ИНСАЙТЫ | Эффективность управления 15 июня 2015 г.

Шесть типов вопросов, которые задают настоящие лидеры

Источник: iBusiness.ru

Инструкции и предписания часто не позволяют добиться того результата, который достигается, когда вы задаете правильные вопросы, считает Саньин Сьянг (Sanyin Siang), генеральный директор в Coach K Leadership & Ethics Center при школе бизнеса Фукуа Университета Дьюка.

Саньин Сьянг (Sanyin Siang)
Саньин Сьянг
(Sanyin Siang)
В мире, где мы можем рассчитывать на то, что у наших лидеров всегда найдутся ответы, какую роль играют вопросы в эффективности управления?

За время работы в Университете Дьюка я имела возможность сотрудничать с лидерами в разных отраслях и сферах, начиная с глав компаний, входящих в список Fortune 100, заканчивая правительственными чиновниками и визионерами нашего времени. И я неоднократно замечала, что самые эффективные управленцы не беспокоятся о том, чтобы иметь на все готовый ответ. Вместо этого они мастерски задают главные вопросы.

Эффективные лидеры прекрасно понимают, что в современных условиях быстро меняющегося рынка вопросы и задачи сложны и неоднозначны. Каким бы выдающимся ни был человек, практически невозможно держать в голове все данные, обладать всеми знаниями и опытом, необходимыми для выбора оптимальных стратегий и поиска наилучших решений.

Поэтому они окружают себя теми, у кого есть необходимые профессиональные знания, опыт или точки зрения, которыми они не обладают. Выдающиеся руководители понимают, что роль лидера не в том, чтобы быть профильным экспертом, а в умении добывать ключевую информацию, которая ложится в основу принятия решений.

В подобной ситуации эффективные лидеры используют вопросы для того, чтобы:

1. Установить отношения доверия и выразить свои идеи. Эффективные лидеры не боятся задавать любые вопросы, потому что грамотно сформулированный вопрос может расширить понимание проблемы и передать точку зрения опрашиваемого. Подумайте о великих интервьюерах, таких как Барбара Уолтерс, Ларри Кинг или Опра Уинфри, и о том, как задаваемые ими вопросы передают область компетенций этих людей наряду с ценностями, которые они проповедуют.

Эллен Куллман (Ellen Kullman), председатель совета директоров и президент компании Dupont, которая также видит свою роль в том, чтобы быть «главным рекрутером», однажды поделилась со мной своим секретом — на самом деле вы можете сказать о человеке больше по вопросам, которые он задает, чем по ответам, которые он дает вам.

2. Проникнуть в самую суть проблемы. Они задают вопросы, которые отфильтровывают важную информацию от прочего шума, что позволяет связать факты в единое целое и сделать правильные выводы. Они смотрят на общую картину и задаются вопросами: почему это так? как это повлияет на нас? что мы можем допустить? что мы должны знать, а чего мы еще не знаем? какими еще вопросами нам нужно будет озадачиться прямо сейчас?

3. Убедить людей сосредоточить внимание на будущих позитивных переменах, а не на негативной реальности. Сегодня, когда неопределенность и плохие новости беспокоят даже лучшие организации, это особенно необходимо. Легенда Мэдисон-авеню Кейт Рейнхард (Keith Reinhard), бывший председатель и CEO крупнейшего агентства DDB, как-то рассказал историю о том, что произошло, когда DDB лишилась крупного рекламодателя American Airlines. Эта новость нанесла серьезный удар по моральному духу сотрудников.

В тот день Кейт спросил: «Если бы вам нужно было написать заголовок, иллюстрирующий взаимоотношения DDB и АA на протяжении пяти лет, какой бы это был заголовок?» Задавая вопрос, который пробуждает воображение сотрудников, он заодно вернул им чувство оптимизма. В конце концов его команда предложила идеи, которые позволили им отбить клиента.

4. Содействовать сотрудничеству. Грамотно сформулированные вопросы могут способствовать ослаблению напряженности, связанной с, казалось бы, противоположными точками зрения, а также вселить в людей энтузиазм и радость от предстоящей совместной работы. Здесь нет четких шаблонов. Подход, который я использую, заключается в следующем: сначала нужно увести разговор в сторону от настроя «кто кого», который, как правило, присущ противоборствующим сторонам, затем найти способы подключить действенные аспекты каждой из них. После этого попробуйте разобраться в мотивировке каждой точки зрения. Полученная информация может привести к вопросам, которые позволят сторонам сойтись на объединяющем (отличном от компромиссного) третьем, более эффективном варианте.

5. Воспитывать более сильное чувство личной причастности и индивидуальной ответственности. Вопросы, в отличие от высказываний, создают другую расстановку сил между спрашивающим и отвечающим. Постановка вопроса может повысить чувство значимости ответчика не в ущерб авторитету лица, задающего вопрос.

Например, Меллоди Хобсон (Mellody Hobson), председатель совета директоров компании DreamWorks Animation SKG и Ariel Mutual Funds, а также член совета директоров Starbucks, рассказала мне историю о том, как она использовала вопросы для выстраивания продуктивной обратной связи.

Несколько лет назад, видя, что один из ее сотрудников плохо справляется со своими обязанностями и делает массу ошибок, Меллоди вызвала его к себе. Продемонстрировав показатели эффективности работника ему самому, она поинтересовалась у подчиненного: «Основываясь на этих данных, что бы вы подумали или сделали, если бы были на моем месте?» Мало того, что сотрудник пришел к тому же выводу, что и она, преподнеся обратную связь как вопрос, Меллоди внушила работнику большее чувство ответственности за то, чтобы ситуация изменилась к лучшему.

6. Развивать лидерский талант в других. Вопросы наделены большой властью, они позволяют взглянуть на проблему глазами другого человека. Как тренер, работающий с высшим руководством, я считаю, что инструкции и предписания часто не позволяют добиться того результата, который достигается, когда вы помогаете человеку сопоставить факты, чтобы составить полную картину происходящего и понять, что он уже знает правильный ответ.

При возникновении сложных ситуаций просто начинайте с таких вопросов, которые способствуют более глубокому их пониманию. Подобные вопросы повышают самосознание и позволяют проникнуть в самую суть проблемы. Как только люди начинают осознавать свои способности и приобретают уверенность в своих возможностях, они начинают постепенно раскрывать свой лидерский потенциал.

Так что в следующий раз в разговоре или при встрече не поддавайтесь искушению включиться в беседу и самим дать все ответы. Взгляните на ситуацию со стороны, внимательно слушайте и смотрите, какие вопросы могли бы всем помочь глубже проникнуть в суть дела, зажечь воображение, содействовать сотрудничеству, усилить чувство личной причастности и индивидуальной ответственности и лучше передать, кто вы есть и что вы значите для других.

И затем спрашивайте.

По материалам "The 6 Types of Questions Great Leaders Ask", LinkedIn.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Пять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгоранияПять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгорания
НЕ ТУПИ. Только тот, кто ежедневно работает над собой, живет жизнью мечтыНЕ ТУПИ. Только тот, кто ежедневно работает над собой, живет жизнью мечты
Выигрывает каждый. Как добиться успеха, помогая другимВыигрывает каждый. Как добиться успеха, помогая другим

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)