Менеджмент.com.ua - главная страница Мастер-класс Радислава Гандапаса по личной эффективности «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы»
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


КОММЕНТАРИИ | Ошибки руководителя 10 апреля 2014 г.

Посыпая голову пеплом

Автор: Наталья Дорошенко
Источник: "Власть денег" (№9, 2014)

Народная пословица гласит, что мудр тот, кто признает свои ошибки. Однако подобные признания босса перед подчиненными могут стоить ему авторитета и карьеры. Приходится выбирать между мудростью и дальновидностью.

Посыпая голову пеплом
Иллюстрация: Shutterstock
Правило коммуникации для презентаций и переговоров утверждает: если вы ошиблись и знаете об этом, признайте сразу — это разоружает собеседника и открывает путь для дальнейшего конструктивного диалога. Некоторые следуют этому принципу.

"Одну из самых запоминающихся своих ошибок я совершил, когда работал руководителем производственно-коммерческого холдинга. При принятии решения о закупке большой партии сырья и полуфабрикатов я недостаточно серьезно отнесся к предостережениям и сомнениям коммерсантов и маркетологов по поводу необходимости закупки такой большой партии, — делится Руслан Красюк, генеральный директор ТЦ "Дарынок" (штат — 190 чел.). — Уже на этапе реализации первой, опытной партии продукции сомнения моих коллег подтвердились сполна. Я собрал всех участников проекта, признал, что был не прав, и обратился к ним за помощью в исправлении ситуации. Если бы я этого не сделал — не знаю, как бы мы справились с проблемой. А так было выработано коллегиальное решение насчет переориентации закупленного сырья. Инвестированные в закупку средства были спасены".

К сожалению, такие примеры скорее исключение, чем правило поведения управленцев. Мало кому из сотрудников посчастливилось на своем карьерном веку видеть раскаявшегося босса.

Большой и маленький

Наиболее привлекательно выглядит ситуация с "извинениями" перед подчиненными в небольших фирмах.

"Ошибки руководителя — это нормально. И очень важно научиться говорить подчиненным "я был неправ" или "я ошибался". Более того, признание собственных промахов подает пример коллективу. В таком случае меньше вероятность того, что подчиненные будут скрывать свои просчеты. Признание ошибок на всех уровнях — признак доверия в коллективе, а доверие — необходимое условие для развития компании", — говорит Владимир Дегтярев, генеральный директор PR-агентства Newsfront (штат — 25 чел.).

Такая легкость признания базируется на специфических отношениях в маленьких коллективах. Когда в коллективе нет жесткой иерархии, не столь щепетильны к соблюдению субординации, а многие на "ты", признание ошибки становится не очень болезненным процессом.

Абсолютно иная картина в крупных компаниях. В большинстве из них отношения выстроены таким образом, что руководство просто не может согласиться с тем, что оно совершило ошибку.

"В первом порыве хочется сказать "да", стоит признавать свои просчеты. Но я бы не спешила, — говорит Анна Кубицкая, начальник управления по работе с персоналом ПАО "Банк Кипра" (штат — 504 чел.). — Позволить себе признаться в собственных ошибках может тот управленец, который ранее демонстрировал принятие и понимание ситуаций, когда его подчиненные допускали промахи и в то же время получали от руководителя поддержку и помощь в их исправлении. Если руководитель не принимал ошибок подчиненных, не прощал их и жестко наказывал, то не стоит такому человеку рассчитывать на понимание со стороны своих сотрудников. Безусловно, это скажется на его авторитете, а кто-то, возможно, еще и попробует на его ошибке сделать себе карьеру".

На помощь противникам "извинений" перед подчиненными приходит и специальная литература. В различных книгах по менеджменту четко указано, что руководителю не пристало извиняться или объясняться перед сотрудниками: это делает его слабее в глазах подчиненных, уязвимее, а также приводится еще целый ряд негативных последствий для реноме босса.

Кому можно, кому нельзя

Возможность признания или непризнания руководителем своих ошибок зависит не только от размера компании и установленных в организации правил. Конечно, единого подтверждающего или отрицающего правила для такого случая быть не может. Каждая ситуация индивидуальна, имеет свою историю, причины возникновения ошибки, ее следствия и пути решения проблемы. И все же есть несколько факторов, которые влияют вообще на возможность "извиняться" перед подчиненными.

"Важно — является ли менеджер (совершивший ошибку и осознавший это) просто линейным административным руководителем или он "играющий тренер", участвующий член рабочей команды группы/проекта, — говорит Руслан Красюк. — Если для линейного руководителя непризнание ошибки может "сойти с рук", то для босса-действующего игрока такой снобизм может иметь очень негативные последствия: потерю доверия команды, порождение ощущения вседозволенности у подчиненных — "и мне так можно" и т. п. Непризнание собственной ошибки — заявка топа на какую-то исключительность и непогрешимость. А таким образом долговременное сотрудничество не построить и фактор доверия/недоверия играет в этом немаловажную роль".

По мнению г-на Красюка, не менее важно время, когда происходит признание. Если это запоздалый шаг, когда ошибка для всех очевидна и исправить что-либо затруднительно, то признание уже ничего не меняет и приведет лишь к падению реноме управленца. Авторитет руководителя возрастет лишь в том случае, если признание ошибки произошло на этапе, когда ее можно исправить. Желательно к извинениям приложить еще и план действий по решению проблемы. В другой ситуации лучше вообще промолчать.

По мнению Анны Кубицкой, все зависит от того, на чем построен авторитет босса. "Если руководитель всегда старался поддерживать и не подставлять своих подчиненных, признавал их заслуги, то в большинстве своем подчиненные не будут роптать и переделают массивы работы, чтобы не подвести босса. Если же авторитет построен на страхе, уничижении и преуменьшении заслуг сотрудников, то спрогнозировать масштабы "переделывания" массивов работы сложно, поскольку подчиненные могут использовать ситуацию и отыграться", — говорит г-жа Кубицкая.

Как ни парадоксально, но в ситуации, когда вертикаль построена на страхе и подавлении, непризнание ошибок боссом может даже укрепить отношения в коллективе. Здесь сработает сразу два психологических механизма. Первый — появится четкий враг, против которого все будут дружить, что сплотит коллектив.

Второй — невротизация отношений стабилизирует систему, делая ее очень прочной: чем больше взаимных претензий, тем сильнее связь (и часто, даже уволившись, некоторые сотрудники продолжают искренне желать зла своим бывшим начальникам и компаниям-работодателям, то есть находиться с ними в определенных отношениях). Поэтому авторитарному руководителю категорически нельзя признавать вину, что поспособствует укреплению коллектива.

Немного не совпали

Британская компания Forum EMEA, охватывающая в своих исследованиях Европу, Ближний Восток и Африку, провела масштабный опрос на тему: "имеет ли ваш руководитель привычку извиняться за свои ошибки?"

В опросе участвовали и управленцы, и их подчиненные. Данные оказались любопытные. 50% сотрудников заявили, что босс не извиняется никогда, еще 30% заявили, что он не только не извиняется, но и не признает собственных просчетов в работе. И лишь 5% сотрудников признали, что их руководитель всегда извиняется и признает собственные ошибки.

В противовес этим результатам, ответы боссов радикально не совпали с мнением подчиненных. Более 50% ответили, что всегда извиняются за свои ошибки, 38% признали, что делают это достаточно часто. Любопытны были и комментарии сторон после опроса.

Семь из десяти менеджеров сказали, что боятся выглядеть некомпетентными, поэтому предпочитают не извиняться лишний раз, а три из десяти — что не хотят проявлять слабость.

Кроме того, треть менеджеров и четверть работников считают, что признание руководителем собственных промахов — один из самых действенных способов завоевать доверие подчиненных. Вот только, согласно исследованию, лишь 48% управленцев считают доверие сотрудников чем-то значимым и стоящим.

Хитроумное признание

Важно помнить, что самая большая проблема непризнания собственных ошибок — сужение выбора решений. Многие возможные решения могут оказаться неприемлемыми, поскольку вскроется ложь и вина.

Кроме того, много сил уходит на поддержание "ширмы", часто в ущерб работе. В связи с этим стоит поискать приемлемый способ признания ошибки. Вопреки мнению коллег из небольших компаний, при этом вовсе не обязательно говорить вслух: "я не прав", "я ошибся".

Совет первый: пример из прошлого. Он относится к ситуации, когда гордость не позволяет признаться, а мнение подчиненных о сложившейся ситуации и возможных предложениях выхода необходимо. В этом случае могут помочь примеры из прошлого, желательно с вариантами решения проблемы и просьбой озвучить свои предложения. Можно привести пример и из опыта гипотетической компании, но в таком случае воспитательный момент — "я, босс, тоже человек" — потеряется.

Совет второй: честное признание. Вовремя признанная ошибка и принятые по ее исправлению меры — это хороший кейс для того, чтобы вынести из ситуации максимум и не допустить повторения подобного в дальнейшем. Такая ошибка может стоить подчиненным дорого. Нужно переделывать работу, оперативно перестраиваться, иногда в условиях временного давления, цейтнота.

Поэтому лучше, если босс честно объяснит сложившуюся ситуацию, чтобы сотрудники не чувствовали информационного вакуума и не были "механическими исполнителями" воли руководителя. Руслан Красюк предлагает свою схему признания:

  • причины возникновения ошибки;
  • на основании какой имеющейся ранее информации было принято неправильное решение;
  • что дало боссу понимание того, что была допущена ошибка;
  • какая информация привела к коррекции, изменению решения;
  • почему новое решение правильнее, лучше предыдущего.

В таком случае подчиненные быстрее поймут причины произошедшего и включатся в исправление ситуации.

Совет третий: публичная работа над ошибками. "Не только сотрудники, но и управленец после каждого завершенного проекта должен проводить анализ с последующей внутренней презентацией выводов и уроков, тем самым заполняя "институциональную" память и передавая опыт коллегам", — советует Владимир Дегтярев. Важно учитывать: делать подобные признания стоит лишь в ограниченном кругу людей. Работа над ошибками директора департамента на виду у 50 подчиненных будет выглядеть нелепо.

Совет четвертый: что нельзя делать категорически. Ни в коем случае нельзя признавать собственные ошибки под давлением, когда "приперли к стенке" и ситуация непоправима. Вот в такой ситуации стоит "выкручиваться до последнего". Независимо от статуса и размера компании, такое признание негативно скажется на авторитете.


I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полусловаИскусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова
Доведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектовДоведи идею до ума. 100 творческих упражнений для мозгового штурма, проработки и реализации проектов
Привычка к творчествуПривычка к творчеству
Уверенность в себе. Умение контролировать свою жизньУверенность в себе. Умение контролировать свою жизнь
Связанные одной сетью. Как на нас влияют люди, которых мы никогда не виделиСвязанные одной сетью. Как на нас влияют люди, которых мы никогда не видели

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)