Федосеев Алексей,  
директор по информационным проектам "Инталев"
 
 
Рочкус Яна,  
консультант по внедрению программных продуктов "Инталев"
 
 | 
 
Автоматизация управленческого учета и бюджетирования
  Перед 
вами первая статья из цикла, посвященного автоматизации управленческого учета 
и бюджетирования. В настоящее время, эти темы становятся все более популярными 
среди новых российских управленцев. Мы же считаем их ключевыми для выхода на уровень 
нового, регулярного и эффективного ведения бизнеса. Мы намеренно объединяем понятия 
управленческого учета и бюджетирования, так как уверены, что только решение "в 
связке" задачи чистого учета и планирования может позволить добиться положительного 
результата. Этот вывод базируется на классическом представлении управленческого 
цикла и возможностях автоматизации. 
Поиск причины
Традиционно, сначала задайте себе вопрос — для чего Вы собираетесь автоматизировать 
систему управления? Все ответы на этот вопрос можно разделить на три типа: 
- Большой объем разнообразных операций. Без автоматизированной системы затраты 
на обработку такого количества информации неимоверно велики, а сроки обработки 
данных не удовлетворяют менеджеров. Практически невозможно получить необходимую 
информацию нужного качества в нужном объеме, а главное в требуемые сроки для принятия 
управленческого решения.
 
- Хочу знать, сколько реально зарабатывает и тратит предприятие. Хочу видеть, 
какие области наиболее затратные и куда уходят средства компании. При этом ставится 
задача автоматизации отдельных, наиболее важных функций.
 
- Ну, так сейчас поступают многие, мне порекомендовали друзья, слышал, что есть 
у конкурентов или посоветовали аудиторы.
 
 
 
На практике, любой из вариантов ответа можно отнести к одному из этих типов. 
Ответы различаются по степени готовности предприятий к решению задачи и требуют 
принципиально разных подходов к подбору программных средств. В зависимости от 
ответа, который Вы честно себе дадите, будет зависеть план внедрения и функциональные 
требования к ПО. 
Игрушка для босса
Если Ваш ответ близок по смыслу к третьему варианту, Вам нужна система первоначальной 
"пробы пера". Соответственно, и план внедрения должен быть направлен 
на решение именно этой задачи. Чаще всего такие системы становятся инструментом 
для одного — двух сотрудников компании, которые сами находят и вводят фактические 
данные, составляют планы (часть функциональных или операционных бюджетов), проводят 
анализ данных. Если систему купили для руководителя, то, скорее всего, через 1-3 
месяца "забав" он забросит это ПО, так как практической пользы в управлении 
компанией от него будет крайне мало. Если программное обеспечение купили для подчиненных, 
влияние результатов их работы с такими системами на принятие решения будет еще 
меньше, чем в первом примере. В любом случае, прямое влияние на эффективность 
работы предприятия будет минимальным. Единственное, что может быть полезным — 
это получение базового представления об автоматизированных системах руководителем 
и сотрудниками и принятие уже осознанного решения о необходимости внедрения комплексной 
информационной системы на предприятии. Разумно, чтобы итоговая стоимость такого 
решения-игрушки соответствовала результату использования. 
Чтобы решить задачу
При втором варианте ответа, руководитель ставит перед системой конкретную задачу. 
Например, необходимо знать, сколько в данный момент товара на складе, какова сумма 
дебиторской задолженности, сколько произведено продукции или сколько потрачено 
средств. Самое интересное в таких ситуациях, что примерно в половине случаев программа, 
рассматриваемая как решение этих задач, таковой не является. Часто решение лежит 
вне возможностей внедренцев и ПО, а зависит от внутренних показателей: уровня 
квалификации персонала, наличия регламентов функционирования системы управления, 
достаточности финансовых и материальных ресурсов, наконец, уровня подготовки и 
исполнения решений. 
Как вы понимаете, в таком случае возможно два варианта развития событий: или от 
использования приобретенного ПО отказываются (оно не решает поставленных задач), 
или постепенно роль и функции ПО трансформируются и оно занимает какое-то локальное 
место в системе управления, тоже малозначимое. Если же на практике программа помогает 
решить поставленные задачи, то оно успешно вписывается в общую информационную 
инфраструктуру предприятия и занимает в ней место адекватное значимости решаемых 
задач. Соответственно, чтобы заранее просчитать эффективность приобретаемого программного 
продукта, нужно внимательно оценить степень соответствия функционала ПО стоящим 
задачам и разработать план внедрения, направленный на формализацию и автоматизацию 
этих задач.  
Естественно, что и в этом случае стоимость решения должна быть сопоставима с результатами 
от решения поставленных задач. Условно говоря, если в результате внедрения системы 
управления товарными запасами, "стоки" снизятся на 10% и, соответственно, 
сократятся затраты на обслуживание кредитов под оборотные средства, то можно определить 
и допустимую стоимость решения этой задачи. Кстати, сразу же возникает вопрос 
об окупаемости внедренной автоматизированной системы. Исходя из опыта работы российских 
компаний и скорости развития информационных технологий, норма окупаемости таких 
систем должна быть 3-9 месяцев. 
Чтобы решать текущие и будущие задачи
Остается самый серьезный случай, требующий решения для автоматизации всей системы 
управленческого учета и бюджетирования. Тогда и план внедрения, и функционал системы 
должны позволить решить все стоящие задачи и, что более важно, задачи, которые 
могут возникнуть в течение эксплуатации внедрения ПО. Такие системы выбираются 
не только и не столько для решения конкретных задач, сколько для полноценной информационной 
поддержки всего управленческого цикла и построения эффективной системы управления 
предприятием, как конкурентного преимущества. 
Окупаемость таких систем обычно происходит за 9-27 месяцев эксплуатации при грамотном 
внедрении и добросовестной эксплуатации. 
 
Рис. 1. Позиционирование системы в зависимости 
от стоящей задачи и возможностей ПО 
По нашей оценке, в настоящее время в России предприятия, которым нужна та или 
иная система, соотносятся соответственно описанным вариантам как 45:45:10.  
В то же время, наблюдается тенденция перемещения пользователей из первой группы 
во вторую, а из второй в третью. При этом скорость первого перехода значительно 
выше скорости второго.  
Как выбрать нужное ПО?
Разумно предположить, что для обучения и получения первого опыта оптимальны 
простые, базовые версии ПО, имеющие уже готовую настройку для ведения управленческого 
учета в части хозяйственных операций, но обладающие возможностью конфигурирования, 
изменения хотя бы части имеющихся настроек. Это необходимо для первоначального 
запуска и приобретения навыков работы с автоматизированной системой, а также развития 
навыков и получения первого опыта настройки ПО для решения конкретных задач. Хорошо, 
если для выбранного программного продукта будет существовать более сложная версия, 
предназначенная уже для решения реальных задач. В будущем, после освоения базового 
функционала, можно будет усовершенствовать свою программу, т.е. сделать "upgrade". 
 
Для систем среднего класса (по степени комплексности решения задач) самым важным 
является их подготовленность к решению поставленных задач. С учетом того, что 
ПО должно бороться именно с проблемами и причинами их возникновения, а следствиями, 
функциональность программы должна предполагать усложнение и увеличение количества 
решаемых задач в пределах определенной зональной области. Например, если сейчас 
стоит задача ведения бюджета выплат, то в будущем надо предполагать ведение бюджета 
движения денежных средств и управления платежеспособностью в целом. 
Системы для решения комплекса задач по информационной поддержке цикла управления, 
должны быть на 20-50% избыточнее по функционалу, чем требуется в момент внедрения, 
надежны как в эксплуатации, так и с точки зрения поставщика и внедренца. Такие 
системы должны позволять вести весь список хозяйственных операций в компании, 
включая внутрихолдинговые, составлять всю систему бюджетов и показателей (индикаторов) 
финансово-хозяйственной деятельности. Гибкость таких систем должна быть максимальна, 
так как для российских холдингов характерно частое возникновение новых бизнесов 
и изменения правил управленческого учета с тенденцией к их усложнению. Здесь очень 
важное свойство — это ведение всего спектра хозяйственных операций с получением 
настраиваемых форм бюджетов, включая бюджет по балансу. Полную и актуальную информацию 
по текущему состоянию предприятия может представить только Баланс. Причем данный 
отчет должен быть построен на основании управленческой информации. 
Соответственно, система без составления всех управленческих форм отчетности 
с выходом на управленческий баланс, не может, по определению, считаться оптимальной 
для комплексной автоматизации управленческого учета. 
 В следующей статье мы продолжим эту тему и рассмотрим принципы построения 
и доминирования автоматизированных систем для внедрения управленческого учета 
и бюджетирования.
 
 
 
 
 Відгуків немає
 
 | 
 |