ФОРУМИ: Загальний форум: Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?

вхід | реєстрація | учасники | правила




 НОВА ТЕМА  |  Список тем  |  Пошук  |  Вхід  сторінки: | 1 | 2 | >>
 Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: Oleg.Kershis [профіль
Дата:   2007-03-26 16:18:02

Уважаемые коллеги,
Простите за банальный вопрос, но какие существуют подходы к оценке стоимости бизнеса?
Мой здравый смысл подсказывает, что формула должны быть примерно такой: материальные активны + нематериальные активы (гудвилл в лице репутации + стоимости корпоративного и прочих брендов и так далее + что ещё?) = стоимость бизнеса. Насколько правомерна для украинской действительности эта формула? Мне кажется, что вполне.
Остаётся открытым вопрос, как оценивать в денежном эквиваленте этот самый гудвилл (и его составляющие, в том числе и репутацию)? И кто это оценивает? Есть ли какие-то стандарты, мировая практика и прочее?



 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: shura.ua [профіль
Дата:   2007-03-27 09:26:17

К гудвилу можно подойти с разных сторон. Но одна его сторона точно поддаётся измерению - это бухгалтерская грань. К сожалению, возникает она при процессах M&A и только тогда возникает в учёте.

Что же касается оценки бизнеса, то "умные дяди" уже давно придумали массу методик определения стоимости компании. Но всё будет зависеть от целого перечня факторов и типа компании.
Если, например, компания открыта и публична, то определить коэффициент и величину её капитализации Вам не составит труда.
Если же компания "закрытого" типа, то здесь процесс окажется более субъективен и сложнее.
На самом деле, подход суммирования активов неадекватен сегодняшним реалиям.

Вы перечислили стоимость активов компании, а почему не учитываете пассивы?!...
Если подойти с Вашей точки зрения, то предприятие, имеющее сотни миллионов долларов в активе - очень успешное и дорогостоящее... Но в это же время её собственный капитал может быть отрицательным.
ИМХО, Вам необходимо получать дополнительное образование в этом направлении.
Советую обратиться к "большой четвёрке" - это будет дорого стоить (курсы - несколько тыс. у.е. за человека или несколько десятков тысяч долларов за оценку), но они имеют передовой мировой опыт.
Опять же, всё зависит от того. что ИМЕННО Выы хотите получить и с какой целью.

Спасибо.



Відредаговано (27.03.07 09:30)

 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: Oleg.Kershis [профіль
Дата:   2007-03-27 14:16:17

Уважаемый коллега,
Интересно, что было такого в вашем письме, что было отредактировано администрацией сайта :)) ?
Спасибо за совет получать дополнительное образование. Приму к сведению. Но "уважаемый коллега" не совсем внимательно читал моё послание. Меня как раз интересует вопрос оценки не "бухгалтерских граней" - тут вы правы, что опыт наработан колоссальный и мне он частично известен. Меня интересует как раз оценка, например, репутации, стоимость корпоративного бренда - того, что не имеет прямых финансовых индикаторов. Только косвенные. Как мне кажется... или я не прав?



 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: shura.ua [профіль
Дата:   2007-03-27 16:38:42

Oleg.Kershis [профіль]

На самом деле ничего не исправлено, видимо я сам что-то подправлял..... Вряд ли это была администрация.... :)
Ну Вы знаете, лично моё мнение - то такая оценка будет слишком уж субъективна и неоправдана.
например, как понять инвестору справедливосчть Вашего расчёта?!.. Какие у него есть основания верить в "воздушную" цифру такого расчёта?!...
По-моему, расчёт должен иметь логику и НЕ иметь двойного трактования.
Ещё раз вопрос - ЗАЧЕМ это Вам необходимо?!... Какого типа пользователи будут использовать Ваш отчёт?!..
Если это будут студенты, или же просто журнал, или презентация чего-то виртуального, то Вам ничего не мешает придумать собственный метод, но в условиях рыночной экономики это опять будет одна из многочисленных и бессмысленных бумажек и расчётов, так "полюбляемых" нашей высшей школой... :)....
Не специалист в маркетинге, но относился бы крайне скептически к такого рода расчётам и цифрам....

Спасибо.

 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: Oleg.Kershis [профіль
Дата:   2007-03-27 17:08:41

Уважаемый коллега,
Крайне приятно читать Ваши комментарии. Как говорил бессмертный классик, "..зрите в корень..". Вопрос измерения репутации предполагает ответ, как минимум, на три важных вопроса:
1. какова методология измерения: что, как и почему мы считаем. Она должны быть таковой, чтобы было доверие к самой процедуре;
2. выводимые показатели должны быть вписаны в показатели бизнес - деятельности компании (ввиде какого-либо индекса). Вы, наверное, знаете, что сейчас на Западе репутацию как актив пытаются встроить в систему финансовой отчётности.
3. в мире сложилась практика измерения репутации, которая имеет уже более 20-летную историю. Такая практика выражена, в частности, и ввиде определённых рейтингов (репутации в том числе), на которые ориентируются различные финансовые институции.

А меня это всё интересует по таким причинам:
1. мировая практика мировой, а украинские реалии таковы, что у нас, так сказать, не все так работает, как хотелось бы. Соответственно, применимость мирового опыта у нас - очень больной вопрос;
2. в мировой практике репутация чётко соотносится с бизнес деятельностью компании и влияет на рыночную стоимость организации (публичность компании и цена её акций на рынке). Так как украинский фондовый рынок практически отсутствует, публичных компаний аж 5 (те, кто вышли на IPO), бизнес сцеплен с политикой и прочее и прочее, то получается, что украинскому бизнесу репутация сейчас нужна.. как зайцу....:)) Хотя, репутация это не имидж, её за пару лет не создашь и не купишь за большие деньги. Её или создаёшь с самого начала или потом ломаешь голову, что делать со своим прошлым. Одним словом, если лаконично, то получается некий разрыв: между декларациями украинских компаний в части их "западности", прозрачности и прочее и тем, что и как они реально выстраивают. Явно не репутацию. Тогда что? И зачем эти декларации? Кому они нужны?



 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: shura.ua [профіль
Дата:   2007-03-28 09:29:44

Здравствуйте.
1. Согласен..... Требования к такому расчёту должны быть повышенными.
2. Пытаются то пыатаются, но пока результат отсутствует. Некоторые, особо отчаявшиеся, уже предлагают упразднить двойную запись.. :)... пока выглядит смешно.
Я поверю в стоимость репутации только тогда, когда этого будет требовать IFRS. До того времени все эти расчёты будут профанацией. Любое изменение к правилам подачи официальной внешней информации:
- должно не вводить в заблуждение
- долждно быть объективным
- должно быть стандартным и применяемым
- не иметь двойного трактования
Пока нет таких предпосылок к оценке "репутации".
Косвенно репутация открытой компании - это и есть разница между стоимостью её СК и капитализацией. Эта величина объективна, т.к., например в США, рынки капитала (фондовый) и рынки товаров и услуг (для оценки справедливой стоимости активов) уже давно сложившиеся, а биржевой индекс компани говорит о субъективной оценке мелких инвесторов и о их ожиданиях. Масса мелких субъективных оценок как раз и составляют одно более-менее объективное. :)...

5 публичных компаний?!.. Хм, странно.... Насколько мне известно, их значительно больше.... Или Вы имеете в виду только Лондонскую площадку?!..
НВ принципе IPO можно считать и выход на польскую и австрийскую, и ....
Таким образом, количество "открытых" возрастает....

Вообще, к сожалению, совет дать не смогу, т.к. недостаточно опытен в этой сфере, тем более что привык мыслить более конкретными и измеряемыми категориями.
Хотя....

 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: БС4СВС [профіль
Дата:   2007-04-04 14:25:24

Здраствуйте! Хотелось бы вмешаться в вашу дискуссию. Я считаю, что в условиях нашей экономики основной акцент в оценке стоимости бизнеса делается на материальных активах. Учитывая, "молодой возраст" наших бизнес-структур, а также историю их формирования, отечественные компании только сейчас активно занялись построением собственных брендов как основы определения стоимости своих нематериальных активов. Интересен опыт нашей банковской сферы. Банк имеет систему управления брендами, которая состоит из "паспорта бренда", операционных планов и персонала, непосредственно работающего в этом направлении. Таким образом, финансовый институт имеет возможность оценить денежный поток, который генерируется наличием собственного бренда. Хотя эта информация является достаточно закрытой. Чтобы привести некоторые цифры, обратимся к такому примеру. При продаже банка "Аваль", банк оценили в 1,1 млрд. дол., из которых около 100 млн. дол. составила стоимость известного на местном рынке бренда

 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: Sergiy [профіль
Дата:   2007-04-04 14:52:12

Стоимость бизнеса, часто, оценивают как Nлет*<Годовой доход>, то есть как доход за несколько лет функционирования.

N - зависит от отрасли.

 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: shura.ua [профіль
Дата:   2007-04-04 15:48:57

Sergiy [профіль]

Странная оценка какая-то:
а) годовой доход - коммерческая тайна
б) доход то разный бывает - чистый, валовый и т.д.
в) если чистый - ещё как-то понятно..... Например, часть крупных ТНК имела негативные результаты деятельности.. Так что. стоимость у них негативная?!.. Хе-хе..
г) если валовый ... Тоже будут варианты.. А если доход маленькийц, а прибыли большие?!....


БС4СВС [профіль]

Пример с АВАЛЕМ - чистой воды гудвил.... Речь не о том идёт.. речь идёт о оценке компании не во время M&A

 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: Sergiy [профіль
Дата:   2007-04-04 17:26:30

shura.ua

а) Для кого коммеческая тайна? Для покупателя? А что он будет покупать? Кота в мешке? Или вы хотите продать бизнес с неизвестным доходом?

б) Я сам принцип описывал. Возьмите для себя доход, который больше всего подходит.

в) Для покупателя, может быть, и негативная. Если приобретается убыточное предприятие, то рассчеты должны быть другие. Например, по стоимости активов, или на основе стоимости аналогов.

г) Объясните, пожалуйста, как доход может быть маленький, а прибыли - большие? Я "ниасилил"...

P.S. Я ж написал, что "Стоимость бизнеса, часто, оценивают", а не всегда. Случат могут быть разные.

 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: shura.ua [профіль
Дата:   2007-04-05 09:08:32

Sergiy [профіль]

А) яркий пример - недавний скандал с одной киевской компанией.....
Компания была продана, но при продаже номинально были завышены показатели её деятельности, щзанижены обязательства.... :).... Оказалось, что у компании долгов больше, чем СК.... :).... О какой оценке стоимости по показателям может идти речь?!....

г) Ой.. Ну примеров может быть масса...... Например, интренет-бизнес....
До некторого времени в прошлом - рекламный бизнес...
Пример: доходы - 100 000, расходы - 50000... :)
доходы - 1 000 000 , расходы - 990 000.....
Делайте выводы.... :). По вашему принципу подсчёта - маленькая компания стоит дешевле, но явно она работает в потенциально низкоконкурентном сегменте и у неё хорошее будущее.... :) (по крайней мере, выскоая вероятность).
Всё относительно: доход в 100 000 - маленький, прибыль в 50 000 - достаточно выскокая, а рентабельности вполне приличная... :)

д) ещё раз повторюсь - желательно употребление стандартизированных принципов оценок - иначе как вы будет сравнивать при покупке компании, оценённые методом слонов и методов бегемотов?!....

Спасибо.... :)

 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: Sergiy [профіль
Дата:   2007-04-05 11:20:33

shura.ua,

а) Это называется мошенничество. Данный вид деятельности относится не к экономической, а противозаконной, поэтому зачем его здесь рассматривать?

г) Теперь понятно. Хотя, насколько я понял, речь шла не о сравнении предприятий между собой, а об оценкой одного предприятия.

д) Основных подходов оценки стоимости бизнеса всего три. Они давно известны и описаны в учебниках, рекомендациях и т.п.:
- доходный (для действующего, прибыльного и "неуникального" бизнеса считается наиболее адекватным подходом)
- аналогов
- затратный

Внутри, например, доходного подхода есть свои методы оценки:
- метод капитализации дохода
- метод дисконтированных денежных потоков.
Соответственно свои методы оценки существуют и для остальных подходов.

Что именно Вы увидели нестандартного в том, что я предлагал?



 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: shura.ua [профіль
Дата:   2007-04-05 12:49:59

Sergiy [профіль]
а) по большому счёту, да.... Но примеров масса... Самый простой - ENRON.
д) Согласен... Пока ничё абсолютно нового не придумали...
Эти подходы рассматриваются и в инест. и в финменеджменте.....
Все они рассматривают подход к оценке со стороны инвестора.
А вот со стороны продающего себя предприятия должен быть стандартный подход. Иначе как объяснить инвестору - почему выбирался тот или иной метод... и это всё до такой степени субъективно......

Ничего нестандартного не увидел, просто каждый из эжтих методов имеет серьёзные недостатки и не позволяет быть уверенным в оценке своего бизнеса...
Повторюсь, для меня самая объективаня оценка - стоимость акций на фондовой бирже, ибо это аггрегированный показатель субъективных оценок инвесторов. Эжто ожидания и предпоячтения.....

Все прочие методы - попытка оценки справедливой стоимости имущественного комплекса и гудвила к нему, как позитивного, так и негативного.. :)

 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: БС4СВС [профіль
Дата:   2007-04-05 13:59:02

Привет!
Ответьте мне, пожалуйста, какой метод оценки бизнеса наиболее актуален для оценки бизнеса в процессах M&A? А как вообще оценить стоимость бренда? Может есть дифференциция в зависимости от отраслей?

 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: Sergiy [профіль
Дата:   2007-04-05 14:38:43

shura.ua,

Вы пишете: "каждый из эжтих методов имеет серьёзные недостатки...".

Огромная просьба (две):
1. Назовите метод без недостатков.
2. Укажите хотя бы парочку конкретных недостатков в перечисленных методах.

В противном случае все это выглядит как позиция "а Баба-Яга против". Можно про любой метод (даже который Вам совершенно не известен) сказать, что он имеет "серьезные недостатки" - и не прогадать, ибо идеальных вещей не бывает.


к БС4СВС,

Берем в броузере набираем: www.google.com. В строке поиска пишем фразу: "как оценить стоимость бренда". Первая же ссылка (http://www.advertology.ru/article44521.htm) ведет на весьма интересную статью по данной теме.

 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: Oleg.Kershis [профіль
Дата:   2007-04-05 14:48:51

Уважаемый БС4СВС,
Как оказывается, можно не только оценить стоимость корпоративного бренда, но и увязать его со стоимостью компании (если её акции котируются на фондовой бирже). Можете полюбопытствовать по этому поводу - ссылочка вот: www.corebrand.com.
И кстати сказать, уважаемые коллеги, в киеве через неделю будет происходить первый международный форум, целью которого как раз и является актуализация проблемы стоимости бизнесов к привязке к её нематериальным активам (например, репутации). Вот ссылочка www.reputationcapital.org.
Какова же роль репутации в повышении стоимости бизнеса и улучшении инвестиционной привлекательности, вопрос, как мне кажется важный и далеко не праздный.



 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: shura.ua [профіль
Дата:   2007-04-06 09:46:15

Sergiy [профіль]

По большому счёту, да.... Практически каждый метод имеет недостатки, к тому же со временем они сменяют друг друга...
А теперь по просьбе:
а)... метод без недостатков - конкретно оценки стоимости компании - не назову ниодного по двум простым причинам - во-первых, не специалист в этой отрасли, во-вторых, пока не встречал метод, которому можно доверять. Это понятие пока только для консультантов, так любящих продавать свои идеи и наработки - собственно говоря, сотрясать воздух.... :)..... Ибо слабо верится в объективность оценки бизнеса в сегодняшних реалиях, в Украине....

б) парочку недостатков?!.. Ну давайте, назовите метод, который Вы считаете наиболее качественным... Я посмотрю на что он опирается и дам комментарий.... Не проблема....
:).....

Идеальных- не идеальных - это вопрос риторический.. Оценка - наука сама по себе относительная....
:)

 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: Sergiy [профіль
Дата:   2007-04-06 10:03:16

shura.ua,

Предлагаю в качестве "подопытного кролика" рассмотреть подход доходный с методом расчета на основе дисконтированных денежных потоков.

 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: shura.ua [профіль
Дата:   2007-04-06 14:05:24

Ок.. Ознакомился с принципами этого метода... :)

Понятие "текущая стоимость будующих денежных потоков" подразумевает ВОЗМОЖНОСТЬ их поступления (не гарантию !!!), на что будет влиять масса факторов, часть из которых не управляема собственником.
Дальше, выбор дисконта....
Дисконт, как правило, определяется стоимостью собственного капитала (*в цивилизованном мире, у нас - принимают на уровне или % по ОВГЗ или вообще расчётными методами). Для нерыночной экономикки без сформированного рынка ценных бумаг достоверно определить Бэта очень сложно..... Сами понимаете, что это так и есть.... А потому подход к выбору дисконта тоже субъективен....


Основа определения чистого дохода - тоже сложный фактор. На самом деле, без налаженного упр.учёта и финансового учёта (что характерно для большей части предприятий) - спрогнозировать более менее точно этот показатель вряд ли получится...
Учитывайте также и то, что масса предприятий вообще не имеет данных о своей деятельности, кроме тех. что попадают в налоговую... и статистику.... :)..... А на тех, где это есть, (например ПНЛ без балансового листа и кэш флоу) очень часто нарушаются принципы учёта...

О разделении издержек на постоянные и переменные речь даже не идёт, т.к. сам по себе процесс нахождения точки безубыточности на многофункциональном и многопродуктовом производстве очень сложен... А о торговле я вообще молчу... (если сталкивались, знаете о чём говорю)....

В расчёте следует учитывать также и инфляцию, но, судя по нашим полит.событиям, предсказать её будет сложновато... :)

Таким образом создаётся приблизительная стоимость компании.... :)....
Но!.... В случае продажи цену на контрольный пакет всё же будет формировать не оценка бизнеса, а спрос на такого типа имущественный комплекс... :)...

Так что в нашем случае - это одно из средств зарабатывания денег консалтинговыми агенствами....

ПыСы: речь не идёт о открытых компаниях, имеющих листинг на крупных фондовых площадках...

 
 Re: Управление репутацией или сколько стоят нематериальные активы?
Автор: Sergiy [профіль
Дата:   2007-04-06 18:03:33

shura.ua,

Вы, пожалуй, указали скорее недостатки не метода, а нашей суровой действительности.

Хотя, честно говоря, в этом деле одно от другого, наверное, отделить достаточно сложно :-)

 Список форумів  |  У вигляді дерева  сторінки: | 1 | 2 | >>


 Дана тема закрита 

МЕТОДОЛОГІЯ: Стратегія, Маркетинг, Зміни, Фінанси, Персонал, Якість, IT
АКТУАЛЬНО: Новини, Події, Тренди, Інсайти, Інтерв'ю, Рецензії, Бізнес-навчання, Консалтинг
СЕРВІСИ: Бізнес-книги, Робота, Форуми, Глосарій, Цитати, Рейтинги, Статті партнерів
ПРОЄКТИ: Блог, Відео, Візія, Візіонери, Бізнес-проза, Бізнес-гумор

Сторінка Management.com.ua у Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управлінців    Management Digest у LinkedIn    Відслідковувати нас у Twitter    Підписатися на RSS    Поштова розсилка


Copyright © 2001-2025, Management.com.ua