Менеджмент.com.ua - главная страница
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


КОММЕНТАРИИ | Экономия 2 апреля 2015 г.

Как по-умному снижать затраты: 6 способов экономии в кризис

Автор: Денис Запиркин
Источник: "СКБ Контур"

Кризис кризисом, а прибыль для владельцев и акционеров зарабатывать надо. С точки зрения экономики сокращать расходы выгоднее, чем зарабатывать больше, поэтому топ-менеджеры чаще предпочитают двигаться по первому пути. Как можно и как не стоит снижать затраты в кризис? Какие способы эффективны?

Денис Запиркин
Денис Запиркин
Для начала давайте рассмотрим традиционные способы — то, что делают все:
  1. переоценка бюджета в сторону снижения затратных статей;
  2. пересмотр запланированных расходов и платежей.

ТОП-10 расходов, оптимизируемых в кризис

Какие затраты чаще всего пересматриваются в кризис:

  1. расходы на обучение;
  2. расходы на маркетинг;
  3. затраты на поиск и подбор персонала (как правило, эти процессы замораживаются, подвергаются так называемому hiring freeze);
  4. «экономия на спичках»: уменьшение затрат на транспортные, командировочные, канцелярские и другие подобные расходы, позволяющее добиться пусть и незначительного, но быстрого эффекта;
  5. бонусы (невыплата бонусов законна, обоснованна и соответствует политике премирования (если она есть в компании), в которой указаны условия, когда премии либо не выплачиваются, либо выплачиваются с задержкой);
  6. затраты на персонал: в кризис работодатели оптимизируют численность персонала, что выражается в прекращении срочных договоров, отказе от услуг фрилансеров, консультантов, аутстафферов и нередко в сокращении штатных сотрудников;
  7. затраты на производственную (сервисную) часть;
  8. затраты на сервис и обслуживание (сокращение, оптимизация колл-центров, снижение загрузки help-desk и других направлений);
  9. затраты на поставщиков, материалы и ресурсы (происходит движение в сторону оптимизации качества за счет альтернативных поставщиков и более дешевых материалов и ресурсов);
  10. расходы на корпоративные мероприятия (праздники, тимбилдинги и т. д.).

Кто-то считает подходы, связанные с пересмотром этих затрат, эффективными, кто-то – нет, но абсолютное большинство руководителей на этом и останавливаются.

Fast-tracking

До перехода к конкретным статьям следует проанализировать бюджет. Наиболее простой и популярный метод (иногда называемый fast-tracking), который обывателю кажется наименее логичным, но на практике самый применимый — поиск и сокращение наиболее крупных статей бюджета. Без анализа эффективности, без прогнозов последствий, просто в лоб.

В долгий ящик

Следующий, более интеллектуальный метод сокращения бюджетных статей, который выполняется второй очередью после указанного выше, выглядит так: проходим по каждой расходной статье и задаем вопросы «Насколько это необходимо сделать именно сейчас?» и «А можно ли это сделать позже?» Если ответ «да», то либо режем (сокращаем), либо переносим на более поздний период. В результате получаем еще более урезанный бюджет с соответствующим горизонтом планирования.

Краткосрочная стратегия

После долгосрочного анализа бюджета переходим к анализу краткосрочных расходов и графика ближайших платежей. Возможно, это не столь эффективная мера в годовом масштабе, но в квартальном-месячном горизонте такой метод хорошо работает.

На этом этапе принимается решение об увеличении кредиторской задолженности компании, то есть происходит выбор тех контрагентов и тех сумм, которые в ближайшее время не будут оплачены. Красиво? Нет. Но каждый выживает, как может. Выиграть несколько недель или пару месяцев по существенной части платежей (пусть даже и с последующей выплатой штрафов) вполне реально, особенно если вы умеете правильно провести переговоры.

Организационные приемы

Конечный результат экономии в кризис зависит от ряда важных организационных моментов, которые существенно повышают эффективность экономии.

1. Усиление учета и ответственности

В рамках этих активностей предпринимателям следует явным образом вплоть до каждого ответственного лица осуществить пересмотр существующих процессов и провести разъяснительную работу, то есть объяснить тем, кто вовлечен в процессы расходов, как по-новому следует действовать в условиях «затягивания поясов».

Данный набор действий — прекрасная возможность для внедрения систем контроля (если таковых не было), например, введения механизмов персональной ответственности за решения о расходах, а также внедрения системы учета рабочего времени, особенно если раньше с этим вопросом были сложности. В текущих условиях сотрудникам будет более понятна ценность такого неприятного процесса, а эффект от того, что менеджмент наконец-то понимает, чем занимаются сотрудники и куда уходят трудозатраты, может быть грандиозным.

2. Введение KPI (количественных показателей эффективности, напрямую связанных либо с экономией, либо с целевым, эффективным расходованием средств).

Здесь все просто: каждый, кто принимает решения о расходах, несет персональную ответственность и даже получает соизмеримый бонус за то, что целевые индикаторы по снижению расходов достигнуты.

Интеллектуальная экономия

А теперь группа методов более эффективного снижения затрат в кризис. Как можно делать это по-умному?

1. Начните с расстановки приоритетов

Конечно, резать бюджет по принципу «самое большое самым первым» видится логичным, но с точки зрения долгосрочной перспективы есть высокая вероятность того, что вы не пожертвуете действительно чем-то важным.

2. Не закрывайте, а замораживайте проекты

Закрыть проще (особенно, если потом снова начинать), заморозить сложнее. Потратьте немного времени и денег, но сделайте так, чтобы после заморозки проектов или других видов деятельности было проще и быстрее вернуться и продолжить.

3. В пору сокращения затрат тратьте еще

Выберите ряд проектов, проинвестировав которые вы получите еще большую, существенную экономию. Подумайте, есть ли что-то, что за счет относительно небольших затрат позволит вам в ближайшее время получить значительный эффект как в экономии, так и в доходах. Проведите ряд совещаний и отберите несколько проектов, которые помогут в этом. Иногда дополнительные затраты на фоне сокращения расходов могут обернуться для вас ценным результатом. Не упускайте этот шанс, даже если кажется, что сокращение расходов — приоритет номер один.

4. Рассмотрите проекты по увеличению внутренней эффективности (повышение качества продуктов и услуг, рост производительности труда, проекты по снижению регулярных операционных расходов и т. д.)

Такие проекты — прекрасная возможность не только сэкономить и заработать больше, но и к моменту выхода из кризиса опередить конкурентов.

5. Проведите сегментацию клиентов

Используйте принцип Парето в отношении тех, кто платит вам деньги и на кого вы тратите. В данном случае речь идет не столько о подходе, что, возможно, 20% клиентов приносят 80% дохода, а о еще более продвинутом видении. Принцип 70-20-10 позволит вам выявить часть клиентов, которых следует «уволить», ведь во многих компаниях есть такие заказчики, эффективность работы с которыми ниже нулевой отметки. Найдите их и хотя бы на время кризиса приостановите контракты с ними. Зачем вам работать с ними? Возможно, раньше это имело смысл для имиджа, престижа и репутации, но сейчас не до этого, правда? Эффект для вашего бизнеса может оказаться ошеломляющим.

6. Займитесь маркетингом

Часто эта область деятельности в кризис сразу попадает под урезание и сокращение. Причина тому проста: либо вы не видите эффекта от соответствующих мероприятий, либо этот эффект действительно нулевой. Пересмотрите маркетинговый план. С экономической точки зрения правильный выбор маркетинговых действий, приемов, проектов, акций — серьезный ресурс для получения значительного возврата на инвестиции. Маркетинг в таком случае — это не только и не столько расходы, это ваш вклад в будущие сделки, доходы и рост прибыли.

Резюме

Многие из перечисленных традиционных и привычных методов снижения затрат работают, особенно в краткосрочной перспективе. Но если вы в бизнесе надолго, помните: расходы нужно оптимизировать и снижать в контексте среднесрочного и долгосрочного видения, тогда ваши оперативные действия в непростых условиях не только помогут сохранить бизнес на плаву, но и обеспечат скачок на фоне конкурентов, позволят увеличить доходы и прибыль, а также, возможно, откроют принципиально новые возможности в новых условиях, новых нишах и на новых рынках.

Об авторе:

    Денис Запиркин, независимый эксперт и консультант по развитию бизнеса и оптимизации процессов. Сертифицированный инструктор Carnegie Mellon University (2006). Прошел путь от программиста до вице-президента консалтинговой компании. Работал в Microsoft Business Solutions, где вел наиболее сложных и важных партнеров компании. 10 лет опыта работы с брендами мирового уровня и SMB-компаниями: создание и развитие бизнеса (B2B, прямые и партнерские продажи). Достижения: сделка года в мультимиллионной организации, реализация более 15 бизнес-планов, построение более 10 успешных организаций.

I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Жесткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контрольЖесткий тайм-менеджмент. Возьмите свою жизнь под контроль
У них так принято. Как правильно пожимать руку, вовремя затыкаться, работать с м*даками и другие важные скиллы, которым вас никто никогда не училУ них так принято. Как правильно пожимать руку, вовремя затыкаться, работать с м*даками и другие важные скиллы, которым вас никто никогда не учил
Как писать так, чтобы вам доверялиКак писать так, чтобы вам доверяли
Ментальные ловушки на работеМентальные ловушки на работе
Ваше предназначение. Практическое руководство для тех, кто хочет реализовать свой потенциалВаше предназначение. Практическое руководство для тех, кто хочет реализовать свой потенциал

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)