ИНТЕРВЬЮ | Орения Янаи 15 сентября 2009 г.

Карьерные раскопки для руководителя

О профессиональных тупиках, смене карьеры и семейном бизнесе

Автор: Татьяна Кузнецова, журнал "Управление компанией" (Издается в Украине) (№9, 2008)

Даже у самых успешных людей случаются моменты, когда хочется никогда больше не видеть свою компанию. Известный консультант и автор книги «Every Person Has a Path» Орения Янаи считает, что игнорировать такие сигналы опасно — они могут свидетельствовать о том, что вы попали в профессиональный тупик. Как действовать в подобных ситуациях? Как понять, чего вы хотите от жизни? Об этом и многом другом — в интервью с Оренией Янаи.

Орения Янаи (Orenia Yanai) Орения Янаи (Orenia Yanai)

Основатель и партнер консалтинговой компании Adam Group, работающей в сфере управления человеческими ресурсами. Соучредитель консалтинговой фирмы AMI, специализирующейся на трансформационных процессах в семейном бизнесе.

Автор книги «Every Person Has a Path».

Клинический психолог, имеет опыт консультирования семейных пар — партнеров по бизнесу, а также организаций в Израиле, Иордании и Европе.

«Управление компанией»: Как человек может понять, что он попал в профессиональный тупик?

Орения Янаи: Понять это можно, прежде всего, задав себе вопрос: «Как я отношусь к тому, что делаю?» Зачастую в ответ говорят или что-то вроде «нормально», «работа как работа», или что ощущают недостаток энергии. А когда спрашиваешь, нравится ли им их работа, отвечают, что сначала нравилась, а теперь они ее терпеть не могут. Люди, попавшие в профессиональный тупик, чувствуют себя угнетенными, «выгоревшими», им не хочется ходить на работу. Иногда вы можете не знать, почему так сильно устаете, хандрите, почему у вас нет энергии. Но если чувствуете, что не можете больше заниматься своей работой, — вы в профессиональном тупике.

«УК»: Каждый человек хотя бы раз в жизни попадает в профессиональный тупик?

О.Я.: Возможно, это прозвучит немного странно, но я считаю, что карьерный тупик — это нормально. Люди современного поколения могут попадать в него каждые пять-семь лет. Но при этом кризис будет не таким глубоким, как у представителей более старшего поколения, которые сталкивались с ним максимум один раз в жизни. Кроме того, молодые лучше знают, как действовать в такой ситуации, потому что извлекают уроки из предыдущих кризисов. Впрочем, каким бы ни был профессиональный тупик, он всегда пугает, потому что вы чувствуете: все, что сделано вами за предыдущие годы, теперь неважно, а никаких новых перспектив на горизонте не наблюдается.

Надо заметить, что в тупик можно попасть не только на работе, но и в других сферах жизни, в том числе и в семейных отношениях. Время от времени вы «застреваете» — это происходит тогда, когда уже использованы все известные вам средства общения с людьми. И тогда вам нужно открыть для себя новые, научиться чему-то. В этом позитивная сторона кризиса.

«УК»: В каких ситуациях это чаще всего случается?

О.Я.: У всех нас есть три мотивации. Первая — мы хотим выиграть, преуспеть. Вторая — мы боимся проиграть. И третья — мы иногда боимся выиграть. Потому что выигрыш означает необходимость идти еще дальше, делать все больше и больше. Каждая из этих мотиваций может стать как причиной кризиса, так и шансом на новое начало.

Скажем, если речь о владельце семейного бизнеса — он может столкнуться с кризисом при поиске ответа на самый главный вопрос: хочет ли он передать свое дело следующим поколениям, или для него бизнес — частица его самого, которая умрет вместе с ним? Найти ответ, идентифицировать себя — это и кризис, и шанс для саморазвития.

«УК»: Как разобраться, чего нам хочется от жизни, определить для себя жизненную цель? Некоторым так никогда и не удается это сделать.

О.Я.: Мне кажется, что способность понять, чего ты хочешь, какова твоя жизненная цель, — это привилегия нашего времени. Раньше во многих странах людям приходилось работать для того, чтобы выжить. Сейчас можно заработать много денег только в том случае, если вы испытываете страсть к тому, что делаете. К примеру, сто лет назад инженеры, юристы, врачи получали хорошую зарплату. А сегодня, если вы инженер, не испытывающий страсти к своему делу, вы не сможете заработать много денег. Работодатели больше не хотят платить таким сотрудникам.

Чтобы понять, чего ты действительно хочешь, в первую очередь нужно позволить себе сделать это. Это очень важно, потому что некоторые люди не позволяют себе думать об этом. Второе — нужно спросить себя: что мне нравится делать больше всего? Это может быть не связано с вашей профессией, это может быть хобби или что-то, что вы делаете дома.

Кроме того, нужно «исследовать» свою семью, чтобы составить то, что я называю семейной ДНК, или «генограммой». Ваши таланты, склонности, личностные качества во многом определяют то, чем вам нужно заниматься. Поэтому надо разобраться, какие ценности переходили в вашем роду из поколения в поколение, что всегда считалось важным, какие стремления и таланты были у представителей вашей фамилии.

Бывает, что люди приходят к пониманию того, что им хочется делать, но им кажется, что это совершенно непрактично, что им не удастся построить на этом карьеру. Они боятся даже признаться себе в том, чего хотят. Мой опыт говорит, что лучше иметь мечту и не осуществить ее, чем не иметь мечты и жизненной цели вообще. Поэтому я всегда говорю своим клиентам: сначала решите, чего вы хотите, а потом будете думать, возможно это или нет. Не обязательно сразу иметь полное представление о своей жизненной цели — нужно продвигаться шаг за шагом. И тогда со временем вы придете к тому, как именно можно реализовать мечту.

«УК»: Могут ли какие-то определенные проблемы быть сигналом к тому, что нужно пересмотреть свои карьерные планы?

О.Я.: Да, к примеру, если вы начинаете раз за разом плохо выполнять задачи, с которыми раньше справлялись без проблем. Еще один симптом — если что-то, что вам прежде нравилось делать, теперь не доставляет удовольствия. Это как будто проходить какой-то курс обучения: сначала интересно, но если повторять несколько раз, то становится скучно. То, что вам нравилось делать пять лет назад, не обязательно должно нравиться сейчас. Поэтому, если вы чувствуете, что не можете больше делать то, что когда-то делали с удовольствием, знайте: это сигнал пересмотреть свой карьерный путь.

Симптомом могут быть также проблемы в семье. Порой то, что мы принимаем за семейный кризис, на самом деле — просто перенос вашего профессионального кризиса в семью. В этом тоже необходимо разобраться, чтобы не развестись с женой или мужем вместо «развода» с работой.

«УК»: Если человек успешен, достиг карьерных высот и т.п. — означает ли это, что он выбрал правильный карьерный путь?

О.Я.: Вовсе не обязательно. Многие успешные люди скажут вам, что они отлично делают свою работу, но это вовсе не то, чем им хотелось бы заниматься. Зачастую у них есть занятие «для души» — к примеру, благотворительность, искусство или политика. У них может и не быть в этом особых успехов, но им нравится этим заниматься.

Случается также, что люди ставят перед собой слишком большие цели — более масштабные, чем им на самом деле хотелось бы. Например, один собственник крупной компании, которого я консультировала, сказал: «Этот бизнес слишком велик для меня, слишком масштабен, чтобы я мог получать удовольствие от управления им». Мы привыкли думать, что чем больше организация — тем лучше, но это не всегда так. Человек может быть счастлив, имея всего один магазин.

«УК»: А что указывает на то, что карьерный путь выбран верно?

О.Я.: Тот, кому это удалось, просто чувствует это. Если вы спросите, он скажет, что счастлив делать то, что делает. Можно провести и двойную проверку: посмотреть, как выбранный человеком путь соответствует его семейной ДНК (талантам и склонностям представителей его рода, семейным ценностям). Но самое главное — то, что ощущает человек, есть ли у него чувство «если я завтра умру — я знаю, что делал то, что должен делать».

«УК»: С какими интересными случаями изменения карьеры вы сталкивались в своей практике?

О.Я.: Например, как-то я работала с пианисткой, которая была родом из России. Ей очень не нравилась ее работа — она не хотела играть, не хотела учить музыке. Когда она пришла ко мне, ей было за 40, за плечами она имела два брака. Мы составили семейную ДНК и обнаружили, что основным занятием ее дедушек и прадедушек был бизнес. Я спросила, не хочет ли она заняться бизнесом? Она сказала, что была бы не против попробовать, но не знает, как. Тогда мы стали выяснять, какими знаниями она обладает. Она очень хорошо разбиралась в разных стилях музыки, потому что музыку она любила. Теперь эта женщина — известный международный консультант по использованию музыки в бизнесе. Самое интересное в этой истории то, что она сама придумала эту идею (ведь я ничего не знала о ее профессии и не могла дать ей конкретный совет).

«УК»: Какие ошибки чаще всего совершают люди при выборе карьерного пути?

О.Я.: Во-первых, не стоит слушать советы тех, кто сам потерпел в этом неудачу. Например, часто бывает, что родители не смогли построить свою карьеру и поэтому хотят, чтобы их дети получили ту специальность, которая кажется перспективной им. Они могут говорить: «Эта профессия — плохая, а эта — хорошая…» Но это неправильно — попробуйте сказать известному художнику, что он не сможет заработать деньги своим трудом! А если бы этот художник был юристом — смог бы он заработать деньги? Очень маловероятно. Не говоря уже о том, что он никогда не был бы счастлив.

«УК»: Какие ловушки подстерегают тех, кто хочет изменить свою карьеру?

О.Я.: Во-первых — слушать не свои чувства, себя, а советчиков, которые говорят: «Ты устал, но это про­йдет. Через несколько месяцев тебе будет лучше. То, чем ты хочешь заняться, — не профессия. Лучше купи себе новую машину или езжай куда-нибудь в отпуск». Подобные советы не помогают. Человеку, попавшему в профессиональный тупик, не станет лучше после отдыха. Если вы ничего не предпримете, чтобы выйти из тупика, вам со временем будет только хуже. Надо решить назревшую проблему, разобраться в себе — только тогда вам станет лучше.

Еще одна ловушка — хвататься за любые появля­ющиеся возможности, которые кажутся хорошими, не спрашивая себя при этом, зачем оно вам нужно, как это вам поможет.

Третья ловушка — постоянное откладывание изменения карьерного пути на потом. Многие говорят: «Я сделаю это, но не сейчас, я сделаю это, когда выйду на пенсию и т.д.»

Опасно также не прислушиваться к своему телу, когда вы болеете. Иногда болезнь служит симптомом того, что вы хотели бы что-то изменить в своей жизни, от чего-то избавиться, но не можете этого сделать.

Чтобы смена карьеры была удачной, надо понимать, что нужно учиться новому. Зачастую в этом помогает консультирование, не обязательно профессиональное — иногда бывает полезно просто поговорить со своим руководителем. Надо уметь слушать и учиться находить ответы на свои вопросы.

«УК»: Многие считают, что нужно отделять работу от личной жизни. А что Вы думаете об этом?

О.Я.: Я думаю, что это невозможно — как невозможно отделить тело от разума. Разве что в ваших силах, отправляясь на работу, оставлять душу дома.

«УК»: Как Вы относитесь к трудоголизму?

О.Я.: Я разделяю трудоголиков на две категории. Первая — это люди, которые правильно выбрали свой путь, но не могут определить оптимальное количество энергии, которую нужно вкладывать в работу. Это причина, по которой некоторые не хотят работать над тем, что им очень нравится, — боятся, что не смогут себя контролировать и «выгорят». Очень часто это женщины. Они говорят, что знают, чем хотели бы заниматься, но опасаются, что, если полностью отдадутся работе, у них не останется времени на семью.

Оптимальное решение здесь — не отказываться от своего призвания, а научиться определять оптимальный объем работы. И распределять свое время между различными сферами жизни — карьерой, семьей, социальной активностью и т.д.

Вторая категория трудоголиков — те, которые не прислушиваются к себе. А значит — делают то, что им не нравится, но что они должны делать.

Важно определить, к какой группе вы относитесь. Иногда достаточно задать себе простой вопрос: занимались бы вы этим, если бы у вас было достаточно денег, чтобы не работать вообще? Если вы ответите: «Да, но не в таком объеме», — значит, вы относитесь к первой категории.

«УК»: Перфекционизм — это хорошо или плохо?

О.Я.: Я бы сказала, что это неэффективно. Потому что перфекционисты никогда не бывают счастливы, им постоянно кажется, что все недостаточно хорошо. Это требует от них выкладываться все больше и больше. А на самом деле порой лучше сделать достаточно, чем много. Некоторые люди, особенно — старшее поколение, считают, что чем больше работать — тем лучше. Но ведь это не обязательно так. У перфекциониста достоинства превращаются в недостатки.

«УК»: Вы часто консультируете компании, собственность и управление в которых переходит от поколения к поколению одной семьи. Как вы считаете, кому больше подходит семейный бизнес?

О.Я.: Семейный бизнес подходит для тех семей, которые чувствуют, что могут работать вместе, способны разрешать рабочие конфликты, готовы взять на себя партнерские обязательства, имеют общие ценности. Исповедуемый многими принцип «после нас — хоть потоп» в семейном бизнесе невозможен. Необходимо желание старших учить младших, передавать свои знания следующим поколениям. И желание каждого нового поколения продолжить семейное дело.

Прежде всего — нужно перейти от психологии предпринимателя, который работает в одиночку, к психологии партнера, работающего вместе со своими детьми. И научиться прислушиваться к ним. Это серьезный вызов.

В постсоциалистических странах предприниматели первого поколения сильно отличаются друг от друга. Одни напоминают мафию, у других есть ценности. Именно на этих ценностях они могут в перспективе построить успешный семейный бизнес.

«УК»: В чем преимущества семейных ком­паний?

О.Я.: Прежде всего, такой бизнес «склеивает» семью, объединяет ее. Семьи, у которых есть свои законы, правила, ценности, договоренности, похожи на маленькие страны. Им не нужно подстраиваться под чужие ценности, под другие компании.

Молодому поколению семейный бизнес позволяет реализовать свою мечту — например, создав новый бизнес, который помогает удовлетворить потребности других членов семьи или основной компании. Каждое следующее поколение может добавлять в бизнес что-то новое.

Часто семейный бизнес помогает сохранить брак. Многие говорят: если бы я не работал вместе со своей супругой, мы бы уже давно развелись. Секрет в том, что пара, занимающаяся общим бизнесом, вкладывает много энергии в свой брак, в свои отношения с мужем/женой, братьями, сестрами, детьми. Это мало кто делает, за исключением владельцев семейного бизнеса.

Еще одно преимущество семейного бизнеса — доверие. Это одна из необходимых составляющих успешности семейного дела. Даже наемные сотрудники в семейных компаниях больше доверяют организации, чем те, которые работают в традиционном бизнесе.

«УК»: А что самое сложное в семейном биз­несе?

О.Я.: Переход от поколения к поколению. Ведь нужно посвятить детей в мечту родителей, не принуждая их отказаться от собственной мечты. Нельзя просто сказать: оставь свою мечту и займись работой в семейной компании. Надо провести переговоры между представителями разных поколений — чтобы разобраться, как работать вместе, и понять, как удовлетворить потребности всех членов семьи.

«УК»: Каковы основные принципы успешного семейного бизнеса?

О.Я.: Доверие и уважение. Часто говорят, что важнее всего любовь. Но я считаю, что основа всего — это доверие и уважение. Если вы не доверяете членам своей семьи, а просто любите их, — этого недостаточно для успешного семейного бизнеса. Нужно также уважать их — даже если они не участвуют в повседневном управлении бизнесом, а просто являются владельцами его доли. Семейный бизнес — это призвание для первого поколения, основавшего компанию. Но не обязательно он будет призванием и для всех представителей последующих поколений. Возможно, из двух сыновей только один окажется по призванию менеджером, а второй захочет стать архитектором. Но даже в этом случае он останется собственником и должен будет учиться тому, каково оно — быть владельцем бизнеса. Все члены семьи, независимо от того, работают они в этом бизнесе или нет, должны учиться уважать друг друга и доверять друг другу.

А еще им надо учиться разрешать конфликты. Бытует такой миф: если я люблю тебя — я должен всегда с тобой соглашаться и никогда не ссориться. Поэтому семьи очень боятся ссор. Но ведь это порой необходимо для пользы дела! Не нужно бояться спорить — надо просто делать это с уважением друг к другу.

Полезно рассматривать семейный бизнес как страну с ее собственными законами. Нужно знать, кто принимает решения, кто за что отвечает, как определяется зарплата. Платить ли членам семьи с одинаковым профессиональным уровнем одинаковую зарплату, распределять ли прибыль в зависимости от объема выполняемой работы? Все это нужно прописать в специальном семейном протоколе, в книге законов семейного бизнеса. Это непросто, но если вы сделаете это, то сможете не только создать успешную компанию, но и сделать лучше свою семью.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
12 soft skills 21 века. Коуч-книга для вдохновения и развития12 soft skills 21 века. Коуч-книга для вдохновения и развития
Эффективные письменные деловые коммуникацииЭффективные письменные деловые коммуникации
Искусство офисных интриг. Как построить успешную карьеру в мире лжи, подстав и грязной игрыИскусство офисных интриг. Как построить успешную карьеру в мире лжи, подстав и грязной игры

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)