РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 27 апреля 2017 г.

Камень ломает ножницы: как перехитрить кого угодно

Источник: Kyivstar Business HUB

В центре книги Rock Breaks Scissors: A Practical Guide to Outguessing and Outwitting Almost Everybody ("Камень ломает ножницы. Как перехитрить кого угодно: практическое руководство") — простая идея: когда люди делают произвольный, случайный или даже стратегический выбор, они подсознательно придерживаются определенных закономерностей, которые можно предсказать. Автор Вильям Паундстолун (William Poundstone) разоблачает мифы, которые связаны с неправильным пониманием случайности и неумением извлекать из нее пользу. На множестве примеров он показывает, насколько предсказуемо поведение людей, и дает рекомендации, что нужно делать, чтобы не попасться в ловушку манипуляторов.

Rock Breaks Scissors: A Practical Guide to Outguessing and Outwitting Almost Everybody (Камень ломает ножницы. Как перехитрить кого угодно: практическое руководство)
» Детальнее на Amazon
Люди не осознают свою неспособность распознавать и создавать случайные события. Скрытые издержки от этого огромны. Ставки, проигранные из-за неоправданной веры в победную серию, составляют несколько миллиардов долларов из тех $300 млрд., которые каждый год тратятся на футбольном, баскетбольном и бейсбольном тотализаторе. Прямые потери потребителей из-за плохо защищенных паролей от взлома только в США составляют $5 млрд. А эти суммы, в свою очередь, ничтожны по сравнению с потерями сотен миллионов покупателей жилья и инвесторов во всем мире, которые верят в несуществующие тенденции.

В 1950-х гг. ХХ столетия сотрудником Bell Labs Дейвом Хагельбарджером была придумана «машина для чтения мыслей». Несколько лет спустя его коллега Клод Шеннон, крестный отец компьютерной эры и человек, предложивший использовать слово «бит» для обозначения наименьшей единицы информации, усовершенствовал эту машину.

Машина для предсказаний, как назвал ее Хагельбарджер, представляла собой большую прямоугольную коробку высотой около трех футов. На передней панели располагались две лампочки и две кнопки с обозначением «+» и «—» — варианты, соответствующие орлу или решке. Машина выступала в роли спарринг-партнера, схема должна была предсказывать действия соперника. Человек выбирал «+» или «—» и вслух объявлял об этом. Затем нажимал кнопку, и машина выдавала предсказание, зажигая одну из двух лампочек. Объявлять решение вслух было частью спектакля. В 1950-х гг. никакая машина не умела распознавать человеческий голос. Она делала выбор до того, как игрок раскрывал рот.

Оптимальная стратегия такова: выбор должен быть случайным, с 50-процентной вероятностью орла или решки. Это известно любому ребенку, знакомому с игрой. «Стратегия машины основана на двух допущениях», — объяснял Хагельбарджер. Какова она?

  • а) Выбор человека неслучаен. На последовательность ходов в игре влияет опыт и эмоции. Например, некоторые люди, выиграв два раза подряд, боятся «спугнуть удачу» и повторяют действия. Другие, наоборот, не хотят «искушать судьбу» — и изменяют решение. Но машина в обоих случаях их поймает.
  • б) Чтобы запутать соперника, машина будет пытаться предсказать его действия только в случае своего выигрыша, а при проигрыше будет делать случайный выбор.

В пункте (а) описана стратегия нападения. Машина постепенно выявляет бессознательные закономерности в действиях соперника и использует их для предсказания. В пункте (б) — стратегия защиты. Столкнувшись с противником, действия которого предсказать невозможно, машина начинает играть случайным образом и выигрывает в 50% случаев.

Машина Шеннона в длинной последовательности партий с одним и тем же человеком выигрывала в 65% случаев. Ее превосходство над человеком было очевидным. Эта новость стала главной в кулуарах лаборатории. В 1950-х гг. через Bell Labs прошла череда блестящих и честолюбивых исследователей, инженеров и математиков, и все они проигрывали машине. Напряжение нагнеталось и тем, что переиграть машину-предсказателя мог только сам Шеннон.

Машина для предсказаний — отличная демонстрация свойств человеческой души. Мы постоянно пытаемся предсказать действия других, за собой оставляя право на некоторую непредсказуемость. Предсказывающая машина — карикатура на наши ухищрения: для нее люди до нелепого механистичны, у них короткая память и недостаток изощренности. Стратегические решения основываются на том, что принесло успех или неудачу в прошлый, а также в позапрошлый раз. Успех машины — доказательство того, что этот вывод не так уж далек от истины. Ключевой догадкой Хагельбарджера и Шеннона стала идея, что люди неспособны вести себя спонтанно.

Теория легкой руки и заблуждение игрока ˅
Теория легкой руки и заблуждение игрока — две стороны одной медали. И то, и другое — следствие закона малых чисел. Это полушутливое правило сформулировали в 1971 году Амос Тверски и Дэниел Канеман. Оно гласит: «Интуиция людей относительно случайной выборки, похоже, подчиняется закону малых чисел, гласящему, что закон больших чисел также применим к малым».

Чтобы понять его смысл и оценить шутку, нужно знать, что такое закон больших чисел. Это одна из главных формул теории вероятности. Когда я подбрасываю монету, то орел и решка не обязательно выпадут одинаковое количество раз. Для этого требуется очень длинный случайный процесс. И если я бросаю монету большое количество раз, то пропорция орлов приближается к ожидаемой величине (50%).

Закон больших чисел утверждает: от очень маленькой выборки не стоит ожидать, что она будет отражать процесс в целом. Закон малых чисел Тверски и Канемана применим в области психологии. Если подбросить монету десять раз, то закон больших чисел свидетельствует о возможности получить смещенный результат, например семь решек и три орла. Но люди думают иначе.

Соответственно, теория легкой руки есть заблуждение и вера людей в разного рода победные серии или удачные точные броски в баскетболе. На самом деле это миф. Это доказал своими исследованиями Томас Гилович. Если вкратце привести один из аргументов статистики Гиловича, то выходит, что точность трехочковых бросков ведущего баскетболиста НБА Коби Брайанта после промаха составляет 38%, а после точного попадания — 36%.

Идея легкой руки — следствие непонимания природы экспериментов по имитации случайности. На самом деле есть некоторые виды спорта, где можно проследить, что теория легкой руки работает, например боулинг или большой теннис. Когда игрок сбивает все кегли с первого раза, делая страйк, то у него может быть дополнительных 10 очков за следующий ход, то же самое в теннисе: когда игрок выигрывает первый сет, то для победы в матче нужно выиграть и второй. Это правило работает лишь потому, что у игроков появляется дополнительная мотивация, они становятся более сконцентрированными.

Заблуждение игрока — это вера, что случайный результат, не выпавший в прошлом, с большей вероятностью случится в ближайшем будущем. Это обоснованное заблуждение («Я давно уже должен выиграть!» — думает каждый неудачник), но все-таки заблуждение, побуждающее людей продолжать игру, не учась на ошибках.

18 августа 1913 года в казино Монте-Карло черное выпало 26 раз подряд. Примерно после 15-го раза об этом стало известно всем посетителям. Игроки побросали карты и игральные кости, и у стола с рулеткой собралась целая толпа. Большинство людей желали поставить на красное. Они верили, что после стольких черных подряд вероятность того, что в следующий раз выпадет красное, — выше обычной. Когда это убеждение опровергалось — после того как вслед за остановкой колеса в очередной раз выпадало черное, — многие удваивали ставку, убежденные, что в следующий раз вероятность выпадения красного будет еще выше. Но колесо рулетки не может знать, что именно этот человек должен выиграть. «Предсказать судьбоносные случайности кажется делом несложным, — пишет автор. — На самом деле это не так, и одна из причин в том, что в вопросах почти случайных последовательностей интуиция часто обманывает нас». Поэтому очень важно опираться не на шестое чувство, а на знание человеческой психологии и закономерностей, которые стоят за многими «случайностями».

Автор приходит к выводу: «Когда люди делают произвольный, случайный или даже стратегический выбор, они подсознательно придерживаются определенных закономерностей, которые можно предсказать».

Пять основных мыслей:

  1. Люди привыкли думать, что только точные прогнозы могут приносить пользу, но на самом деле мы ежедневно предсказываем мысли и действия людей, и даже небольшое статистическое преимущество может оказаться ценным.
  2. Заблуждение игрока — это вера, что случайный результат, не выпавший в прошлом, с большей вероятностью случится в ближайшем будущем.
  3. Люди не способны вести себя спонтанно. Наша короткая память, опыт и эмоции мешают нам быть поистине непредсказуемыми.
  4. Когда людей просят придумать искусственную серию событий, выглядящих хорошо перетасованными, они создают слишком много чередований.
  5. Мошенники, придумывающие числа, неосознанно отдают предпочтение убывающим парам: 10, 21, 32 и т.д. Также они не любят писать сдвоенные цифры: 00 или 55, так как они выглядят недостаточно «случайными».

Стоит задуматься:

  • Почему люди ведут себя предсказуемо, пытаясь имитировать случайность?
  • Не является ли свобода воли величайшей из иллюзий?
  • Почему люди до такой степени предсказуемы и так плохо умеют прогнозировать?

Cледует сделать:

  • Всегда помнить два последних решения своих конкурентов, партнеров, друзей и т.д.
  • Не придумывать пароль, а использовать специальные приложения, которые могут сгенерировать действительно случайные символы.
  • Обращать более пристальное внимание на финансовые отчеты: там может быть много «случайных» цифр.


comments powered by HyperComments
БИЗНЕС-СОБЫТИЯ ДЛЯ ВАШЕГО РАЗВИТИЯ:
20-21 октября 2017
Одесса
Системное управление бизнесом, или Как навести порядок в своей компании (Игорь Сокуренко)
24 октября 2017
Харьков, Premier Palace Hotel Kharkiv
SelfMadeMan: самоменеджмент и самомотивация (Радислав Гандапас)
25 октября 2017
Киев, Гостиница «Мир»
Активные продажи: система гарантированного привлечения клиентов (Наталья Дегтярева)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Второй шанс. Для ваших денег, вашей жизни и нашего мираВторой шанс. Для ваших денег, вашей жизни и нашего мира
Важно не то, кто ты есть, а то, кем ты хочешь статьВажно не то, кто ты есть, а то, кем ты хочешь стать
Как очаровывать людей. Искусство влиять на умы и поступкиКак очаровывать людей. Искусство влиять на умы и поступки
Блестящая идея. Что надо знать, уметь и говорить, чтобы заставить ваши идеи успешно работатьБлестящая идея. Что надо знать, уметь и говорить, чтобы заставить ваши идеи успешно работать
Письма о главном. Ваши клиенты. Ваши сотрудники. Ваша карьераПисьма о главном. Ваши клиенты. Ваши сотрудники. Ваша карьера


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.


IV Форум Дирижеры изменений (9 ноября 2017, КИЕВ)

bigmir)net TOP 100

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Семинары, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2017, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)