ИНСАЙТЫ | Лояльность персонала 9 февраля 2010 г.

Штормовое предупреждение

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№1-2, 2010)

В 2010-м лояльность персонала еще более снизится, а влияние аргумента «ты все еще работаешь у нас» ослабнет. Чем подкупать сотрудников — выясняла «ВД».

Недовольство наемного персонала растет. Две трети сотрудников всерьез подумывают о смене места работы, а собрать вещи и бежать по первому зову мечтают 38% работников отечественных компаний. Таковы результаты опроса , проведенного порталом BIZ.liga.net (опрос проводился с 14 сентября по 14 октября 2009 года), в котором приняли участие в опросе приняли 1015 респондентов. А по данным компании WST-Сonsul­ting, за аналогичный период «сытого» 2007-го к таким кардинальным действиям были готовы менее четверти офисного «планктона». Тем не менее руководителям, строящим долгосрочные планы, самое время подумать над тем, как и, главное, с кем они будут укреплять бизнес после выхода из кризиса.

На разных полюсах

По словам Павла Литвина, генерального директора компании СК «Наста», «2010 год все еще будет годом работодателя, а не соискателя. Ведь рынок труда по-прежнему насыщен высококлассными специалистами, которые часто заинтересованы в трудоустройстве на значительно более выгодных для работодателя условиях». Поэтому можно утверждать, что весь нынешний год пройдет под знаком «вынужденной лояльности». Те, кто не относится к числу суперпрофессионалов, будут вынуждены, сцепив зубы, терпеть ущемления со стороны работодателей.

Так, к примеру, крупные торговые предприятия, а также компании, работающие в сферах, где квалификация основной части персонала не имеет решающего значения для развития бизнеса, используют сложившуюся ситуацию, чтобы извлечь из нее максимум выгоды. «На «работных» сайтах явно видно, как такие компании в своих вакансиях раз в два-три месяца уменьшают предлагаемую оплату. Иногда они незначительно меняют название должности, снижая зарплату и параллельно увеличивая список требований и функциональных обязанностей», — сообщил Леонид Чермис, HR-консультант компании WST-Consulting (консалтинг, подбор персонала, штат — 10 чел.). — Таким образом, при традиционной текучести персонала, к примеру, в сфере розничной торговли, где 30%-я ежегодная смена персонала является обычным делом, сейчас можно говорить о превышении этого показателя на 10-15%».

Разумеется, эта «игра на понижение» — продолжение специфической кадровой политики, в которую, по мнению Максима Муровайко, эксперта по рынку труда, включились и крупные банки. «В конце года банкиры традиционно проводят ассесмент (подробнее о таком инструменте оценки персонала, как ассесмент-центр — см. «В центре внимания», «ВД» №11, 2008 г.), в результате которого принимается решение о сокращении и ротации персонала. Есть данные и о том, что несколько известных банков также планируют значительные сокращения числа работников», — сообщил Виталий Михайлов, руководитель рекрутинговой компании WORLD STAFF (штат — 20 чел.).

Кроме того, немало компаний, которые «привязали» зарплаты к докризисному курсу доллара, устанавливают планы, ориентируясь на совершенно другой, новый курс валют. «При этом невыполнение такого плана может грозить сотруднику немедленным увольнением» — отметил г-н Чермис.

«Последние пять-шесть лет много говорилось о социальной ответственности бизнеса и корпоративном духе. Однако большинству наемного персонала пришлось расстаться с иллюзиями о том, что компании готовы заботиться о благе своих сотрудников», — считает Максим Муровайко.

Поэтому, по мнению Леонида Чермиса, на сегодняшний день менее лояльными сотрудниками являются представители некоторых компаний, работающих в сфере FMCG телекоммуникаций, IT, полиграфии — то есть тех отраслей, которые довольно быстро оправились от кризиса, но при этом по-прежнему существенно экономят на фонде заработной платы.

В то же время в отраслях, наиболее по­с­традавших от кризиса, лояльность работников, вынужденных брать отпуска за свой счет либо работать неполный рабочий день, — значительно выше, чем там, где работодатели умудрились повысить отдачу от каждой «зарплатной» гривни, переложив на плечи оставшихся сотрудников двойную и тройную нагрузку.

«Объем работ и, соответственно, уровень зарплат значительно снизился во всех строительных компаниях. Но, несмотря на это, многие из тех наших сотрудников, которые находятся в отпусках за свой счет, готовы выйти на работу по первому звонку», — рассказала Инна Колбасенко, руководитель отдела кадров ООО «БМ Будмеханизация» (строительство, штат — н/д). «В нашей отрасли на сегодняшний день появление вакансий связано исключительно с необходимостью замещения людей, уволившихся по тем или иным причинам. Но, учитывая, что люди со страхом смотрят на происходящее, — своей основной задачей мы видим необходимость всеми возможными способами морально поддерживать сотрудников, чтобы сохранить коллектив», — рассказал Руслан Линкин, начальник департамента персонала СП «Основа-Солсиф» (строительство, штат — более 1500 чел.).

На другом полюсе находятся сотрудники крупных предприятий фармацевтической отрасли, которые практически не почувствовали на себе тяготы и лишения кризиса. «Компании — владельцы аптечных сетей только укрепили свои позиции, в то время как небольшим частным предприятиям приходится бороться за выживание, — рассказывает Ольга Остапович, HR-директор ООО «Юнифарма» (фармацевтическая компания, штат — около 500 чел.). — И более того, даже дефицит персонала здесь особенно ощутим. «Очень остро ощущается нехватка «работников первого стола» — фармацевтов, провизоров. В борьбе за профессионалов крупные фармацевтические компании повышают оклады и предлагают интересные соцпакеты».

Почему хотят сменить место работы

  • Ухудшение условий труда и снижение заработной платы — 57%
  • Отсутствие возможности для профессионального и карьерного роста — 55%
  • Нестабильное положение компании на рынке — 32%
  • Ухудшившийся социально-психологический климат, нервозная атмосфера в компании — 24%
  • Желание сменить сферу деятельности — 18%

Источник: WST-Сonsulting

Доброе слово имеет цену

Впрочем, хотя состояние дел на рынке труда и позволяет работодателям чувствовать себя достаточно уверенно, все равно им не обойтись без пересмотра мотивационных приемов и программ лояльности, считают эксперты, опрошенные «ВД». Ведь при малейшей возможности сотрудники, которые пока еще остаются из-за страха потерять работу, покинут компанию.

«Фирмы вынуждены сокращать затраты, в том числе и на фонд заработной платы, тем самым демотивируя сотрудников и практически снижая лояльность к компании до нуля, — говорит Тимофей Кучер, менеджер проектов HR-консалтинговой компании «Амплуа Брокер». — В такой ситуации очень важно то, каким образом владельцы компании, инвесторы, руководители, HR-служба смогут донести информацию о непопулярных мерах своим сотрудникам. Поэтому можно утверждать, что самой важной частью программ лояльности в 2010 году станет управленческий талант».

И, действительно, период благоденствия приучил топ-менеджеров к мысли о том, что изощренные мотивационные программы, включающие сложную систему поощрений и штрафов, могут заменить личностный компонент в общении с рядовыми сотрудниками. Однако кризис показал, что работники гораздо выше ценят уважительное отношение и поддержку, чем краткосрочные поощрения.

Во времена изменений и неопределенности, полагает Ольга Лондон, директор по персоналу IDS Group (производство, импорт минеральных вод, общий штат — 2300 чел.), «большая часть сотрудников держится за компании, гарантирующие стабильность, а не рискованные возможности. Элементы социального пакета (питание, медицина и т. п.) и общего вознаграждения, куда входят возможности обучения, построения карьеры, а также параметры корпоративной культуры, становятся особенно ценными. Поэтому компаниям нелишним будет помнить не только о деньгах, а использовать весь мотивационный инструментарий, особенно тот, что стоит относительно немного, но требует личного участия и вовлеченности, и чем обычно пренебрегают: внимание и уважение со стороны менеджмента, открытость в коммуникациях, мотивирующая обратная связь».

Именно поэтому «ведущей тенденцией станет работа над таким феноменом, как «вовлеченность» персонала, — убеждена Татьяна Бреус, менеджер проектов Staff Service (поиск и подбор персонала, кадровый консалтинг, штат — 25 чел.). Вовлеченность отражает уровень лояльности персонала к компании. Вовле­ченные сотрудники с большей вероятностью будут рекомендовать свою компанию и ее продукты/услуги другим людям. Также такие сотрудники более устойчивы к переманиванию в другие компании. Для того чтобы создать благоприятные условия для формирования вовлеченности персонала, компаниям нужно работать над такими факторами, как: вдохновляющее лидерство, корпоративная культура, talent-management, повышение чувства ответственности у каждого специалиста и исполнение всех HR-процедур, соответствующих целям компании».

Впрочем, как показала практика, мало кто из менеджеров внял совету уделить особое внимание информированию сотрудников. «Хотя об этом уже немало сказано в прошлом году, но, тем не менее, пока остается фактор нестабильности в стране и в частности в компаниях, необходимо информацию о планах руководства по преодолению кризиса делать открытой и доступной. Осведомленность коллектива о планах руководства по выходу из сложившейся сложной ситуации может значительно повысить лояльность сотрудников к топ-менеджменту и компании в целом. А повышение лояльности, в свою очередь, может увеличить или как минимум не снизить производительность труда», — считает Ольга Беша, консультант по управлению человеческими ресурсами компании Total HR Consulting (кадровый консалтинг, штат — ок. 50 чел.).

Поэтому, по мнению Станислава Вилюхи, управляющего партнера EXON Recruiters (поиск и подбор персонала, штат — 15 чел.), «основной задачей менеджмента в текущем году станет удержание ключевых сотрудников с наименьшими затратами. Работодатели будут обещать повышения, использовать схемы выплаты бонусов с отсрочкой, возможно, даже возобновят кредитование сотрудников». И, надо полагать, все эти меры хотя бы частично позволят приостановить распространение упаднических настроений, разочарования и демотивации, возникших на волне кризиса.

Однако не исключено, что модной тенденцией 2010 года, напротив, станет пристальное внимание руководства не только к тому, какую прибыль приносит сотрудник, но и к тому, как он это делает. «Помимо оценки прибыли, обеспеченной тем или иным менеджером, руководителями, тяготеющими к директивному стилю управления, будут вводиться системы оценивания дисциплины выполнения задач. Так, к примеру, в оценку работы специалиста по сбыту может быть включен такой компонент, как количество проведенных встреч с заказчиками и другие технические моменты, по факту выполнения которых будут предоставляться бонусы», — считает Светлана Криницына, заместитель директора ООО «Атолл-люкс» (туристическое агентство, штат — 22 чел.). Впрочем, такое «закручивание гаек» вряд ли будет эффективным способом обеспечить лояльность сотрудников и увеличить продуктивность работы.

Зачем нужна лояльность

Принято считать, что лояльность сотрудника состоит из трех компонентов — эмоционального, нормативного и вынужденного.

Эмоциональная лояльность обеспечивает позитивную оценку компании, привязанность к своей работе, коллективу.

Нормативная лояльность — следствие внутренней установки человека, воспринимающего свою работу как потребность, как долг, который необходимо выполнить.

Вынужденная лояльность — определяется необходимостью работать в компании при отсутствии возможности альтернативного выбора. При благоприятной ситуации такие люди первыми будут искать новое место работы.

При этом наиболее эффективны те сотрудники, которые демонстрируют эмоциональную лояльность к компании.

Чтобы повысить лояльность сотрудников, руководству важно соблюдать определенные правила:

  • информировать сотрудников о процессах, происходящих в организации и в отрасли;
  • проводить мероприятия по вовлечению сотрудников в процесс работы — формировать управленческую культуру открытого взаимодействия с работниками;
  • периодически проводить мониторинг удовлетворенности работой;
  • проводить мероприятия по улучшению условий труда;
  • снижать фактор риска потенциальной нелояльности на этапе подбора персонала;
  • проводить командообразующие мероприятия.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Однозадачность. Успевайте больше, фокусируясь только на одном делеОднозадачность. Успевайте больше, фокусируясь только на одном деле
Как делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу ZettelkastenКак делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу Zettelkasten
Как разговаривать с теми, кто вас не слышит. Стратегии для случаев, когда аргументы бессильныКак разговаривать с теми, кто вас не слышит. Стратегии для случаев, когда аргументы бессильны

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2024, Management.com.ua

Подписка на Менеджмент.Дайджест

Получайте самые новые материалы на свой e-mail (1 раз в неделю)



Спасибо, я уже подписан(-а)