ИНСАЙТЫ | Бизнес 16 января 2012 г.

Цель бизнеса

Автор: Дарюс Радкявичюс
Источник: журнал "&.СТРАТЕГИИ" (№10, 2011)

Дарюс Радкявичюс
Дарюс Радкявичюс
«Когда мы начинаем применять математические законы в реальной жизни, они теряют свою определенность. И чем большую определенность они приобретают, тем сильнее отрываются от реальности».
Альберт Эйнштейн

Вопрос, какова цель бизнеса, кажется глупым, потому что все знают: цель создания бизнеса — прибыль. Сам Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии по экономике, утверждал: «У бизнеса есть только один вид социальной ответственности — использование всех своих ресурсов для получения законной прибыли». Однако здесь есть одно «но». Если ключевым словом или символом становится слово «прибыль», тогда возникает мыслительный парадокс, который образно в своем произведении «Generation «П» выразил Виктор Пелевин: «…за бабками стоят только бабки, верно?… тогда чисто непонятно — почему одни впереди, а другие сзади?». Мотивация руководства компании, а нередко и рядовых сотрудников часто имеет от прибыли еще одно негативное последствие. Это связано с двумя парадоксами: первый состоит в том, что в организации почти никто, за исключением одного, двух и, если повезет, трех руководителей, не понимает, что такое прибыль и на чем она основана. Это нормально, поскольку прибыль очень похожа на мираж в пустыни: на бумагах ее можно увидеть, а потрогать почти ни у кого не получается. И самое интересное то, что зафиксированное на бумагах чаще всего не соответствует реальному положению в банковских счетах компании. Поэтому, если сотрудникам ставить мотивацию на мираж, извините, на прибыль, тогда они склонны также искать миражные пути ее заполучить: некоторые вносят поправки в цифры в конце года (пример — американская компания Enron), другие уговаривают клиента «купить» в конце года в несколько раз больше, чем требуется, с гарантией возврата. Еще кто-то активнее эксплуатирует людей, а кто-то — обманывает партнеров, чтобы «профинансировать» сговор с властями и т. д. То есть в погоне за миражом все средства достижения этой цели кажутся оправданными, ведь как иначе можно поймать мираж? В традиционном бизнесе никто не задумывается о том, что если гарантия наличия у человека работы напрямую связана с объемом продаж, ни о какой морали не может быть и речи.

Парадокс, но бизнес, построенный на такой основе, очень хрупкий, даже если он крупный. Его собственник, скорее всего, находится в золотой клетке, а не на свободе. Ему трудно кому-то доверять, он не может надолго отлучиться и зависит от политических процессов в стране. Такой способ накопления богатства напоминает историю царя Мидаса. На самом деле в глубине души каждый мечтает иметь больше любви, радости и свободы, полагая, что деньги именно это и дадут.

Максим Горький писал: «Когда работа — удовольствие, жизнь — это радость, а когда работа — обязанность, жизнь — это рабство». Многие собственники, руководители и рядовые сотрудники добровольно попадают в рабство скуки, монотонности и безнадежности. У китайцев даже принято, что мужчине старше 40 лет не только смеяться, но и улыбаться не позволено, особенно если он руководитель. Так что на мою постоянную улыбку с удивлением реагировали переводчицы. Да, соблазн тихого страдания заразен и очень силен: собственники страдают, что власть меняется; руководители — что не найти хороших и верных сотрудников; сотрудники — что мало платят; жены — что не видят мужей. Дальше можете продолжить сами.

За прибылью, точнее выражаясь, за деньгами должна стоять какая-то идея. Хотите вы или нет, но в наши времена люди больше не собираются под фальшивыми знаменами. Вернее, их можно собрать, но невозможно удержать. Давным-давно сам Адам Смит, апологет капитализма, писал, что человеческая натура не подчиняется исключительно соображениям личной выгоды (The Theory of Moral Sentiments).

Тут для создателей бизнеса и руководства возникает вопрос: как сделать так, чтобы сотрудники чувствовали себя скорее волонтерами, чем наемными работниками? Большие организации добровольцев доказали, что за идею люди готовы работать бесплатно и работают более эффективно, чем сотрудники типичных организаций, платящих зарплаты.

Один из самых знаменитых и везучих бизнесменов наших дней Ричард Брэнсон подсказывает направление решения: «Мы ведем дела не с деньгами, а с людьми». И соответственно с их потребностями. Вот почему большинство бизнес-идей, построенных на том, чтобы кого-то скопировать, подражать кому-либо и так заработать большие деньги, чаще всего в течение первых трех лет рушатся, поскольку они построены не на решении определенных проблем, а на материальном предложении того же, только в большем объеме.

Если бизнес выстроен вокруг клиента, их удовлетворенность сама по себе является конечной целью, для достижения которой сотрудники проявляют больше страсти и интереса, чем для простого получения прибыли. Деньги — результат внимания, а не наоборот.

Рич Девос, создатель 32-й по величине ($8,4 млрд.) в США компании Amway, пишет: «Вы можете иметь в жизни все что угодно, если сначала захотите помочь достаточному количеству людей получить то, что хотят они». Этот путь он назвал сострадательным капитализмом. Джеффри Шварц из компании Timberland уверен: «Нет ничего более расточительного, чем сжигать людей на работе».

Самая настоящая корпоративная алхимия возникает только тогда, когда участники бизнеса (поставщики, сотрудники, магазины и покупатели) — не конкуренты, стремящиеся захватить как можно больший кусок от общего пирога и сыграть в нулевую (мне все, а им ничего) игру, а партнеры, вносящие вклад в общее дело.

Обобщая сказанное о прибыли как основной цели бизнеса, можно высказаться словами Альберта Эйнштейна: «Когда мы начинаем применять математические законы в реальной жизни, они теряют свою определенность. И чем большую определенность они приобретают, тем сильнее отрываются от реальности».

Дух дзэн вторит: чем усерднее вы стараетесь заработать деньги, тем усерднее они от вас ускользают.

Долговременное богатство достигается только тогда, когда постоянно фокусируется на удовлетворении потребности людей. Вся экономическая активность, которая вредит человечеству (эксплуатация, загрязнение природы и проч.), рано или поздно терпит неудачу.

Адам Смит этот механизм назвал «управление невидимой руки», а я думаю, что так работает закон эволюции, направляющий нас на то, что благосостояние человечества является конечной целью экономической активности.

Об авторе:




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Гиперфокус. Как я научился делать больше, тратя меньше времениГиперфокус. Как я научился делать больше, тратя меньше времени
Восемь правил эффективности. Умнее, быстрее, лучшеВосемь правил эффективности. Умнее, быстрее, лучше
Однозадачность. Успевайте больше, фокусируясь только на одном делеОднозадачность. Успевайте больше, фокусируясь только на одном деле

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)