Менеджмент.com.ua - главная страница Мастер-класс Радислава Гандапаса по личной эффективности «Профессиональный и личный успех: скрипты и алгоритмы»
На главную
Сделать закладку
Карта сайта
Расширенный поиск
Обратная связь
Проекти MCUa
Рассылка обновлений портала


ТЕНДЕНЦИИ | Рекрутинг 20 января 2009 г.

Персональные соискатели

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№51, декабрь 2008)

Вершители судеб персонала все чаще сами оказываются по другую сторону стола — в непривычной для себя роли.

Персональные соискатели Не по погоде быстро заморожен набор новых сотрудников, «оптимизированы» бюджеты на обучение, уволены «лишние» кадры. Чем еще заняться специалисту по персоналу? Ему, как хорошей хозяйке, готовящейся к отъезду, осталось только убрать мусор по углам, вытереть пыль с монитора и… посидеть на дорожку.

По данным компании Hay Group, 35% предприятий планируют сократить или уже сократили отдельные должности в департаментах персонала. После специалистов сферы рекламы и маркетинга (подробнее — см. «Рекламная пауза», «ВД» №47, 2008) это вторая по величине категория сотрудников, на которой собираются экономить собственники предприятий.

«Количество резюме от HR-специалистов/бизнес-тренеров на отечественном рынке увеличилось чуть ли не вдвое, а количество вакансий существенно уменьшилось. Еще полгода назад зарплаты у начальников HR-департамента начинались от $1,5 тыс. и выше, их переманивали у конкурентов.

А сейчас они не являются такими уж востребованными специалистами», — рассказал Максим Муровайко, менеджер по связям с общественностью портала rabota.ua.

Впрочем, как и в любой другой сфере, в human resources есть свои касты. И от того, к какой из них повезло или не повезло принадлежать «персональщику», может зависеть его ближайшее будущее.

Хроники будней

Первыми почувствовали на себе косые взгляды высшего руководства внутренние рекрутеры компаний и специалисты по обучению. Как только стало ясно, что работа на «кадровом конвейере» становится все менее напряженной из-за отсутствия привычной текучки, исчезла необходимость и в тех, кто беспрерывно обеспечивал этот процесс. По словам Максима Муровайко, эти позиции сокращаются в более чем 60% компаний.

«Так как компании не развиваются, а, наоборот, оптимизируют бизнес-процессы, внутренние рекрутеры оказываются не у дел. Человеку предлагают другую должность, перераспределяя его функции, или просят подыскивать себе новую работу», — рассказал Виталий Михайлов, руководитель рекрутинговой компании WORLD STAFF (штат — 20 чел.). Однако, учитывая, что большинство внутренних рекрутеров работают в крупных торговых компаниях, в которых не привыкли церемониться с персоналом, второй вариант встречается гораздо чаще. И все же, по мнению Виталия Михайлова, «слухи по поводу сокращений очень преувеличены. Конечно, увольнения в этой сфере есть, но это не настолько массовое явление, как об этом пишут в прессе. Читая новости, можно сделать вывод, что таких профессий, как «эйчар» или «рекрутер», больше не существует».

Так, например, с редкими и высокооплачиваемыми С&B-менеджерами (специалистами по мотивации и компенсациям) пока стараются не расставаться. В памяти руководителей еще свежи воспоминания о непростом и затратном поиске этих экзотических профи. Но, как считает Светлана Долобина, директор по персоналу ЗАО «Юна» (производство и продажа обуви, штат — ок. 150 чел.), говорить о том, какие категории HR-специалистов останутся востребованными, а какие на время уйдут с рынка, пока рано. «Многие компании сейчас пытаются оптимизировать HR-структуры, сократив в первую очередь специалистов по обучению и развитию, во вторую — специалистов по оценке и рекрутеров. Последними под волну сокращения могут попасть кадровики», — рассказывает Елена Правилова, директор по персоналу корпорации «Купеческий дом» (национальная торговая оптово-розничная компания, товары медицинского назначения, штат — 500 чел.).

И это неудивительно, надо же кому-то оформлять документы и делать записи в трудовых книжках увольняемых сотрудников. «Что касается руководителей службы персонала, то здесь компании выбирают одно из двух решений: оставить руководителя и расширить сферу его обязанностей, сократив подчиненных, либо сократить начальника службы, оставив сотрудников и переподчинив их напрямую руководителю предприятия. По второму пути обычно идут компании, которые планируют свернуть свою деятельность. Если же компания намерена выстоять в кризис, то она избирает первый вариант оптимизации расходов», — считает г-жа Правилова.

При этом большинство экспертов отмечают, что возвращается время универсалов. Эйчарам, успевшим обзавестись многочисленными помощниками и забывшими, что такое собственноручное ведение кадрового делопроизводства или организация собеседований, придется вспомнить обо всех этих навыках.

Планы компаний в области найма сотрудников

«Работодатели будут пытаться объединить в одной должности выполнение различных задач: от ведения кадрового учета до проведения оценки, рекрутинга и других задач службы персонала. Поэтому востребованными будут специалисты широкого профиля, которые имеют опыт работы во многих сферах human resources или готовы взяться за выполнение широкого спектра обязанностей», — рассуждает Елена Правилова.

Аналогичной точки зрения придерживается и Наталья Лукьяненко, руководитель проектной группы департамента В2С рекрутинговой компании «Брейн Сорс Интернешнл». «В ближайшее время будут востребованы HR-генералисты, которые в единственном лице станут отвечать за все участки работы с персоналом (подбор, мотивацию, обучение и развитие, компенсации и льготы). Таким образом, несмотря на статус и опыт руководящей работы, им придется вернуться к истокам», — считает собеседница «ВД».

Не молотом, а голодом

Несколько иначе обстоят дела у внешних рекрутеров и HR-консалтеров. Агентства пытаются выжить и сохранить свой персонал. Как долго это продлится — сказать сложно. Большинство из приблизительно 250 рекрутинговых агентств, работающих сейчас в Киеве, находятся на грани выживания. «В данный момент рекрутинговый бизнес находится далеко не в комфортном состоянии. Гораздо проще в нынешних условиях будет работать агентствам, офисы которых находятся в их собственности, а не в аренде, а также тем, у кого есть солидный «золотой запас» или же финансовая поддержка извне или со стороны состоятельных инвесторов. Хотя, насколько я знаю, таких агентств немного», — сообщил Виктор Драчук, руководитель рекрутингового агентства HR-Initiative (штат — 15 чел.).

Ну а что касается «пришельцев» со стороны, то есть попавших под сокращение внутренних рекрутеров, специалистов по обучению и помощников эйчаров, то в агентствах им сейчас не рады. «Специалисты, уволенные из компаний, пытаются устроиться в агентства, но у них тоже нет вакансий», — говорит Виталий Михайлов. Что неудивительно: по самым оптимистичным оценкам, число заявок на закрытие вакансий в агентствах уменьшилось в четыре-шесть раз. «Количество новых вакансий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 80%. Отсутствие заказов в первую очередь ударило по небольшим агентствам с численностью персонала два-шесть человек. Потому что если у агентства есть несколько клиентов, и все они отменили свои заказы, понятно, что компания работать не будет», — сообщил г-н Михайлов. Пострадали и узкоспециализированные агентства, которые подбирали персонал исключительно для банков, строительных или девелоперских компаний. Работа на «своем» рынке, которая еще совсем недавно являлась весомым конкурентным преимуществом, сейчас сыграла злую шутку с их представителями.

Динамика зарплат и количества вакансий

Как рассказала Диана Валит, старший консультант рекрутингового агентства HRC Talents (группа компаний HR-Center), «иногда поступают заявки на поиск менеджеров по сбыту, закупкам, реже — бухгалтеров и аудиторов. А в целом работодатели не балуют нас вакансиями». Виталий Михайлов отметил, что заказы в первую очередь поступают от компаний, работающих в сфере FMCG, нефтегазовой и фармацевтической отраслях, которые кризис зацепил чуть меньше прочих. «Скорее всего, сейчас придет время эксклюзивных заказов на поиск редких специалистов. А большинство заявок, которые позволяли агентствам безбедно существовать и не очень напрягаться, останется в прошлом», — предположил Дмитрий Клим, руководитель рекрутингового агентства Action Group (штат — 15 чел.).

В связи с этим внешние рекрутеры, и так не избалованные большими окладами, могут окончательно их лишиться. «Думаю, что в ближайшее время агентства будут платить своим сотрудникам минимальную зарплату, а остальное они смогут заработать, только если успешно закроют вакансию. А кое-где, как это уже было лет пятнадцать назад, сотрудников даже посадят на «голый процент», — поделилась предположениями Светлана Долобина.

«Однако если в 1990-х рекрутинг можно было делать «на коленке», то сейчас это невозможно. В те годы я и сам проводил встречи с соискателями в кафе. Но тогда это было приемлемо, ведь ни клиенты, ни соискатели, ни сами рекрутеры просто не знали, как должно быть», — утверждает Дмитрий Клим.

Прекрасное — далеко…

А пока всем представителям human resources остается только думать да гадать, насколько затянется черная полоса. И главное — чем она закончится.

«Сейчас я воздерживаюсь от того, чтобы давать какие-либо прогнозы. Пока рынок замер в ожидании, а когда паника пройдет, можно будет говорить, как обстоят дела. К концу января или началу февраля, когда бюджеты будут готовы и люди станут принимать не спонтанные и эмоциональные решения, тогда и можно будет делать определенные выводы», — считает Виктор Драчук.

Впрочем, Виталий Михайлов предполагает, что «если объем рынка рекрутмента Украины на 2008 год составлял приблизительно $50 млн, то в будущем году рекрутерам вряд ли удастся заработать более чем $15 млн».

Но, несмотря на не слишком оптимистичные прогнозы, каждый из представителей рекрутингового бизнеса, взвешивая свои шансы, надеется, что его минует необходимость переквалификации. Ведь, как ни крути, а большинство сотрудников HR-департаментов не имеют профильного образования. В этой сфере сумели проявить себя технари и психологи, экономисты и военные. Вполне возможно, что некоторым из них придется вспомнить о своем первом образовании. «Сейчас сложно сказать, какие предложения предоставит рынок труда в ближайшее время. Как вариант, могут быть представлены аутсорсинговые предложения работы различной направленности, которые будут интересны HR-специалисту, возможно, кто-то захочет попробовать себя в продажах, на государственной службе или в других сферах», — предполагает Елена Правилова. Ну а тем, кто, несмотря на трудные времена, решительно настроен остаться в сфере human resources, можно посоветовать максимально расширить область своих компетенций и попытаться совместить в себе множество талантов.

МНЕНИЕ. ВИТАЛИЙ МАТУСЕВИЧ
HR-консультант рекрутингового агентства WST-consulting

— Спад производства и покупательной способности населения не мог не отразиться на сфере логистики. Чем меньше объемы поставок, тем меньше объемы перевозок. Так, к примеру, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года морские фрахты упали более чем в два раза. Эта тенденция отразилась и на зарплатах специалистов: в начале 2008 года средняя зарплата менеджера по логистике или менеджера ВЭД составляла около $800. Летом уровень зарплат у этой категории специалистов поднялся до $1000-1100, а руководители отделов могли претендовать на сумму от $1800 до $2500. Сейчас средняя зарплата, которую предлагают работодатели для рядовых менеджеров, редко превышает $700, а для руководителей среднего звена — $1000-1200.

Значительное увеличение количества резюме водителей связано как с сокращением штата вследствие политики экономии во многих компаниях (многие «офисные» водители были уволены), так и с приходом «новобранцев» — отправленных в отпуска за свой счет и уволенных специалистов из других отраслей.

Что касается консалтеров, то нередко интерес к их услугам возникает не вследствие насущной необходимости, а тогда, когда нужно подчеркнуть статус и возможности компании. Консалтинг является услугой так называемого эластичного спроса, от которой, как от десерта, приходится отказываться в условиях финансового «экстрима». Именно поэтому специалисты, работающие в этой сфере, перестали рассчитывать на заоблачные гонорары.




I Всеукраинская конференция дистанционного обучения НЕ ПРОПУСТИТЕ:

Присоединяйтесь к профессионалам e-learning! На I Всеукраинской конференции дистанционного обучения Вы узнаете последние тренды и разработки в области обучения, сможете внедрить e-learning в компании.

ДЕТАЛЬНЕЕ ►


РЕКОМЕНДАЦИИ    
   


система корекції помилок Внимание! На сайте работает система коррекции ошибок. Найдя ошибку в слове (фразе), выделите его и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕКНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
Как лгать при помощи статистикиКак лгать при помощи статистики
Удача в бизнесе. Как повысить ваши шансы на успехУдача в бизнесе. Как повысить ваши шансы на успех
12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев
Истинный профессионализмИстинный профессионализм
Горшочек, не вари! Как обуздать бесконечный поток писем и задачГоршочек, не вари! Как обуздать бесконечный поток писем и задач

Отзывы

Отзывов нет

Ваше имя:
E-mail:
Комментарий: 
 

  

Успешные инвестиции начинаются с бонуса 100%

bigmir)net TOP 100
МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тенденції, Интервью, Бизнес-образование, Комментарии, Рецензії, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Работа, Семинары, Книги, Форумы, Глоссарий, Ресурсы, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

RSS RSS Актуально   RSS RSS Методология   RSS RSS Книги   RSS RSS Форумы   RSS RSS Менеджмент@БЛОГ
RSS RSS Видео  RSS RSS Визионери   RSS RSS Бизнес-проза   RSS RSS Бизнес-юмор


Copyright © 2001-2016, Management.com.ua
Портал создан и поддерживается STRATEGIC

Подписка на Менеджмент Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)