ИНСАЙТЫ | Knowledge Management 18 февраля 2008 г.

Ценный капитал

Автор: Ирина Лепкина, "Комп&ньоН" (№5, февраль 2008 г.)

Отсутствие восприятия знаний как корпоративного актива и общей культуры аккумуляции и использования этих знаний тормозит развитие knowledge management в Украине.

Ценный капитал УКРАИНСКИЙ опыт управления знаниями в компаниях (англ. knowledge management) очень небольшой. К сожалению, пока эта деятельность актуальна и постепенно развивается только в консалтинговом бизнесе. Что касается других предприятий, то практически везде обмен информацией между сотрудниками осуществляется самотеком. Лишь единицы управленцев уже осознали необходимость собственного участия в накоплении и сохранении наработанного опыта, берут это направление под административный контроль и придают ему важное значение в развитии бизнеса.

Основная трудность в управлении знаниями заключается прежде всего в том, что львиная и наиболее ценная доля корпоративных знаний существует не на бумаге, а содержится в головах сотрудников. Тем не менее практический опыт транснациональных корпораций показал, что даже такая управленческая проблема может быть решена.

ПОНЯТЬ, ГДЕ НАХОДИТСЯ САМОЕ ЦЕННОЕ

ВПЕРВЫЕ о knowledge management в США заговорили еще в конце 1980-х. Но расцвет этого направления пришелся на начало 1990-х. Именно тогда термин knowledge management вышел за рамки академических статей, появился на страницах популярной западной бизнес-прессы и занял одно из заметных мест в перечне услуг консалтинговых агентств. С 1995 г. knowledge management — установившаяся научная дисциплина с преподаванием университетских курсов и посвященными данной теме профессиональными и академическими изданиями. За идею ухватилось достаточно большое количество организаций, и управление знаниями стало модным направлением в развитии бизнеса. Транснациональные корпорации начали специально выделять дополнительные ресурсы, часто определяя это направление в отдельные подразделения отделов информационных технологий или управления персоналом.

Суть менеджмента знаний заключается в том, что предприятиям необходимо организовывать обмен знаниями между сотрудниками и подразделениями, чтобы найти наилучшие способы ведения хозяйственной деятельности. Вариантов предложено достаточно: неформальные сообщества и экспертные сети для обмена опытом, библиотеки практических решений, базы данных о клиентах или поставщиках. Правда, сначала предприятию нужно понять, где находится самое ценное интеллектуальное достояние компании и как его можно открыть для всеобщего пользования, поскольку знания, которыми обладает любая компания, рассеяны по всему предприятию и разнородны. Это бумажные и электронные документы, справочники и базы данных, а также неформализованный опыт.

ОДНИХ МАТЕРИАЛОВ OTIPOEKTAX НЕДОСТАТОЧНО

В УКРАИНЕ об управлении знаниями заговорили совсем недавно и в основном в контексте извлечения дополнительной стоимости из интеллектуального капитала. Однако чисто украинских системных подходов и методик к управлению знаниями пока нет.

Для компаний, занимающихся IT-консалтингом, это направление является особо актуальным. Ввиду дефицита квалифицированных кадров и существующей на сегодняшний день тенденцией переманивания опытных сотрудников, многие компании пытаются по возможности максимально обезопасить себя от потери накопленного интеллектуального капитала вместе с сотрудником.

Инструменты сохранения знаний в украинских компаниях

  • Специальные IТ-решения и базы данных.
  • Библиотеки знаний.
  • Практика наставничества.
  • Тренинги и семинары внутри компаний.

«Для обмена опытом внутри компании и профессионального развития консультантов мы создали так называемые проектные библиотеки, — рассказывает исполняющий обязанности руководителя отдела персонала компании «Борлас Украина» Остап Маланюк. — В них формируется банк реализованных решений. В любой момент можно детально ознакомиться со всеми нюансами завершенных проектов, их проблемами и решениями конкретных вопросов на практике. Это помогает младшему поколению сотрудников оперативно вливаться в компанию и не только повышать свой профессиональный уровень, но и стать частью единой команды с накопившимся опытом. Также проектные библиотеки — это возможность найти ответы на регулярно возникающие вопросы».

Однако одних материалов о проектах, какими бы успешными и интересными они ни были, для адаптации новых сотрудников недостаточно. Именно поэтому во многих консалтинговых компаниях используют практику наставничества. С первого дня работы нового сотрудника его принимает куратор, опытный индивидуальный консультант, который отвечает на любые вопросы подопечного, по необходимости подсказывает и корректирует его действия. «Консультанты, имеющие опыт двух-трех проектов внедрения, охотно выполняют функции наставников для новых сотрудников, в том числе организуя даже специальные тренинги для них, — рассказывает HR-менеджер корпорации Amazing Ukraine (ранее Robertson & Blums Corporation Ukraine) Светлана Тихоненко. — Это гарантирует формирование сильной команды и открывает новые возможности для карьеры сотрудников».

По мнению экспертов, пока в украинских условиях практика кураторства — наиболее эффективный способ сохранить и преумножить знания.

Важным инструментом управления знаниями для отечественных компаний является также наличие специального софта, с помощью которого можно упорядоченно сохранять накопленный сотрудниками практический опыт. Компании создают такую внутреннюю инфраструктуру и специальную процедуру, которая предполагает обмен информацией в электронном виде. Программа помогает хранить информацию, категоризировать ее и осуществлять поиск. «Отличительной чертой таких технологий является то, что все используемые платформы интегрируемые, что значительно упрощает работу, экономит время и позволяет использовать информацию повторно, — объясняет Дмитрий Попинако, генеральный директор компании Innoware. — Если с системой удобно работать, значит, мы экономим время, а в консалтинге экономия времени — это экономия денег».

МОТИВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЕ

ПИТЕР ДРУКЕР, один из самых влиятельных теоретиков менеджмента, в своих работах утверждал, что знания проявляются по доброй воле, а не по приказу. Заставлять людей в приказном порядке проявлять свои знания, делиться ими — бесполезно. Вместо этого необходимо создавать условия, благоприятствующие добровольному обмену знаниями. К сожалению, далеко не все управленцы это понимают. «В экономике знаний каждый является добровольцем, но наши менеджеры научены только приказывать», — утверждал Друкер, которому приписывают саму идею knowledge management. Руководитель не сможет управлять знаниями до тех пор, пока не поймет, что ими управлять нельзя.

Тем не менее украинские бизнес-консультанты считают, что наличие финансовых мотивационных механизмов сохранения и обмена знаниями в компании не будет лишним. «Мотивационные механизмы могут быть очень просты, — объясняет Андрей Крючков, генеральный директор консалтинго-тренингового центра Seven. — Один из вариантов — занесение истории работы с клиентом в базу данных. Если менеджер не заносит историю работы в корпоративную CRM-систему, ему не засчитывается сделка, и он не получает по ней свои бонусы. Если руководство хочет мотивировать сотрудников к инновационному мышлению, чтобы они предлагали свои идеи по усовершенствованию бизнеса компании, тогда можно платить бонусы за каждое предложение. А если предложение внедрено — платить премию».

Однако с мнением, что для сохранения знаний вполне достаточно финансовой или даже административной мотивации, согласны далеко не все. Дмитрий Попинако считает, что самое важное — создать такую бизнес-среду в компании, которая сама по себе предполагала бы накопление знаний. «У нас нет возможности работать по-другому. Наши бизнес-процессы предполагают использование информационной системы, а информационные системы — накопление знаний, — объясняет свою позицию г-н Попинако. — В нашей компании разработана грейдовая система для персонала, которая также интегрирована с миссией и стратегией компании и ориентирована в первую очередь на то, чтобы мы постоянно повышали уровень обслуживания клиентов. Эта система тоже содержит в себе систему накопления знаний».

Светлана Тихоненко полагает, что важным инструментом мотивации сотрудников должны быть перспективы профессиональной карьеры. Сотрудник, который делится опытом и рассказывает коллегам о трудностях, возникших на этапе реализации тех или иных проектов, и способах, которые он нашел для преодоления этих трудностей, в дальнейшем будет получать проекты с более сложными задачами для реализации.

«Самое важное — признание руководством факта, что сохранение накопленных опыта и знаний является основой непрерывности бизнеса, — считает Антон Порецков, директор Amazing Ukraine. — С учетом этого должно осуществляться построение всех процессов организации». Основные трудности, которые компании испытывают в развитии нового направления менеджмента на данный момент — неготовность к большим инвестициям в новое направление и сопротивление сотрудников, традиционно противящихся переменам в своей работе.

ГЛАВНОЕ — ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ

НЕСМОТРЯ НА ПОВЫШЕННЫЙ интерес к системному подходу и сохранению знаний в украинских компаниях, большинство управленцев убеждены, что самый главный инструмент такого сохранения — сплоченная команда сотрудников. «Как бы это банально ни звучало, сохранить знания, умения, опыт и репутацию компании в круговороте кадров невозможно», — объясняет Остап Маланюк. Более того, сотрудники в полной мере проявляют свои знания только тогда, когда этого требует ситуация. Именно подходящий ситуационный контекст активирует скрытые в людях знания, проявляющиеся в действиях человека, его реакции на ситуацию. Поэтому истинные знания нельзя «извлекать», они могут только естественным образом проявляться в том, что делают люди. Таким образом, прямые методы «извлечения знаний», основанные на тренингах, заполнении баз данных и т. д., упускают самые ценные, скрытые знания. Знания людей настолько им привычны и так вплетены в живую практику, что когда человека просят ими поделиться, часто оказывается, что ему это трудно сделать посредством слов.

Сплоченность команды, основанная на взаимном доверии, способствует тому, что у людей появляется желание делиться опытом и учиться друг у друга. Когда люди испытывают недостаток знаний, обычно они первым делом обращаются с вопросами к коллегам и только потом — к базам данных и другим «неодушевленным» источникам информации. Внедрение жестких процедур взаимодействия внутри организации снижает уровень доверия, подавляя естественный обмен знаниями.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Мой компас в бурные времена. В профессиональной и личной жизниМой компас в бурные времена. В профессиональной и личной жизни
Аутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупаютАутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупают
Большая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людейБольшая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людей

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)