ИНСАЙТЫ | Внедрение изменений 30 августа 2018 г.

Как топ-менеджерам правильно внедрять изменения в компаниях

Автор: Андрей Порада
Источник: портал "ДЕЛО"

Для реализации изменений в любой организации руководителю недостаточно иметь лишь нужный набор полномочий. Успешный результат может быть достигнут, лишь если лидер и команда правильно взаимодействуют друг с другом.

Как топ-менеджерам правильно внедрять изменения в компаниях Необходимость в изменениях сегодня испытывают все организации. Меняется внешняя среда, внедряются передовые технологии. Правила, существовавшие на протяжении последних 5-10 лет, кардинально пересматриваются. Поэтому вопрос о качествах, которыми должен обладать трансформационный менеджер, как в корпоративном секторе, да и любой другой структуре, стоит достаточно остро.

Кто такой трансформационный менеджер?

Это человек, который отвечает за планирование, внедрение и результат стратегических изменений. Нередко эту ответственность берут на себя руководители, основная обязанность которых до этого момента состояла в поддержании текущей ежедневной деятельности организации. Трансформационным лидером он становится, когда у работодателя, заказчика, собственника, акционеров и т.п. появляется потребность в изменениях.

Что важно понимать такому лидеру?

Как правило, много времени уходит на поиск стратегии и разработку плана изменений. Однако очень часто как раз на этом этапе и заканчивается много трансформационных процессов. Дело в том, что любая стратегия, в том числе и трансформационная, не имплементируется сама собой. Об этой очевидности нередко забывают. Чтобы избежать неудачи, руководитель должен обладать способностью довести дело до конца (достичь результата).

В случае с лидером, цель которого состоит в успешной реализации изменений, процесс должен начаться с точной оценки того, какой необходим объём власти и влияния на ту среду, которая подлежит трансформации. Речь идет не о формальной (административной) власти. Речь о том, что в англоязычных изданиях по управлению определяется как "power". Ошибочно считать, что руководитель по умолчанию ею обладает.

Любые изменения означают сопротивление системы. Этому сопротивлению уделяется в нашей культурной среде не так много внимания, поскольку принято считать, что команда зависит от лидера, и достаточно давать четкие указания. В реальности все наоборот.

Руководитель зависит от качества и эффективности работы своей команды. И его власть, сила (power) состоит не в принуждении, а в способности мотивировать людей на то, чтобы они помогали ему в трансформационных процессах.

Обычно трансформируются уже существующие коллективы, которые полностью загружены текущей работой. Трансформация не является для них первоочередным заданием. Поэтому приоритетная задача руководителя — подвигнуть своих сотрудников на то, чтобы они перераспределили свои ограниченные ресурсы в пользу необходимых действий в рамках трансформации. От этого в первую очередь зависит успех процесса изменений. Не заставить его, а побудить. Сотрудник должен захотеть сделать.

Подробнее вопрос использования власти (power) в трансформационных процессах разбирал Джеффри Пфеффер (Jeffrey Pfeffer), профессор Высшей школы бизнеса Стэнфордского университета. Но базовая модель была разработана профессорами Мичиганского университета Джоном Френчем (John R. P. French) и Бертраном Рейвеном (Bertram H. Raven).

Что может быть источником силы трансформационного лидера, помогающим влиять на поведение людей, входящих в состав команды?

  • Coercive power (сила принуждения). Возможность менеджера влиять на поведение команды, используя страх применения наказания. Может использоваться для преодоления сопротивления изменениям, но крайне негативно влияет на мотивацию команды.

  • Reward power (возможность награды). Сотрудники должны быть уверены, что получат вознаграждение за то, что поддерживают изменения.

  • Legitimate power (формальная власть). У руководителя должно быть достаточно полномочий, чтобы, например, принимать на работу, продвигать сотрудников по карьерной лестнице и т.п. Как видно, это только один из элементов, не главный.

  • Expert power (компетентность). Люди должны доверять экспертному мнению трансформационного менеджера.

  • Reference power (сила ассоциирования). Участники команды активнее поддерживают трансформации, если ассоциируют себя и свою вовлеченность с чем то, что является значимым.

  • Information power (сила информации). Способность лидера изменений построить эффективные коммуникации в команде, предоставить всем участникам необходимую и ценную информацию для реализации изменений.

Почему в настоящее время вопросы власти и влияния не настолько активно обсуждаются в управленческих кругах в Украине? Дело в том, что эти понятия у нас часто имеют негативные интонации. Например, ассоциируются с манипуляцией или неадекватным использованием власти (силы). Поэтому очень важно, чтобы руководители, которые развиваются в этом направлении, не использовали инструменты власти для достижения сомнительных целей с точки зрения морали, целей, которые бы негативно влияли на атмосферу в коллективе.

Еще в 1976 году Девид МакКлеланд (David McClelland) описал три типа управленцев, которые чаще всего встречаются в организациях и имеют непосредственное отношение к трансформации.

  1. Те, которые больше сосредоточены на том, чтобы нравиться сотрудникам, чем на достижении результата.

  2. Те, для которых достижение результата является приоритетом, при этом пренебрегая мнением сотрудников. Собственное признание для них является более высоким мотиватором, как и в первом случае.

  3. Те, которые развивают свои источники власти и влияния и достигают цели путем влияния на поведение своих подчинённых.

Третий тип — это институционные менеджеры. Они достигают результата, развивая высокий уровень ответственности у тех людей, с которыми они работают. И это наиболее эффективный способ трансформации в любой организации. Тот, кто берет на себя роль лидера изменений, должен это очень хорошо понимать.

Подытоживая вышесказанное, умелое владение инструментами влияния (силы) на изменения поведения команды для достижения поставленных целей и определяет эффективность трансформационного лидера.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Большая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людейБольшая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людей
Формула. Универсальные законы успехаФормула. Универсальные законы успеха
Эмоциональный интеллект. Harvard Business Review: 10 лучших статейЭмоциональный интеллект. Harvard Business Review: 10 лучших статей

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)