ИНСАЙТЫ | Бизнес-ангелы 8 июля 2008 г.

Где летают инвесторы

Автор: Мария Шамота, журнал "Деловой" (№6, 2008 г.)

Где летают инвесторы Украинские банкиры неохотно дают взаймы начинающим бизнесменам, а существующие у нас нынче венчурные фонды предпочитают голым идеям уже вполне окрепшие компании. Впрочем, не стоит отчаиваться — в Украине живет порядка 50 человек, готовых дать денег, казалось бы, просто так — бизнес-ангелы. Но чем на самом деле может закончиться для молодого предпринимателя привлечение «высших сил»?

Бизнес-ангелами когда-то называли спонсоров бродвейских постановок. Из среды американских антрепренеров термин перекочевал в венчурную индустрию. В современном понимании это уже не филантропы, а частные инвесторы: либо состоявшиеся бизнесмены, либо высокооплачиваемые специалисты крупных компаний, которые в течение своей профессиональной деятельности поднакопили определенный капитал и готовы его инвестировать.

Этих денег недостаточно для открытия какого-то крупного бизнеса, но хватает для поддержки нескольких небольших проектов, обладающих значительным потенциалом роста. Как правило, инициаторами таких проектов выступают люди весьма далекие от бизнеса, у которых есть только голая идея, не имеющая никакого экономического обоснования. Правда, если идея хороша, то «ангелу» такое обоснование и не требуется.

Безальтернативный выбор

Отличительной особенностью бизнес-ангелов является то, что они финансируют проекты на начальных стадиях их развития, то есть на этапе посева и старт-апа. В первом случае речь идет только об идее, которую можно воплотить в жизнь, но еще требующая научных разработок, изучения рынка, разработки концепции развития и т.д. А на стадии старт-апа компания уже создана, но производство и продажи пока не начались.

На этих этапах бизнес нуждается в незначительных капиталовложениях, но они зачастую все же превышают возможности самого инициатора проекта. Вариантов получения денег три: кредит в банке, привлечение венчурного фонда или же средства частного инвестора. Наиболее предпочтительным с точки зрения дальнейшего развития бизнеса является, конечно, получение кредита, но он для начинающего предпринимателя слишком дорогой. Кроме того, в банке требуют залог, который он не может предоставить.

Что же до украинских венчурных фондов, то они, в отличие от своих западных коллег, с малым бизнесом фактически не работают. «Предприятие, которое может нас заинтересовать, должно иметь сильную, работающую стратегию, занимать в своем сегменте лидирующие позиции, там должна присутствовать здоровая корпоративная культура. Компании, с которыми мы ведем переговоры, имеют как минимум сотни, а чаще тысячи сотрудников», — очерчивает круг своих интересов в украинском бизнесе Майкл Блейзер, президент компании SigmaBleyzer.

Поэтому фактически единственным источником средств для начинающего украинского бизнесмена остаются частные инвесторы. Залога они не требуют, равно как и разработанного бизнес-плана. Экономическое обоснование той или иной идеи — уже их забота.

«Обычно бизнес-ангелы приходят в проект без намерения остаться его стратегическими инвесторами. Их цель — вложив деньги в перспективную идею выйти на высокий уровень капитализации, а потом продать свои активы, неплохо на этом заработав, — рассказывает Игорь Власюк, президент Ассоциации бизнес-ангелов Украины. — При этом частные инвесторы, как правило, привносят в данное предприятие не только деньги. Они также делятся своими связями, опытом, помогают в принятии стратегических решений, предоставляют гарантии для получения финансирования».

Сумма, которую бизнес-ангел вкладывает в один проект, колеблется от $20 тыс. до нескольких миллионов. Но поскольку она составляет лишь небольшую долю его состояния (редко вкладывают в проект более 5% собственных денег), то инвестор нередко берется за воплощение довольно рискованных идей. Правда, и просит за это немало.

Под ангельской личиной

Вовлечение частного инвестора предполагает его долевое участие в проекте. И именно доля, которую запрашивает «ангел», является основным камнем преткновения.

«Когда я начал искать инвестора в 2005 году, все, кто интересовался моим проектом, предлагали соотношение 90:10. Но меня это не устраивало, поэтому развивать бизнес пришлось самостоятельно. И только в 2006 году, когда появились первые клиенты, удалось привлечь партнера на условиях 60:40. Но разговор о таком соотношении стал возможен только потому, что мы перешли в другую, с точки зрения инвестиций, стадию — Early Stage», — рассказывает Сергей Катков, директор и-call-центра Vox-line.net.

То, что украинским предпринимателям не светит европейское соотношение долей (там бизнес-ангел получает не контрольный пакет — от 25% до 49% акций) подтверждают и сами бизнес-ангелы.

«В проекте студии “Квітель” я взял 90%, а ребятам осталось 10%. Объяснение простое: я рискую всем, они —– практически ничем. Ведь на момент заключения сделки у них была только идея, которая и стала их вкладом в дело. Учитывая объем уже сделанных в данный бизнес инвестиций, 10% — довольно немаленькая цена за идею», — рассказывает Александр Кардаков, президент корпорации «Инком» и компании «Датагруп» и один из наиболее активных отечественных «ангелов».

Собственно, именно высокой рискованностью украинского бизнеса частные инвесторы и объясняют столь высокие запросы при вхождении в проект.

«Около 40% проектов заканчиваются полной либо частичной потерей вложенных денег. В Украине с учетом неразвитости инфраструктуры и более высоких рисков, доля потери капитала значительно выше европейских показателей. Поэтому инвесторы склонны входить в проекты, приобретая контрольный пакет», — поясняет Сергей Десяк, вице-президент Ассоциации «Частные инвесторы Украины».

По сути, речь идет о ситуации, когда инициатор приходит к миноритарной позиции в собственном бизнесе, соответственно, его участие в проекте оказывается ограниченным, что устраивает далеко не всех. В итоге предприниматель становится перед выбором: либо привлечь бизнес-ангела, получить стартовый капитал, но с высокой вероятностью лишиться бизнеса, либо искать деньги на развитие проекта самостоятельно, и привлекать частного инвестора на более позднем этапе, когда условия может диктовать уже сам инициатор.

Место встречи

Количество активных бизнес-ангелов в Европе оценивается экспертами в 125 тыс. человек. Количество же потенциальных, «девственных» частных инвесторов превышает этот показатель в 10 раз. В США порядка 80% проектов на стадии старт-апа финансируется именно «ангелами». В Великобритании около 18 тыс. «ангелов» вкладывают порядка 500 млн фунтов в 3,5 тыс. предприятий.

Что касается Украины, то достоверной статистики нет. В соответствующую ассоциацию входят порядка 50 человек, но, по данным экспертов, на самом деле в Украине частных инвесторов значительно больше. Просто они достаточно разобщены и стараются не афишировать свою деятельность. Это достаточно серьезно затрудняет предпринимателю поиск потенциального инвестора. С другой стороны, сами бизнес-ангелы жалуются на неэффективность существующих источников информации. Ведь будь у них необходимая база данных по старт-апам, они могли бы профинансировать намного большее количество проектов.

Возможный вариант решения проблемы недостатка информации — создание сетей бизнес-ангелов. Предпринимателям это дает возможность презентовать свой проект сразу многим потенциальным инвесторам, а они в свою очередь получают доступ к соответствующей базе данных, в которой могут выбрать интересующие их проекты. Подобная система работает в Германии, США, Великобритании и даже в России. В задачи таких сетей и ассоциаций входит оказание предпринимателям консалтинговых услуг по подготовке проектов и организации их презентаций.

По словам Игоря Власюка, ассоциации берут на себя также и некоторые обязательства касательно последующего курирования проектов, а при определенных условиях даже принимают участие и в их управлении. Хотя в сети бизнес-ангелов серьезная, основательная, окончательная экспертиза проектов не проводится, и ассоциация не берет на себя риски за результат. Этим занимаются уже инициатор и сам инвестор.

Невостребованные революции

Если с написанием стратегии развития проекта у предпринимателя возникают проблемы, он может обратиться за помощью в одну из консалтинговых компаний. Но это достаточно дорого: цена стратегического плана может доходить до 20% от стоимости самого проекта, и у начинающего бизнесмена зачастую не оказывается средств на оплату услуг аналитиков. Поэтому расплачиваются с консалтинговыми компаниями все той же долей в бизнесе. Зато наличие стратегического плана обеспечивает более высокую вероятность успешной реализации проекта.

«Если идея действительно хороша, то аналитическая компания поможет найти для нее частного инвестора, которому останется только оценить и принять стратегию, а в дальнейшем мониторить ее исполнение: поквартально, помесячно, в зависимости от договоренностей с управляющей компанией», — рассказывает один из наиболее активных украинских частных инвесторов, пожелавший остаться не названным. В дальнейшем уже три игрока: аналитическая компания, инициатор и бизнес-ангел, могут обратиться к более крупному инвестору — венчурному фонду, банку либо другому институту финансирования.

Правда, мечтая о действительно хороших идеях, бизнес-ангелы нередко противоречат сами себе. Если на Западе инвесторы предпочитают финансировать hi-tech ноу-хау и интернет-бизнесы, то в Украине пока доминирует инвестирование в более привычные виды бизнеса, достаточно далекие от высоких технологий — пищевую промышленность, производство строительных материалов, недвижимость и т.д.

Игорь Власюк объясняет это тем, что за рубежом в традиционных сферах бизнеса, таких как производство или торговля, уже сложно достичь высокой капитализации. Но злые языки поговаривают, что повышенный интерес бизнес-ангелов к пищепрому и особенно недвижимости обусловлен в первую очередь тем, что в этих супердоходных нынче сферах частному инвестору легко добиться льготного налогообложения (под видом реинвестиций), что в разы увеличивает доходность этих проектов для самого бизнес-ангела.

Косвенно подтверждают это мнение и результаты первого «аукциона идей», проведенного в прошлом году в рамках выставки «Изобретения и инновации». Как с грустью отмечают участники, потенциальных частных инвесторов мало привлекали инновационные hi-tech проекты, несмотря на то что западные венчурные фонды оценивали их потенциал очень высоко.

Очевидно, не зря все-таки украинские бизнес-ангелы, говоря о себе, тщательно избегают слова «венчур», что в переводе с английского означает «риск». Финансировать рискованные идеи, в отличие от своих западных коллег, некогда не побоявшихся дать денег под весьма сомнительные проекты, впоследствии ставшие всемирно известными корпорациями Google и Apple, украинские «ангелы» пока не готовы. Следовательно, создателям революционных решений остается два пути: либо ожидать массового прихода в Украину иностранных венчурных фондов, которые действительно падки на нестандартные идеи, либо обращаться за стартовым капиталом в банк, привлекая частного инвестора уже на «безрисковом» этапе. Без всякого venture.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Прыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успехаПрыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха
Ваше предназначение. Практическое руководство для тех, кто хочет реализовать свой потенциалВаше предназначение. Практическое руководство для тех, кто хочет реализовать свой потенциал

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)