Высокая кухня клиентоориентированности

Раздел: Информационные технологии
Автор(ы): Михаил Заборов, Максим Михалев, Intelligent Enterprise (№5, 2012)
размещено: 14.08.2012
обращений: 6410

Если угождаешь, угождай каждому по-своему.
Филип Дормер Стенхоп Честерфилд

Высокая кухня клиентоориентированности Каждый CIO крупной компании не понаслышке знает, что такое внедрение масштабного ИТ-решения класса ERP, будь то разработка крупного вендора или система, сделанная на заказ. Дело это, мягко говоря, малоприятное — нервное, долгое, трудозатратное, с высокой степенью неопределенности.

С чем это связано? Почему сам процесс кастомизации и внедрения отнимает у бизнес- и ИТ-специалистов со стороны заказчика столько сил и времени, не гарантируя при этом качественный результат? И почему даже в случае успешного внедрения действительно нужного ИТ-решения заказчик порой все-таки остается недоволен?

Сложный рецепт

Все дело в том, что автоматизация с глубокой кастомизацией — и серьезная адаптация вендорского решения, и создание ИТ-системы на заказ — сложная услуга, требующая особого подхода. Прежде всего, огромное значение приобретает правильная организация процесса разработки (адаптации) и внедрения, ведь в случае сложных услуг процесс не менее важен, чем результат.

Кроме того, создание масштабных ИТ-систем класса ERP имеет ряд особенностей, увеличивающих сложность услуги.

  1. Объект автоматизации — бизнес и его процессы — постоянно меняется. Здесь уместно сравнение с хирургом, который оперирует живой организм. Только проекты создания ИТ-систем могут вестись годами на динамично развивающемся бизнесе.

  2. Как правило, в масштабных проектах автоматизации принимает участие много заинтересованных сторон, каждая из которых преследует собственные цели и имеет свои интересы.

  3. Процесс оказания услуги по созданию (кастомизации) масштабной ИТ-системы может быть весьма длительным. При этом заказчик получает результат не единовременно, а порциями в процессе всей работы над проектом. Этому способствует применение современных гибких методологий разработки и итеративного подхода, когда результат (новая функциональность) «отгружается» заказчику периодически небольшими частями.

  4. В начале процесса оказания услуги практически невозможно детально описать, каким должен быть результат. Это означает, что на старте проекта ни одна из сторон в точности не знает, каким будет (или должно быть) разработанное ИТ-решение. Масштабная система класса ERP — очень сложный объект, а ее разработка (глубокая кастомизация) ведется в условиях непрерывно меняющегося бизнеса.

  5. Качество результата — разработанного (или глубоко кастомизированного) ИТ-решения — оценить очень сложно. Дело в том, что ИТ-система — объект нематериальный, его практически невозможно «рассмотреть со всех сторон», исчерпывающе описать и достоверно оценить. Насколько хорошо и надежно предложенная ИТ-система поддерживает бизнес-процессы заказчика — выводы об этом можно будет сделать лишь после нескольких месяцев (а то и лет) промышленной эксплуатации.

Необходимые ингредиенты

Что конкретно подразумевает клиентоориентированность применительно к сложной услуге создания (или глубокой кастомизации) крупных ИТ-систем? Мы выделим несколько главных характеристик.

Прозрачность. Процесс создания ИТ-решения должен быть выстроен таким образом, чтобы клиент всегда был в курсе ведущихся работ и мог получить сколь угодно подробные разъяснения по любым возникающим вопросам.

Заказчик может рассчитывать, что специалисты подрядчика будут общаться с ним в понятных ему терминах и демонстрировать действие ИТ-систем на данных, приближенных к реальным. Должны быть обеспечены все условия для участия клиента в принятии ключевых решений — необходимо предоставить ему инструменты и артефакты, которые позволят быстро улавливать суть, не вдаваясь в ненужные подробности; кроме того, заказчик должен получать оперативные разъяснения обо всем, что для него делается.

Современные гибкие методологии разработки подразумевают регулярные (от недели до двух-трех месяцев) демонстрации хода работ по автоматизации и периодические поставки ПО. Эти демонстрации, а также вся необходимая документация, протоколы встреч и новые версии ПО позволяют заказчику всегда быть в курсе процесса и результатов разработки, по необходимости корректируя ход работ и приоритетность задач.

Кроме того, у заказчика должна быть возможность разобраться в том, как устроена команда, работающая на его проект, и познакомиться с исполнителями. Можно даже организовать временное участие специалистов заказчика в работе проектной команды (на территории подрядчика) — CIO наверняка по достоинству оценит такую открытость.

Клиент может при желании углубиться в детали работы, проделанной для него: ему подробно расскажут, что именно сделано, в чем была причина проблемы и почему принято именно такое решение, каковы были альтернативы и т.?д.

Предсказуемость. Заказчик должен быть уверен, что подрядчик заранее предупредит его обо всех рисках проекта, а также обо всех проблемах или иных обстоятельствах, существенно влияющих на процесс разработки, как только о них станет известно, и предложит варианты их устранения.

Гибкость. Клиентоориентированный подрядчик выстраивает все свои процессы — от сбора требований до внедрения — исходя из потребностей клиента. Кроме того, процесс разработки должен быть настолько гибким, чтобы заказчик мог в любой момент времени внести в требования к ПО какие угодно изменения, не встречая сопротивления со стороны подрядчика. (Конечно, при этом необходимо понимать, что могут двигаться планы и сроки, а часть проделанной и оплаченной работы, возможно, окажется ненужной.)

Однако гибкость не ограничивается процессами компании-подрядчика — само создаваемое ИТ-решение должно безболезненно встраиваться в имеющийся ИТ-ландшафт и быть способным к развитию, чтобы поддерживать меняющийся бизнес заказчика на протяжении всего срока эксплуатации.

Профессионализм. Заказчику нужна уверенность, что его проектом займутся опытные профессионалы, а разработанная ИТ-система будет соответствовать всем стандартам качества ПО. При этом опыт и признание специалистов подрядчика должны быть доказуемыми, то есть существовать в виде портфолио выполненных проектов, отзывов клиентов, сертификатов и лицензий, публикаций и докладов на конференциях.

Профессиональный поставщик ИТ-услуг охотно делится с заказчиком своим опытом, знаниями и экспертизой, не жалея усилий и времени на разъяснения. Такой подрядчик всегда может предложить заказчику хотя бы один вариант решения проблемы. На, как правило, речь идет о нескольких вариантах на выбор (быстрый/дешевый/надежный/гибкий).

Ориентация на интересы клиента. Кли­ен­то­ориентированный исполнитель искренне заинтересован в решении проблем заказчика и в конечном результате проекта.

Профессиональные исполнители максимально оперативно реагируют на критичные проблемы заказчика, не прячась за формальными регламентами (например, исполнители не уйдут домой, пока склад заказчика не начнет отгружать товар).

Работа на интересы клиента также подразумевает возможность прекратить отношения, причем компания-подрядчик должна сделать все, чтобы процесс расставания был максимально безболезненным для клиента. Даже если заказчик примет решение заменить систему подрядчика на другую, то клиентоориентированный заказчик выполнит все необходимые для этого работы — миграцию данных, техническую поддержку системы и передачу знаний специалистам заказчика в переходный период.

Проактивность. Заказчик может ожидать, что инициатива будет исходить от исполнителя, он будет основной движущей силой проекта. Подрядчик должен «думать наперед» и не только предупреждать клиента обо всех нежелательных вариантах развития событий и предлагать меры по их заблаговременному устранению, но и предлагать заказчику наиболее выгодные сценарии развития ИТ-системы.

Счастье есть

Мы надеемся, что перечисленные признаки помогут CIO при выборе клиентоориентированного подрядчика или, по крайней мере, подскажут, чего клиент может ожидать от профессионального поставщика ИТ-услуг.

Конечно, здесь описан идеальный вариант взаимоотношений, поэтому если исполнитель демонстрирует большую часть перечисленных компетенций — скорее всего, с ним можно начинать работу. А если вы в точности узнаете в описании своего подрядчика — вам повезло! Вы нашли по-настоящему клиентоориентированную компанию, которая сделает все, чтобы вам было комфортно и спокойно, а результат не просто оправдал, а превзошел все ваши ожидания.

Об авторах:

    Михаил Заборов, заместитель генерального директора по стратегическим проектам группы компаний CUSTIS.
    Максим Михалев, директор по маркетингу и продажам группы компаний CUSTIS.


comments powered by HyperComments
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Миллионеры из App Store. Секреты разработчиков приложений-бестселлеровМиллионеры из App Store. Секреты разработчиков приложений-бестселлеров
140 технологий раскрутки сайтов140 технологий раскрутки сайтов
Корпоративные блоги. Правила поведенияКорпоративные блоги. Правила поведения
Революция в аналитике. Как в эпоху Big Data улучшить ваш бизнес с помощью операционной аналитикиРеволюция в аналитике. Как в эпоху Big Data улучшить ваш бизнес с помощью операционной аналитики
Приключения ИТ-ЛидераПриключения ИТ-Лидера


Примечание: Точка зрения авторов статей может не совпадать с точкой зрения редакции Management.com.ua.
Для авторов: Редакционная политика портала.
система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)