

Учет информационных затрат весьма трудоемкое мероприятие. Если заведомо известно, что в результате вы получите выгоду в тысячу рублей, то ввязываться в это дело нет никакого резона. Игра стоит свеч только в том случае, если речь идет о миллионах рублей.

Обратите внимание, лишь немногие американские компании (обычно из списка Top 100 или Top 1000) всерьез занимаются измерением своих информационных возможностей и доводят до сведения своих акционеров показатели информационного состояния компании. В большинстве случаев это лидеры новой экономики. Однако их пример показывает, что выгоды от информационного капитала могут оцениваться миллиардами долларов. Остается надеяться, что в ближайшие десятилетия Россия хотя бы одной ногой вступит в информационный век.

Об авторе:

    Сергей Черемушкин, старший преподаватель Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева, г. Саранск.


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Получите стратегию развития себя и компании, 17 декабря в Киеве, на практическом тренинге Игоря Вагина «Современные тренды в управлении персоналом». Закрытая встреча собственников бизнеса и руководителей.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►

Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.

система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ПО ТЕМЕ
Успешный сайт. Как превратить свой сайт в машину по зарабатыванию денегУспешный сайт. Как превратить свой сайт в машину по зарабатыванию денег
E-Learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступнымE-Learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным
Блоги и бизнес. Путь к успехуБлоги и бизнес. Путь к успеху
Руководство по CRM. Путь к совершенствованию менеджмента клиентовРуководство по CRM. Путь к совершенствованию менеджмента клиентов
Идеальные команды. Вдохновляющие и предостерегающие рассказы ветеранов тимлидингаИдеальные команды. Вдохновляющие и предостерегающие рассказы ветеранов тимлидинга

Отзывы

Отзывы на данный момент отсутствуют

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)