КОММЕНТАРИИ | Лидерство 7 апреля 2010 г.

Лидерство как религия

Должен ли топ-менеджер стремиться
стать божеством для подчиненных?

Автор: Пьер Касс (Pierre Casse), профессор бизнес-школы «Сколково»
Источник: "Forbes Russia"

Пьер Касс (Pierre Casse)
Пьер Касс
(Pierre Casse)
Всякий раз, когда мы задаем этот вопрос группе руководителей, принимающих участие в тренинге, они приходят в замешательство. А смысл вопроса простой — на чем основано право одних людей руководить другими? Существует ли закон, позволяющий распоряжаться судьбами других? Если да, то какими именно привилегиями и обязанностями оно наделяет своего обладателя?

С не меньшим удивлением большинство студентов курса МВА выслушивает мысль о том, что идея «подчиненных» является устаревшей и неактуальной. Как ни странно, многие коллеги из бизнес-школ до сих пор придерживаются прежнего принципа — лидерство без подчинения невозможно.

Кто это сказал?!

Исполнительный директор SUN InBev Russia был абсолютно прав, заявив на выступлении в «Сколково», что его роль заключается не в воспитании подчиненных, а в формировании лидеров среди всех партнеров, с которыми он работает в компании.

Удивительно, что множество людей воспринимают доминирующую роль лидера и его положение в любой социальной системе как естественное явление. Для нас это практически религиозная догма, укоренившаяся в наших традициях и культуре, и мы свято верим, что жить без таких лидеров невозможно.

Однако взглянем пристально на некоторые традиционные представления, связанные с идеей руководителя-божества. Существующие практики в области лидерства оставляют ощущение, что имеешь дело с религией, тщательно охраняемой от лишних вопросов. Чтобы пробиться через это ощущение, давайте пройдемся по семи базовым положениям этой религии и поймем, насколько опасны они могут быть для человеческого здравомыслия и жизни компаний.

Лидер знает все?

Конечно, это не так! Все знаменитые лидеры признают, что во многих ситуациях им приходится двигаться словно в тумане, особенно в кризис. Как отметили Энди Гроув (CEO Intel) и Майкл Делл (CEO Dell), в большинстве случаев они плохо представляют себе, в какую сторону прокладывать путь, хотя понимают, что на них по-прежнему лежит обязанность его указывать. Истинные лидеры не скрывают этот факт от других сотрудников компаний, так как понимают, что честность способствует повышению их авторитета. Их работа — прислушиваться к мнению коллег и анализировать полученные от них советы.

В конечном счете руководитель принимает решение, но коллеги знают, что оно является не «откровением свыше», а результатом аргументированного суждения, основанного на подкрепленной документами информации.

Совет лидеру: иногда полезно признаваться в своем незнании, чтобы ваши сотрудники учились не только определять проблемы, но и предлагать пути их решения. Это способствует их профессиональному росту и укреплению корпоративного духа.

Лидер — представитель верховной власти?

В определенном смысле это действительно так, однако лидер не должен уподобляться священнослужителю, играя в посредника между некоторой «высшей силой» и ее адептами. Никакой «высшей силы» в компании не существует. Есть лишь акционеры, стремящиеся реализовать свои имущественные права и делегировавшие соответствующие полномочия лидеру. А лидер — слуга народа, интересы которого представляет. Чтобы осуществлять свои полномочия, он нуждается в помощи других членов организации. Все остальное не более чем ролевая игра.

Символы власти, демонстрация превосходства, использование методов устрашения, злоупотребление конфиденциальностью — все это признаки желания лидера укрепить властные позиции и удовлетворить самолюбие. Такой подход может отрицательно сказаться на эффективности работы организации, поскольку он снижает продуктивность коллективных усилий, направленных на достижение успеха.

Совет лидеру: люди очень чувствительны к готовности и способности руководителя открыто отстаивать их права и показывать своими делами, что он заботится о своих коллегах и защищает их интересы. Забота о благосостоянии членов коллектива — эффективный способ завоевать их доверие и повысить собственный авторитет.

Лидер может выступать в роли всевластного Бога?

На каком основании? Есть ли у лидера полномочия «прощать грехи» или «карать»? Имеет ли он право думать или действовать в сколько-нибудь морализаторском тоне? Конечно, нет! Тем не менее такой характер действий руководителей в сфере бизнеса существует.

Он ведет лишь к появлению чувства стыда и вины, которыми не следует злоупотреблять в отношениях между сотрудниками. Кроме того, подобный стиль поведения с сотрудниками вызывает у лидера ощущение власти и праведности, что неприемлемо.

При этом руководитель должен оценивать эффективность работы коллектива, это входит в его обязанности. Оценка, выполненная в открытой, конструктивной, информативной манере не имеет ничего общего с морализаторством. Она ни в коем случае не должна вызывать ощущение правоты или неправоты; допустимая оценка базируется исключительно на категориях «качественный» или «некачественный».

Совет лидеру: всякий раз, оценивая работу сотрудника, необходимо исходить из объективного обмена мнениями между двумя партнерами, заинтересованными в повышении эффективности собственной работы и профессионального уровня. Этот процесс не должен носить односторонний характер. Он представляет собой двустороннее взаимодействие, совместное созидание.

Сопротивление лидеру недопустимо?

Лидер — не святой, облаченный в чудотворный покров, защищающий его от всякого рода критики. Если он требует к себе такого «уважения» (на самом деле — покорности), это может кончиться плачевно. Лидер, который ставит себя выше критики, утрачивает способность реалистично оценивать свою работу. Члены коллектива будут бояться высказывать мнение и возражать, даже когда это необходимо. Руководитель лишится этой крайне важной ответной реакции, и коммуникация между ним и остальными сотрудниками будет нарушена.

В то же время, критика и откровенный диалог не дают права на неуважительное отношение. Нараяна Мерфи, соучредитель компании Infosys, так выразил эту мысль: «Я позволю вам не согласиться со мной, но не соглашусь с вашим непозволительным поведением». Можно высказать свое категорическое несогласие, возможны и горячие дискуссии, но личные оскорбления недопустимы.

Совет лидеру: существуют убедительные доказательства того, что сопротивление традициям и стандартам чрезвычайно полезно для сохранения и развития любой компании. Два наглядных примера: реорганизация IBM от выпуска мейнфреймов к IBM Business Consulting и успех компании Sony с приставками PlayStation. Противоречия, конфронтация и сопротивление создают условия для принятия инновационных решений.

Люди должны верить в своих лидеров?

Вера противопоставляется рациональному доказательству или находится за его пределами. Понятие веры применимо к трансцендентной сущности или к чему-либо непознаваемому. И оно никак не подходит для сферы бизнеса или руководителей организаций.

В руководителей нельзя слепо верить или безоговорочно им повиноваться. В лучшем случае следует им доверять, но доверие и вера — это не одно и то же. Доверие основано на подтвержденных предположениях. Человек, которому мы доверяем, своими делами доказывает, что он достоин этого доверия. Оно ежедневно подвергается проверке и присутствует до тех пор, пока человек оправдывает наши ожидания.

Большую опасность представляют ситуации, когда руководители ожидают от своих сотрудников безусловной веры и повиновения. Или наоборот когда сами сотрудники, отложив здравое суждение, следуют за ними, руководствуясь одной верой.

Совет лидеру: хорошие лидеры заинтересованы в критике. Некоторые просят своих коллег специально подвергать сомнению правильность своих наиболее важных идей и решений. На самом деле, это совсем не трудно, если следовать известному совету Билла Гейтса: «Принимайте на работу тех, кто лучше вас самих».

Лидеров нужно любить?

Лидеры организаций не могут требовать любви — хотя бы потому, что любить по приказу невозможно. Любовь зарождается в сердцах людей в зависимости от того, насколько тот или иной человек, предмет или явление способствуют их счастью и благоденствию. Как правило, таким чувствам нет места в компаниях. Любовь в лучшем случае заменяется лояльностью.

Но и лояльность не возникает по принуждению. Это качество все реже и реже встречается среди сотрудников компаний. Спросите, почему? Потому что здесь срабатывает принцип улицы с двусторонним движением — человек бывает лояльным по отношению к компании, которая отвечает ему взаимностью. В посткризисном мире компании увольняют сотрудников при малейшем подозрении в неэффективности их работы. В свою очередь, люди понимают, что они в лучшем случае могут рассчитывать на исполнение обязательств компании по трудовому договору. Поэтому не стоит надеяться, что руководитель станет нашим покровителем или отплатит за нашу к нему лояльность той же монетой.

Если лидер того заслуживает, ничто не мешает проявлять к нему позитивное отношение. Однако это чувство никогда не будет ни обязанностью, ни какой-либо формой любви, о которой сказано в христианских заповедях.

Совет лидеру: следует рекомендовать сотрудникам проверять варианты продвижения по службе в своей фирме и даже трудоустройства в других компаниях. При этом объясняя, что дело не в том, что от них хотят избавиться, а в том, что это необходимо для подстраховки в условиях крайне изменчивого мира. Ощущение безальтернативности в профессиональной сфере отрицательно сказывается на качестве работы, тогда как наличие возможности карьерного роста и свободы выбора придает оптимизм и стимулирует творческий подход сотрудников.

Бойся навлечь гнев со стороны лидера?

Страх — полезная эмоциональная реакция человека, поскольку он сигнализирует о наличии опасности для нашего благополучия и позволяет своевременно предпринять защитные меры. Однако опасаться — не значит быть запуганным ответной реакцией со стороны руководителя. В данном случае опасение выступает как добровольно принятый на себя стимул работать лучше и избегать оплошностей.

Роль лидера заключается не в том, чтобы назначать наказание за совершенные ошибки или запугивать людей. Лидер должен способствовать повышению уверенности сотрудников в своих силах, а не понижать их самооценку. Лидер должен обеспечивать конструктивную обратную связь, помогающую понять, почему необходимый результат не достигнут и каким образом повысить эффективность работы и профессиональный уровень.

Совет лидеру: обвинениями делу не поможешь. Легче всего переложить ответственность за свои ошибки на плечи коллег. Находчивый лидер способен спокойно воспринимать ошибки — независимо от того, кто их совершил — определять их причины и извлекать из них пользу. Когда пианист-профессионал играет джаз и неожиданно допускает ошибку, он не старается ее скрыть. Наоборот, он может повторить ее и придумать на ее основе новую импровизацию!

Заключение: «Отдавайте кесарю кесарево, а Божие — Богу»

История полна примерами лидеров, которые в итоге возомнили себя богом. Всем известно, к чему это приводит. Среди них было много политиков, чье гипертрофированное самолюбие заканчивалось крахом и несчастьями, но были и лидеры в сфере бизнеса, которые не признавали, что они могут ошибаться, не допускали критики в свой адрес или не хотели вовремя оставлять свое место.

Организации становятся тем сильнее и эффективнее, чем в большей степени их работа основана на принципах взаимного уважения и сотрудничества. Если что-то при этом и можно признать священным, то это не лидер, а стоящая перед коллективом задача. Но и она может быть пересмотрена, если перестанет соответствовать быстро меняющимся условиям ведения бизнеса.

Так же священно человеческое достоинство, которые лидеры должны уважать и в себе, и в коллегах. Однако жизнь по таким принципам требует мужества и честности — двух качеств, на которые к сожалению не все менеджеры способны.

Текст написан в соавторстве с профессором Полем Клоделем.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
2 августа 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Управление отделом продаж (Наталья Дегтярева)
16 августа 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Бюджетирование с шаблонами бюджетов и финансовой моделью (Игорь Немировский, Инна Старожукова)
28-29 августа 2017
Киев
Специалист по обучению и развитию — SpTD (Оксана Кондратенко)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку талантаБизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта
Искусство мыслить масштабноИскусство мыслить масштабно
Ментальные ловушки на работеМентальные ловушки на работе
Преврати себя в бренд! 50 верных способов перестать быть посредственностьюПреврати себя в бренд! 50 верных способов перестать быть посредственностью
Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой следСделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)