ИНСАЙТЫ | Лидерство 27 января 2011 г.

Харизматическое лидерство или высокопроизводительные команды?

Автор: Стюарт Уокли (Stuart Walkley)
Источник: Тренинги в Украине

Прямая речь от Стюарта Уокли, директора компании "Oakridge Training and Consulting", о лидерстве в XXI веке, и причинах, которые приводят к смене одного героического лидера, борющемуся против всех и вся, на высокопроизводительные команды.

Люди могут многое предложить своей организации, и для того, чтобы они были заинтересованными и положительно настроенными, их необходимо ценить за тот вклад, который они могут сделать. Людям необходимо считать свою работу значимой, а свой вклад — ценным, и это играет намного более важную роль, чем финансовое вознаграждение.

В эру знаний необходимы лидеры, которые могут вдохновлять других людей и предоставлять им возможности для трансграничного сотрудничества в рамках более плоских организационных структур. Сами руководители признают, что виды лидерского поведения, необходимые для текущей и будущей руководящей деятельности в их организациях, существенно отличаются.

Пересматривается также и вопрос о том, кто является лидером. Все в большей степени лидерские полномочия переходят от отдельных людей к командам в рамках матричной структуры. Все больше внимания уделяется вопросу о том, что последователям надо от лидеров. Вместе с этим, граница между последователями и лидерами становится все более подвижной.

В эру знаний необходимы лидеры,
которые могут вдохновлять других людей

В возможностях недостатка нет. Коль проведенные исследования наталкивают на мысль о том, что команды лучше, чем отдельные лица, справляются с ситуациями, требующими разнообразных умений, мнений и опыта, коль команды способны адаптироваться к изменениям быстрее, чем отдельные лица, то мы, несомненно, получили ответ на любую запутанную организационную проблему нашего сложного времени: высокопроизводительные команды.

Противоборство лидера и команды: мой первый опыт

К сожалению, от них будет мало пользы, если они будут такими же случайно образованными и бездарными, как первая команда, которой я руководил в своей жизни: в окружной начальной школе имени королевы Маргарет в Приорс Парк, Тьюксбери, еще в 1960-х гг., когда меня по ошибке выбрали капитаном нашей команды для викторины по правилам безопасности дорожного движения.

Это было ужасно. Я, конечно же, включил в команду своих друзей, но затем Мисс Попплтон навязала мне самую непопулярную девочку в классе. Мы собрались под зорким оком la Poppleton, и я раздал всем по экземпляру Правил дорожного движения, чтобы подготовиться к викторине. Я их зубрил изо всех сил. Казалось, что ПДД в основном были о праве первоочередного проезда для лошадей на вершине холма возле пешеходного перехода, когда с противоположного направления движется молоковоз рядом с автоматическим железнодорожным переездом.

Но никого, кроме меня, участие в команде особо не интересовало. Двое из участников не пришли вечером на викторину, еще двое весь вечер только хихикали и ерзали, так как явно и не заглядывали в свой экземпляр с ПДД, и мне пришлось отвечать на большинство вопросов самому — конечно же, за исключением той самой ужасной девочки, которая перечила почти всем моим словам.

Команды не складываются сами по себе,
и лидеры и их последователи не появляются из ниоткуда

Вопрос о лошадях, молоковозах и автоматических железнодорожных переездах так и не был задан. Мы проиграли. Только через два или три года мне доверили такое минимально ответственное задание, как приносить в класс поднос с молоком для учеников. Девочка, конечно же, добилась гораздо больших успехов. А я заработал себе травму на всю жизнь.

Конечно же, мы не были «высокопроизводительной командой». У нас не было общей цели, не было руководства и последователей, мы не сотрудничали друг с другом и не доверяли друг другу, у нас отсутствовали методы урегулирования конфликтов, и полностью отсутствовала личная заинтересованность.

Улучшилась ли ситуация с тех пор? Надеюсь, что да, ради будущего всех нас. Но команды не складываются сами по себе, и лидеры и их последователи не появляются из ниоткуда.

Опрос, проведенный среди высшего руководства, позволяет прогнозировать, что в будущем успех будет зависеть от «умения сотрудничать и делать упор на команду, а не на отдельного лидера». Девяносто семь процентов респондентов отметили, что лидерам в их организации для достижения успеха нужно было сотрудничать.

Несмотря на это, менее половины опрошенных представителей высшего руководства полагали, что лидеры в их организации обладают хорошими навыками сотрудничества. Сложной проблемой, стоящей на пути лидерства, основанного на сотрудничестве, является разброс необходимых умений и навыков: они охватывают и технологически обусловленные умения, и навыки в сфере развития команды и межличностного понимания.

В чем заключается проблема?

Мы признаем потребность в высокопроизводительных командах и их важнейшую роль для будущей успешной деятельности, но мы попросту не знаем, как добиться их наличия. Безусловно, это именно та область, на которой мы, как консультанты и специалисты в области обучения, должны сосредоточить наши начинания.

В нашей работе нам надо пойти дальше и
выйти за пределы пристрастия к анализу

Именно нашей обязанностью является повышение роли и значения командного руководства в наших организациях, а также акцентирование внимания на том, что высокопроизводительные команды создаются и развиваются в результате спланированной деятельности и содействия, а не благодаря назначениям в стиле Мисс Попплтон.

В нашей работе нам надо пойти дальше и выйти за пределы пристрастия к анализу. Кто еще не провел у себя «тест Белбина», чтобы обсудить типы команд, и не порадовался после определения своих сильных сторон по Маркусу Бакингему? Нам надо выйти за рамки теории Такмена о «формировании — нормировании — конфликте — функционировании», принятой еще в 1960-х гг. Пусть это — превосходная теория, но знание этапов развития команды само по себе не позволяет ее создать.

Что делать?

Пора перестать играть в командные игры и добавить конструктивности и прямоты при оказании организациям содействия в создании и развитии высокопроизводительных команд.

Нам надо пересмотреть методы нашей работы как специалистов в области обучения и значительно больше внимания уделять своей работе в качестве ресурса для создаваемых команд, чтобы их обучать и направлять, понимать их и ставить перед ними сложные задачи. Нам надо на одном уровне стать частью каждой важной команды перемен или проектной команды, работая рука об руку как с лидерами, так и с последователями.

Пора перестать играть в командные игры

Именно таким образом мы сможем принести намного больше пользы, чем в случае организации «тренинга по тимбилдингу» или проведения двухдневного семинара.

И если бы от Мисс Попплтон я получил такую поддержку, а не жуткую девчонку, все было бы в порядке.

Оригинал статьи: "Charismatic leadership or high performing teams?", Training Journal.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Развитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техникиРазвитие эмоционального интеллекта. Подсказки, советы, техники
Ицхак Адизес. Лучшее. Пища для размышленийИцхак Адизес. Лучшее. Пища для размышлений
Восемь правил эффективности. Умнее, быстрее, лучшеВосемь правил эффективности. Умнее, быстрее, лучше

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)