ИНСАЙТЫ | HR 27 декабря 2019 г.

Диджитализация HR-ов: беззаБОТные или безраБОТные?

Автор: Татьяна Пашкина, HR-эксперт портала rabota.ua
Источник: ПроHR

Тема диджитализации всех процессов в компании, особенно «человеческих», буквально овладела умами. Выросло количество публикаций, выступлений на конференциях, предложений от стартаперов, инсталляторов и инфлюэнсеров — в общем, лес зашумел. Все преисполнились энтузиазма, а самые вдохновленные даже бросили некоторые участки — их же все равно диджитализируют чуть ли не завтра. Правда ли это? На что стоит рассчитывать HR-у и обо что он может больно споткнуться, я попыталась предусмотреть в этой статье.

Диджитализация HR-ов: беззаБОТные или безраБОТные? Быть футурологом — дело неблагодарное, но 20 лет в профессии дают мне некую надежду на успех. Тем более что HR-процессов, которые можно успешно оцифровать, десятки. Конечно, я не противник диджитализации. Просто я люблю предусматривать все сложности до того, как ввязываться в драку. И вот что я вижу сейчас.

1. Диджитализация — не только повестка дня, но и камень преткновения

Во многих компаниях. Начиная с ситуации, когда члены рабочей группы банально не могут договориться между собой и затягивают принятие решения по мельчайшим нюансам. Заканчивая классической историей про «испорченный телефон». В диджитализации это может выглядеть так: думали, что диджитализируем вот так, сказали об этом по-другому, исполнитель понял третье (обратную связь не брали, контролировать исполнение начали на финальном этапе и ужаснулись). Смогли реализовать четвертое. Как результат — конфликт и проваленный проект. Иногда прямо на стадии формирования ТЗ.

2. Пока писали ТЗ, ругались-спорили — окружающая среда изменилась

Например, пока вы упоенно автоматизировали велосипед, из соседнего гаража выкатился «харлей». Пока вы считали свой функционал и уровень решения проекта суперским, оказалось, коллеги по рынку не дремали и «выкатили» такой функционал, что ваш шедевр поблек. И целевая аудитория уже хочет большего. А его у вас нет.

3. Вы ускорились, а остальные — нет

Стандартнейшая ситуация — ускорение процедур, например, в подборе, без ускорения руководителей, принимающих решение по кандидату, сводит ваши усилия на нет. Пока вы автоматизировали рутину в подборе и научились находить кандидатов там, где их отродясь не бывало, и поражать руководство количеством и качеством кандидатов, как обратную связь по ним получаете тишину. И ваша репутация «киснет» с утроенной скоростью. В результате теряете уже не трех, а девять кандидатов из-за просроченной обратной связи. В любой компании есть свое «горлышко бутылки». Если начать автоматизацию не с него, все пойдет прахом — оно «закупорит» любые улучшения.

Еще один фактор — автоматизация обесценивает любую коммуникацию или услугу. Считается, что боты делают это быстрее и дешевле. Чем вы готовы компенсировать такой урон для целевой аудитории?

4. Автоматизация требует большей квалификации

Всю рутину берут на себя боты — но готовы ли вы отдать им рутину, а сами заниматься более сложной и креативной работой? Готовы ли вы поддерживать ботову скорость обработки рутины? И найдется ли теперь в организации работа для вас, если вы не готовы или вам это просто не нужно?

Еще один интересный фактор — иногда в группу по внедрению приглашают самых крутых профи, и продукт они делают «под себя». Исходя из своего уровня профессионализма, и многое предполагают по умолчанию наличествующим в опыте сотрудников. Готова ли компания «подтянуть» прочих HR-ов, чтобы они смогли полноценно поддерживать обновленную диджитализированную функцию? У нас же HR-ов принято обучать по остаточному принципу… или оставлять им право на самообучение.

5. Связка «бот-человек» показывает уровень организованности компании

Простодушные боты могут «спалить контору»: врать они не умеют, факапы прикрывать изящными словесами их тоже не учат. И получается, что бот свою часть «на передовой» выполнил, стандартные вопросы «окучил» — а дальше тишина. Которая в плюс компании не идет никоим образом. Кандидата раздражает, что на элементарный вопрос он получил быстрый и правильный, но общий ответ. А вот попытка уточнить важный для кандидата нюанс переходит на привычные рельсы «ваш звонок очень важен для нас, оставайтесь, пожалуйста, на линии…». И чаще всего негатив кандидата переносится на HR-а, который стоит следующим в коммуникационной цепочке. Почему? Внедрение бота в коммуникацию переносит человеческое общение на уровень «лакшери». Соответственно, и восприятие кандидатом этой коммуникации становится таким же. Поэтому любой человеческий промах для соискателя вдвойне обиден. Вы готовы, что вам больше не будут прощать мелкие недочеты, ляпы и просто неаккуратность и непунктуальность?

Подведем итог

Диджитализация HR как смена парадигмы и оптимизация основных бизнес-процессов — несомненное благо. Равно как и уменьшение глупой бумажной или просто рутинной работы, отнимающей много времени и сил. И надежда на то, что это освободившееся время можно будет потратить на дела более важные, креативные и вдохновляющие. С возможностью дообучения и «прокачки скиллов».

При этом важно понимать, что чудес не бывает — любая диджитализация предполагает много сложной работы еще на этапе проектирования, а уж при внедрении и подавно. И необходимость «подкрутить-подвинтить» буквально на ходу — постоянно и внезапно. В комплект входит большая мультифункциональность HR-ов, повышенная ответственность и другие обратные стороны прогресса.

Поэтому, ратуя за диджитализацию, нужно понимать: в стороне отсидеться просто не дадут. Зато и результатами наслаждаться предстоит тоже вам. Решайтесь.

Иллюстрация: Persono Digital HR Solutions




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
НЕ ТУПИ. Только тот, кто ежедневно работает над собой, живет жизнью мечтыНЕ ТУПИ. Только тот, кто ежедневно работает над собой, живет жизнью мечты
Эффективность на работе. Держать фокус. Управлять своей энергией. Добиваться выдающихся целейЭффективность на работе. Держать фокус. Управлять своей энергией. Добиваться выдающихся целей
Безграничный разум. Учиться, учить и жить без ограниченийБезграничный разум. Учиться, учить и жить без ограничений

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2025, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)