КОММЕНТАРИИ | Корпоративное управление 7 марта 2008 г.

Корпоративное будущее

Автор: Андрей Степанов, журнал "Деловой" (№12, 2007 г.)

Андрей Степанов, руководитель практики по управлению рисками компании Deloitte, уверен, что отечественные деловые круги нуждаются в усовершенствовании корпоративного управления.

Украинская экономика показывает не только позитивную динамику развития, но и характеризуется высокими рисками ведения бизнеса. Одним из эффективных рычагов снижения рисков во всем мире является использование принципов корпоративного управления.

Они применяются уже несколько столетий, но только после азиатского экономического кризиса 1998 года и ряда корпоративных скандалов 2002 года к данному вопросу обратились со всей серьезностью. Аналитики обнаружили, что "слабости" в практиках корпоративного управления и составления финансовой отчетности являлись основополагающими причинами этих скандалов.

Явные преимущества

Это понятие характеризует отношения между главными действующими лицами компаний — акционерами, менеджерами, кредиторами и др. Однако корпоративное управление (corporate governance) очень часто путают с корпоративным менеджментом (corporate management). Второй термин означает оперативное управление компанией, тогда как первый контролирует сам этот процесс, обеспечивает эффективность принятия решений и находится на более высоком уровне руководства.

По данным исследований ведущих экономистов, грамотное корпоративное управление позволяет снизить себестоимость капитала и, таким образом, повысить оценку стоимости компании. Также оно призвано улучшить показатели операционной деятельности путем эффективного размещения ресурсов и более качественного управления. Снижается риск возникновения финансовых кризисов, улучшаются отношения с акционерами, и повышается доступ компании к внешним источникам финансирования.

Механизмы корпоративного управления также призваны обеспечить ответственность совета директоров перед акционерами, менеджмента — перед советом директоров, собственников крупных пакетов акций — перед миноритариями, корпорации — перед работниками, покупателями и обществом. Корпоративное управление сосредоточено на том, чтобы все эти группы качественно выполняли свои функции при сохранении баланса интересов между ними.

Украинский вариант

В мире существуют две наиболее распространенные модели корпоративного управления: англо-американская и германская. Основное различие между ними заключается в степени концентрации акционерного капитала.

Для стран, использующих англо-американскую модель, характерна высокая степень «распыления» акционерной собственности. В этих условиях органом корпоративного управления является совет директоров, который следит за деятельностью менеджмента, а также обладает определенными полномочиями по надзору за финансовой отчетностью, аудитом и внутренним контролем в компании.

Для германской модели характерна более высокая концентрация акционерной собственности и высокая степень влияния банков как ключевых источников финансирования компаний. В этих условиях, органы корпоративного управления делятся на надзорный орган (совет директоров — представителей собственников) и исполнительный орган (правление, состоящее из руководства компании).

Практика ведения бизнеса в нашей стране, а также структура органов управления компаний, установленная Законом Украины «О хозяйственных обществах» больше соответствует германской модели.

Но не все так просто. Национальная банковская система отличается низкой капитализацией и раздробленностью. Большинство крупнейших банков проданы западным стратегическим инвесторам. Основными источниками инвестиций являются как раз страны с англо-американской моделью корпоративного управления, что приводит к давлению с их стороны в пользу внедрения именно их подходов.

Вполне вероятно, что в украинских реалиях будет выработана своя индивидуальная модель, совмещающая элементы двух основных практик корпоративного управления. Сейчас она только формируется, преодолевая болезни «переходного периода» экономики. Но повышение уровня корпоративного управления необходимо, так как налицо большая «открытость» экономики к приему иностранных инвестиций, и все большее количество компаний готовы к выходу на международные рынки капитала.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
24 октября 2017
Харьков, Premier Palace Hotel Kharkiv
SelfMadeMan: самоменеджмент и самомотивация (Радислав Гандапас)
25 октября 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Активные продажи: система гарантированного привлечения клиентов (Наталья Дегтярева)
25 октября 2017
Киев, Отель «Космополитъ»
Решили. Внедрили. Результат. IV международная конференция по методологии Адизеса

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Второй шанс. Для ваших денег, вашей жизни и нашего мираВторой шанс. Для ваших денег, вашей жизни и нашего мира
Как писать так, чтобы вам доверялиКак писать так, чтобы вам доверяли
Как стать генеральным директором. Правила восхождения к вершинам власти в любой организацииКак стать генеральным директором. Правила восхождения к вершинам власти в любой организации
Удача в бизнесе. Как повысить ваши шансы на успехУдача в бизнесе. Как повысить ваши шансы на успех
Мастерство жизни. Внутренняя динамика развитияМастерство жизни. Внутренняя динамика развития

Отзывы

Смерек Віталій, smerekvitalik@rambler.ru
Звичайно, що йти на семінари відомих гуру потрібно. Але для думаючої (така що любить багато читати і думати) людини корисніші роботи гуру представлені в тексті (слайдах, веб-кастах і т.п.). Ну і ідеальний варіант це: вивчення робіт-семінар гуру - спілкування з гуру - аналіз отриманих знань та інформації. Згідний з тим, що навіть на семінарі, який триває 1-2 дні важко, щось почерпнути практичне (особливо, якщо Ви вже добре ознайомлені з основними концепціями ). Проте багато наших менеджерів мало, що читають і тому часто на таких семінарах вони дізнаються про нові концепції від гуру. Правда за такий семінар потрібно заплатити 700-1000 $, а за книгу де їх теж можна почерпнути всього 10-30 $. Тому власники самі потрібні вибирати чи варто їм переплачувати 700 $ чи всетаки краще взяти думаючих людей, які обійдуться лише книгами і власним досвідом. Не згідний з тим, що гуру часто немають солідного досвіду в тій галузі в якій вони дають консультації. Це нас не повинно дивувати, бо це різні сфери. Чомусь нас не дивує, що тренер який в 100 разів гірше боксує за Кличка дає йому поради. Так само і гуру, вони можуть навіть гірше вести конкретний бізнес, але поради їх будуть цінними.
2008-03-19 09:44:29
Відповісти

Пономарев ЕВгений, jeen1955@yahoo.com
К Ф.Котлеру и другим гуру от маркетинга нужно относиться по философски - как к Пифагору в математике, который дал общие решения некоторых математических задач. Готовых резептов для эффективного функционирования каждой фирмы они естесственоо дать не могут. Тренинги и семинары никогда не смогут заменить систематизированных знаний. Они только позволяют очертить круг вопорсов, которые могут быть решены при основательном изучении маркетинга и смежных дисциплин.

Зав. каф.Экономики Ереванского филиала МЭСИ
2008-03-24 14:44:13
Відповісти



система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)