ИНСАЙТЫ | Бизнес-концепции 1 апреля 2010 г.

Новая парадигма в бизнесе

Автор: Дмитрий Медведев
Источник: Coaching.biz.ua

Дмитрий Медведев
Дмитрий Медведев
Мы живем в интересное время. Мир меняется, и эти изменения происходят быстрее с каждым годом. Вряд ли кто-то мог представить лет 10 назад, что сообщества переводчиков или ученых, объединившись вокруг какой-либо идеи, смогут создавать продукт, конкурирующий с мощными коммерческими фирмами; что неформальное объединение программистов может проделать за 5 лет работу, на которую ушло бы лет 30 в IT-корпорации; что можно создать потребительские сообщества, через которые покупается и продается товаров на миллиарды долларов без рекламы и маркетинговых хитростей.

Не стоим ли мы на пороге революции в методах организации бизнеса?

Но давайте рассмотрим все по порядку.

В свое время, лет 100 назад, разделение труда было огромным благом для делового мира. Свой вклад в этот процесс внесли величайшие бизнесмены того времени — Тейлор и Форд. Промышленные предприятия разделили на отделы, построили иерархии, каждому сотруднику определили круг обязанностей и полномочий. Так было проще понять, что происходит в цехах заводов и как управлять огромной армией рабочих.

Вся последующая история развития менеджмента сводилась к попыткам наладить взаимосвязи как внутри компании, между её отделами, подразделениями и отдельными сотрудниками, так и вовне — с поставщиками и клиентами.

Различные бизнес-концепции и модели появлялись как грибы после дождя. Каждая новая была лучше предыдущей и обещала решить все возникающие трудности. В итоге управлять бизнесом стало настолько затратно и сложно, что кампании теряли гибкость, а некоторые — ценовую конкурентоспособность.

Попытки привести коммерческие организации к внутреннему порядку и эффективности при помощи достижений менеджмента — правильное и вполне логичное действие. И когда старая модель приходит в негодность, обязательно появляется что-то новенькое.

Но прорыв произошел, как всегда не там, где его ожидали. Специалисты, исследующие теорию хаоса и теорию систем, сделали открытие, которое может перевернуть основы бизнеса. Дело в том, что в любой системе (разумеется, и бизнес нужно рассматривать как систему) изначально существует порядок. То есть любая существующая система изначально развивается не хаотично, как может показаться, а в соответствии с первоначально «зашитой» в неё моделью.

Открытие дает нам повод уверенно заявить: если существует организация — будь-то коммерческая фирма или сообщество программистов — внутри неё изначально действует естественный порядок, необходимый для достижения поставленных целей и нет смысла этот порядок совершенствовать. Все уже и так существует в лучшем виде.

В это сложно поверить, но неформальные сообщества профессионалов, объединенных в wiki-проекты, нисколько не отличаются по эффективности своей работы от крупных компаний. И у тех и у других существует свой внутренний порядок, своя система управления внутренними и внешними процессами. Просто у вторых на эту систему надстроены бизнес-модели и концепции.

Организации, объединенные «по внутреннему зову», называют холархиями. Термин впервые был использовал в середине прошлого века Артуром Кёстлером. Если кратко — это модель, в которой каждая часть в организации (сообществе) является самостоятельной целостной системой, но при этом — частью системы большего порядка. Составные части холархий могут спокойно покидать материнскую структуру, менять свою роль и степень участия в ней, и при этом никто не пострадает.

Классический пример холархии — цепочка атом-клетка-организм (целое становится частями новых целых). То есть атомы могут существовать самостоятельно, но объединившись в клетку, ведут более сложную деятельность. То же происходит на уровне "клетка — организм". В профессиональной работе — такая же тенденция. Например, переводчик может переводить книгу самостоятельно, но объединяется в сообщество с коллегами, и их совместная работа повышает качество работы, к тому же приносит намного больше удовольствия.

В наше время термин холархия используют в противовес иерархии доминирования (когда части системы не могут существовать сами по себе, а низшие уровни жестко подчинены высшим).

Есть компании, которые используют модель Кёстлера и при стандартной форме организации труда. То есть целенаправленно создаются как целостный живой организм, стараясь не создавать новых граней, полярностей и разделительных барьеров, а развивать у своих сотрудников ощущение целостности и сопричастности.

Например, используется «стертость» вертикальной иерархии в компании. Когда руководитель в одном из проектов может запросто стать подчиненным в другом. Довольно сложно представить себе работу, когда у тебя нет постоянного шефа. Но такая структура дает гибкость мышления, умение действовать самостоятельно, и является прививкой от всякого рода звездных болезней.

Появление wiki-проектов и потребительских сообществ — факт неоспоримый и многие крупные корпорации приняли решение поддерживать и участвовать в них. Какой путь будет пройден и как изменится формат современного бизнеса — можно только догадываться. Мы видим пока только контуры новых концепций и уже можем участвовать в построении чего-то подобного. Ведь догонять потом будет сложнее.

Об авторе:

    Дмитрий Медведев, специалист в области установления командной и межкомандной коммуникаций, эксперт в области создания и развития социальных сообществ. Основатель сообщества коучей Европейская коучинговая группа. Автор программы "Целостный подход в менеджменте".



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Триггеры. Формируй привычки — закаляй характерТриггеры. Формируй привычки — закаляй характер
Как делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу ZettelkastenКак делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу Zettelkasten
Проект «Средний палец». Радикальное решение для тех, кто задолбалсяПроект «Средний палец». Радикальное решение для тех, кто задолбался

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)