КОММЕНТАРИИ | Хэдхантинг 2 апреля 2009 г.

Высокое искусство

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№13, март-апрель 2009)

Прямой поиск и хэдхантинг во все времена считались делом сложным, требующим особого терпения, мастерства и знания человеческой природы.

Еще совсем недавно «шпионские» методы привлечения персонала в свете дефицита кадров были крайне популярными. Надобность в таких приемах в условиях кризиса, казалось бы, должна отпасть. Но не тут-то было! Хотя волна февральских сокращений, по словам Натальи Оксанич, директора по персоналу киевского офиса группы компаний ТELS (транспортно-экспедиционные услуги, штат — более 200 чел.), «выплеснула на рынок не только новичков, но и высоко­профессиональных, состоявшихся специалистов», потребность в переманивании желанных сотрудников все еще существует.

Чаще всего речь идет о профессионалах в своей отрасли, обладающих сочетанием специфических навыков либо, в дополнение к внушительному опыту, владеющих редкими иностранными языками — арабским, венгерским, португальским. Вот только учитывая значительное сокращение бюджета на подбор персонала, эйчарам приходится делать это своими силами, а не перекладывать заботы на плечи внешних специалистов.

Цена осторожности

Прямой поиск сотрудников и хэдхантинг всегда позиционировались агентствами как высший пилотаж рекрутинга. Поиск нужных людей в конкурирующих компаниях, а затем перемотивировка подходящего кандидата занимают немало сил и времени. А каждый шаг на этом пути может быть сопряжен с немалым риском отказа, необходимостью разворачивать целую серию «оперативно-след­ственных» мероприятий, чтобы узнать любую мелочь о заинтересовавшем кандидате, и постоянным балансированием на грани аморальности. Разумеется, организовать этот процесс, не полагаясь на опыт и возможности рекрутинговых агентств, гораздо сложнее. Ведь в случае неудачи именно родная компания, а не агентство, которому по роду деятельности дозволено соблазнять чужих сотрудников, рискует своей репутацией.

«В настоящий момент хэдхантинг очень похож на японское искусство написания иероглифов: одно неосторожное движение — и кандидата нет. Прямой поиск и раньше был сопряжен с высокими требованиями к конфиденциальности, а в настоящее время — и подавно», — уверена Татьяна Пашкина, начальник отдела подбора и обучения персонала СК «Allianz Украина» (штат — 450 чел.).

Осторожничают и специалисты, не желающие рисковать теплым рабочим местом. «Кризис полностью вымел из умов сотрудников головокружение от успехов и привнес здравомыслие и трезвый расчет в вопросах смены работы. Не секрет, что в последние два года многие решения о смене места работы иногда принимались в плену азарта, а зачастую — на основании банального желания побольше заработать, без учета перспектив развития рынка, — сообщила г-жа Пашкина. — Сейчас же изменилось не только мышление кандидатов, но и стиль их общения. Теперь в рабочее время они готовы общаться с «охотниками» только посредством СМС, а если идет переписка по электронной почте — исключительно через внешнюю почту и завуалированно». Усложняется ситуация и тем, что многие, даже уверенные в себе профессионалы лелеют параноидальные мысли о том, что любое предложение со стороны — проверка их благонадежности и лояльности, а любой контакт с «вербовщиком» будет стоить им карьеры. Поэтому количество отказов «рассмотреть интересное предложение», по словам Андрея Теребова, руководителя консалтинговой компании «Альтаир» (штат — 5 чел.), увеличилось в разы.

Еще одна причина, по которой профессионалы бросают трубку, услышав вкрадчивый голос «хантера», связана с обострившейся за время кризиса боязнью риска. «Не секрет, что сейчас на рынке в свободном плавании находится достаточное количество «жертв хэдхантинга». То есть специалистов, перекупленных за большие деньги под перспективные проекты, которые были свернуты в связи с кризисом. Поэтому даже самое заманчивое место в большой известной компании не гарантирует, к сожалению, стабильной занятости на весь 2009 год», — объясняет Татьяна Пашкина.

В контакте

Впрочем, независимо от сложностей и преград, поджидающих неопытного «хантера» на этом пути, поиск и подбор кандидатов силами компании с использованием определенных технологий вполне возможен.

«Начальный этап — это всегда подготовка и сбор информации. Нужно найти несколько компаний-доноров, в которых могут работать нужные специалисты. Хороший способ сбора информации — профессиональные форумы и социальные сети. Хотя нередко бывает и так, что именно тех, кто нужен, там можно и не найти. Особенно это касается технологов, инженеров, строителей. Фактически тех, кто не дружит с интернетом. Всегда в онлайне — представители «публичных» специальностей — рекламисты, пиарщики, маркетологи, дизайнеры, менеджеры по персоналу и сбыту», — рассказал г-н Теребов.

Однако наличие контактов с коллегами нужного кандидата тоже позволяет получить интересующие сведения. «Бывали ситуации, когда мы приглашали на вымышленные вакансии соискателей только потому, что они работали в одном отделе с интересующим нас человеком. На собеседовании как бы невзначай заводился разговор о нем, и мы нередко получали информацию, достаточную для того, чтобы принять решение о необходимости дальнейших действий, а иногда даже контактный телефон, нужный якобы для проверки рекомендаций», — поведал Олег Сафонов, HR-консультант. При этом многое зависит от умения штатного рекрутера вести беседу, способности расположить к себе и открытости интервьюируемого.

Еще одна сложная задача, которую постоянно приходится решать «хантеру», — как выйти на контакт с нужным человеком. И если придумать правдоподобную легенду для знакомства с менеджером по сбыту несложно, то для того, чтобы добиться возможности пообщаться с производственниками, которых берегут как зеницу ока, может потребоваться много усилий. «Обычно мы придумывали какой-нибудь конкурс или мероприятие и высылали информацию секретарю. Спустя несколько дней перезванивали и просили предоставить контактные данные нужного человека, чтобы пригласить его в качестве эксперта на мероприятие. В 80% случаев это срабатывало», — поделился опытом г-н Сафонов.

«По краю ходим мы…»

Но, получив заветный номер телефона, важно правильно им распорядится. Ведь цель этого этапа — заинтересовать человека в вакантной позиции. «Иногда, для того чтобы не подставлять компанию, приходилось прикидываться рекрутером, а не представляться в лоб штатным эйчаром. Кандидата приглашали в кафе или комнату переговоров, заблаговременно арендованную в офисном центре. И разговор велся якобы от лица агентства, которому поручили закрыть вакансию», — рассказал г-н Сафонов. При этом важно дать понять кандидату, что он интересен потенциальному работодателю, но не настолько, чтобы выдвигать заоблачные требования по зарплате.

Впрочем, значительные сложности могут начаться и на этапе выяснения соответствия кандидата необходимым требованиям. «Любой найденный таким образом человек мгновенно начинает ощущать, что значимость его персоны зашкаливает. Значит, он может выдвигать любые условия. При этом провести собеседование в привычной форме невозможно, ведь человек уже ощущает себя «звездой», которая, как жена Цезаря, априори интересна. И это ощущение в нем нельзя разрушить, ведь от этого может зависеть успех всего предприятия», — поведал Андрей Теребов. Поэтому, даже для того чтобы узнать, владеет ли потенциальная «жертва» иностранным языком, г-н Теребов советует поручить кому-либо из помощников сделать «ошибочный» звонок и заговорить по-английски.

Еще один подводный риф, который нужно умело обойти в разговоре, — это полнота и содержание информации о компании-работодателе. «Если кандидат получит объективную информацию о положении дел в компании, его решение о переходе будет более взвешенным и устойчивым. Известны случаи, когда кандидат, уже почти согласившись на переход и обсудив все нюансы работы на новом месте, внезапно отказывался. Причина тому — получение информации о новом работодателе, которая не совпадает с «отлакированной картинкой», предоставленной менеджером по персоналу», — поделилась Татьяна Пашкина. Такой поворот событий желательно предусмотреть и предупредить, ведь сейчас цена такого отказа гораздо выше.

Перспективы переманивания

Прямой поиск может быть результативен, если кандидат:

  • не уверен в стабильности своего рабочего места (идет сокращение персонала его подразделения, зарплаты заморожены или уменьшены — сняты надбавки, премии и прочие выплаты);
  • не уверен в перспективности своей работы (проект замораживается или не развивается, сокращаются бюджеты на развитие);
  • нуждается в поддержании прежнего уровня доходов, так как либо считает себя достойным более высокой зарплаты, либо имеет финансовые обязательства (к примеру, выплаты по кредитам), которые необходимо погасить в ближайшее время;
  • чувствует дискомфорт, так как в его компании идут массовые сокращения. И несмотря на то, что ему еще не сообщили о его увольнении, кандидат полагает, что это может случиться в самый неподходящий момент, и подстраховывается.



БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
19 января 2017
Киев
Работа с дебиторской задолженностью (Максим Голубев)
20 января — 1 апреля 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Mini MBA — "Эффективный руководитель"
24 января 2017
Киев, Украинский дом
Менеджер и команда. Как создать команду мечты (Максим Батырев)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Правила выдающейся карьерыПравила выдающейся карьеры
Доктрина шокаДоктрина шока
Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку талантаБизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта
Талант ни при чем! Что на самом деле отличает выдающихся людей?Талант ни при чем! Что на самом деле отличает выдающихся людей?
Мир 3.0. Глобальная интеграция без барьеровМир 3.0. Глобальная интеграция без барьеров

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.



bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Отслеживать нас в Twitter    Подписться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)