КИС компании как гибридное облако

Раздел: Информационные технологии
Автор(ы): Александр Савченко, Intelligent Enterprise (№7, 2011)
размещено: 20.01.2012
обращений: 8389

Хотя тема облачных вычислений необыкновенно популярна, а компании — разработчики облачных решений активно предлагают облачные сервисы и механизмы миграции, совсем немногие отечественные компании заявляют о планах полного перехода на облачную модель.
КИС компании как гибридное облако Крупные компании в большинстве своем имеют собственную корпоративную информационную систему (КИС), автоматизирующую основные направления бизнес-деятельности. Иногда это заметно сказывается на способности бизнеса оперативно реагировать на изменение рынка: недостаточные возможности КИС компании тормозят развитие компании.

Казалось бы, применение принципов облачной модели управления ИТ-услугами в масштабах таких компаний сулит немалые выгоды, однако большинство потенциальных потребителей облачных услуг с осторожностью присматриваются к облачным сервисам, оценивая риски и примеряя свои потребности к анонсируемым возмож­ностям.

Cдержанный подход к инновациям можно объяснить рядом причин.

  • Внутренняя инертность крупных компаний — ИТ формируются на основе долгосрочной перспективы, с учетом стратегии развития бизнеса;

  • Отсутствие облачной стратегии в компании, унаследовавшей «тяжелую» инфраструктуру со значительной стоимостью ИТ-активов, отсутствием публичных сервисов, пригодных для использования в качестве безопасного и гибкого корпоративного решения, недоверием к облачным сервисам и их провайдерам.

Одно из основных направлений развития КИС таких компаний в ближайшие годы — модель гибридного облака. Если не вдаваться в подробности различий облачных моделей, гибридное облако образуется как результат интеграции частного и публичного облаков: компания устанавливает свои правила и политики на основании таких факторов, как безопасность, критичность и базовая инфраструктура, с тем чтобы сервисы и нагрузки распределялись соответственно по частному и публичному облакам.

Неоспоримое достоинство такого решения — гибкое динамическое сочетание внутренних и внешних ресурсов.

Почему не публичное облако?

Ряд нерешенных на сегодня вопросов не позволяет принять модель публичного облака для корпоративной информационной системы:

  • ограниченная бизнес-функциональность облачных сервисов, минимальная возможность адаптировать облачные приложения под требования заказчика;
  • риск утраты, порчи или дискредитации информации;
  • отсутствие единых стандартов на облачные сервисы;
  • ограниченная интенсивность взаимодействия с публичным облаком, обусловленная неразвитой инфраструктурой Интернета;
  • унаследованные бизнес-приложения компании, не поддерживающие инфраструктуру облака.

Почему не частное облако?

Модель частного облака лучше соответствует требованиям КИС, но необходимо понимать, что получить существенную экономию на инфраструктуре частного облака не удастся.

Первые шаги по построению частного облака требуют использования технологий виртуализации — только при этом условии можно создать гибкую адаптивную инфраструктуру. Таким образом, возможны дополнительные затраты на обновление серверного оборудования, систем хранения и создания/модернизации соответствующей инфраструктуры. Масштабирование любой ИТ-услуги в частном облаке также может потребовать дополнительных капиталовложений, так как ресурсы частного облака конечны. Поэтому основная экономия в таком облаке будет формироваться за счет снижения операционных затрат на управление ИТ.

Почему гибридное облако?

Анализ КИС компании позволяет выделить три следующие основные группы внутренних сервисов.

  • Бизнес-критичные, аутсорсинг которых невозможен по требованию отраслевых регуляторов либо сопряжен со значительными рисками для бизнеса.

  • Сервисы, базирующиеся на приложениях, непригодных для работы в инфраструктуре облака. Модификация таких приложений для выполнения в облаке часто представляет сложную или невыполнимую задачу, а в ряде случаев и нецелесообразна.

  • Массовые сервисы, достаточно легко передаваемые на аутсорсинг. К таким услугам можно отнести справочно-информационные сервисы, электронную почту, некоторые офисные приложения. К этой группе также можно отнести внутренние сервисы, для которых применимо резервирование в публичном облаке.

Когда определяют, какая облачная модель наилучшим образом подходит для определенной рабочей нагрузки, какие сервисы и в какой облачной среде можно использовать с наибольшей выгодой, базовым можно считать подход, основанный на характеристиках сервисов.

Поскольку сервисы различаются требованиями к платформе, сложности, степени критичности для бизнеса и требуемой безопасности данных, некоторые из них могут идеально подходить для публичного облака, в то время как другие следует разворачивать исключительно в рамках частного облака. Такое распределение сервисов по ресурсам частного и публичного облака позволяет добиться максимальной гибкости ИТ-сервисов компании.

По оценке Cloud Industry Forum, гибкость, обусловленная адаптивной и легко модифицируемой инфраструктурой, более привлекательна для бизнеса, чем экономия затрат на ИТ. Другими словами, если ИТ позволяют создавать существенные конкурентные преимущества, то это в известной мере оправдывает затраты, понесенные ком­панией.

В соответствии с выделенными группами сервисов планируется способ управления ими:

  • первая группа услуг размещается в приватной части гибридного облака;

  • вторая группа сервисов остается в КИС без изменений до момента вывода из эксплуатации или плановой замены современными решениями;

  • сервисы третьей группы размещаются в публичном облаке, а инфраструктура приватной части гибридного облака и затраты на нее перепланируются с учетом снижения нагрузки за счет внешних сервисов. Основное достоинство гибридной облачной модели — гибкость. Проявляется она двояко:
    • ИТ-ресурсы могут быть оперативно собраны в новые конфигурации, новые информационные системы и новые возможности бизнеса с соблюдением корпоративных норм безопасности;
    • ресурсы способны оперативно масштабироваться для обслуживания пиковых нагрузок на сервисы как в приватной, так и в публичной части гибридного облака, а затем возвращаться к предыдущему значению.

Необходимо понимать, что гибридное облако — это не статичное образование, а динамичная модель, гибко отслеживающая изменения номенклатуры публичных сервисов и быстро их применяющая, оптимизирующая и минимизирующая затраты на собственную инфраструктуру, максимально полно и оперативно удовлетворяющая потребности компании в ИТ-услугах. Это позволяет с уверенностью предполагать, что в крупных компаниях в среднесрочной перспективе именно гибридное облако станет преобладающей моделью внедрения облачных вычислений.

Баланс между доступностью и защищенностью

Евгений Щепилов, директор по развитию бизнеса компании «ТрастИнфо» (ГК «Ай-Теко»)

Без сомнения, на сегодня гибридное облако — наиболее универсальный и перспективный способ размещения инфраструктуры корпоративных информационных систем. Однако стоит отметить трудности, с которыми сталкиваются компании, решившие развиваться в этом направлении. Это вопросы управления авторизацией, защиты разнородных периметров, поддержания сервисов, разных по уровню качества, в рамках развивающейся инфраструктуры.

В решении первой задачи могут помочь как службы сквозной авторизации, так и шлюзы, поддерживающие обмен идентификационными и аутентификационными сервисами. Лидеры индустрии, такие как Microsoft и Citrix, предлагают различные подходы к управлению доступом в гибридной среде, но надо иметь четкую стратегию, чтобы выбрать наиболее подходящую технологию.

Вопрос баланса между доступностью и защищенностью (публичным и частным облаками) сейчас находится преимущественно в плоскости адаптации бизнес-процессов компаний. Существующие регламенты работы с традиционными КИС часто оказываются неприменимы для разнородного информационного пространства. Поэтому не стоит забывать, что перенос инфраструктуры в облачную среду приводит в конечном счете и к изменению философии дальнейшего развития бизнеса в целом. Мобильность и гибкость не всегда так просты, как кажется.

Задача поддержания разноуровневых SLA в одном гибридном облаке возникает, поскольку именно этот тип облачных вычислений позволяет не переплачивать за сервисы, надежность и доступность которых не критичны для бизнеса, а направить средства на повышение качества работы с критичными сервисами. Практически никто из игроков российского рынка не предлагает здесь адекватного решения.

Несмотря на это, аналитики нашей компании еще год назад пришли к осознанию перспективности именно гибридной модели предоставления облачных услуг и всех выгод, которые сулит подобный подход. В данный момент мы завершаем пилотные испытания полноценного решения на вычислительных мощностях собственного дата-центра «ТрастИнфо» и в самое ближайшее время будем рады представить публике целый спектр высокоуровневых услуг.

Рисунок: The HP Blog Hub

Об авторе:

    Александр Савченко, руководитель направления «Технологии» компании «Утилекс».


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Внедрение искусственного интеллекта в бизнес-практику. Преимущества и сложностиВнедрение искусственного интеллекта в бизнес-практику. Преимущества и сложности
Идеальная IT-компания. Как из гиков собрать команду программистовИдеальная IT-компания. Как из гиков собрать команду программистов
Искусственный интеллект на службе бизнесаИскусственный интеллект на службе бизнеса



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)