КОММЕНТАРИИ | Мотивация 9 апреля 2008 г.

Удержим или уволим

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№13, апрель 2008)

От сотрудника, который перестал «гореть» на работе, немного толка — либо он уволится в скором времени, либо будет еще долго «тлеть», сводя свой КПД к нулю, раздражая коллег пассивностью и равнодушием. «ВД» выясняла, как возродить блеск в глазах у наемного персонала.

Удержим или уволим «Я уверен, что с сотрудниками, которые перестали эффективно работать в силу каких-то своих причин, нужно расставаться. Люди меняются: сегодня им нужно одно, завтра — другое. И если на каком-то этапе цели работника и компании стали расходиться кардинально, прилагать немыслимые усилия, чтобы удерживать такого человека, я лично не вижу смысла», — утверждает Антон Доприков, заместитель директора ООО «Iста-Буд» (строительство, штат — 70 чел.).

Диана Алавердова, менеджер по персоналу ООО «Софтсити» (разработка и внедрение ПО, штат — 62 чел.), с такой постановкой вопроса не согласна, предлагая искать выход из сложившейся ситуации: «Причины демотивации необходимо выяснять и предпринимать необходимые действия, чтобы изменить эту ситуацию. Особенно если речь идет о ключевых сотрудниках, которые очень важны для бизнеса».

Приведенные полярные точки зрения — доминирующие в отечественной бизнес-среде. По мнению бизнес-тренера, независимого HR-консультанта Станислава Соловьева, около 20% сотрудников относятся к категории людей, которые не могут плохо работать. Они не нуждаются в специальных мероприятиях, направленных на повышение мотивации, так как испытывают внутреннюю потребность качественно и ответственно выполнять взятые на себя обязанности, еще 20% людей являются полной противоположностью первой категории, то есть, независимо от хитроумности схем и систем мотивации, работают спустя рукава и высказывают недовольство всем окружающим. А для оставшихся 60% могут оказаться действенными все мероприятия, рассчитанные на формирование и поддержание боевого духа.

Однако если сотрудник зарекомендовал себя ответственным и эффективным, но со временем стал воспринимать работу как неизбежную каторгу, начал негативно воспринимать обстановку и сужать свои обязанности до минимума — самое время принимать меры, в противном случае «уставший» профи либо покинет компанию, либо будет «заражать» коллег пессимизмом и апатией.

«Когда процент людей, потерявших интерес к работе, превышает некий невидимый, но вполне ощутимый предел, усилия руководства, направленные на повышение энтузиазма, могут оказаться бесполезными. Более того, новички, попадая в такой коллектив, моментально улавливают ощущение «болота» и либо быстро уходят, либо принимают правила игры, мимикрируя под стиль работы остальных сотрудников», — уверена Оксана Яременко, специалист по подбору персонала рекрутингового агентства WST-Consulting (штат — 7 чел.).

В том случае, когда терять нечего, и ни материальная заинтересованность, ни условия работы или статус не являются сдерживающим фактором, количество увольнений может приобрести характер эпидемии, а «текучка» — перейти в хроническое состояние.

Впрочем, чаще всего подобная ситуация вызвана стилем руководства. «Как говорится, люди приходят за зарплатой, а уходят от руководителя, — пошутила Оксана Яременко. — Авторитарность, грубость либо подчеркнутое дистанцирование руководителя и его невнимание к людям становятся основной причиной увольнений». Еще одна распространенная ошибка отечественного менеджмента — иллюзия, что система мотивации может, как скатерть-самобранка, работать сама по себе.

«Система мотивации — это не панацея, а всего лишь одна из функций управления.

И в тех компаниях, где создана нормальная система управления, где налажены учет, контроль, планирование и оценка результатов труда, можно говорить о том, что система мотивации принесет плоды. Там, где этого нет, — любые меры и ухищрения будут безрезультатны», — считает Станислав Соловьев.

По невыясненным обстоятельствам

Второй группой демотивирующих факторов считаются сугубо личные проблемы и особенности сотрудника. И в этом случае стоит попытаться определить, что стоит за такими переменами.

К примеру, банальная история: ради того чтобы материально обеспечить семью, менеджер вкалывал день и ночь, уставая, раздражаясь и обделяя близких вниманием. Как следствие, жена ушла к более чуткому к ее душевным потребностям человеку, и смысл зарабатывать деньги тоже был утрачен. Или другой вариант — молодая незамужняя девушка становится хозяйкой «большого дома» и не ощущает потребности продолжать работать секретарем.

И ту, и другую ситуацию по-человечески понять можно. Но что делать работодателю, если ценный сотрудник или сотрудница вдруг начинает с тоской смотреть на открытую дверь? «В каждом конкретном случае нужно попытаться выяснить реальные причины, потому что необходимо сделать выбор: нужен такой сотрудник или действительно проще найти ему замену. Иногда люди скрывают истинные мотивы своих поступков, но в этом случае не зазорно обратиться к коллегам. Тем более, если речь идет о проблемах со здоровьем, то, помогая, компания не потеряет сотрудника, а вернет себе специалиста, только более лояльного и благодарного», — считает Диана Алавердова.

Кроме того, принимая решение о поиске нового сотрудника на замену старому, Оксана Яременко советует устанавливать реалистичные сроки (а на сегодняшний момент подбор, например, хорошего специалиста по продажам может затянуться на срок до четырех-шести месяцев) и с калькулятором подсчитать возможные финансовые затраты. «Может оказаться, что для компании будет выгоднее принять меры, достаточные для того, чтобы вернуть человека «в строй», чем несколько месяцев искать другого специалиста, а потом еще столько же времени вводить его в курс дела», — считает г-жа Яременко.

Впрочем, так или иначе, а выяснение причин увольнений сотрудников или снижения их трудового энтузиазма всегда может стать поводом для серьезных размышлений и выводов.



comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
23-24 сентября 2017
Киев, БЦ «Кубик»
Власть. Управление. Лидерство (Александр Сударкин, Игорь Солодов)
28 сентября — 31 октября 2017
Киев, FRAT Social Club
СТРАТЕГИЯ ДЛЯ СТАРТАПА. Практический курс: как начать свой бизнес, используя свой опыт по максимуму и сведя риски к минимуму
2-3 октября 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Управление запасами на предприятии (Валентин Маевский)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Lift. Поднимите энергию на максимально возможный уровеньLift. Поднимите энергию на максимально возможный уровень
Скорость доверия. То, что меняет всеСкорость доверия. То, что меняет все
50 великих книг об успехе50 великих книг об успехе
Три признака унылой работы. История со смыслом для менеджеров (и их подчиненных)Три признака унылой работы. История со смыслом для менеджеров (и их подчиненных)
MBA в кармане. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управленияMBA в кармане. Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)